Контрольная работа: Теневая экономика и экономическая преступность. Сущность и характеристика теневой экономики и экономической преступности Федеральное агенство по образованию рф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические особенности подростка и причины преступности несовершеннолетних. Неформальные группировки несовершеннолетних, их классификация. Возникновение и функционирование криминальной субкультуры подростков, ее распространение и закрепление.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2011

    Доверие и его связь с экономической жизнью общества в экономике разных стран. Отсутствие доверия и плачевные экономические и социальные результаты, низкий уровень доверия и парадокс семейных ценностей, организация совместного труда и его значение.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Предпосылки и препятствия становления российского среднего класса. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей. Современный подход к проблеме социально-экономической адаптации в России. Понятие социально-психологического подхода к адаптации.

    реферат , добавлен 16.05.2013

    Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры. Факторы, определяющие положение несовершеннолетних и молодежи в криминальной среде. Роль региональной принадлежности в определении статуса несовершеннолетнего в группе.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Специфика экономической социологии, её отличие от экономической теории. Социальные институты: сущность, виды и функции. Система современных социальных институтов. Экономика как социальный институт и социальный процесс, ее наиболее значимые функции.

    реферат , добавлен 04.09.2014

    Классификационная характеристика стран по показателю суицида согласно концепции Всемирной Организации Здравоохранения. Число самоубийств среди молодежи, выявление и анализ причин. Динамика совершения тяжких преступлений в Кыргызстане за 2011 год.

    презентация , добавлен 21.01.2014

    Выявление зависимости жизненных стратегий сельской молодежи от экономической ситуации, в частности после окончания школы. Методика и техника социологического исследования карьерного роста и профессиональной деятельности молодых москвичек, результаты.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2015

Понятие «экономическая преступность» в последнее время широко распространено, но толкование ϶ᴛᴏго понятия и его соотношение с такими понятиями, как «преступления в сфере экономики», «хозяйственные преступления» различными авторами понимается далеко не однозначно. Коллектив авторов (В.И.Петров, Р.Н.Марченко, Л.В.Ба-ринова) в ϲʙᴏей работе «Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений» определяют экономическую преступность как совокупность корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами в процессе их профессиональной деятельности, в связи с ϶ᴛᴏй деятельностью, и посягающих на собственность и другие интересы потребителей, партнеров, конкурентов и государства, а также на порядок управления экономикой в различных отраслях хозяйства .

По мнению В.М.Есипова, под экономической преступностью следует понимать экономическую деятельность, осуществляемую в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг криминальными методами. Это особый вид

экономических отношений, выражающийся в криминальных формах .

А.М.Яковлев характеризует ϶ᴛᴏ явление как совокупность деяний, причиняющих ущерб государственному или общественному имуществу, экономическим интересам народного хозяйства или отдельным гражданам, когда такие деяния связаны либо с конкретным положением виновного в сфере народного хозяйства, либо с характером экономических отношений, участником кᴏᴛᴏᴩых он будет, либо с его социальной ролью, либо с социальной ситуацией, характеризующей тот или иной элемент хозяйственного механизма .

Преступления в рыночной экономике-крайне специфическая категория криминологической теории, она стоит как бы особняком от всех остальных известных разновидностей криминальных деяний. Понять природу экономической преступности, ее причинного комплекса, мотивацию и механизм совершения данных деяний, определить стратегию их предупреждения, теоретически синтезировать криминологические характеристики личности экономического преступника и др. - все ϶ᴛᴏ невозможно сделать вне рамок познания ключевых закономерностей, кᴏᴛᴏᴩым подчинено в ϲʙᴏем эволюционном развитии рыночное хозяйство и сфера самой экономической деятельности .

Важно заметить, что одной из немаловажных проблем Республики Беларусь будет решение вопросов скрытых угроз экономической безопасности страны внешнего и внутреннего характера: ϶ᴛᴏ вопросы криминализации экономики, теневого капитала и теневых экономических отношений, кᴏᴛᴏᴩые препятствуют становлению цивилизованного рыночного хозяйства. Концепция экономической безопасности должна отражать влияние теневой экономики на обеспечение экономики и госбезопасности, отношение государства к ϶ᴛᴏй важной проблеме. Существующая реальность требует реформирования экономики при обеспечении активного противодействия разрушающему действию криминальной составляющей теневой экономики.

Экономическая деятельность на базе закона стоимости не поощрялась и становилась нелегальной, т.к. действие закона стоимости объективно, а экономическая деятельность на его основе - наиболее выгодна. В результате чего огромная часть населения страны стала заниматься нелегальной экономической деятельностью.

Причиной перемещения субъективного материального интереса в нелегальную сферу стала трудность, а порой невозможность удовлетворения его легальными способами, иначе говоря, ограниченность экономической самостоятельности субъекта в сфере экономики. Участие населения в нелегальной экономической деятельности стимули-

46______________________________________________________

руется экономическим кризисом, кᴏᴛᴏᴩый пробудет в резком обнищании большей части населения.

