Почему российские регионы не могут выбраться из долгов. Государственный долг субъекта рф год - время возвращать бюджетные кредиты

Рейтинг российских регионов по долгам. Объем долга субъектов федерации в России пока сравнительно невелик, однако на начало текущего года уже треть регионов попадают в зону долговой неустойчивости, а десятая часть из них – нарушает нормативы долга, установленные законом.

Долг субъектов Федерации в России на 1 января 2017 года составил 2,35 трлн руб. Долг муниципалитетов – 0,36 трлн. Это совсем немного для большой российской экономики: в сумме около 3,2% ВВП страны. Для сравнения: федеральный государственный долг РФ на начало 2017-го составлял вчетверо больше – около 10,4 трлн руб. (внутренний и внешний).

Но если сравнивать с собственными доходами регионов, то нагрузка долга на регионы кажется существенной – она составляет около трети их собственных доходов. Это значительная, пусть и не критическая величина.

Однако 42% этого долга составляет нерыночный долг регионов перед Российской Федерацией (ставка процента по нему – 0,1% в год, сравните с коммерческими ставками – выше 10%). Понятно, что при таких процентах доля расходов на обслуживание долга в среднем в бюджетах субъектов занимает очень небольшие величины (2,3% в среднем на 1 января 2016 года).

Долг регионов заметно растет последние 10 лет. Во время предыдущего кризиса (2008–2009 годов) он скакнул с 15% к собственным доходам регионов до 25%. Нынешний увеличил его до 32,8% в 2016 году.

В последние годы проводится политика постепенного замещения коммерческих кредитов бюджетными. Доля коммерческих кредитов в госдолге субъектов сократилась с 66% в 2013‑м до 54% в 2016‑м. Но очевидно, что осуществляет это замещение Минфин РФ неохотно и медленно, совершенно не горя желанием брать на себя долги регионов. Хотя иногда это кажется Минфину предпочтительнее, чем предоставлять регионам дополнительные безвозвратные субсидии. Кроме того, есть и чисто политические выгоды такой стратегии – повышается зависимость регионов от правительства и Кремля, что важно в предвыборный период.

Финансовое ведомство всячески подчеркивает, что процесс замещения коммерческих кредитов бюджетными – это временная антикризисная мера. В 2016 году за первые 11 месяцев Минфин предоставил регионам межбюджетных кредитов на 305 млрд руб. (с учетом погашения – 185 млрд руб.). Это почти 8% долга регионов – в общем, немало. На 2017–2018 годы в законе о бюджете запланировано предоставление их в размере 200 млрд руб. (эта сумма была «выбита» в ходе торга в Совете Федерации, первоначально предполагались вдвое меньшие цифры), а в 2019-м – 50 млрд руб. Процесс замещения замедляется.

Доля ценных бумаг в долге регионов последние два года остается неизменной – 19% (2013 год – 26%). Руководство субъектов Федерации явно оказалось не в состоянии выполнить рекомендацию Владимира Путина о предпочтительности использования облигационных механизмов привлечения средств перед кредитами банков. На начало 2017 года 44 региона (более половины) не имели долга в ценных бумагах. По данным Минфина, в 2016 году привлечение банковских кредитов планировали 74 субъекта Федерации, а эмиссию облигаций – только 27 (фактически осуществили ее 22 региона). При этом основной инструмент размещения облигаций регионов на рынке – не аукционы, а «букбилдинг» (формирование книги заявок, фактически аукцион наоборот, с понижением ставки). В практике выпуска облигаций РФ на внутреннем рынке используется почти только аукцион. Это демонстрирует явный недостаток спроса на региональные облигации.

«За чертой»

8 регионов – почти каждый десятый – уже оказались штрафниками, нарушающими Бюджетный кодекс РФ. Он запрещает регионам заимствования выше уровня их собственных доходов (для высокодотационных регионов – 50% собственных доходов). Список этих 8 регионов приведен на карте).

Впрочем, ограничения Бюджетного кодекса на практике весьма «мягкие». До 1 января 2018 года сумма бюджетной задолженности не учитывается в предельном размере госдолга субъекта, как и сумма привлекаемых в текущем году бюджетных кредитов. С учетом этого в «штрафниках» из 8 оказывается только один регион – Республика Хакасия с ее большой долей коммерческих кредитов. А лидер – Мордовия – спускается с заоблачных 176% до приемлемых 77%. Да и наказания за нарушение установленных Кодексом пределов госдолга субъектов не предусмотрены. Впрочем, у Минфина, конечно, вполне достаточно рычагов, чтобы «призвать к порядку» особо выдающихся.

Но большого желания пользоваться ими нет. Например, финансовое ведомство ничего не смогло или не захотело противопоставить мощной программе заимствований Мордовии: за последние 3 года она нарастила свой долг более чем в 1,5 раза, в том числе и за счет бюджетных кредитов. Похоже, никто в стране особенно не озабочен ситуацией, включая саму Мордовию. А что ей беспокоиться? Несмотря на рекордный долг, расходы на его обслуживание в бюджете 2017 года занимают скромные 2,4% – практически на уровне среднерегиональных по России.

Беспокоится только международное рейтинговое агентство Fitch, которое в феврале 2016 года присвоило, а в августе подтвердило долгосрочный рейтинг Мордовии на уровне B+, прогноз стабильный. По его классификации это высокорискованный спекулятивный рейтинг: «на данный момент финансовые обязательства выполняются, однако способность продолжать платежи является уязвимой в случае ухудшения бизнес-среды или экономических условий». Для сравнения: рейтинг России, по версии Fitch, составляет BBB- (степень надежности ниже средней).

Fitch прокомментировало свое решение по Мордовии в августе так: «волатильные операционные показатели республики и высокий прямой риск, обусловленный значительными капитальными расходами, что сглаживается за счет получения долгосрочных кредитов из федерального бюджета под низкую процентную ставку». И пригрозило республике снижением рейтинга, если «прямой риск» (отношение долга к собственным доходам) превысит 140%. Как видим, превысило, и значительно. Пока Fitch никак не отреагировал на это.

