Показатели доходов населения. Анализ доходов населения рф Рост денежных доходов населения

Реальные доходы населения (РД) рассчитывают путем корректировки общей суммы доходов граждан на индекс потребительских цен.

Как показатель, реальные доходы характеризуют уровень жизни населения и являются индикатором, учитываемым при разработке стратегических программ развития государства.

Реальные доходы населения и их сущность

В отличие от номинальных доходов, реальные дают точную картину благосостояния граждан, так как показывают не сам размер дохода, а количество товаров и услуг, которые можно приобрести. На размер РД оказывает влияние ВВП страны, его перераспределение, уровень цен и другие факторы.

Для расчета РД номинальный доход населения необходимо разделить на индекс потребительских цен. Динамика показателя может быть вызвана изменением общего количества доходов граждан или цен за конкретный период времени.

Показатель РД отражает покупательскую способность внутри страны или региона, рассчитывается и используется для разработки программ социально-экономического развития.

Источники РД

РД включают доходы, полученные гражданами, в том числе от предпринимательской деятельности.

Источники формирования — это поступления в денежной или натуральной форме:

  • зарплат;
  • пенсий, пособий и другой материальной помощи;
  • от сдачи в аренду собственности;
  • от инвестиционной деятельности;
  • от предпринимательской деятельности;
  • страховые;
  • получаемые от подсобного хозяйства.
Чтобы определить реальный доход населения, из общего полученного дохода необходимо вычесть сумму уплаченных за исследуемый период налогов, взносов и других обязательных платежей, после этого скорректировать их на индекс потребительских цен.

Пути повышения

Рост реальных доходов стимулирует внутренний покупательский спрос, что влияет на развитие экономики. РД человека зависит от того, какими благами он владеет и насколько эффективно их использует. Недвижимость, земельный участок или финансовые ресурсы могут быть источниками дохода.

Между ростом реальных доходов населения и уровнем его благосостояния имеется прямая зависимость. Чем быстрее растут РД, тем быстрее увеличивается богатство граждан и количество благ, которые они могут приобрести. И наоборот — падение РД ведет к снижению уровня благосостояния. Несмотря на то, что реальные доходы населения зависят от самих граждан, их желания заработать, улучшить свое благосостояние, во многом на этот показатель влияет государство. Оно создает условия, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными для роста доходов населения. Речь идет не только о влиянии на уровень цен.

Задача государства — грамотно управлять распределением и направлять ресурсы в те сферы, которые создают материальные, нематериальные блага и способствуют росту валового внутреннего продукта. Это позволит создавать рабочие места, увеличивать реальные доходы и благосостояние граждан.

Данные показывают, что несколько изменилась структура денежных доходов населения.

Усилилась роль социальных трансфертов, т.е. пенсий и социальных пособий; повысились доходы от собственности. Основным источником доходов населения остается оплата труда, хотя ее доля уменьшается, усиливается значение других источников.

В формировании рационального поведения людей очень важно правильное соблюдение соотношений между видами дохода. Если трансфертные выплаты играют значительную роль в формировании доходов населения, то это снижает его активность, порождает психологию иждивенчества. Увеличение доли трудовых доходов - стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Поможет в таком стимулировании и налоговая политика; ставки налогов на трудовые доходы 13%, доходы от капитала облагаются по ставке 30% [НКРФ ч.II].

Повышение реальных доходов населения - это одна из главных задач социального плана, но и фактор роста потребительского спроса и, в конечном счете, роста экономики. В последние десятилетия практически во всех странах мира активизировались процессы перераспределения доходов населения. Усиливается неравенство как внутри государств, так и между ними, причем эти явления происходят на фоне роста среднемировых показателей производства и доходов.

Усиление неравенства в распределении доходов, низкий уровень их у основной части населения и концентрация средств относительно небольшой группой людей понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию производства и реального сектора экономики. В связи с этим нарастающее социально-экономическое расслоение становится одной из острых проблем современности.