Важно знать, что большой ошибкой следует считать допущение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века стихийного процесса легализации криминальной и полукриминальной теневой экономики, когда в результате обвального, слабо регулируемого курса на создание частного предпринимательства в экономику ринулся нечестный бизнес, кᴏᴛᴏᴩый перенес криминальные отношения в экономическую систему страны. Принятие в 1986г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», фактически легализовавшего большинство существовавших в то время видов теневой экономики, отнюдь не привело к снижению преступлений и других правонарушений в сфере экономики. И, как результат, -в настоящее время нелегальная частная собственность сосуществует с легальной экономической системой, как бы в ее «тени», способствуя еще большей криминализации экономики.

Нелегальная экономическая преступность, параллельно сосуществуя с государственной, перекладывает на нее часть забот по организации ϲʙᴏего производства и сбыта и использует сложившиеся официальные формы политических, экономических, управленческих отношений в ϲʙᴏих преступных целях. Для нашей страны характерно «создание и воспроизводство теневой экономики и формирование на ее базе организованных преступных группировок (0111) с целью осуществления незаконной деятельности в экономической сфере, используя легальный хозяйственный механизм» . Система теневой экономики, нуждаясь в денежных средствах обращения, просто изымает их из сферы легального оборота и переводит в ϲʙᴏй, нелегальный, теневой оборот; в результате чего деньги инкассируются не полностью, т.к. они уже заняты в теневом обороте .

ниєм» денег посредством вложения их в легальные коммерческие структуры, но и сами официально приобретают статус легальных предпринимателей . Побудут легальные коммерческие предприятия с участием нелегального, в том числе криминального капитала. Нелегальный капитал будет легализовываться, но определенная его часть останется в тени. Думать, что «дельцы»-преступники будут приносить реальную пользу обществу и государству, вовлекая в легальный оборот огромные денежные средства, ошибочно. Легализовавшиеся лидеры преступных групп вносят в легальную рыночную экономику законы и обычаи криминальной среды; навязывая их прочим предпринимателям, подчиняя себе по праву сильного всех остальных.

Отметим, что теневая экономика будет питательной средой для организованной экономической преступности. Важно заметить, что один из факторов экспансии преступности в экономику - стремление легализовать незаконно полученные средства. По оценкам экспертов, около 70% всех денежных средств, полученных незаконным путем, отмывается в легальном бизнесе .

Особенностью организованной преступности будет ее коррумпированность. Значительная часть взяточников уличается в тесных связях с организованными преступниками. В сотрудничестве с организованными преступными группами изобличены работники правоохранительных органов, даже перспективные начальники управлений по борьбе с организованной преступностью .

Чем шире распространяется коррупция, тем изощреннее становятся связи должностных лиц с преступными структурами. Повсеместное распространение получает сговор должностных лиц различных сфер и категорий, в результате чего инвестиции из государственного бюджета идут в те коммерческие структуры, кᴏᴛᴏᴩые находятся под контролем мафии; таким же путем создаются лжепредприятия. Преступления в сфере экономической деятельности носят сложный характер и одновременно подпадают под несколько составов преступлений . Должностные преступления в сфере экономики идут рядом с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями.

Коррупция в государственных органах существует, так как у чиновника есть возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами (бюджетными средствами, государственной и муниципаль-

48______________________________________________________

ной собственностью, государственными заказами и льготами и т.п.) путем принятия или отклонения тех или иных решений .

В наибольшей степени пораженными коррупцией будут структуры власти и управления, связанные с разрешением вопросов финансирования, кредитования, осуществления банковских операций, приватизации, лицензирования и квотирования, импорта и экспорта, распределения фондов, создания и регистрации организаций и предприятий, проведения земельной реформы .

Коррупция не только латентна, она имеет согласительный характер, т.к. стороны, получая взаимную выгоду, не выдвигают жалоб.

Коррупция оказывает негативное влияние на все сферы деятельности, особенно негативными будут экономические последствия :

1. Расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто выигрывает не тот, кто конкурентоспособен, а кто смог получить или дать взятки, что приводит, в первую очередь, к снижению эффективности рынка и дискредитации идей рыночной конкуренции.

3. Неэффективно могут быть использованы бюджетные средства, в частности при распределении госзаказов и кредитов.

4. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов», из-за чего страдает потребитель.

5. Отметим, что теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Вследствие ухудшения инвестиционного климата не решаются проблемы преодоления спада производства и обновления основных фондов.

6. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижению эффективности экономики страны в целом.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: «Экономика, организация производства, управление»

КУРС: « ЭКОНОМИКА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№1

«Теневая экономика и экономическая преступность»

Вариант - 10

Выполнила ст. гр. З-08АУ2

Костяная Е.Н.

Введение

Актуальность темы «Теневая экономика и экономическая преступность» заключается в том, что эти явления имеются в любой стране, независимо от того, преобладает ли в ней рыночная экономика, переходная или даже административно-командная система.

Теневые формы хозяйственной деятельности существуют в той или иной

степени при любой структуре форм собственности.

Теневая экономика обозначает всякую экономическую деятельность, не

зарегистрированную официально уполномоченными органами. Иначе говоря,

теневая экономика - это такой уклад в экономике, который складывается в

обществе вопреки правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни.

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в

30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

Цель курсовой работы – рассмотреть теневую экономику и экономическую преступность.