Упоминавшаяся выше «проштрафившаяся» даже по нынешним мягким требованиям Бюджетного кодекса Республика Хакасия с высоким коммерческим долгом оценивается тем же Fitch более благосклонно: ее рейтинг выше, ВВ‑, прогноз стабильный. «Приемлемый операционный баланс Хакасии, который тем не менее остается недостаточным для покрытия возросших процентных платежей ввиду высокого прямого риска, накопленного в результате существенного дефицита бюджета», – пишут аналитики агентства.

А что Минфин? В недавно опубликованных «Основных направлениях долговой политики…» он признает нарушения у 8 регионов и то, что в 2017 году еще несколько регионов перейдут «черту». Но средний уровень долговой нагрузки субъектов оценивает как «приемлемый», так как он «не несет существенных рисков долгового кризиса».

«Красная зона»

Бюджетным кодексом РФ определены два критерия долговой устойчивости субъектов:

– долг к собственным доходам,

– расходы на обслуживание долга к общим расходам бюджета*.

По второму критерию у регионов все в порядке – из-за высокой доли межбюджетных кредитов в долге с почти нулевым процентом. Но вот по первому критерию есть очевидные проблемы.

Минфин считает имеющими «низкую долговую устойчивость» регионы, у которых отношение долга к собственным доходам свыше 85% (для высокодотационных субъектов – свыше 45%). В список попадают 24 региона по первому критерию (8 «за чертой» и 16 «у черты»). По второму критерию под него могут подойти 3–4 десятка регионов**, из которых не больше десятка имеют соотношение долга к своим доходам ниже 45%.

Таким образом, более трети российских регионов попадают в графу «низкая долговая устойчивость», а десятая часть – откровенно находятся за чертой долгового риска.

Сам список регионов «красной зоны» выглядит очень разнообразно: там и национальные республики, и среднерусские области. Во главе регионов стоят (стояли во время набора долга) как провластные «назначенцы», так и бывшие коммунисты или вполне либеральные губернаторы. Но вот кого там практически нет, так это ни регионов‑доноров (они достаточно зарабатывают, чтобы мало занимать), ни регионов‑дотационников (у них слишком малы собственные доходы, чтобы много занимать).

«Норма»

2 региона не имеют госдолга вообще – это «донорская» Сахалинская область, хорошо зарабатывающая последнее десятилетие на нефтяных проектах СРП, и «дотационник» г. Севастополь, который имеет больше поступлений из федерального бюджета, чем собственных доходов, и, видимо, не успел набрать за последние 3 года кредитов. А вот Республика Крым успела: ее долг составляет 5,4 млрд руб. (17,5% собственных доходов).

9 регионов страны имеют госдолг ниже 10% собственных доходов – в основном это богатые субъекты с высокими налоговыми доходами. Странно в этом списке выглядит Алтайский край с дотационностью 66%, он явно отстал от других регионов со своими заимствованиями. Но, согласно принятому им трехлетнему бюджету, край начинает активно занимать и уже в текущем году покинет эту группу (т. е. наберет долг).

Здесь же, в «норме», находятся почти все регионы-«доноры»**** – Москва, Санкт-Петербург, нефтегазовые ХМАО, ЯНАО, НАО, а также Татарстан и другие. Долг этих регионов имеет одну выраженную особенность – это в основном государственные ценные бумаги. Так, в ХМАО их доля составила 87% общего долга региона, в Москве – 78%, в Красноярском крае – 63%. Оставшаяся часть долга – межбюджетные кредиты, в банках эти регионы занимают мало (слишком дорого, облигации дешевле). Их кредитные рейтинги, как правило, находятся на уровне Российской Федерации или чуть ниже.

А вот регионы–лидеры по уровню дотационности вошли в «середнячки», выше минфиновской «нормы» (с долгом от 50% до 85% к собственным доходам). Это Ингушетия (поступления из федерального бюджета в 7,9 раза превышают собственные доходы), Чечня (5,4 раза), Тыва (4,3 раза) и др. При столь малых собственных доходах даже небольшой долг уже выводит эти регионы на высокий уровень.

Долговой «светофор»

Таким образом, в «зеленой» (внутри минфиновской «нормы») в «красной» (рискованной) зонах оказывается примерно по трети субъектов, а оставшаяся треть – в «желтой».

Средний уровень задолженности регионов не представляет опасности для страны. Даже долговые лидеры сегодня весьма далеки от возможности дефолта. Тем не менее Минфин принял меры к тому, чтобы сдержать дефициты региональных бюджетов, вызывающие их выход на рынок коммерческих займов. Пока для этого не понадобилось ничего особенного. Хватило «моральной» работы с должниками… и давления уровнем дотаций. В 2016 году рост регионального долга практически прекратился, а его структура для регионов улучшилась – увеличилась доля бюджетных кредитов с околонулевым процентом. Даже регионы–долговые лидеры с преддефолтными рейтингами (например, одна буковка «В» у Fitch) пока не сталкиваются с трудностями в осуществлении новых займов. И даже планируют выход на рынок государственных ценных бумаг. Сумма обслуживания долга регионов «красной» зоны некритична для федерального бюджета.

Но что может случиться, если цены на нефть вдруг пойдут вниз, а в федеральном бюджете начнет увеличиваться дефицит? Неустойчивость федеральной ситуации может немедленно перекинуться на региональный уровень. Кроме того, этот год станет последним для подсчета результатов исполнения майских (2012 года) указов президента, по которым основная доля финансирования возлагается именно на регионы. Чем они смогут отчитаться? Проблема региональных долгов пока еще невелика (хоть и растет), но, как говорят, не путь в гору раздражает, а камешек в ботинке…

* БК РФ устанавливает предельное значение этого показателя 15%. Минфин считает критическим рубеж доли расходов на обслуживание в общих собственных расходах св. 8%, но почти все российские регионы, насколько можно судить, пока вне зоны риска.
** Высокодотационными регионами считаются те, в которых безвозмездные поступления из федерального бюджета превышают 40% в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в течение двух из трех последних лет. Точный собственный расчет весьма трудоемок, список высокодотационных регионов официально не публикуется.
*** См. «Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики» на сайте Минфина.
**** См. список регионов‑«доноров» в «Рейтинге российских регионов», «Профиль» № 47 от 19 декабря 2016 г.