Переходный период в России сопровождался усилением социальной напряженности, ухудшением условий жизни и ростом социально-экономической дифференциации населения. Либерализация цен и развития торговли привела к небывалой инфляции. В экономике наблюдался глубокий экономический спад, очень противоречиво осуществлялись процессы ее структурных преобразований. Кризис сопровождался падением среднего уровня доходов и потребления: величина среднедушевых доходов в реальном выражении снизилась в два раза, а треть населения оказалась за чертой бедности, резко усилились процессы экономического расслоения общества, возросло неравенство в распределении доходов между различными группами. Сразу после введения свободных цен, либерализации торговли и рынка труда, значительного сокращения бюджетных расходов на социальные нужды произошло массовое перемещение населения из средних и даже высокодоходных категорий в группы с более низкими доходами.

Дифференциация доходов - это объективно складывающиеся различия в уровне доходов индивидов и социальных групп, обусловленные различиями в уровне оплаты труда и социальных выплат, способностях и предприимчивости, имущественном положении. Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, связанных с личным достижениями или независимых от них, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу.

Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют:

Различия в способностях. В силу разных интеллектуальных, физических, эстетических, психических способностей одни люди становятся высокооплачиваемыми спортсменами, учеными, а другие обречены на низкооплачиваемую деятельность или вообще не могут ничего заработать.

Образование. Уровень образования и профессональной подготовки в одном случае зависит от добровольного выбора: идти или не идти учиться, а в другом - от невозможности оплатить учебу. Перспективы более высокого дохода заставляет людей расширять свои потенциальные возможности и предоставлять более ценные услуги. Люди до определенной степени выбирают динамику изменения своих доходов на протяжении жизни. Студент может иметь доход, выражающийся значительной величиной, в то время как его сверстник будет получать нормальную заработную плату за свой полуквалифицированный труд. Однако в дальнейшем у людей, имеющих профессию и занятых административной работой в компаниях, доходы с возрастом увеличиваются.

- возраст основного кормильца се мьи определяет перемещение "средней семьи" на протяжении своей жизни из одной группы доходов в другую и обратно.

- профессия и риск . Некоторые люди выбирают непрестижную, опасную, вредную работу, приносящую хороший доход, другие люди идут на совместительство.

- владение собственностью . Именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой вершине пирамиды доходов вследствие права наследования и факта, что "богатство" порождает богатство".

- удача, связи, несчастья - в каждом отдельном случае способствуют обнищанию или обогащению.

- дискриминация в оплате, приеме на работу и продвижение по службе мужчин или женщин, черных и белых.

- социальная стратификация означает расслоение общества на привилегированные и непривилегированные классы, между которыми имеются барьеры, затрудняющие переход из одного класса в другой. В принципе всякий может подняться по лестнице успеха, но легче начинать с более высокой ступени.

- законодательное увеличение минимальной заработной платы. По сравнению с равновесием на рынке труда дает некоторым людям больше доходов, но одновременно оно уменьшает доходы для многих, кто не смог получить работу из-за последующего сокращения рабочих мест.

Кроме этого на изменение степени социального расслоения оказывают такие факторы, как динамика реальных доходов, темпы роста инфляции, величина затрат на социальные нужды, кризис производства, сложная ситуация на рынке труда, низкая производительность и оплата труда наемных работников.

Дифференциация доходов является важной характеристикой при рассмотрении доходов населения, поскольку позволяет в какой-то мере оценить суть происходящих социальных изменений, уровень социальной напряженности и определить характер социальной политики, которой следует придерживаться правительству страны.

Существует ряд показателей оценки дифференциации доходов населения, которые позволяют увидеть, насколько интенсивно протекает данный процесс.

В их числе:

- распределение населения по уровню среднедушевых доходов - показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов.

Средний реальный доход на душу населения составлял в 2000 году чуть более половины уровня 1990 года (1990 год - 215 рублей; 2000 год - 114 рублей в ценах 1990 года).

Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения - показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, который обладает каждая из двадцатипроцентных (десятипроцентных) групп населения:

- децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения. Рекомендуемое значение коэффициента до 5. в 1999 в России, по официальным данным, он составлял 26 (1989 год - 4), в США - 6, а в Китае - 3.