1. Основы теневой экономики

Неизбежным элементом рыночной экономики является теневая экономика. Теневая экономика объединяет такие виды деятельно­сти, которые скрывают свои доходы от налогообложения. Она включает два сектора: нелегальную (подпольную) деятельность, за­прещенную законом (например, торговля наркотиками), и легаль­ную деятельность, но скрывающую часть своих доходов. На разме­ры подпольной деятельности влияет состояние экономики. Напри­мер, чем сильнее инфляция, тем больше тяга к нелегальной дея­тельности.

Наличие теневой экономики означает, что система националь­ных счетов дает неточные данные (например, заниженный размер цен, завышенную статистику безработицы). К тому же за счет не­поступления налогов от этой деятельности сохраняется дефицит бюджета. Все это отрицательно сказывается на экономической по­литике государства, на возможности правильного выбора ее ориен­тированности (например, стимулирование экономики вместо стаби­лизации).

В условиях неизбежного для рыночного хозяйства неравенства доходов, увеличивающегося за счет таких процессов, как инфля­ция, уменьшить негативное влияние теневой экономики можно только экономическими и правоохранительными мерами государ­ства.

Однако проблема теневой экономики остается мало изученной и ждет своего научного исследования. В 80-х годах парламентами и правительствами некоторых развитых стран были созданы спе­циальные рабочие группы по изучению теневой экономики. Такие группы функционируют в Австрии, Франции, Англии, Португалии, Голландии. В США конгресс выделяет существен­ные ассигнования научным организациям на исследование этой проблемы .

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Д.Макаров, В.М.Есипов главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Это заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В рамках подходов, которые могут быть обозначены как криминологические, используется критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Рассмотрим некоторые примеры. К.Улыбин для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования .

1.1. Структура «теневой» экономической деятельности

Нет абсолютного разделения: «теневая экономика» - по одну сторону, легальная - по другую. Есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей. При этом в разряд «теневиков» формально попадают не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других? Как видно, следует различать по характеру производственных отношений ту часть «теневиков», которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.

Субъекты «теневой экономики» образуют своего рода «пирамиду». На ее вершине - криминальные авторитеты и их рабочая сила: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты - грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки. Здесь же коррумпированные представители органов власти и управления. По разным оценкам, они составляют от 5 до 25% всей пирамиды и обладают значительной силой и влиянием.

Среднюю часть пирамиды образуют «теневики-хозяйственники» (предприниматели, коммерсанты, банкиры, мелкие и средние бизнесмены, в том числе «челноки»). Эти люди - мотор экономической деятельности, причем не только нелегальной. В перспективе они способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Сейчас они вынуждены уходить «в тень» главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Они не без оснований полагают, что избранная модель реформирования нуждается в радикальных изменениях, и при этом не приемлют возврата к монополии государственной собственности и административно-рас­пределительной системе. Третья группа представлена наемными работ­никами физического и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в дохо­дах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взят­ки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность является вто­ричной (неформальной) занятостью. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоя­тельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под дей­ствия закона «в тень». Таким образом, речь идет о потенциальных союз­никах «теневиков» второй группы. Всего пирамида насчитывает 30 млн человек экономически активного населения страны, производящих бо­лее 40% ВВП. Деление субъектов «теневой экономики» на три группы в определенной мере условно, но необходимо, ведь у субъектов выделен­ных групп, наряду с общими интересами, есть интересы специфические. Главным специфическим интересом второй группы «теневиков-хозяйствен­ников» в союзе с субъектами третьей группы является легальное превра­ щение их в средний класс - основу стабильности любого государства и любого общества .

1.2. Масштабы теневой экономики

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой – теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы. Рассмотрим современное состояние и масштабы теневой экономики в различных странах.

Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США – страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23%, а в развивающихся – 39% ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикойотмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 1998 году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США – 700 млрд долларов, в Италии – 310

В России: Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990-1991 годах – 10-11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем, – уже 46%.

Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция.

Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в торговле этот показатель превышает 63%.

Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян (а это 21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть – в розничной торговле, а оставшиеся – в челночном бизнесе.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. По оценке аналитиков американского инвестиционного банка Chase Manhattan, в 1999 году она выросла на 5,4% (официальный ВВП лишь на 1,8%) .

Теневая экономика и экономическая преступность

Достаточно часто встречаются попытки отождествить теневую экономику с преступлениями в сфере экономики.

В советской литературе высказывались мнения о необходимости ограничения круга экономических преступлений только хозяйственной, должностной и имущественной преступностью. Так, А.М. Яковлев употребляет термин «экономическая преступность» и включает в него преступления, причиняющие вред охраняемым законом экономическим интересам государства и граждан, связанные с особенностями экономического, хозяйственного механизма и совершаемые лицами, выполняющими определенные функции в системе экономических отношений.

Представляется, что данная позиция была вполне оправданной в условиях командной (о государственной) экономики, но она вряд ли приемлема в период расширения рыночных отношений, когда практически любое частное поведение, имеющее экономическую мотивировку, всегда оказывается связанным в той или иной степени с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно поэтому большая часть совершаемых преступлений в той или иной степени причиняет вред экономическим интересам личности, общества или государства. Кроме того, с особенностями хозяйственного механизма могут быть связаны преступления, не являющиеся экономическими по своей сути. (Например, на предприятиях, эксплуатирующих источники повышенной опасности, часто допускаются преступные нарушения различного рода правил безопасности.)