Министерство финансов России опубликовало информацию об объемах государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2018 года. Материалы доступны по ссылке .

Согласно данным, общий долг всех регионов России составляет 2,315 триллиона рублей. За год объем задолженности вырос на 174 миллиарда рублей. По сравнению с 1 января 2011 года показатель вырос более чем в два раза.

Практически вся эта задолженность - внутренняя. Единственным регионом, у которого есть задолженность в иностранной валюте, является Крым. Республика имеет внешнюю задолженность в 4,7 миллиона долларов.

Объем задолженности муниципальных образований составляет порядка 367,95 миллиарда рублей.

Мы размещаем на сайте сводную таблицу, содержащую сведения об общем долге субъектов на 1 января 2018 года.

Субъект РФ Объем государственного долга, тыс. рублей
Центральный федеральный округ 484 651 281,47
Белгородская область 39 762 487,38
Брянская область 11 747 650,16
Владимирская область 4 161 910,77
Воронежская область 33 489 491,35
Ивановская область 16 765 973,92
Калужская область 30 177 622,45
Костромская область 21 989 339,33
Курская область 9 264 115,09
Липецкая область 16 401 913,50
Московская область 97 310 995,22
Орловская область 18 341 519,84
Рязанская область 24 361 852,86
Смоленская область 29 500 159,97
Тамбовская область 16 540 850,87
Тверская область 25 645 450,63
Тульская область 18 676 396,00
Ярославская область 36 165 994,14
г.Москва 34 347 558,00
Северо-Западный федеральный округ 244 058 986,49
Республика Карелия 24 987 082,14
Республика Коми 38 549 944,99
Архангельская область 40 916 650,03
Вологодская область 23 832 464,17
Калининградская область 22 581 867,95
Ленинградская область 3 910 922,08
Мурманская область 18 982 689,78
Новгородская область 15 757 293,30
Псковская область 16 372 264,05
г.Санкт-Петербург 34 842 808,00
Ненецкий автономный округ 3 325 000,00
Южный федеральный округ 281 284 205,16
Республика Адыгея (Адыгея) 3 819 673,14
Республика Калмыкия 3 848 542,22
Республика Крым 4 312 790,15
Краснодарский край 149 149 386,30
Астраханская область 27 756 940,00
Волгоградская область 53 359 154,01
Ростовская область 39 037 719,33
г.Севастополь 0,00
Северо-Кавказский федеральный округ 83 184 671,19
Республика Дагестан 12 193 740,29
Республика Ингушетия 2 251 341,00
Кабардино-Балкарская Республика 12 193 328,37
Карачаево-Черкесская Республика 5 528 244,42
Республика Северная Осетия - Алания 9 290 866,93
Чеченская Республика 4 871 111,34
Ставропольский край 36 856 038,84
Приволжский федеральный округ 545 008 183,00
Республика Башкортостан 18 152 569,25
Республика Марий Эл 13 453 322,44
Республика Мордовия 49 990 019,59
Республика Татарстан (Татарстан) 93 316 484,59
Удмуртская Республика 48 940 006,81
Чувашская Республика - Чувашия 14 120 803,54
Пермский край 17 877 096,60
Кировская область 26 055 690,80
Нижегородская область 76 026 497,78
Оренбургская область 27 015 434,37
Пензенская область 20 225 514,63
Самарская область 64 392 236,97
Саратовская область 50 330 082,73
Ульяновская область 25 112 422,92
Уральский федеральный округ 153 765 080,27
Курганская область 16 586 948,84
Свердловская область 75 602 489,90
Тюменская область 1 600 209,68
Челябинская область 15 606 479,85
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 19 095 283,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 25 273 669,00
Сибирский федеральный округ 364 701 203,56
Республика Алтай 1 509 632,81
Республика Бурятия 11 311 501,11
Республика Тыва 2 274 372,00
Республика Хакасия 24 612 960,74
Алтайский край 2 010 715,44
Забайкальский край 28 284 884,46
Красноярский край 99 633 835,52
Иркутская область 18 585 587,01
Кемеровская область 55 991 352,77
Новосибирская область 47 135 826,13
Омская область 44 978 839,19
Томская область 28 371 696,38
Дальневосточный федеральный округ 158 750 851,62
Республика Саха (Якутия) 51 816 353,85
Камчатский край 4 572 959,96
Приморский край 4 384 337,40
Хабаровский край 41 108 239,77
Амурская область 27 665 834,89
Магаданская область 13 300 049,00
Сахалинская область 0,00
Еврейская автономная область 5 210 873,74
Чукотский автономный округ 10 692 203,00
Итого 2 315 404 462,75

Обзор ситуации с закредитованностью субъектов РФ

«Реальное время» изучило ситуацию с размером государственного долга регионов России и обнаружило, что Татарстан - один из самых закредитованных субъектов федерации. Максимальный долг, впрочем, у Краснодарского края, а вот столичные регионы стараются избавиться от задолженности. Санкт-Петербург, к примеру, за последний год отдал половину своего госдолга.

Госдолг начал медленно уменьшаться

Как показало исследование «Реального времени», государственный долг регионов России в среднем начинает уменьшаться - впервые за 10 лет. Правда, очень незначительными темпами. В частности, по данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Отметим, впрочем, что если сравнивать показатели не июля с аналогичным месяцем прошлого года, а января, то госдолг регионов растет. При этом самый значительный скачок был зафиксирован в 2013 году. К слову, указанные цифры включают долги только непосредственно регионов; долги муниципальных образований в них не входят.

Цена Олимпиады

Безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край. Здесь сумма составила 143,3 млрд рублей - это в полтора раза больше, чем у региона, находящегося на втором месте. Сумма эта примерно поровну распределена между бюджетными кредитами из других бюджетов (60,2 млрд рублей) и кредитами от кредитных организаций и международных финансовых организаций (55,2 млрд рублей). Еще 22,6 млрд рублей долга Кубани - государственные гарантии, а 5,3 млрд рублей - государственные ценные бумаги. Сумма долга действительно огромна - для сравнения, все регионы Уральского федерального округа задолжали «всего» 137,9 млрд рублей. При этом Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России, - за год он сократился лишь на 2,9%. Что тут скажешь, наследие Олимпиады дорогого стоит.

