Обязательства организации их нормативное регулирование и оценка. Учет и оценка обязательств

Введение

Кредиты банков, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях). На этом этапе огромное значение имеют долгосрочные кредиты банков.

Краткосрочные кредиты помогают предприятию постоянно поддерживать необходимый уровень оборотных средств, содействуют ускорению оборачиваемости средств предприятия.

Займы, выполняя функции кредита, имеют различные формы и помогают более гибко использовать полученные средства. Предприятие может получить заем в наиболее удобной для себя форме - непосредственно заем, в вексельной форме либо выпустив облигации.

Правильный учет позволит в дальнейшем выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия вид получения дополнительных денежных средств.

Нормативно - правовое регулирование учета кредитов и займов

Понятие кредитов и займов, их отличительные особенности

Кредит в широком смысле - это система экономических отношений, возникающих при передаче имущества в денежной или натуральной форме от одних организаций или лиц другим на условиях последующего возврата денежных средств или оплаты стоимости переданного имущества и, как правило, с уплатой процентов за временное пользование переданным имуществом.

Различают банковский кредит и коммерческий кредит (займы).

Банковский кредит - это выданные банком организациям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, на возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций.

Коммерческий кредит (заем) предоставляется одними организациями другим, обычно в виде отсрочки уплаты денежных средств за проданные товары. Предметом договора займа помимо денег могут быть вещи. В отличие от банков, коммерческие организации не могут предоставлять заем из чужих денежных средств, временно находящихся у заимодавца. Кроме того, организации, не располагающие банковской лицензией, не могут заниматься кредитной деятельностью систематически.

Критерии систематичности законодательством не оговорены, и решение этого вопроса зависит от контролирующего органа или арбитражного суда. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т.п.



Для учета операции по получению и погашению кредитов и займов используют пассивные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Полученные ссуды и займы отражают по кредиту этих счетов в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а погашенные ссуды и займы - по дебету счетов в корреспонденции со счетами денежных средств.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета кредитов и займов, их классификация для составления управленческой отчетности

Основное нормативное регулирование кредитов и займов осуществляется Гражданским кодексом РФ. Данным вопросам посвящена глава 42 ГК РФ. Статьи 807--818 ГК РФ регулируют порядок заключения договора займа, обязанности заемщика и последствия нарушения заемщиком договора займа.

Сущность договора займа -- одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Заем должен быть оформлен в письменном виде, это может быть договор, а может быть расписка или же иной документ, подтверждающий передачу (получение) денежных средств или вещи, причем договор считается заключенным только в момент передачи денег или вещи. Особенностями такого рода договоров являются отсутствие ограничений на их участников и то, что передаются одни вещи, а возвращаться могут другие вещи того же рода и качества. Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа, но при этом следует руководствоваться действующим валютным законодательством РФ.



Целевой заем. Средства, полученные по такому договору, могут быть использованы строго на определенные цели, и заемщик должен обеспечить возможность контроля за целевым использованием займа. Использование займа не по назначению приводит к досрочному расторжению договора с уплатой причитающихся процентов. Следовательно, за исполнением таких договоров должен быть установлен усиленный контроль со стороны руководителя, а бухгалтерская служба должна предоставлять сведения для осуществления контроля.

Вексель - это ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении определенного срока полученные взаймы денежные суммы. Основная сложность при этом состоит в том, что отношения, связанные с расчетом векселями, регулируются также Федеральным законом о переводном и простом векселе в совокупности с Положением о переводном и простом векселе, утвержденном Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 и сложившейся арбитражной практикой. В настоящее время вексель является достаточно развитой формой предоставления займа.

Облигация -- ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. В самой облигации оговаривается возможность получения процентов. Существуют государственные, муниципальные и корпоративные облигации. В России наиболее распространенными являются государственные облигации.

Сущность кредитного договора -- кредитор обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Чем же отличается кредитный договор от договора займа? Основное отличие состоит в том, что кредитором выступает банк или иное кредитное учреждение (имеющее соответствующую лицензию), а объектом договора являются только денежные средства. Договор считается заключенным в момент подписания, т.е. кредитный договор, в отличие от договора займа, может содержать только обещание предоставить денежные средства. Сумма кредита подлежит возврату в заранее оговоренный определенный срок, а за пользование кредитом взимается плата.

В статье 809 ГК РФ определено, что займы могут быть возмездными и безвозмездными. Так как правила, предусмотренные п. 1 главы 42 Заем и кредит ГК РФ, применяются и к п. 2 и п. 3 данной главы, то, следовательно, также кредиты могут быть возмездными и безвозмездными. В случае если кредит и заем относятся к возмездным кредитам, то заимодавец имеет право на получение процентов, размер которых определяется договором. При отсутствии в возмездном договоре условий о размере процентов заимодавец имеет право на проценты на сумму займа в размере ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России. Размер процентов определяется существующей в месте жительства заимодавца либо в месте нахождения юридического лица ставкой банковского процента, в настоящее время не применяется (п. 51 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

На рисунке 1 представлена классификация кредитов и займов в соответствии с Гражданским кодексом РФ Зимакова Л.А. Савченко Т.В., Возможности использования различных классификаций кредитов и займов для составления управленческой отчетности // Управленческий учет. - №4. - 2006..

Рис. 1. Классификация кредитов и займов в соответствии с гражданским законодательством

Рис. 2. Классификация кредитов и займов по налоговому законодательству

В соответствии с действующим налоговым законодательством проценты за пользование заемными средствами признаются расходами организации в пределах нормативной величины, которая может быть исчислена двумя способами:

1) в пределах до 20% превышения среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях, т.е. фактически начисленные проценты сравниваются со средним уровнем процентов по всем кредитам и займам, которые получены в отчетном периоде на сопоставимых условиях;

2) в пределах, не превышающих сумму, рассчитанную исходя из увеличенной в 1,1 раза ставки рефинансирования Центрального банка РФ по рублевым кредитам и в пределах до 15 % годовых по валютным кредитам.