Одним из наиболее распространенных показателей являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющая судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов.

График неравенства доходов (кривая Лоренца) выглядит следующим образом:


Рис.1. Кривая Лоренца.

Прямая линия ОА называется линией абсолютного неравенства распределения доходов, то есть, она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежит 20% доходов; 40% людей - 40% доходов и т.д.

Кривая В показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.

Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного неравенства.

Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца. Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства к площади всего треугольника ОАС (в 1992 г. коэффициент Джини был равен 28,9%, в 2000 г. - 39,8%).

С проблемами дифференциации доходов связаны и проблемы бедности и социальной справедливости в обществе. Еще Т.Мальтус считал бедность неизбежным результатом несоответствия между ростом населения и уменьшающими запасами средств существования. Увеличение производительности ресурсов и контроль за рождаемостью опровергли эту теорию.

К.Маркс, критикуя Мальтуса за перенос биологических законов развития на общество, признавал бедность неизбежным спутником капиталистического общества. К.Маркс предсказал, что вследствие погони за прибылью бедные будут становиться все беднее, а богатые - богаче. Эта теория также не нашла своего подтверждения в реальной жизни.

В ходе развития экономической науки были предложены многочисленные критерии сочетания эффективности и справедливости в распределении ресурсов, доходов и продуктов. Среди них наибольшее распространение получили критерии, предложенные В.Парето и Дж.Роулсом. В.Парето оптимальным считает состояние экономики, если производство и распределение невозможно изменить таким образом, чтобы благосостояние хотя бы одного индивидуума увеличилось без уменьшения благосостояния других. Предпочтительно, по мысли Парето, является такая комбинация благосостояний, при которой повышение благосостояния хотя бы одного лица не вызвало его понижения у остальных. По Дж.Роулсу, неравенство в распределении доходов оправдано в той мере, в какой оно способствует росту доходов низкооплачиваемых групп населения.

1) эгалитарный, означает полное равенство, уравнительность в распределении и доходах;

2) роулсианский, связан с именем Дж.Роулса, современного американского философа, который считает, что относительное экономические неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества;

3) утилитарный, основоположником которого является И.Бентам, английский экономист, автор доктрины утилитаризма. В соответствии с утилитарным принципом большую часть богатства должен иметь тот член общества, который способен получить от него большое удовлетворение (полезность). Таким образом, И.Бентам предполагает, что распределение должно происходить соответственно индивидуальным функциям полезности:

4) рыночный, означает соответствие дохода каждого владельца факторов производства предельному продукту, получаемому от данных факторов.

Следует отметить, что ни одна экономика сама по себе не в состоянии решить проблему бедности. Эту функцию берет на себя государство, перераспределяя уже распределенные доходы.


Похожая информация.


Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.

Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как .

Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Классификация доходов населения

Существует достаточно сложная система классификации доходов. Но изначально доходы выступают в виде факторных доходов .

Функциональное распределение доходов

Выше отмечалось, что современная рыночная экономическая теория оперирует тремя группами , которые называются « », « », « ». За каждым фактором производства признается способность создавать одновременно продукцию и доходы:

Виды и источники факторных (первичных) доходов

Источники дохода

Вид дохода

Получатель дохода

Заработная плата

Наемные работники

Капитал в производительной форме

Собственник капитала

Капитал в денежной форме

Собственник капитала

Среднедушевые характеристики рассчитываются не только по всем номинальным и реальным показателям в целом, но и по их отдельным составляющим. Таковыми являются, например, показатели средней номинальной и реальной заработной платы, назначенной пенсии, пособий, имеющих особое значение для оценки уровня жизни населения. Таким образом, среднедушевые доходы определяются не только для всего населения в целом, но и для его отдельных контингентов — работающих в экономике, учащихся, пенсионеров и т. п.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев в периоде. При этом социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

Средний размер назначенной месячной пенсии получается в результате деления общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

Среднедушевые показатели доходов в реальном выражении обычно приводятся в процентах к предыдущему году, т. е. в индексной форме.