Второе место, с суммой чуть менее 100 млрд рублей, занимает Красноярский край. Интересно, что структура самого долга при этом значительно отличается от структуры у «лидера». Основная масса здесь накоплена не по кредитам от других бюджетов, а по государственным ценным бумагам - на них приходится 56 млрд рублей. Кредиты из других бюджетов составляют лишь 39,6 млрд рублей, а кредиты от организаций - незначительную сумму в 4,3 млрд рублей. Отметим, что Красноярский край - один из двух регионов в топ-5 по общей сумме госдолга, который, по сравнению с прошлым годом, не снизил, а увеличил этот показатель на 5,5%. Этот край, к слову, не избалован спортивными мероприятиями, но Красноярск готовится принять у себя зимнюю Универсиаду в 2019 году.

А вот замыкает тройку Татарстан, показатель которого равен 93,5 млрд рублей. У республики также довольно примечательная разбивка: здесь совсем нет долгов по государственным ценным бумагам и кредитам от организаций. Почти 85 млрд рублей приходится на бюджетные кредиты (здесь Татарстан вообще безоговорочный лидер), а 8,7 млрд рублей - на государственные гарантии. За год госдолг Татарстана снизился, но не очень значительно - на 2,9%. Напомним, недавно «Реальное время» писало , что РТ претендует на максимальный срок реструктуризации бюджетных долгов после того, как субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета и уже сумел реструктуризировать частично долги по ЧМ-2015.

Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России - наследие Олимпиады дорогого стоит. Фото ru.wikipedia.org

Четвертое место и показатель, на 1,4 млрд рублей меньше, чем у Татарстана, - у Московской области. Здесь долги в основном приходятся на кредиты от организаций (47,8 млрд рублей), государственные ценные бумаги (25 млрд рублей), бюджетные кредиты (19,3 млрд рублей). За год Московская область сократила размер своего долга на 6,6%.

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья - Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год - здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Возможно, с показателем Самарской области по государственному долгу связан и один из мотивов недавней отставки губернатора области Николая Меркушкина. На 1 января 2012 года - года, когда он возглавил область, - госдолг составлял 33,4 млрд рублей. Через год показатель вырос до 36,8 млрд, к 2015-му достиг 53 млрд, к 2016-му – 62,6 млрд, а сейчас, напомним, составляет 75 млрд рублей. Таким образом, за время правления Меркушкина госдолг области вырос в 2,3 раза. Впрочем, напрямую связывать уход Меркушкина с увеличением госдолга, конечно, нельзя - в России очень много регионов, задолженность которых за прошедшие пять лет выросла выше (к примеру, в находящемся неподалеку Пермском крае - вообще, почти в 14 раз).

Среди регионов Поволжья лидерами по размеру государственного внутреннего долга также являются Нижегородская область (73 млрд рублей), Удмуртия и Саратовская область (51,5 млрд и 50,4 млрд рублей, соответственно), а также Мордовия с 44,6 млрд рублей. Для сравнения, у сравнимого с Татарстаном региона - республики Башкортостан - сумма внутреннего государственного долга составляет на июль 2017 года всего 23,6 млрд рублей - в три раза меньше, чем у Татарстана.

Отметим при этом еще три региона - Республику Крым, Севастополь и Сахалинскую область. У последних двух вообще нет государственного долга, а у Крыма он составляет всего 200 млн рублей, причем все они приходятся на бюджетные кредиты.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Краснодарский край 5.280.000,00 55.210.581,90 60.245.637,25 22.605.009,39 0,00
Красноярский край 55.663.000,00 4.320.353,60 39.642.440,19 237.304,99 3.234,73
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00 0,00 84.860.921,45 8.666.930,62 0,00
Московская область 25.000.000,00 47.800.000,00 19.262.495,22 43.466,86 0,00
Самарская область 40.940.000,00 11.363.270,00 22.631.657,52 0,00 0,00

Топ-5 по росту: депрессивные регионы увеличивают долговую нагрузку

За последний год (с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года) количество регионов, снизивших и увеличивших свой государственный долг, оказалось примерно равным. При этом пять субъектов РФ увеличили свой показатель более чем на четверть.

Безоговорочным лидером тут является Кабардино-Балкарская республика, сумма госдолга которой выросла в полтора раза - с 7,9 до 12,4 млрд рублей. В основном этот рост обусловлен увеличением кредитов от кредитных организаций - годом ранее показатель составлял 2,4 млрд, сейчас же он равен 9,7 млрд рублей. А вот основной прежде вид долга - бюджетные кредиты - здесь, напротив, снизились, с 5,1 до 2,3 млрд рублей.

Второе место по росту госдолга занимает Тюменская область - около 40%. Годом ранее госдолг составлял 1,34 млрд рублей, сейчас он вырос до 1,87 млрд рублей. Этот рост полностью обусловлен увеличением размера госгарантий - с 1,02 млрд до 1,55 млрд рублей.

Почти такой же рост госдолга - на 39% - и у Еврейской автономной области. За год он вырос с 3,86 до 5,37 млрд рублей. Тут примерно на одинаковую долю выросли оба основных видов долга региона - кредиты от организаций и бюджетные кредиты.

Четвертое место по росту - на 38% - у Курганской области. Тут сумма увеличилась с 11,7 млрд до 16,2 млрд рублей. Как и в случае с Еврейской автономной областью, увеличились кредиты и от организаций, и из других бюджетов России.

Замыкает пятерку Тамбовская область, где сумма долга выросла почти на 28% - с 12,2 млрд до 15,7 млрд рублей. При этом в регионе не изменилась сумма кредитов от организаций, но выросла сумма бюджетных кредитов (с 3,4 млрд до 5,5 млрд рублей), а также добавились государственные ценные бумаги на сумму 1,6 млрд рублей.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (рост)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Кабардино-Балкарская Республика 0,00 9.740.280,00 2.333.444,47 368.783,90 0,00
Тюменская область 0,00 0,00 321.322,42 1.551.392,59 0,00
Еврейская автономная область 0,00 2.651.882,21 2.718.146,00 0,00 0,00
Курганская область 0,00 10.909.162,60 5.289.559,84 0,00 0,00
Тамбовская область 1.600.000,00 8.552.234,50 5.510.622,77 0,00 0,00

Топ-5 по снижению долга: столицы избавляются от кредитов

Среди снизивших размер своих долгов регионов можно выделить также пять субъектов федерации - их показатели за год уменьшились более чем на треть. Почти все эти регионы - богатые и развитые.