Проводя анализ способов определения нормативной величины процентов по заемным средствам, позволяющей уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, Ю. Подпорин отмечает, что первый способ выгоден тем организациям, которые часто берут кредиты под проценты, превышающие ставку рефинансирования Центрального банка РФ (15% годовых по валютным кредитам), а второй -- тем, кто берет кредиты и займы под проценты, которые намного ниже ставки рефинансирования Подпорин Ю. Налогообложение внереализационных операций // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». № 38.. Кроме того, этот способ стоит выбрать организациям, у которых есть беспроцентные кредиты и займы. Таким образом, основным критерием при выборе способа определения нормативной величины по процентам является максимизация этой нормативной величины. Во-первых, это позволит снизить налогооблагаемую прибыль, а во-вторых, ставки по банковским кредитам превышают нормативную величину процентов, рассчитанную вторым способом, что приводит к тому, что организация платит налог на прибыль, но имеет при этом фактические убытки.

Отсюда следует необходимость ведения учета кредитов и займов, а также процентов уплачиваемых и получаемых по ним с выделением условий, с целью группировки кредитов и займов по принципу сопоставимости условий.

Согласно п. 1 ст. 265 НК РФ проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе начисленные по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным налогоплательщиками, включаются в состав внереализационных расходов. В то же время проценты по долговым обязательствам, связанным с приобретением ТМЦ, в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ не относятся к внереализационным расходам, а включаются в стоимость ТМЦ.

Порядок учета кредитов и займов в бухгалтерском учете определен в ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», утвержденном приказом Минфина России от 02.08.01 № 60 (далее -- ПБУ 15/01). В нем приводится следующая классификация задолженности по кредитам и займам:

Краткосрочная задолженность -- задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям договора не превышает 12 месяцев;

Долгосрочная задолженность -- задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев;

Срочная задолженность -- задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке;

Просроченная задолженность -- задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения.

В данном Положении по бухгалтерскому учету отмечается необходимость ведения аналитического учета как по видам заемных обязательств, так и по кредиторам и заимодавцам. Одновременно с этим указывается возможность выдачи кредитов и займов в виде векселей и облигаций.

Согласно п. 9 ПБУ 15/01 задолженность по предоставленному заемщику займу и (или) кредиту, полученному или выраженному в иностранной валюте или условных денежных единицах, учитывается заемщиком в рублевой оценке по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату фактического совершения операции (предоставления кредита, займа, включая размещение заемных обязательств). Следовательно, различий между организацией учета задолженности по кредитам и займам, полученным в валюте и выраженным в иностранной валюте (в условных денежных единицах), практически нет.

Учитывая вышеописанное и то, что данное Положение не распространяется на кредиты и займы беспроцентные и государственные, на рисунке 3 представлена классификация кредитов и займом в соответствии с ПБУ 15/01.

Рис. 3. Классификация кредитов и займов в соответствии с законодательными актами по бухгалтерскому учету

В соответствии с действующим Планом счетов и требованиями по составлению финансовой отчетности задолженность по кредитам и займам прежде всего подразделяется на краткосрочные и долгосрочные обязательства. Долгосрочная задолженность учитывается на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», а краткосрочная -- на счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Но следует учесть, что долгосрочная задолженность переводится в состав краткосрочной задолженности в тот момент, когда срок погашения обязательств становится менее 365 дней, что сопровождается соответствующими бухгалтерскими проводками.

Если же рассматривается ситуация, когда хозяйствующий субъект предоставляет заем, то в соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используется счет 58 «Финансовые вложения» субсчет 3 «Предоставленные займы». Таким образом, в части бухгалтерского учета предоставленный заем относится к категории финансовых вложений.

В случае проведения предварительной оплаты поставщикам и подрядчикам суммы авансовых платежей отражаются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др. В случае поступления авансов и предварительной оплаты от покупателей данные суммы учитываются по кредиту 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Таким образом, предварительная оплата и авансы, а также отсрочка платежа за продукцию, товары, услуги с точки зрения гражданского законодательства рассматриваются как товарный и коммерческий кредит (при этом договор может не носить названия кредитного договора или договора займа), а с точки зрения бухгалтерского законодательства - как дебиторская и кредиторская задолженность.

Важной особенностью является и то, что предварительная оплата, авансы, отсрочка платежа и в финансовой отчетности (в бухгалтерском балансе) отражаются в разделах дебиторская задолженность и долгосрочные и краткосрочные обязательства. Следовательно, информация, содержащаяся в отчетности, будет понятной только пользователям, знающим бухгалтерское законодательство. Если учесть, что финансовая отчетность предназначена для внешних пользователей, то противоречия гражданского и бухгалтерского законодательства могут порождать неправильное чтение и понимание некоторых показателей отчетности.

Порядок учета процентов по заемным средствам при приобретении материальных запасов в бухгалтерском учете регулируется положениями: ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию», ПБУ 10/99 «Расходы организации»

В соответствии с ПБУ 5/01 и 15/01 проценты по заемным средствам, использованным на приобретение материально-производственных запасов, начисленные до постановки на учет, увеличивают их стоимость. На остальные случаи начисления процентов распространяется Положение по бухгалтерскому учету 10/99, которое рекомендует включать проценты по заемным средствам в состав операционных расходов. Таким образом, налицо противоречие налогового законодательства, относящего проценты за пользование заемными средствами к категории внереализационных, и бухгалтерского.

Из всего вышеописанного следует, что налицо целый ряд противоречий. Как же быть при составлении управленческой отчетности? Какую классификацию кредитов и займов использовать? Как сделать информацию, представляемую во внутренней отчетности понятной и доступной руководителю?

На эти вопросы должен ответить каждый бухгалтер-аналитик самостоятельно с учетом особенностей конкретной организации и требований, предъявляемых руководителем. Предлагается общая схема организации управленческого учета кредитов и займов и затрат, связанных с их обслуживанием, с целью управления дебиторской и кредиторской задолженностью и снижения затрат.