В.В.Колесников, пытаясь определить категорию «экономическая преступность», полагает, что это преступления, совершаемые субъектами бизнеса в связи с их предпринимательской деятельностью. Такое понятие преступлений в сфере экономической деятельности является неопределенным, поскольку включает в себя не только преступления, совершаемые в сфере предпринимательства, но и преступления, связанные с обеспечением условий предпринимательской деятельности.

В.В.Лунеев употребляет термин «экономическая преступность» в достаточно широком толковании и относит к этой группе все преступления, определяемые разделом 8 УК РФ (преступления в сфере экономики), а также должностные и компьютерные преступления.

Весьма близка к изложенной точка зрения А.Н. Ларькова, который к преступлениям в экономической сфере относит все действия, которые наносят ущерб экономической безопасности, интересам государства и интересам потребителей. Очевидно, что под указанные критерии подходит гораздо больший круг преступлений, чем это указано в главах 8 и 9 главе УК РФ.

Другие исследователи (А.И. Алексеев, Ю.Г. Козлов), пытаясь определить конкретные критерии экономической преступности, считают, что к экономическим преступлениям следует относить корыстные преступления экономической направленности. Очевидно, что указанные признаки не обладают достаточной четкостью.

Позднее Ю.Г. Козлов высказал оптимальное, на наш взгляд, суждение о связи экономической преступности с криминальным сектором «теневой экономики», под которой он понимает совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. В соответствии с таким пониманием экономической преступности автор считает, что криминальный сектор «теневой экономики» охватывает криминальный рынок оружия и военной техники; незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов; «отмывание» денег, полученных незаконным путем; сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения; криминологически значимые последствия приватизации; преступления в финансово–кредитной сфере; обман вкладчиков, мошенничество; активизацию деятельности расхитителей добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней.

Позитивными в этой позиции является более точное указание автора на ту сферу экономики, где существует экономическая преступность, – криминальный сектор «теневой экономики». Отметим, что такое понятие является чрезвычайно широким, поскольку охватывает многообразные сделки, которые могут носить разовый характер и быть направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей личности, не преследовать цель производства криминальных экономических преступлений. На наш взгляд, преступность в сфере экономической деятельности складывается из системы преступлений, совершаемых с целью получения прибыли в области производства, распределения и обмена материальных и духовных благ, выполнения работ и оказания услуг, то есть преступлений, представляющих собой криминальное предпринимательство.

Приведенная трактовка экономических преступлений в целом разделяется российскими учеными. Так, по мнению Г.К. Мишина, экономическая преступность слагается из посягательств на собственность и предпринимательских преступлений.

Существуют три основные позиции в определении круга преступлений, охватываемых определением «экономические». Первая – наиболее широкая – относит к таковым все преступления, совершенные с целью получения экономической выгоды (обогащения). Вторая – исключает из числа экономических преступления, не связанные с хозяйственной деятельностью. Третья – наиболее узкая – признает собственно экономическими лишь преступления юридических лиц как хозяйствующих субъектов.

2.1. Признаки экономической преступности

1. Корыстный характер. Их целью является получение выгоды в результате присвоения экономических ресурсов с нарушением принципа эквивалентности. Данный признак признается обязательным. При этом преступление может быть совершено в целях получения личной выгоды, в интересах третьих лиц или организации.

2. Совершаются в процессе профессиональной деятельности.

3. Связана с договорами и обязательствами, которые возникают у субъектов между собой и с государством, необходимыми для производства, переработки, приобретения, распределения и обмена материальных благ и услуг.

4. Коллективность жертв, скрытый для общества характер преступлений, большое расстояние между жертвой и преступником. Объектом посягательства является экономика в целом, отдельным секторам, частнопредпринимательской деятельности, группам граждан.

5.Анонимность жертв. Данный признак указывает на то обстоятельство, что процесс виктимизации происходит в основном скрыто от самой жертвы.

6.Наличие двух субъектов - юридического (преступность корпораций) и физического лиц (преступность по роду занятости), действующих от имени и в интересах предприятия.

7.Существенный ущерб, причиняемый экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан.

8.Множественный характер.

9.Перераспределение материальных благ как следствие экономических преступлений.

10.Длящийся, систематический характер.

Субъектами преступлений, активно использующими высокие технологии, наряду с лицами, выполняющими профессиональные функции в организации, становятся практически любые лица. Таким образом, стремительное развитие экономической системы приводит к не менее стремительному изменению круга субъектов, способных эксплуатировать в криминальных целях легальные экономические институты.

В связи с этим представляется более обоснованным к экономическим относить преступления, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:

* совершаются в процессе профессиональной деятельности;

* совершаются в процессе и под прикрытием законной экономической деятельности (в том числе предпринимательской);

* совершаются в процессе и под прикрытием финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

* совершаются в сфере компьютерной информации в связи, под прикрытием или при посягательстве на субъектов профессиональной, экономической деятельности, финансовой деятельности государства.