Больше всего размер обязательств уменьшился в Санкт-Петербурге. Тут размер долга сократился почти в два раза - на 46%, с 14,7 млрд до 7,9 млрд рублей. Регион полностью погасил долги по государственным ценным бумагам (они составляли 5,9 млрд рублей), а также снизил сумму долга по кредитам бюджета - с 8,9 до 7,9 млрд рублей.

Похожая ситуация и с Ленинградской областью - сумма долга тут уменьшилась на 45%, с 9,5 млрд до 5,2 млрд рублей. За год область полностью погасила долги перед организациями на сумму в 4,1 млрд рублей, в два раза сократила обязательства по госгарантиям (с 1,5 млрд до 868 млн). Правда, немного увеличились бюджетные кредиты (с 3,7 млрд до 4,2 млрд).

Третье место по снижению долга - у Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь сумма снизилась на 39,5% - с 33,1 млрд до 20 млрд рублей. При этом любопытно, что регион полностью погасил госгарантии на 7,4 млрд рублей и кредиты организаций на 25,7 млрд рублей, но получил обязательства по государственным ценным бумагам на 20 млрд.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (снижение)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Камчатский край 0,00 0,00 3.317.332,94 0,00 0,00
г.Москва 34.347.558,00 0,00 13.449.074,58 0,00 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 20.000.000,00 0,00 0,00 4.480,65 0,00
Ленинградская область 137.500,00 0,00 4.161.972,19 867.181,06 0,00
г.Санкт-Петербург 0,00 0,00 7.904.680,00 0,00 0,00

Четвертое место - у столицы России, Москвы. Ее государственный долг уменьшился на 39% - с 78,3 до 47,8 млрд рублей. Город-регион снизил долги по бюджетным кредитам с 21,5 млрд до 13,5 млрд рублей, по государственным ценным бумагам - с 56,9 млрд до 34,3 млрд рублей.

Замыкает пятерку Камчатский край, снизивший сумму долга на треть - с 5 млрд до 3,3 млрд рублей. Регион полностью погасил долги перед организациями (1,1 млрд рублей) и снизил сумму бюджетных долгов (с 3,9 млрд до 3,3 млрд рублей).

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Центральный федеральный округ 118.451.023,25 116.375.764,96 229.908.435,86 11.997.241,29 0,00
Белгородская область 17.925.000,00 4.662.500,00 10.654.014,09 10.988.845,28 0,00
Брянская область 0,00 2.241.092,76 8.686.004,79 0,00 0,00
Владимирская область 0,00 0,00 3.258.246,77 0,00 0,00
Воронежская область 7.028.465,00 1.400.000,00 19.388.266,24 0,00 0,00
Ивановская область 0,00 7.860.793,00 8.354.697,58 111.679,27 0,00
Калужская область 0,00 0,00 30.207.622,45 492.567,27 0,00
Костромская область 1.050.000,00 12.496.953,00 7.778.539,33 0,00 0,00

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

МОСКВА, 27 фев - ПРАЙМ. Снижение госдолга в 2017 году обеспечили 6 субъектов РФ.

По итогам 2017 года суммарный госдолг регионов РФ снизился на 1,6% и составил 2,315 триллиона рублей. В 49 регионах объем госдолга сократился, в 31 - вырос, в 5 - не изменился. В семи регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2017 года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Наибольший вклад в снижение суммарного объема государственного долга внесла Москва (-27,5 миллиарда рублей) и Челябинская область (-12,9 миллиарда рублей), а также еще четыре региона, чей госдолг сократился на 5-8 миллиардов рублей. Но их усилия были частично нивелированы ростом госдолга Санкт-Петербурга (+21,1 миллиарда рублей) и Республики Мордовия (+9,8 миллиарда рублей).

Объем муниципального государственного долга по итогам 2017 года вырос на 1% и составил 367,96 миллиардов рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2018 года составил 2,68 триллиона рублей, что на 1,3% ниже, чем годом ранее.

Снижение государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2017 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9.1%, при этом сокращение было зафиксировано в 15 регионах. Объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 9,2%.

Доля бюджетных кредитов снова выросла

Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На 1 января 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи. Доля коммерческих кредитов по итогам 2017 года составляет 29%, что на 6 процентных пунктов ниже, чем по итогам 2016 года. До 20 выросло количество регионов, в чьей долговой структуре полностью отсутствует коммерческая задолженность. Продолжает увеличиваться доля ценных бумаг в структуре регионального госдолга. На 1 января 2018 года она составила 24% против 19% годом ранее. Удельный вес государственных гарантий продолжает сокращаться, и по итогам 2017 год составил 3,5%. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице (ccылка на PDF файл)

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

Долговая нагрузка на региональные бюджеты продолжает снижаться

Общий уровень долговой нагрузки регионов продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но диапазон значений в региональном разрезе все шире, и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Республике Мордовия.

Республика Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. И если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

Количество регионов с высоким уровнем долговой нагрузки сократилось

В целом же количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи. Помимо Республики Мордовии, Республики Хакасии, Костромской области и Республики Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарской Республике, Орловской области и Псковской области.

В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Республике Хакасия и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. Фактически, это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по мнению экспертов РИА-Рейтинг, данная мера в полной мере не сможет им помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны. Тем не менее, за прошедший 2017 год в Республике Хакасия произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее экспертами РИА-Рейтинг отмечался перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

В Костромской области также можно отметить некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

В целом же, в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось - на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

В лидирующей группе снова смена состава

По-прежнему в девяти российских регионах наблюдается низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, г. Москва, Ленинградская область, Алтайский край, Приморский край, г. Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

Большинство российских регионов по итогам 2017 года сократило уровень долговой нагрузки. Положительные тенденции отмечаются в 61 российском регионе и связаны они, как и с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской области, в Белгородской области и в Вологодской области. В пятнадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи - более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 п.п, а в Чукотском автономном округе - на 20,4 п.п.