Исходя из особенностей экономического развития на современном этапе в России и имеющегося международного опыта развития предпринимательства следует, что хозяйствующие субъекты не могут развиваться только за счет собственных средств и не могут существовать не имея долговых обязательств, следовательно, дебиторская и кредиторская задолженности являются неотъемлемыми составляющими отчетности любого развивающегося хозяйствующего субъекта. Главным условием при этом является необходимость контроля за состоянием задолженности и за своевременностью ее погашения. Нарушение сроков исполнения обязательств по кредитам и займам может привести к возникновению дополнительных затрат в виде возросших процентов, связанных с несвоевременностью погашения долговых обязательств, неустойки, штрафов и пени, в некоторых случаях это приводит к недоверию со стороны кредитора (заемщика) и к проблемам в последующем при получении заемных средств. Небольшие, на первый взгляд, дополнительные затраты могут превратиться в «снежный ком», сметающий на своем пути прибыль хозяйствующего субъекта. Таким образом, руководителю важно проводить экономический расчет последствий несвоевременного погашения обязательств.

Еще одним важным моментом в целях организации контроля за затратами является контроль за правильностью включения процентов за пользование заемными денежными средствами. Выше описывались два способа отнесения процентов:

Включаются в стоимость материально-производственных запасов, затем включаются в себестоимость выпускаемой продукции, и соответственно увеличивают стоимость остатков незавершенного производства, стоимость готовой, но нереализованной продукции, а следовательно, включаются в состав расходов только в момент реализации продукции;

Включаются в состав операционных (в бухгалтерском учете) и в состав внереализационных (в налоговом учете) и уменьшают прибыть организации в том периоде, к которому они относятся.

Подконтрольные показатели (изменение которых влияет на достижение поставленной цели). Исходя из действующего гражданского законодательства, можно рекомендовать выделить: заем, целевой заем, кредит, товарный кредит, коммерческий кредит. Перечисленные займы и кредиты регулируются различными статьями Гражданского кодекса РФ, имеют разную экономическую сущность и могут быть представлены в различных формах.

Учитывая, что в бухгалтерском учете долгосрочные и краткосрочные кредиты учитываются на различных счетах и особенности современных краткосрочных кредитных договоров (применение плавающей процентной ставки по кредитам и повышенных коэффициентов к процентам за каждый день просрочки платежей по кредиту) рекомендуется для организации текущего контроля сосредоточить внимание на краткосрочных кредитах и займах.

Информационные источники. Входная информация -- договора на получение кредитов и займов, оперативная бухгалтерская информация о проведении расчетов по рассматриваемым договорам и о состоянии залогового имущества, ставка рефинансирования.

Таблица 1

Отчет о структуре задолженности по полученным кредитам и займам ООО «…» за сентябрь 2008 г. (по состоянию на 25.09.2008 г.)

Вид задолженности Срок погашения кредита (займа) Сальдо задолженности на начало, руб. Годовой процент, % Начисленный процент, руб. Сумма оплаченного процента, руб. Сумма оплаченного кредита (займа), руб. Размер просроченного платежа, руб. Процент по просроченному платежу,
1. Заем (по видам заимодавцев) ОАО «Финансово-инвестиционная компания» 01.08.2005 60 000 -- 10 000 -- --
2. Целевой заем (по видам, с выделением целей) -- -- -- -- -- -- -- --
3. Кредиты: -- ОАО «Белгородпромстройбанк» (дог. 15/89) -- Белгородское ОСБ 8592 (дог. №198006) 01.09.2005 15.06.2005 2 500 000 1 500 000 45 750 12 450 40 000 12 450 -- 1 000 000 -- 500 000 -- 3 500
4. Товарный кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) -- -- -- -- -- -- -- --
5. Коммерческий кредит (по кредиторам и срокам погашения кредита) -- -- -- -- -- -- -- --
Итого -- 4 060 000 -- 59 448 52 450 1 010 000 500 000

Данный отчет рекомендуется составлять ежемесячно и предоставлять в срок до 25-го числа текущего месяца для того, чтобы руководство могло принять меры до истечения месяца. Крупным хозяйствующим субъектам, пользующимся большим количеством кредитов и займов (особенно товарных), рекомендуется чаще составлять подобный отчет. Состав показателей отчета меняется в зависимости от целей, на решение которых направлен отчет.

Контроль -- это одна из основных функций управления. В зависимости от уровня его организации зависит не только конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта, но и вообще возможность осуществления деятельности. Важнейшим информационным источником, обеспечивающим выполнение контрольной функции, служит бухгалтерский учет. Но действующее бухгалтерское законодательство не позволяет получить достаточно информации для управления.

Руководитель при принятии решений должен руководствоваться всеми видами законодательств, регулирующими определенные вопросы. А из различных классификаций кредитов и займов, рассмотренных в данной статье, следует неоднозначность в подходах при выборе классификационных признаков и невозможность получения разноплановой информации о задолженности по кредитам и займам в рамках ведения бухгалтерского финансового учета. Поэтому для улучшения качества информационных потоков рекомендуется вести расширенный управленческий учет кредитов и займов, а на основании сформированной информации составлять отчет о структуре задолженности. Важной особенностью предлагаемых отчетов является фокусирование внимания, как на внутренних аспектах работы хозяйствующего субъекта, так и на внешней среде, окружающей его и играющей немаловажную роль в деятельности субъекта. Регулярное представление руководству подобного отчета будет способствовать сокращению затрат и планированию денежных потоков организации.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается (п. 8 ПБУ 6/01): «сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)».

Согласно п. 8 ПБУ 6/01 фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: «начисленные до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения, сооружения или изготовления этого объекта».

Из приведенной нормы следует, что, в отличие от Закона «О бухгалтерском учете», который не устанавливает временных ограничений на осуществление затрат для включения их в стоимость приобретения, ПБУ 6/01 такие ограничения вводит. Не признаются в первоначальной стоимости проценты, начисленные после принятия объекта к учету в составе основных средств, хотя такие затраты и являются для организации затратами по приобретению основного средства.