Социальные нормативы

При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного дохода, выявляют различия уровня доходов по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.

Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Денежные и совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).

В рамках системы национальных счетов с учетом международных стандартов в настоящее время вводятся новые . Так, для анализа уровня жизни все большее распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.

Валовой располагаемый доход включает сумму первичных доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов.

Скорректированный располагаемый доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).

Особенностью измерения доходов населения является то обстоятельство, что процессы формирования доходов и их использования не всегда поддаются прямому наблюдению, а некоторые элементы могут быть оценены лишь косвенно («теневая» экономика, занятость в неформальном секторе экономики).

Денежные доходы населения - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т. е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за провала экономических реформ и резкого социального расслоения населения денежные доходы у определенных его категорий находятся на крайне низком уровне, чтобы поддержать их жизненные силы.

На динамику и структуру доходов населения и домохозяйств в 90-е гг. XX в. и на современном этапе оказывали и оказывают серьезное влияние такие факторы социально-экономического характера, как:

неустойчивость экономического развития, дефолт 1998 г., финансово-экономический кризис 2008-2010 гг.;

  • инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х гг. носила гиперинфляционную форму;
  • невыплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
  • многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты труда.

Реальные (располагаемые) денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) хотя в период 2000- 2010 гг. возрастали более высокими темпами, чем промышленное и сельскохозяйственное производство, однако их уровень в 2010 г. еще оставался на 12% ниже уровня 1990 г., в 2012 г. - ниже на 6% и, судя по прогнозам Минэкономразвития, он не достигнет уровня 1990 г. и в 2013 г.

Денежные доходы населения формируются за счет следующих источников:

  • оплата труда членов домохозяйств, полученная при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премии, постоянные надбавки к зарплате, выплаты работодателями на социально-культурные цели: пособия, оплата транспортных услуг, путевок и т. п.;
  • доходы от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендная плата, доходы от реализации имущества и др.;
  • государственные социальные выплаты (трансферты) - пенсии, пособия и другие платежи из бюджета и внебюджетных социальных фондов.

Соотношения между указанными тремя источникам доходов зависят от социального состава конкретной семьи, например работающая супружеская пара без детей и супруги- пенсионеры. Естественно, в первой из них основным источником доходов будет оплата труда, а во второй - социальные выплаты.

На структуру доходов семей (домохозяйств) оказывает влияние место проживания -- город или село. Материалы Росстата о выборочных обследованиях бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что в структуре доходов городского населения более 90% приходится на денежные доходы, в то время как в сельской местности почти треть приходится на натуральные поступления (в стоимостном выражении).

Главными источниками натуральных поступлений являются производимые в подсобных хозяйствах продукты или произведенные для собственного потребления на приусадебных участках, а также полученные семьями от работодателей или государства товарно-материальные ценности.

В практике анализа и планирования денежные доходы населения классифицируют не только в зависимости от источника их поступления, но и в зависимости от равномерности и надежности поступления.

В зависимости от равномерности

  • регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
  • периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам и др.);
  • случайные и разовые (подарки, доходы от реализации имущества).

В зависимости от надежности поступления различают доходы:

  • гарантированные (пенсии, доходы по госзаймам);
  • условно-гарантированные (оплата труда);
  • негарантированные (гонорары, комиссионное вознаграждение).

Основное место в доходах населения занимают оплата труда (включая предпринимательскую деятельность) и государственные социальные выплаты. На них приходится более 90% всех доходов (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Структура доходов домохозяйств за 1995-2011 гг.

(в % к общим доходам) 22

На уровень денежных доходов населения государство воздействует с помощью законодательных актов и через налоговый механизм.