2018 год - время возвращать бюджетные кредиты

2018 год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 гг. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом 2017 года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 28-30%, и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

В современных условиях посткризисного развития финансово-экономических систем и нестабильных экономических связей вопросы государственного долга субъектов Российской Федерации всех уровней являются одной из самых важных и острых задач сбалансированности и безопасности экономики регионов. В связи с этим на первый план выступают проблемы роста долговых обязательств субъектов Российской Федерации.

Едва оправившись от финансового кризиса 2008-2009 годов, разбалансировавшего бюджетную систему регионов и повлекшего за собой форсированное наращивание долговой нагрузки, субъекты столкнулись с новыми проблемами, ограничивающими возможности обеспечения положительного бюджетного баланса.

По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ продолжает расти. В течение последних шести лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался. В 2010 году государственный долг субъектов впервые превысил отметку в триллион рублей и на начало 2011 года региональная задолженность составила 1 095,9 млрд. рублей. Всего же за период с 1 января 2010 года по 1 января 2016 года долговые обязательства субъектов Российской Федерации увеличились на 1 427, 7 млрд. рублей, или в 2,5 раза. По состоянию 1 января 2016 года государственный долг субъектов Российской Федерации составил 2 318,5 млрд. руб. При этом максимальный рост – 28,2% пришелся на 2013 год. В 2013 году объем долговых обязательств увеличился на 386,1 млрд. рублей. Самое слабое увеличение происходило в течении 2011 года, где долговые обязательства субъектов увеличились на 75,9 млрд. рублей. Также за рассматриваемые период наблюдался рост расходов на обслуживание государственного долга субъектов РФ в среднем на 72,5% в год. Динамика государственного долга субъектов представлена на рисунке 1

Рис. 1 Динамика государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 гг.

Вместе с этим, начиная с 2010 года наблюдается увеличение дефицитных регионов. Основной причиной ухудшения ситуации связывают с падением налоговых доходов после финансового кризиса 2008 года. Вместе с этим существенную нагрузку на регионы составили указы Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политике». В основных целях реализации «майских указов» предписывалось увеличение заработной платы работникам бюджетных учреждений, активизация жилищного строительства в регионах. При этом основные расходы по реализации данных указов легли на бюджеты субъектов Федерации. После 2013 года, рекордного по количеству дефицитных регионов и совокупному объему бюджетного дефицита, темпам роста регионального и муниципального долга, в 2014 году регионы столкнулись с новыми вызовами макроэкономической среды – снижением доступности кредитных ресурсов, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением экономической активности, влекущей за собой снижение уровня налоговых поступлений. На фоне растущих социальных обязательств, частично компенсированных из федерального бюджета, расходов на обслуживание долга, регионы должны будут самостоятельно разработать антикризисные меры бюджетной и долговой политики, привлекать дополнительные источники финансирования .

Рис. 2. Динамика профицитных и дефицитных регионов в период с 2011-2015 гг.

С 2011 года количество профицитных регионов уменьшается, если на начало 2011 года их было 20, то к началу 2015 года всего 11 регионов не имели дефицит бюджета.

По итогам 2013 года совокупный дефицит региональных бюджетов вырос по сравнению с предыдущим годом в 2.3 раза и составил рекордные 640.0 млрд. рублей или 7.8% суммарных доходов субъектов (против 3.5% в 2012 году). В 2012 году расходная часть превышала доходную у 67 регионов (общий дефицит 355.0 млрд. рублей), профицитными были 16 региональных бюджетов (на общую сумму 76.0 млрд. рублей). Благодаря безвозмездным поступлениям из федерального бюджета в прошлом году шести регионам удалось исполнить бюджет с профицитом (Санкт-Петербург, Московская область, Республика Алтай, Камчатский край, Карачаево-Черкессия, Чеченская республика). Общая сумма профицита составила менее 27 млрд. рублей. Совокупный дефицит остальных 77 регионов составил 666 млрд. рублей, главной причиной которого стало падение поступлений от налога на прибыль

Несмотря на то, что в течение 2014 года бюджетный профицит фиксировался практически в трети российских регионов (в основном, экспортоориентированных), к началу 2015 года экономическое положение регионов показывало менее оптимистичные результаты: объем бюджетного дефицита регионов достиг 448 млрд. рублей и только 11 регионов свели бюджет с профицитом – экспортоориентированные (Ленинградская, Калининградская и Липецкая области, нефтяные – Сахалинская и Тюменская (включая входящие в ее состав ХМАО и ЯНАО) области) и высокодотационные субъекты (республики Ингушетия и Алтай, присоединенные территории Крымского федерального округа). Динамика профицитных и дефицитных регионов представлена на рисунке 2.1.2.

Адекватная оценка государственного долга субъектов РФ возможна на основе не только объема и динамики, но и его структуры. Как было отмечено ранее, государственный долг субъектов нарастает существенными темпами. В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы, государственная политика в области государственного долга направлена на обеспечение исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного выпуска государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований. Вслед за нарастанием региональной задолженности – изменяется структура региональных заимствований. Для детального изучения структуры государственного долга субъектов РФ обратимся к таблице 1.

В условиях неблагоприятной экономической ситуации и необходимости выполнения социальных обязательств долги российских регионов продолжают расти, но по сравнению с предыдущими годами темпы немного снизились. Суммарный объем государственного долга всех субъектов Российской Федерации увеличился на 10% и на 1 января 2016 года составил 2 318,5 млрд. рублей, что на 228 млрд. руб. больше чем годом ранее. Для сравнения, в 2013 году государственный долг вырос на 25%, но до этого прирост был менее существенным, в 2011 году – 7%, в 2012 году – 15,6%.

Таблица 1 Структура государственного долга субъектов Российской Федерации в 2010-2016 годах, млрд.руб.