Так же как и Закон «О бухгалтерском учете», ПБУ 6/01 не вводит каких-либо ограничений в отношении состава затрат на приобретение (перечень затрат открыт) и вида приобретаемого основного средства. При определении в качестве затрат процентов ПБУ 6/01 не делает различий между процентами, начисляемыми по разным видам кредитов и займов (кредита банка, выдача векселей и размещение облигаций и т.д.).

В соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н): «Операционными расходами являются: ...проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов)...».

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (утверждено Приказом Минфина России от 02.08.2001 № 60н) также устанавливает порядок признания затрат по оплате процентов по заемным средствам.

ПБУ 15/01 устанавливает разный порядок учета процентов в зависимости от:

· порядка привлечения заемных средств (займы и кредиты или выданные векселя и облигации),

· вида актива (инвестиционный или неинвестиционный), на который привлекаются заемные средства,

· вида будущего основного средства (амортизируемое или неамортизируемое);

· порядка расходования привлеченных средств (на выдачу авансов и предоплат или на последующую оплату);

· сложившейся хозяйственной ситуации (направление временно свободных средств на извлечение дохода, направление привлеченных средств на цели, не предусмотренные договором, приостановка строительства на срок более трех месяцев);

· принятой учетной политики в отношении учета процентов по выданным векселям и облигациям.

В соответствии с ПБУ 15/01 проценты по заемным средствам учитываются в первоначальной стоимости основных средств, если:

1. возникают обязательства по уплате процентов по привлеченным займам и кредитам кроме выданных заемных обязательств (порядок учета процентов по выданным векселям и облигациям определен в п. 18 ПБУ 15/01) (п. 12);

2. актив будет отнесен в разряд инвестиционного актива (п. 12). «Инвестиционный актив», для целей ПБУ 15/01 определен как «объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени».

Согласно п. 13 ПБУ 15/01: «к инвестиционным активам относятся объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся»;

3. активы впоследствии подлежат амортизации (п. 23):

«Затраты по полученным займам и кредитам, связанным с формированием инвестиционного актива, по которому по правилам бухгалтерского учета амортизация не начисляется, в стоимость такого актива не включаются, а относятся на текущие расходы организации...»;

4. организации планирует в будущем получение экономических выгод или в случае, когда наличие инвестиционного актива необходимо для управленческих нужд организации (п. 25);

5. возникли расходы по уплате процентов, и работы по созданию, приобретению актива не прекращены на срок, более трех месяцев (п. 28):

«При прекращении работ, связанных со строительством инвестиционного актива в течение срока, превышающего три месяца, включение затрат по полученным займам и кредитам, использованным для формирования указанного актива, приостанавливается. В этом случае затраты по займам относятся на текущие расходы организации»;

6. выполняются следующие условия (п. 27):

o возникли расходы по приобретению и (или) строительству инвестиционного актива;

o фактически начаты работы, связанные с формированием инвестиционного актива;

o наличие фактических затрат по займам и кредитам или обязательств по их осуществлению;

7. возникли расходы по уплате процентов, а привлеченные средства направлены на выплату авансов (предоплат), связанных с созданием инвестиционного актива (п. 15);

8. для приобретения инвестиционного актива израсходованы заемные средства, полученные на цели, не связанные с его приобретением. В этом случае размер процентов, включаемый в стоимость актива, определяется по средневзвешенной ставке (п. 29);

Для приобретения инвестиционного актива израсходованы заемные средства, которые до начала их использования временно использовались в качестве долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. В этом случае затраты по таким полученным займам и кредитам уменьшаются на величину дохода от временного использования заемных средств (п. 26).

Таким образом, ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» вводит дополнительные ограничения в отношении возможности включения процентов по заемным средствам в первоначальную стоимость объектов основных средств, которые не предусмотрены Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 6/01.

Обращаем внимание, на особый порядок учета процентов по выданным векселям и облигациям. Напомним, что ПБУ 6/01 включение процентов по заемным средствам в состав фактических затрат на приобретение не ставит в зависимость от способа привлечения заемных средств.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что имеют место противоречия и неясность положений нормативных актов как по вертикали (Закон -- ПБУ), так и по горизонтали (ПБУ -- ПБУ). Причем разрешить противоречия достаточно сложно, так как документы оперируют разными понятиями:

· Закон -- понятием «фактическая стоимость приобретаемого имущества», в которое включаются и основные средства;

· ПБУ 6/01 -- понятием «первоначальная стоимость основных средств»;

· ПБУ 15/01 -- понятием «проценты, включаемые в стоимость инвестиционного актива», который также включает в себя основные средства;

· ПБУ 10/99 -- понятием «проценты», которые рассматриваются вне связи с направлением использования заемных средств.

Учет заемных средств в виде кредитов и займов регулируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденным приказом Минфина России от 02.08.01 г. № 60н.

Согласно ПБУ 15/01 основная сумма долга по полученному кредиту (займу) учитывается организацией-заемщиком в соответствии с условиями договора займа или кредитного договора в сумме фактически поступивших денежных средств или в стоимостной оценке других вещей, предусмотренной договором. Организация - заемщик должна принимать к бухгалтерскому учету данную задолженность в момент фактической передачи денег или других ценностей и отражать ее в составе кредиторской задолженности.

Различают долгосрочную и краткосрочную задолженность заемщика по заемным средствам. Краткосрочной считается задолженность по кредиту или займу, срок погашения которой не превышает 12 месяцев. Долгосрочной задолженностью считается задолженность, срок погашения которой превышает 12 месяцев.

В бухгалтерском учете суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов отражаются по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств или со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в момент их фактического получения. Возврат организацией-заемщиком полученного от заимодавца кредита, займа, включая размещенные заемные обязательства, отражается в бухгалтерском учете заемщика как уменьшение (погашение) указанной кредиторской задолженности.

При погашении кредитов или займов на суммы погашаемых кредитов, займов дебетуются счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами денежных средств (счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»).