В целях регулирования уровня оплаты труда и социальной защиты населения еще с декабря 1991 г. был установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в размере 200 руб. в месяц. За период с 1991 г. по настоящее время МРОТ десятки раз изменялся, стремясь оградить минимальную оплату от обесценения из-за инфляции. Однако, несмотря на изменения, он отстает от темпов инфляции и не соответствует реальному содержанию российской денежной единицы. С 1 октября 2005 г. МРОТ был установлен в размере 747 руб. в месяц при прожиточном минимуме 3018 руб., или в 4 раза меньше прожиточного минимума. В 2011 г. он составлял 4471 руб. при прожиточном минимуме

6369 руб. или меньше прожиточного минимума в 1,4 раза . На 2013 г. величина МРОТ установлена в размере 5205 руб. в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ.

Согласно действующему законоположению предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют права платить работникам меньше установленного минимума.

В соответствии же с принятым в 2002 г. новым Трудовым кодексом РФ оплата труда должна быть поэтапно доведена до прожиточного минимума.

Понятие «прожиточный минимум» введено Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Прожиточный минимум - это стоимость потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Так называемая потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания (50% в целом по РФ), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум определяется для основных социально-демографических групп населения: трудоспособные, пенсионеры, дети, а также в среднем на душу населения.

Потребительская корзина составляется тоже для трех основных групп населения в целом по стране и по регионам не реже одного раза в пять лет. Она разрабатывается по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ с участием Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а в субъектах РФ - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов РФ. Одновременно с предложениями о потребительской корзине в целом по РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по РФ. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ утверждаются Правительством РФ.

В табл. 2.2 приведены данные о потреблении важнейших продуктов питания на одного человека в соответствии с потребительской корзиной, утвержденной Федеральным законом от

03.12.2012 № 227-ФЗ.

Таблица 2.2

Потребление продуктов питания в расчете на 1 человека в год, исходя из утвержденной потребительской корзины на 2013 г.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по группам населения в целом по стране и в регионах определяется исходя из потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Правительством РФ.

Так, величина прожиточного минимума в 2001 г. в среднем на душу населения в РФ составляла 1500 руб. в месяц, в 2002 г. - 1808 руб., 2003 г. - 2112 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2304 руб., пенсионеров -1605 руб., детей - 2090 руб., в 2004 г. (IV кв.) - 2451 руб., в том числе для трудоспособного населения - 2690 руб., пенсионеров - 1849 руб., детей - 2394 руб. .

Прожиточный минимум необходим и используется:

  • во-первых, для оценки уровня жизни населения при разработке федеральных и региональных социальных программ;
  • во-вторых, для обоснования минимального размера оплаты труда и минимальной пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, для оказания государственной социальной помощи малоимущим.

В 2003 г. МРОТ составлял лишь 25,6% от величины прожиточного минимума. Рядом законов, как отмечалось, установлено, что МРОТ и минимальная пенсия по старости поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума (в 2010 г. указанное соотношение составляло 76,1%. К сожалению, в 2011 г. - лишь 70,2%).

По данным Росстата, в 2011 г. населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума насчитывалось 18,1 млн чел, или 12,8% от общей численности населения страны .

В соответствии с действующим законодательством, если среднедушевой доход семьи (или одинокого человека) ниже величины прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте РФ, то такая семья (гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Представительные органы субъектов РФ, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку исходя из размеров своего бюджета.

Ограничение максимального размера оплаты труда государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, - договором с отдельным работником.

В составе денежных доходов населения заметное место занимают, как отмечалось, государственные социальные выплаты - пенсии, пособия и другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.

Пенсионной системой в России охвачено 40,2 млн престарелых, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Идет процесс ухудшения демографической ситуации. На конец 2011г. соотношение работающих и пенсионеров составляло 1,7:1, а к 2030 г., по некоторым прогнозам, это соотношение может достигнуть 1:1 (в то время как в развитых странах 2,2-2,4:1). На 1 января 2012 г. средний размер месячных пенсий с учетом компенсационных выплат составил 8203 руб., что равно 128,8% величины прожиточного минимума. С 1 января 2002 г. в стране проводится реформирование системы пенсионного обеспечения, с тем чтобы существенно увеличить доходы пенсионного фонда, повысить заинтересованность работающих к уплате отчислений в Пенсионный фонд с целью заработать в перспективе соответствующую пенсию. Введена трехуровневая система пенсий - базовая, страховая и накопительная, вместо единого социального налога введены страховые взносы.