Показатели

на 01.01.10

на 01.01.11

на 01.01.12

на 01.01.13

на 01.01.14

на 01.01.15

на 01.01.16

Всего государственный долг субъектов РФ, в том числе:

890,80

1 095,99

1 171,80

1 351,46

1 737,4

2 089,51

2 318,59

а) государственные долговые ценные бумаги субъектов РФ

377,75

407,30

343,88

375,41

450,65

442,14

432,76

42,35

37,16

29,29

27,75

25,90

21,15

18,63

б) кредиты, полученные субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков

216,85

232,70

299,98

438,22

691,54

888,09

965,43

в % к объему государственного долга субъектов

24,26

21,25

25,53

32,42

39,78

42,50

41,63

в) государственные гарантии субъектов РФ

120,15

115,81

108,46

111,48

124,25

111,27

102,95

в % к объему государственного долга субъектов

13,48

10,50

9,22

8,21

7,13

5,31

4,40

г) бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет субъектов РФ от других бюджетов бюджетной системы

175,78

340,07

419,38

426,21

470,93

647,45

808,67

в % к объему государственного долга субъектов

19,66

31,05

35,78

31,53

27,05

30,97

34,85

д) прочие долговые обязательства субъектов РФ

0,26

0,18

0,86

0,85

0,85

0,55

0,87

в % к объему государственного долга субъектов

0,25

0,04

0,18

0,09

0,14

0,07

0,49

Период 2010-2016 гг. характеризовался существенным изменением структуры государственного долга субъектов Российской Федерации в сторону увеличения доли обязательств по привлеченным бюджетным кредитам от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и снижения доли рыночного долга. Наблюдаемое увеличение объемов бюджетных кредитов, предоставляемых регионам, – это мера, направленная на стабилизацию долговой нагрузки регионов в связи с ее резким наращиванием с 2013 года. На 1 января 2010 года долговые обязательства по бюджетным кредитам составляли 175,78 млрд.руб. За 6 лет объем долговых обязательств увеличился более чем в 4,5 раза, и на начало 2016 года составил 808,67 млрд.руб. Существенное увеличение было замечено в 2010 году. За 2010 год объем бюджетных кредитов возрос в 2 раза. Если в 2010 году доля бюджетных кредитов составляла 19,66% в общем объеме государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля составила 34,85%.

Рост долга вызван преимущественно федеральной инициативой увеличить зарплаты в бюджетной сфере. Предполагалось, что часть дополнительных расходов будет дотирована федеральным бюджетом, а часть средств регионы изыщут самостоятельно. Несмотря на оптимизацию отдельных статей региональных бюджетов и реструктуризацию расходов в пользу фонда оплаты труда, многие региональные органы власти были вынуждены наращивать коммерческий долг. В итоге долговая нагрузка на региональные стала слишком обременительной (до 5% и более от совокупных расходов регионов). Вследствие этого уже в 2014 году Минфин России был вынужден удвоить объемы выделяемых регионам бюджетных кредитов, однако это не избавило регионы от необходимости и дальше наращивать банковские займы.

Бюджетные кредиты являются самым выгодным инструментом финансирования дефицита региональных бюджетов – их стоимость составляет 0,1% годовых, срок предоставления – до трех лет. Совокупный объем бюджетных кредитов, запланированных на 2016 год, остается пока на уровне 2015 года – 310 млрд руб. Основания, по которым субъекты федерации смогут воспользоваться бюджетными кредитами в 2016 году, определяются Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 №40.

Также в структуре государственного долга субъектов РФ устойчивый рост наблюдался по кредитам полученным субъектами РФ от кредитных организаций, иностранных банков. Начиная с 2010 по 2016 гг. объем государственного долга субъектов по данной колонке увеличился на 748,58 млрд. руб. и на начало 2016 года составил 965,43 млрд.руб. Примечательно, что на начало 2010 года доля кредитов составляла 24,26% от общего объема государственного долга субъектов, однако к началу 2016 года доля по данной графе составила чуть менее половины совокупной задолженности.

Особое внимание представляют государственные гарантии субъектов РФ. В структуре государственного долга субъектов их доля и объем незначителен. Если на начало 2010 года объем государственных гарантий субъектов составлял 120,15 млрд. руб., то на начало 2016 года объем практически не изменился, и составил 102,95 млрд. руб.

Не наблюдалось существенных изменений по государственным долговым ценным бумагам субъектов, за 6 лет значения практически не изменились и на начало 2016 года задолженность составила 432,76 млрд. руб. Стоит отметить, что доля государственных долговых ценных бумаг имеет понижающуюся тенденцию. Если на начало 2010 года доля составляла 42,35% от общего объема государственного долга субъектов, то на начало 2016 года доля заметно снизилась и составляет 18,63%, однако объем заимствования значительно не сокращался. Это вызвано прежде всего наращиванием долговых обязательств по другим инструментам.

В соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2015 и плановый период 2016-2017 годов, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов принимаются меры, направленные на ограничение дефицитов бюджетов и уровня долга. Объем государственного долга субъектов представлен в приложении 1.

В частности, для поддержания сбалансированности региональных бюджетов обеспечивается условия получения субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, в этих целях принимаются меры, направленные на увеличение собственной доходной базы, сокращение неэффективных расходов, снижения привлечения дорогих коммерческих кредитов, сдерживание наращивания объема государственного долга. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предельный объем государственного долга субъекта не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Несмотря на общий рост суммарного долга, есть также положительные тенденции. В 2016 году некоторым регионам удалось сократить свои долги. Наиболее заметно (более чем на 20%) объем госдолга сократился в Липецкой области (-6%) и городе Москва (-14%). В трех регионах объем госдолга не изменился. В двух из них – г. Севастополе и Сахалинской области – государственная задолженность отсутствует, в г. Санкт-Петербурге госдолг остался на уровне начала 2015 года. Но на этом положительные тенденции заканчиваются. Непростая экономическая ситуация, как и ожидалось, продолжает вносить свои коррективы в бюджетные программы регионов, вынуждая искать внешние источники финансирования своих проектов и социальных обязательств. По итогам 2015 года 67 регионов увеличили объем госдолга. К этому списку присоединился Ненецкий автономный округ, который на протяжении нескольких лет вообще не имел задолженности. Помимо него, наиболее заметно объем госдолга вырос в Тюменской области (+218%), Иркутской области (+79%) и Магаданской области (+65%). В то же время несмотря на существенный рост объемов государственного долга в Тюменской области и в Ненецком автономном округе, уровень долговой нагрузки в данных регионах остается на низком уровне.