Информация о размещенных заемных обязательствах (обеспеченных векселями или облигациями) учитывается на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» обособленно. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются записи по дебету счета 51 «Расчетные счета» в корреспонденции со счетами 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» (по номинальной стоимости облигаций) и 98 «Доходы будущих периодов» (на сумму превышения цены размещения над номинальной стоимостью). Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на субсчет 91-1 «Прочие доходы». Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций с кредита счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы».

В бухгалтерском учете операции по учету заемных средств отражаются следующими проводками:

Дебет 51 «Расчетные счета»

Дебет 51 «Расчетные счета»

Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно. Аналитический учет задолженности по полученным займам и кредитам ведется по видам займов и кредитам, кредитным организациям и другим заимодавцам.

В учетной политике организации могут быть предусмотрены:

* перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;

* учет заемных средств, срок погашения которых превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.

В бухгалтерском учете операция по переводу долгосрочной задолженности в краткосрочную отражается записью с кредита счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Краткосрочная и/или долгосрочная задолженность может быть срочной и/или просроченной.

Организация-заемщик по истечении срока платежа должна обеспечить перевод срочной задолженности в просроченную. Данный перевод задолженности осуществляется организацией-заемщиком в день, следующий за днем, когда по условиям договора займа и/или кредита заемщик должен был обеспечить возврат основной суммы долга.

В соответствии с НК РФ операции по получению и погашению займов и кредитов, иных аналогичных средств, независимо от формы оформления заимствования, не облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

Согласно ПБУ 15/01 затраты, связанные с получением и использованием займов и кредитов, включают:

* проценты, причитающиеся к оплате заимодавцам и кредит

В ОАО « Симферопольсельмаш» ведение бухгалтерского учета долгосрочных и текущих обязательств осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Законодательная база Украины, регулирующая учет долгосрочных и текущих обязательств включает следующие законодательные и нормативные документы в виде следующей четырех уровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета:

Первый уровень - законодательный. На данном уровне государственное регулирование бухгалтерским учётом и отчётностью осуществляется Президентом Украины, Национальным собранием на основании Конституции Украины. Важнейшим законодательным актом этого уровня является Закон Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» от 16 июля 1999г. № 996-14 с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011г. № 4224-17, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Украине.

Гражданский кодекс Украины от 19 июня 2003г. № 980-4 с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011г. № 4220-4, в первой части которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи составления аудиторского заключения, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и другие.

Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971г. № 322-8 с изменениями и дополнениями от 08 сентября 2011г. № 3720-6, который регламентирует трудовые отношения.

Налоговый кодекс Украины от 02 декабря 2010г. № 2755-6 с изменениями и дополнениями от 22 декабря 2011г. № 4279-6. Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Украины, основные принципы налогообложения в Украине, устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

На втором уровне - осуществляется нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчётности. Он представлен нормативными актами Президента и ВР Украины и других правовых органов, которые имеют право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы.

Основными документами в системе регламентации учёта на Украине также являются план счетов и инструкция о его применении. Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Министерстве финансов были утверждены

План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций;

Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций;

План счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений;

Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений;

Положение о порядке ведения учёта отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и прочих организаций, которые владеют и/или используют объекты государственного или коммунального имущества;

План счетов бухгалтерского учёта банков Украины;

План счетов бухгалтерского учёта активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства.

Инструкция №7 «Про безналичные расчеты в хозяйственном обороте Украины» является единым нормативным актом, регулирующим на общей методологической основе безналичные расчеты в валюте Украины, осуществляемые на территории государства.

К третьему уровню в организации ОАО «Симферопольсельмаш» относится приказ по учетной политике, рабочий план счетов. Учетная политика в исследуемой организации утверждена приказом директора от 31 декабря 2009 года. В ней рассматриваются методический и организационно-технический аспекты ведения бухгалтерского учета, структура рабочего плана счетов. Примером внутренней документации могут являться: должностные инструкции работников бухгалтерии, график документооборота и другие документы.

Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная их цель - установить правильность ведения учета долгосрочных и текущих обязательств.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством Российской Федерации, которое эту функцию возлагает на Министерство финансов РФ.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в России сформирована четырехуровневой системы нормативных документов.

Первый уровень - законы Российской федерации о бухгалтерском учете, устанавливающие единые правовые методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. К ним относятся Гражданский кодекс РФ Федеральный закон "О бухгалтерском учете"; Налоговый кодекс РФ, другие федеральные законы, определяющие правовую основу хозяйствования отдельных экономических субъектов, а также их взаимоотношения.

Второй уровень - нормативные акты президента и правительства РФ, других представительных органов, которым предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормы. Они используются при разработке положений на этапах регулирования системы нормативных документов.

Третий уровень - положения (стандарты), планы счетов, инструкции, приказы и другие нормативные акты о бухгалтерском учете по отдельным темам и направлениям. Этот уровень является центральным с точки зрения методики бухгалтерского учета. По этому уровню издаются нормативные документы с целью дальнейшего приближения организации бухгалтерского учета в России к международным стандартам учета и отчетности. Наиболее важными в этом направлении являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Российские стандарты бухгалтерского учета - совокупность норм федерального законодательства России и Положений побухгалтерскому учету (ПБУ), издаваемых Министерством финансов РФ, которые регулируютправила бухгалтерского учета .

Отечественные ПБУ, в отличие от международных стандартов, носят не рекомендательный, а обязательный характер. Большинством ПБУ предусмотрены различные варианты учета соответствующих объектов.

Четвертый уровень - документы, которые носят рекомендательный характер по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Они предназначены для внутреннего использования.

Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Рабочие документы самой организации образуют внутреннюю нормативную базу и определяют особенности организации и ведения учета в нем.

3. Предмет и метод бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации:

Объектами бухгалтерского учета явялются

- активы - имущество организации (хозяйственные средства),

Ее капитал и обязательства (источники хозяйственных средств),

- хозяйственные операции , связанные с изменением стоимостных характеристик хозяйственных средств и их источников, осуществляемые организацией в процессе хозяйственной деятельности,

- финансовые результаты хозяйственной деятельности (прибыли и убытки).