2.2. Масштабы экономической преступности.

Обобщая, можно отнести к экономическим преступлениям уголовно наказуемые виновные общественно опасные деяния, посягающие или использующие легальные экономические институты, то есть правила, формы, процедуры, контрольные и санкционные механизмы экономической деятельности в любых ее формах. При этом конкретный перечень претерпевающих преступную эксплуатацию и прямое посягательство институтов остается принципиально открытым.

3. Практические меры по снижению масштабов теневой экономики

Мероприятия, проводимые в этом направлении, должны одновременно способствовать повышению жизненного уровня и препятствовать выведению денежных сумм в теневой оборот.

Первым шагом может стать установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума. Ни один работодатель при этом не должен платить работникам меньше этого уровня (в пересчете на часовой тариф). Различный прожиточный минимум по регионам страны следует учитывать с помощью соответствующих районных коэффициентов.

Следующим шагом в решении вопросов регулирования оплаты труда должен стать переход от произвольного установления должностных окладов управленческого звена к расчетному.

Государство, утратив контроль над ценами, одновременно утратило контроль и над доходами. В стране сложилась парадоксальная ситуация – огромное число предприятий убыточно или низко рентабельно, а официальная оплата труда высшего звена управления хозяйственными единицами на несколько порядков превышает среднюю заработную плату рядовых работников предприятий. Фактически потенциально возможная прибыль как составляющая добавленной стоимости большей частью идет на потребление руководящей элиты предприятий.

Основная цель введения единого социального налога – снижение издержек легальности, то есть создание условий, когда предприятию было бы дешевле полностью показывать доходы своих работников, нежели затрачивать усилия на их выведение в «тень». Другая цель – создание стимулов для достойной оплаты труда работников в открытой, легальной форме.

Однако снижение налоговой нагрузки на работодателя обернётся сокращением социальных гарантий наёмных работников (отмена оплаты санаторно-курортного лечения и детских новогодних подарков за счёт средств социального страхования).

Что касается доходов физических лиц, то введение единой ставки подоходного налога в размере 13%, по мнению законодателя и правительства, должно стимулировать получателей дохода декларировать его полностью, что будет способствовать увеличению бюджетных поступлений и сокращению масштабов теневой деятельности.

Следует признать, что снижение налоговой нагрузки на физических лиц, получающих значительные доходы, является полумерой, и этот шаг нельзя рассматривать как панацею.

Теневой капитал следует рассматривать как потенциальный инвестиционный ресурс России. Вовлечение его в экономический оборот будет способствовать преодолению кризиса в инвестиционной сфере, а в перспективе – выходу всей экономики из кризисного состояния. Думается, что попытки экспроприации теневого капитала не дадут желаемого результата по двум причинам.

Во-первых, это потребует значительных усилий и затрат, связанных с приведением внутреннего законодательства в соответствие с международными требованиями, точным установлением местонахождения активов, оформлением доказательственной базы, подтверждающей противозаконный характер происхождения капитала.

Во-вторых, при размещении теневых капиталов их владельцы предприняли соответствующие меры предосторожности (прежде всего юридического характера), обеспечивающие сохранность активов.

Наиболее приемлемое решение проблемы легализации теневого капитала многие исследователи видят в объявлении экономической амнистии. Проводя её, государство не должно выдвигать никаких встречных требований финансового характера, поскольку в перспективе оно рассчитывает получить гораздо больший эффект от работы легализованного капитала.

Учитывая разнородный характер теневой экономики и различные источники происхождения теневого капитала, амнистия не должна распространяться на доходы, полученные в криминальном секторе теневой экономики. В противном случае это лишь укрепило бы экономическую базу организованной преступности.

Наибольший положительный эффект может быть достигнут в том случае, если меры по легализации капиталов теневиков-хозяйственников будут сопровождаться усилением репрессий в отношении криминальной составляющей теневой экономики.

Легализация теневого капитала сужает финансовую базу теневой экономики и способствует уменьшению её масштабов, создавая необходимые условия для активации борьбы с отмыванием доходов, полученных в результате последующей теневой деятельности (в первую очередь – криминальной).

Экономическая амнистия не может носить перманентный характер, поэтому необходимо принять меры, создающие препятствия на пути дальнейшей легализации теневых капиталов.

Российское законодательство по данному вопросу в настоящее время достаточно адаптировано к нормам международного права, что облегчает сотрудничество России с другими государствами в этой сфере.

Так, статья 174 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или имущества, приобретённых преступных путём. Изменения в неё были внесены летом 2001 года и затронули принципиальный момент – термин «незаконным путём» был заменён термином «преступным путём». Опираясь на ранее существовавшую диспозицию статьи 174 УК РФ, можно подвести её под действие деяния, связанные с легализацией доходов от оспоримых недействительных гражданско-правовых сделок и видов деятельности, которые по сути являются незаконными (занижение сумм имущественных сделок, их ненадлежащее юридическое оформление, неорганизованная мелкорозничная торговля, «челночный» бизнес, частный извоз и т.п.)