Наиболее высокий объем задолженности отмечен в г. Москве (140 миллиардов рублей) и Краснодарском крае (145 миллиардов рублей). Но, несмотря на то, что объемы долгов в этих двух регионах примерно равны, показатели долговой нагрузки на бюджет существенно различаются. Москва в течении 2015 года года сократила объем госдолга на 14%, а отношение госдолга к собственным доходам у столицы составляет 9.1%, что на 1.6 п.п. ниже, чем на 1 января 2015 года. По этому показателю Москва входит в десятку лидеров среди всех регионов РФ. В Краснодарском крае отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляет 93.6% и за прошедшие девять месяцев давление на региональный бюджет выросло почти на 1 п.п., а объем государственного долга увеличился на 1.9%. По итогам первого полугодия еще в одном регионе – Республике Татарстан уровень госдолга превышал 93 миллиарда рублей. Но Республика Татарстан за три месяца погасила часть долга, и на начало 2016 года объем задолженности составил 90 миллиардов рублей, что на 2.8% ниже, чем в начале года.

Для более детального анализа государственного долга субъектов Российской Федерации обратимся к таблице 2, где рассмотрим 5 наиболее сильных и слабых регионов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику.

Общий уровень долговой нагрузки регионов к началу 2016 года практически не изменился по сравнению с показателями на начало года. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2015 года к суммарному объему собственных доходов за последние 12 месяцев составило 35% против 35.4% в начале 2015 г. При этом диапазон изменения показателя по регионам достаточно широк – от 0% в Сахалинской области и г. Севастополе до 176.2% у Республики Мордовия. Последней никак не удается стабилизировать положение: несмотря на то, что республика в течение довольно длительного времени является рекордсменом по долговой нагрузке, за 2016 год объем госдолга вырос еще на 20.3%, а объем собственных доходов за 8 месяцев 2015 года сократился на 23.5%. Таким образом, уровень долговой нагрузки Республики Мордовия вырос на 55.1 процентных пунктов, приблизившись к рекордному значению за последние годы.

Таблица 2 Сравнительная характеристика уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации на начало 2016 года

Субъект РФ

Отношение госдолга субъекта на 01.01.16 к налоговым и неналоговым доходам на 01.01.15, в %

Отношение госдолга субъекта на 01.01.15 к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2014 года, в %

Объем госдолга субъекта РФ на начало 2016 года, млн. руб.

Изменение госдолга за 2015 год, в %

Изменение налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ в 2015 году к 2014 году, в %

г. Севастополь

17.6

Сахалинская область

64.4

Тюменская область

1 139,9

218.8

12.0

Республика Крым

405,16

13.4

51.4

г.Санкт-Петербург

14 736,91

Белгородская область

113.4

106.1

42 330,42

Чукотский автономный округ

117.6

144.5

14 097,10

51.3

Костромская область

123.6

121.1

17 692,12

Республика Северная Осетия – Алания

126.1

114.9

9 063,69

12.3

Республика Мордовия

176.2

121.1

36 042,83

20.3

23.5

Помимо Республики Мордовия, еще в одиннадцати регионах отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам превышает 100% и в пятерку анти-лидеров по этому показателю также входят: Республика Северная Осетия – Алания (126,1%), Костромская область (123.6%), Чукотский автономный округ (117.6%) и Белгородская область (113.4%). Причем давление на бюджет сокращается только в Чукотском автономном округе, с 144.5% до 117.6% за 2016 год, во всех остальных перечисленных регионах долговая нагрузка растет. Кроме того, еще в двадцати двух регионах РФ уровень долговой нагрузки находится в диапазоне от 70% до 100%.

По-прежнему только в девяти российских регионах отмечается низкий уровень долгового бремени. Госдолг ниже 10% от объема налоговых и неналоговых доходов в Сахалинской области (0%), г. Севастополе (0%), Тюменской области (0.8%), Республике Крым (1.3%), г. Санкт-Петербурге (3.5%), Ненецком автономном округе (3.6%), Алтайском крае (4.5%), Ханты-Мансийском автономном округе (6.5%) и г. Москве (9.1%). Несмотря на то, что объем государственного долга ощутимо вырос и в Тюменской области, и в Ненецком автономном округе, на бюджетной стабильности это не отразилось.

Всего в 22-х российских регионах отношение госдолга к собственным доходам не превышает 35%. Причем, по итогам девяти месяцев 2015 года в двух регионах этот показатель остался неизменным, а еще в 17-ти – снизился. Всего же по России снижение долговой нагрузки на бюджет зафиксировано в 42-х российских регионах. Лидерами по динамике стали Чукотский автономный округ (-26.5 п.п. с начала 2015 года), Республика Бурятия (-18.6 п.п.) и Республика Ингушетия (-18.1 п.п.).

Таким образом, ситуация с государственными долгами регионов остается напряженной. В 2015 году снижение государственного долга фиксируют только отдельные регионы. В соответствии с основными характеристиками региональных бюджетов в предстоящий период большинство субъектов Российской Федерации планируют иметь дефициты бюджетов. Большинство регионов имеют высокую долговую нагрузку и высокую задолженность по государственному долгу. Несмотря на стагнирующую экономику, регионам приходится искать средства для реализации социальных обязательств.

(дата обращения: 02.12.2016)

  • Официальный сайт Российского рейтингового агентства ООО «Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», 2016. URL: http://riarating.ru/ (дата обращения: 02.12.2016)
  • Кирюшкина А. Н. К вопросу о секьюритизации государственного долга субъектов РФ // А. Н. Кирюшкина. - Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста - 2016». Воронежский экономико-правовой институт. - 2016. - С. 154–156
  • Быкова Н. Н. Способы укрепления налоговых доходов муниципальных образований на примере бюджета городского округа Тольятти // Азимут научных: экономика и управление. - 2013. - №4. - С. 13-16
  • Количество просмотров публикации: Please wait