Информация об активах, капитале и обязательства отражается в бухгалтерском балансе

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения его к активам. Активы - совокупность имущественных средств хозяйствующего субъекта. В международных стандартах финансовой отчетности активы трактуются как ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономических выгод в будущем. Таким образом, заключенная в активах экономическая выгода представляет потенциал, прямо или косвенно входящий в поток денежных средств или денежных эквивалентов организации. Потенциал может составлять часть операционной деятельности организации и конвертироваться в денежные средства или их эквиваленты, а также сокращать отток денежных средств (например, альтернативный производственный процесс снижает производственные затраты).

Хозяйственные ресурсы, составляющие активы, должны:

Приносить организации выгоду (доходы, прибыль, деньги) в будущем;

Находиться в распоряжении хозяйствующего субъекта, который при необходимости может беспрепятственно использовать их по собственному усмотрению (например, продать);

Являться результатом ранее совершенных сделок (быть готовыми к использованию в данный момент, а не находиться на стадии изготовления или доставки в рамках соответствующего договора, контракта).

В состав активов включают имущество и права.

К материальным активам относят:

Землю или право на ее использование;

Здания и сооружения производственного назначения;

Здания и сооружения непроизводственного назначения;

Административные, жилые, детские, учебные, оздоровительные, иные здания и помещения;

Производственное оборудование;

Движимое имущество непроизводственного назначения;

Запасы сырья, топлива и полуфабрикатов, готовой продукции.

Актив баланса состоит из двух разделов: внеоборотныеиоборотные активы.

Финансовые активы - часть активов организации, представляющая собой финансовые ресурсы: денежные средства и ценные бумаги. Финансовые активы включают:

Кассовую наличность;

Депозиты в банках;

Страховые полисы;

Вложения в ценные бумаги;

Обязательства других предприятий и организаций по выплате средств за поставленную продукцию;

Портфельные вложения в акции иных предприятий;

Пакеты акций других предприятий, дающие право контроля;

Паи или долевые участия в других предприятиях.

Нематериальные (неосязаемые) активы - это объекты, не имеющие материально-вещественной основы, но находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Основными условиями, определяющими принятие к учету нематериальных активов коммерческих организаций (кроме кредитных), является:

Отсутствие материально-вещественной (физической) основы (структуры);

Возможность выделения (идентификации) такого имущества из состава другого имущества;

Возможность использования при выполнении работ, производстве продукции и т.п. либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев);

Способность приносить доход (экономическую выгоду) организации в будущем;

Невозможность перепродажи данного имущества после окончания срока полезного использования;

Наличие подтверждающих первичных документов на исключительное право организации использовать результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены:

Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное право владельца на товарный знак, знак обслуживания и место происхождения товаров;

Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

Деловая репутация организации и организационные расходы в связи с образованием юридического лица, признанные частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Не относятся к нематериальным активам:

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие положительного результата;

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические работы, разработка которых не завершена и не оформлена в установленном порядке;

Материальные объекты (носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Для целей бухгалтерского учета единицей измерения нематериальных активов служит инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих после оформления одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. и связанных с выполнением самостоятельных функций в производстве продукции, выполнении работ, услуг.

Обязательства - это задолженность организации на отчетную дату, результат свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Пассив - источник происхождения активов, отражающий, являются ли они полученными за счет собственного капитала предприятия или за счет возникновения у предприятия каких-либо обязательств.

Пассив баланса состоит из трех частей:

- капитал и резервы (отражает состав и структуру собственного капитала);

- долгосрочные обязательства (отражает задолженность на отчетную дату);

- краткосрочные обязательства (содержат информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам).

Обязательства предприятия, срок исполнения которых наступает в ближайшее время, и обязательства со сроком исполнения через год или позднее, являются неравноценными. Для организации имеет принципиальное значение, потребуют кредиторы возврата долгов сейчас или это случится, например, через год. Обычно крупные займы предприятия берут на длительный срок. Это может случиться, например, при покупке дорогостоящего оборудования.

Структура бухгалтерского баланса

Метод бухгалтерского учета - совокупность правил и технических приемов, используемых в бухгалтерском учете для решения задач учета.

Элементами метода бухгалтерского учета являются:

Документация – совокупность носителей первичной информации, отражающая хозяйственную деятельность предприятия. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием должны оформляться документами. Это документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документирование - оформление каждой хозяйственной операции первичным учетным документом.

Инвентаризация - установление фактического наличия имущества и обязательств организации и сопоставление его с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация на предприятии проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются, и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и финансовых обязательств.

Оценка - способ денежного выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных о состоянии финансов организации;

Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости отдельных видов продукции и заготовленных материальных ценностей.

Бухгалтерские счета – это способ экономической группировки с целью текущего контроля и учета над объектами наблюдения, позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате совершения хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательств, доходов и расходов на счетах также выявляется и распределяется финансовый результат.

Двойная запись на счетах – метод регистрации хозяйственных операции в системе бухгалтерских счетов. Сумму хозяйственной операций на бухгалтерских счетах учитываются дважды: один раз по дебету одного или нескольких счетов, другой – по кредиту одного или нескольких счетов.

Бухгалтерский баланс - финансовый отчет, отражающий состояние хозяйственных средств и их источников на определенную дату;

Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей учета, отраженная в форме таблиц и характеризующая финансовое состояние организации и финансовые результаты ее деятельности.

Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей. Они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные .

В Российской Федерации создана четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документом первого, наивысшего, уровня является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете». Отдельные нормы, регулирующие бухгалтерский учет, содержатся в иных законодательных актах: Гражданском, Трудовом, Бюджетном и Налоговом кодексах Российской Федерации.

В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций за порядок, и состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Второй уровень. К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений - раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.

Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровня.