С другой стороны, законодательное ограничение уголовной ответственности случаями легализации доходов, полученных преступным путём, значительно усложнило процедуру возбуждения уголовного преследования, поскольку для этого необходимо предварительное судебное разбирательство и признание преступной той деятельности, в результате которой легализованные доходы были извлечены.

Особое значение имеет ограничение коммерческой и банковской тайны. Если в начальный период рыночных преобразований в России их абсолютизация способствовала становлению, развитию и укреплению предпринимательства, то в настоящее время чрезмерная закрытость частнопредпринимательских структур от внешнего контроля создаёт угрозу не только для отечественного, но и мирового экономического общества.

Это не означает, что к конфиденциальной информации должны иметь свободный доступ все правоохранительные структуры, контрольные и фискальные органы. Этот доступ должен иметь исключительно Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России). При этом именно на КФМ необходимо возложить ответственность за необоснованное разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну.

Для работников организаций, осуществляющих финансовые операции, следует установить обязанность сообщать КФМ о незаконных или подозрительных операциях, одновременно обеспечив иммунитет от ответственности за разглашение сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну, если они предоставлены уполномоченному органу в законном порядке.

Кроме того, для этих работников необходимо установить ответственность:

¾ за отказ от предоставления уполномоченному органу сведений о незаконных операциях или операциях, требующих особого контроля;

¾ за разглашение информации о предоставлении таких сведений;

¾ за невыполнение требований о регистрации финансовых операций и лиц, их совершивших;

¾ за уничтожение таких документов;

¾ за нарушение правил работы с наличными деньгами.

Предлагаемый комплекс мер, направленных на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путём, не следует рассматривать как покушение государства на свободное предпринимательство или вторжение в частную жизнь. Они направлены на создание условий «дискомфорта» для теневого, и, прежде всего, криминального бизнеса, на подрыв его экономической базы.

В данном случае речь идёт не о тотальном вовлечении в легальную сферу криминальных видов экономической деятельности.

Заслуживает внимания проблема легализации такой разновидности криминального бизнеса, как проституция, не смотря на то, что в общественном сознании она воспринимается как негативное явление. Однако если абстрагироваться от соображений морально-этического и медицинского порядка и перевести вопрос в экономическую и правовую плоскость, то становится очевидным – теневой характер проституции способствует криминализации общества, а криминализация общества в конечном итоге перерастает в проблему экономической безопасности страны.

Существующая законодательная база не в состоянии обеспечить применение эффективных средств борьбы с проституцией. В Кодексе об административных правонарушениях сохранена норма ответственности за занятие проституцией.

В системе правовых мер борьбы с проституцией образовалась брешь – заниматься проституцией нельзя, а создавать условия для занятия ею другими лицами вполне допустимо. При этом только следует соблюдать определённые «правила игры», предписанные уголовным законом, а именно: не задействовать несовершеннолетних, не вовлекать обманом или угрозой насилия, не создавать специальных мест (притонов).

Размер юридических санкций за занятие проституцией не очень высокий – штраф в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (статья 6.11 Кодекса об административных правонарушениях). Если сопоставить издержки от применения санкций с потенциальным доходом, который обеспечивается в результате нарушения норм, то эффективность закона окажется близкой к нулю.

Формальные нормы, предусмотренные, в частности, федеральным законом «О рекламе», также не являются преградой для распространения информации «досуговых» фирм. Если организация занимается деятельностью, запрещённой законом, она подлежит ликвидации. Кроме того, запрещённая законом деятельность не может рекламироваться. Но ни одна «досуговая» фирма в своих учредительных документах, где определяются цели и направления деятельности, не упоминает об оказании интимных услуг. Таким образом, организованная проституция оказывается недосягаемой для закона. Услуги «досуговых» фирм являются общедоступными и широко рекламируемыми.

Сложилась парадоксальная ситуация. Существует прямой юридический запрет на занятие проституцией, ведётся активная «борьба» с этим явлением, масштабы его становятся всё шире. Ужесточение репрессивных мер, как показывает исторический опыт, не даёт желаемого эффекта. Смириться с создавшимся положением и ничего не предпринимать – значит стимулировать процесс дальнейшей криминализации теневого сектора экономики. Третья альтернатива – легализация проституции при условии обеспечения медицинского контроля и полицейского надзора. В пользу такого решения есть ряд аргументов.

Во-первых, определённая часть теневого бизнеса будет выведена на «свет» и станет доступной для статистического учёта и прочих форм контроля со стороны государства.

Во-вторых, легально действующие фирмы явятся источником дополнительных налоговых поступлений.

В-третьих, регулярный и обязательный медицинский контроль на платной основе обеспечит дополнительные денежные поступления в учреждения здравоохранения, снизит вероятность распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.

В-четвёртых, официальное подчинение проституции полицейскому надзору не только обеспечит статистический учёт, но и расширит оперативные возможности правоохранительных органов.

В-пятых, неизбежный рост цен на интимные услуги несколько ограничит их доступность. Легализация проституции приведёт к росту издержек (налоги, медицинский контроль, регистрационные сборы, лицензии и т.п.). Вполне логично предположить, что увеличение цены, связанное с ростом издержек, отразится на снижении предложения.