Кроме пенсий российские граждане из Фонда социального страхования РФ получают пособия. Наибольший удельный вес занимают пособия по временной нетрудоспособности и пособия на детей. Лица, потерявшие работу, получают пособие по безработице из бюджета (Государственный фонд занятости населения РФ с 1 января 2001 г. упразднен).

Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Поляризация общества усугубляется. Это можно видеть, сравнивая 20% группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. В 2011 г. в 20-процентной группе богатых было сосредоточено 47,4% всех денежных доходов, а в 20-процентой группе самых бедных - лишь 5,2%, т. е. в 9,1 раза меньше .

В результате реформирования экономики в нашей стране, по выражению акад. РАН Д. С. Львова, возникли две России, не похожие друг на друга. Один ее образ - это богатое государство, успешно возводящее капиталистическое общество благоденствия. Другой - бедная страна с множеством жгучих социальных и экономических проблем.

В России богатой 15% ее населения аккумулирует в своих руках 85% всех сбережений банковской системы, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% расходов на покупку валюты. В России бедной 85% населения имеет лишь 8% доходов от собственности и 15% всех сбережений .

В России среди населения появилась значительная доля бедняков с низким уровнем денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей - в жилье, питании, одежде, услугах. Показателем бедности в экономической литературе признан удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России он составлял, как отмечалось, на начало 2012 г. 12,8% от общей численности населения.

Обследования бюджетов домохозяйств свидетельствуют, что доля бедных выше среднего в сельской местности. Крайне бедны малоимущие семьи, воспитывающие трех и более детей.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

В целях реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий и определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Правительством РФ в 2004 г. был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона, разрабатываемый с 1996 г. в соответствии с Указом Президента России от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов». В проекте закона предусматривалось законодательное закрепление системы социальных нормативов и норм, регламентирующих основные массовые виды выплат населению, общедоступных и бесплатных услуг социальной сферы, как приоритетные при формировании бюджетов и устанавливаемые законодательством РФ, нормативноправовыми актами Президента и Правительства РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ. В систему государственных минимальных социальных стандартов включались социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, жилищно-коммунального обслуживания. К сожалению, законопроект до сих пор не принят, а необходимость его принятия очень велика.

10.1 Доходы населения и их виды

В условиях рыночной системы доходы хозяйствующим субъектам не гарантированы и распределяются между различными слоями населения неравномерно. Неравенство в доходах - одна из главных причин социальной нестабильности в обществе. Для того чтобы смягчить неравенство и предупредить социальные конфликты, государство проводит социальную политику, важнейшим направлением которой выступает перераспределение доходов между отдельными категориями населения.

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения - это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные. Денежные доходы - это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы - это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

Совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;

Номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;

Располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;

Реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;

Реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата - это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства - труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.). В условиях рыночной экономики в России в связи с развитием предпринимательства и различных форм собственности структура денежных доходов населения значительно изменилась по сравнению с плановой экономикой СССР (табл. 10.1).

Таблица 10.1

* С 1995 г.- включая скрытую(официально не учтенную) заработную плату
Источник: www.gks.ru/free_doc/2006/606_13/06-07.htm

Из приведенной таблицы видно, что структура доходов по оплате труда в России начиная с 1995 г. снижается, в то время как социальные выплаты (трансферты) остаются примерно на том же уровне, что свидетельствует о слабой социальной защищенности наемных работников и малообеспеченных слоев населения. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 10.1). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат - процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Рис. 10.1. Кривая Лоренца:
ОСА - полное равенство; ODA - после вычета налогов; ОЕА - до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рис. 10.1 линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой - отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На рисунке 10.1 видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

Коэффициент фондов - соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;

Децильный коэффициент - соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;

Индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)