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. Рекомендации призваны помочь бухгалтеру организовать учетный процесс, составить для предприятия внутренние инструкции и другие локальные нормативные документы по ведению первичной документации, бухгалтерской регистрации и обобщению данных. Нормативные документы четвертого уровня не являются обязательными для всеобщего применения. Их назначение иное - определить правила рациональной организации бухгалтерского учета с применением прогрессивных форм и способов ведения учета для выбора каждой организацией приемлемых для нее вариантов. Документы этого уровня, которые формируются непосредственно в организациях и составляют систему внутренних норм и инструкций, отражающих специфику данной организации, предусмотрены статьей 6 Закона «О бухгалтерском учете».

Изложенная структура нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой продуманную систему нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Основная цель законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете - обеспечить единообразный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

Касаемо учета и оценки обязательств, можно выделить следующие нормативно-правовые акты:

  • 1) Закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • 2) Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ8/2010);
  • 3) Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006);
  • 4) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Общий принцип, применяемый к учету и оценке обязательств, содержится в ст. 11 Федерального закона №402-ФЗ, который гласит, что обязательства подлежат инвентаризации, а оценка обязательств должна производиться автономным учреждением для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ8/2010) устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. (в ред. Приказа Минфина России от 14.02.2012 №23н).

В соответствии с ним обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения может возникнуть: а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров; б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:

  • а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
  • б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
  • в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

В пункте 6 и 9 ПБУ 8/2010 указаны условия признания оценочного обязательства.

Оценочные обязательства отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. При признании оценочного обязательства в зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.

Оценочные обязательства в отношении ожидаемых убытков от деятельности организации в целом, либо от отдельных видов или регионов ее деятельности, подразделений, видов продукции (работ, услуг) и от иных факторов не признаются в бухгалтерском учете.

Оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

В пунктах 21-23 ПБУ 8/2010 отмечается особенность списания или изменение величины оценочного обязательства. В заключительной главе Положения выделяются данные, подлежащие раскрытию в бухгалтерской отчетности.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) регулирует особенности бухгалтерского учета имущества (активов) и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Особенности заключаются в необходимости пересчета стоимости этих объектов учета в рубли по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) указывает, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.

Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения: содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период; содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Предмет. В статье исследованы современные проблемы формирования информации об обязательствах в учете и отчетности.

Цели. Целью исследования являются выявление проблемных аспектов учета обязательств и определение направлений их дальнейшего совершенствования.

Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.

Результаты. В статье представлены результаты исследования применения в нормативных документах по бухгалтерскому учету понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность", выявлены подходы к использованию данных понятий в научной литературе, представлены результаты сопоставления регламентаций по учету обязательств в системах российских и международных стандартов.

Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.

Выводы. Установлено, что в системе нормативных документов по бухгалтерскому учету отсутствуют определения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность", не урегулировано соотношение данных понятий, имеет место различная трактовка и неодинаковое применение понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" в научной литературе, выявлено различие регламентаций по учету обязательств в системах российских и международных стандартов.

Ни одна организация, будь то коммерческая или некоммерческая, не может обойтись в ходе своей хозяйственной деятельности без учета собственной задолженности перед другими физическими или юридическими лицами.

Отличием некоммерческих организаций от коммерческих является лишь то, что согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 30.03.2016) такие организации не имеют извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Вместе с тем некоммерческие организации, так же как и коммерческие, должны формировать бухгалтерскую отчетность. При этом согласно Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)" при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации должны руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, в частности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Конечно, бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций имеет свои особенности, однако в отношении раскрытия в отчетности показателей задолженности перед другими физическими или юридическими лицами требования нормативного законодательства для некоммерческих организаций идентичны соответствующим требованиям, предъявляемым и к коммерческим организациям. В связи с этим рассмотрим требования российских бухгалтерских стандартов к учету обязательств и определим, все ли проблемы, связанные с учетом и отражением в отчетности показателей задолженности организаций перед другими физическими или юридическими лицами, имеют на сегодняшний день свои решения в системе РСБУ.

В системе российских стандартов по бухгалтерскому учету достаточно большое количество стандартов посвящено учету активов: есть ПБУ и по учету основных средств, и по учету нематериальных активов, результатов исследований и разработок, поисковых активов, и по учету запасов, и по учету финансовых вложений. То есть практически для всех видов активов утверждены нормативные документы, регламентирующие вопросы их учета. Следует признать, что такой исчерпанности для вопросов учета задолженности организаций перед другими физическими или юридическими лицами в настоящее время нет.

Проблемы начинаются уже с терминологии в отношении такого объекта учета, как задолженность организаций перед другими физическими или юридическими лицами. Согласно ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" и Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации обязаны отражать показатели такой задолженности в разделах, носящих названия:

- "Долгосрочные обязательства";

- "Краткосрочные обязательства".

Такое же название имеют соответствующие разделы баланса и в ПБУ 4/99. Таким образом, согласно данным нормативным документам задолженность организаций перед другими физическими или юридическими лицами должна носить название "обязательства". Обратим внимание, что и Федеральный закон "О бухгалтерском учете" требует рассматривать обязательства в качестве объектов учета любого экономического субъекта.

Вместе с тем ни Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ни ПБУ 4/99, ни Приказ Минфина России N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и ни один иной нормативный документ по бухгалтерскому учету не содержат определения понятия "обязательство". Если же обратиться к форме бухгалтерского баланса, регламентированного ПБУ 4/99 и Приказом Минфина N 66н, то можно увидеть, что в составе обязательств отражаются заемные средства и кредиторская задолженность. Согласно тому, как расшифровывает эти показатели ПБУ 4/99, под заемными средствами понимаются кредиты и займы, а в составе кредиторской задолженности отражается задолженность перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, перед дочерними и зависимыми обществами, перед персоналом организации, перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, перед участниками (учредителями) по выплате доходов, по авансам полученным и перед прочими кредиторами.

Несмотря на указанную расшифровку показателей обязательств в ПБУ 4/99, все-таки возникает вопрос: является ли понятие "кредиторская задолженность" более узким, чем понятие "обязательство"? Ведь ни в одном нормативном документе РСБУ нет не только определения понятия "обязательство", но в них нет и определения понятия "кредиторская задолженность".