Объём спроса несколько сократится, так как менее платёжеспособные «покупатели» покинут рынок. При объективно возросших ценах повысится требовательность «покупателей» к качеству приобретаемого «товара», спросом будет пользоваться преимущественно ограниченный элитный контингент.

Поскольку при высоких ценах спрос на интимные услуги менее эластичные, чем при низких, у «выживших» продавцов появится возможность дальнейшего повышения цен на услуги. Таким образом, рынок интимных услуг заметно «сужается», вытесняя из своей сферы часть продавцов и покупателей.

Безусловно, легализация проституции не решит проблему искоренения этого явления. Её следует рассматривать как меру, наиболее приемлемую и адекватную сложившимся социально-экономическим условиям.

В отношении большинства составляющих криминального сектора теневой экономики необходимо усиление мер и расширение поля уголовной ответственности. В первую очередь это касается сферы наркобизнеса.

Это глубоко законспирированная отрасль, в которой основные звенья технологической цепи (производитель – поставщик – торговец) скрыты от внешнего наблюдения и контроля. Единственной легальной фигурой на рынке наркотиков является потребитель.

Легальный статус наркомана наиболее удобен для дельцов наркобизнеса, поскольку обеспечивает снижение издержек нелегальности и поддержание стабильного или возрастающего спроса на наркотики. Мелкие посредники в распространении наркотиков (так называемые «бегунки») сами являются наркоманами. Если их задерживает милиция и обнаруживает при них наркотики, они не подлежат уголовной ответственности, так как обнаруженное количество наркотика, как правило, не превышает одноразовой дозы.

Введение в законодательство нормы уголовной ответственности за немедицинское потребление наркотиков существенно осложнило бы ведение наркобизнеса, поскольку нарушались бы привычные сложившиеся системообразующие связи.

Законодательное оформление нормы ответственности за немедицинское потребление наркотиков ведёт к существенному росту издержек нелегальности, так как наряду с увеличением размера санкций увеличивается и вероятность их применения .

Заключение

Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

В отношении теневой экономики и экономической преступности нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней «бороться», а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой – вводить «тень» в стандартные размеры посредством легализации, причём так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: «Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь.» Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

Приведённый комплекс экономических и правовых мер, направленных на сдерживание, вытеснение и подавление теневой экономики, при условии его реализации может дать определённый положительный эффект, выражающийся в изменении условий среды функционирования системы теневой экономики и сокращении масштабов её распространения.

Работа в этом направлении должна подкрепляться активной деятельностью государственных структур и общественных институтов по разработке комплексных программ борьбы с преступностью в сфере экономики, совершенствованию системы правоохранительных органов, обеспечению достаточного бюджетного финансирования этих программ на федеральном и региональном уровне.

Список литературы

1. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность: Производство- Финансы-Банки/ М.:ЗАО «Финстатинформ», 1998 – 621 с.

2. М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков. Основы экономической теории: Учеб. Пособие для неэконом. спец. Вузов / М.: Экономика, 1995. – 367 с.

3. Е.Ф.Борисов. Экономическая теория: М.: Манускрипт, 1993- 465 с.

4. А.В. Шестаков. Теневая экономика.

5. Интернет: http://dist-econom.eu.spb.ru/HTML/predmet/discussion/neack-economics/ black-economics.htm.

6. Интернет: http://revolutioneconomy/00000619-0.html

Коренная криминализация экономики, экономических отношений, рост теневого сектора экономики, масштабы экономических преступлений способствуют расширению экономической организованной преступности.

Под экономической преступностью понимается экономическая деятельность, осуществляемая криминальными методами и имеющая целью достижение незаконного обогащения , где выделяется ряд условий, обусловливающих ее рост:

  • (1) несовершенство соответствующей законодательной базы;
  • (2) отсутствие адекватного правового механизма контроля и защиты;
  • (3) несовершенство системы работы правоохранительных органов;
  • (4) кризис финансово-денежных, кредитных и т.п. отношений, системы налогообложения.

Анализ сложившейся экономической ситуации в стране показывает, что в силу действия указанных условий криминальные факторы в значительной мере определяют возможные пути развития российского предпринимательства, по крайней мере, на ближайший период.

Характеризуя состояние преступности в сфере предпринимательства в современный период, следует отметить существенную долю в этом процессе организованной преступности.

В России в настоящее время действует 116 преступных сообществ , имеющих межрегиональные и международные связи. Общая численность активных участников этих ОПГ достигает 4 тыс. человек. Под их контролем находится, по меньшей мере, 500 крупных хозяйствующих субъектов.

Преступные сообщества активно распространяют свое влияние «за рамками национальных границ, создав финансово- экономические позиции более чем в 40 зарубежных странах. При этом организованный криминалитет проявляет «повышенный интерес к установлению коррупционных отношений и проникновению в органы власти и управления» .