Вместе с тем в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации говорится о правилах учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Несмотря на отсутствие определения данных понятий, объекты учета "дебиторская задолженность" и "кредиторская задолженность" явно противопоставляются друг другу. Но ведь экономическая сущность дебиторской задолженности заключается в том, что это задолженность перед организацией других физических и юридических лиц.

Таким образом, экономическая сущность кредиторской задолженности заключается в том, что это задолженность организации перед другими физическими или юридическими лицами. Однако и экономическая сущность обязательств состоит в том же: это задолженность организации перед другими физическими или юридическими лицами.

Следует признать, что отсутствие в нормативных документах по бухгалтерскому учету четких определений понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" приводит к разночтению в отношении применения данных категорий в бухгалтерском учете. Причем это разночтение имеет место даже в самих нормативных документах по бухгалтерскому учету. Так, согласно п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации "суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым срок исковой давности истек, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации". Очевидно, что в приведенной регламентации термин "обязательство" применяется не только к кредиторской, но и к дебиторской задолженности.

Отсутствие определения понятия "обязательство" в системе нормативных документов по бухгалтерскому учету приводит к существенно различному применению данного термина в отечественной литературе по бухгалтерскому учету.

Так, многими авторами термин "обязательство" применяется в качестве задолженности организации перед другими юридическими и физическими лицами . Однако есть публикации, в которых данный термин применяется и для обозначения задолженности других юридических и физических лиц, то есть в отношении дебиторской задолженности . Некоторые авторы используют термин "обязательство" вообще не для обозначения какой-либо задолженности. Так, например, Е.В. Морозова использует данный термин как синоним слова "действие", которое обязательно следует осуществить. При этом к таким действиям автор относит разработку проекта освоения лесов в лесозаготовках, представление отчета об использовании лесов, выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий и т.п.

Сфера применения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" в нормативном законодательстве по бухгалтерскому учету и в научной литературе представлена в табл. 1.

Таблица 1

Применение понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" в нормативном законодательстве и научной литературе

Источник

Применение понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность"

Нормативные документы

Федеральный закон "О бухгалтерском учете"

Обязательство является объектом учета, определение понятия "обязательство" отсутствует, понятие "кредиторская задолженность" не применяется

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Обязательство является объектом учета, имеются регламентации в отношении кредиторской задолженности, определения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" отсутствуют, соотношение понятия "обязательство" и "кредиторская задолженность" не представлено

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"

Обязательства являются разделами баланса, кредиторская задолженность представлена как часть обязательств, определения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" отсутствуют, представлен состав обязательств и кредиторской задолженности

Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"

Обязательства являются разделами баланса, кредиторская задолженность представлена как часть обязательств, определения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" отсутствуют, представлен состав обязательств, состав кредиторской задолженности не представлен

Научная литература

Использование понятий "обязательства" только в отношении кредиторской задолженности

Применение понятия "обязательства" для обозначения как кредиторской, так и дебиторской задолженности

Применение понятия "обязательства" не только к задолженностям, но и к действиям

Данные табл. 1 указывают на целесообразность упорядочивания применения понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" в нормативном законодательстве по бухгалтерскому учету. И прежде всего в системе нормативных документов должно быть представлено четкое определение данных понятий. Очевидно, что трактовка понятий "обязательство" и "кредиторская задолженность" должна быть едина как в системе бухгалтерских стандартов для коммерческих организаций, так и в системе бухгалтерских стандартов для некоммерческих организаций (организаций государственного сектора).

Проблемы учета обязательств связаны не только с отсутствием определения данного понятия. Недостаточно разработанными являются и регламентации их учета в некоторых ситуациях.

В составе российских стандартов по учету имеются стандарты, посвященные учету оценочных и условных обязательств (ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"), обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте"), налоговых обязательств, связанных с начислением налога на прибыль (ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций").

Отдельные вопросы учета обязательств, обусловленных кредитами и займами, изложены в ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам". Согласимся, что данный перечень стандартов затрагивает учет далеко не всех видов обязательств, которые могут иметь организации. Отдельные вопросы раскрытия информации об обязательствах в отчетности регламентированы следующими документами:

ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации";

ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах";

ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам";

ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности".

Вместе с тем основной нормативный документ, определяющий правила отражения обязательств в отчетности, - Приказ Минфина России N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - не предусматривает обязательного перечня тех обязательств, которые должны раскрываться в составе кредиторской задолженности.

Степень детализации статей отчетности, согласно тому же Приказу Минфина России N 66н, определяется организациями самостоятельно исходя из степени их существенности. Однако критерий существенности не заложен в данном нормативном документе, а в рекомендуемых формах отчетности кредиторская задолженность представлена одной строкой.

На практике это побуждает организации не детализировать данный показатель и отражать всю кредиторскую задолженность общей суммой. Вместе с тем пользователю отчетности информация об обязательствах организации разных видов может оказаться очень даже полезной.

Все это говорит о недостаточности регламентаций по учету обязательств в системе российских бухгалтерских стандартов. Для сравнения разработанности в системе РСБУ вопросов учета обязательств рассмотрим их нормативное регулирование в системе МСФО. В табл. 2 приведена сравнительная характеристика регулирования учета обязательств в системах российских и международных стандартов.

Таблица 2

Регулирование учета обязательств в системах российских и международных стандартов

Вид обязательства

Вид обязательства

Оценочные и условные обязательства

МСФО (IAS) 37

Обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте

МСФО (IAS) 21

Налоговые обязательства, связанные с начислением налога на прибыль

МСФО (IAS) 12

Обязательства, обусловленные кредитами и займами

МСФО (IAS) 23

Обязательства по вознаграждениям работникам

МСФО (IAS) 19

Обязательства по пенсионным программам

МСФО (IAS) 26

Финансовые обязательства

МСФО (IAS) 32, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 9

Обязательства, предусматривающие погашение на основе акций

МСФО (IFRS) 2

Обязательства по договорам аренды

МСФО (IFRS) 16

Обязательства по договорам страхования

МСФО (IFRS) 4