В законодательстве РФ нет четкого определения организованных форм преступности, не сформулированы и признаки, отличающие преступления, совершаемые группой лиц по предварительному сговору и организованной группой лиц по предварительному сговору или просто организованной группой, поэтому понятия банды, преступного сообщества, преступной организации, организованной преступной группы, организованных преступных группировок будут условно взаимозаменимы, хотя анализ практики и постоянно обновляющейся информации убеждает, что в сфере теневого предпринимательства действуют более сложные по своей внутренней структуре криминальные образования, чем организованная группа или банда, и они не ограничиваются совершением одного экономического преступления. Поэтому, криминальное образование в сфере предпринимательства, имеющее иные качественные черты, чем организованная группа, может быть названо «организацией». Если в гражданском праве невозможно исключить двойное толкование понятия «организация», то для борьбы с организованной преступностью на современном этапе было бы вполне достаточно сформулировать более четкие основания разграничения деяний, совершаемых группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Однако организованной преступности в сфере предпринимательства, как социальному явлению, невозможно дать экономическое определение исходя только из юридических признаков, обусловленных самой «природой» исследуемого предмета, основанных на внутренне присущих явлению свойствах. Хотя криминологи, как в России, так и во всех развитых странах , столкнулись с фактом самовоспроизводства преступности, говорить о преступности как самостоятельной субкультуре с отлаженным механизмом воспроизводства, не зависящим от внешних условий, было бы неправильно, хотя анализ уголовных дел российских олигархов, указывает на то, что признанные социальные, экономические, политические корни питают преступность, служат как бы каналами связи между разными субкультурами - общества и преступности.

Преступность во многом предопределена целевой деятельностью, направленной на получение сверхприбыли самого преступного мира в лице конкретных его лидеров. Но воля этих лидеров, в свою очередь, организуется и направляется субкультурой, как внутренней (собственной, родовой), так и внешней, продуктом которой они сами являются. Поэтому судить только о внутренних факторах преступности в сфере предпринимательства как единственных, способствующих ее воспроизводству, было бы не совсем верно. Преступность, как социальное явление существует в силу действия внешних для нее обстоятельств - конкретных, общественноисторических (переходная экономика) и территориально-временных причин и условий (приход к власти в регионах олигархов и крупных бизнесменов). С экономической точки зрения, организованная преступность как многоуровневое и сложно структурированное явление имеет материальное (экономическое) воплощение в форме конкретной незаконной (преступной) экономической деятельности, в виде конкретных внутренних и внешних финансово-экономических связей, взаимодействия партнеров и их посредников внутри данной иерархии и за ее пределами.

Организованная преступность в сфере предпринимательства имеет ряд признаков, анализ которых помогает объяснить характер данного явления.

  • (1) Деятельность объединений преступных лиц или группировок, объединившихся с целью получения сверхприбыли (сверхдоходов). Экономические выгоды извлекаются, или путем предоставления незаконных услуг и товаров, или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме.
  • (2) Конспиративная преступная деятельность, в ходе которой с помощью иерархически построенных структур координируются планирование и осуществление незаконных деяний или достижение законных целей с помощью незаконных средств.
  • (3) Организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку, таким образом, гарантируется получение более высоких доходов.
  • (4) Организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг. Она включает в себя также такие изощренные виды деятельности, как «отмывание» денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности.
  • (5) Организованные преступные группировки используют в своей «работе» различные меры, которые могут быть изощренными и тонкими или, наоборот, грубыми, прямыми, открытыми для установления монополии на предоставление незаконных товаров и услуг, для проникновения в законные виды деятельности, для коррумпирования должностных лиц и т.п.

Таким образом, участвующие в организованной преступной предпринимательской деятельности лица занимаются законной коммерческой деятельностью, но вносят в нее методы насилия и запугивания, которые применяются в незаконных видах деятельности.

Следовательно, организованная преступность - это не совокупность преступных деяний, а сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира. Организованная преступность существует в виде преступных сообществ, т.е. качественно иного явления, чем обычное соучастие.

Новыми признаками развития организованной преступности в сфере предпринимательства в настоящее время стали:

  • (1) тенденции консолидации преступной среды, связанные с:
  • (а) объединением преступных групп и лиц, совершающих преступления в сфере предпринимательства, в целостные, многоуровневые, централизованные преступные системы, т.е. с формированием качественно новых организационных структурных образований (преступные организации, объединения, сообщества);
  • (б) упорядочением преступной деятельности, подчинением ее постоянной экономической программе преступного характера;
  • (в) усилением преступных взаимосвязей между субъектами организованной преступности в сфере предпринимательства;
  • (2) систематическое извлечение нелегальных сверхдоходов путем организации и осуществления разных форм преступного предпринимательства;
  • (3) использование в преступных целях легальных структур общества и сращивание с государственным аппаратом - соучастие отдельных государственных чиновников в преступной предпринимательской деятельности;
  • (4) возможность оказания обратного влияния на официальные социальные структуры.
  • Колесников В. Условия и причины криминализации экономических отношенийна этапе рыночных реформ. СПб., 1995. С. 13.
  • Российская газета. 2013. № 16(57). 24 марта.
  • Там же.
  • Колесников В. Указ. соч. С. 13.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: «Экономика, организация производства, управление»

КУРС: « ЭКОНОМИКА»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№1

«Теневая экономика и экономическая преступность»

Вариант - 10

Выполнила ст. гр. З-08АУ2

Костяная Е.Н.

Введение

Актуальность темы «Теневая экономика и экономическая преступность» заключается в том, что эти явления имеются в любой стране, независимо от того, преобладает ли в ней рыночная экономика, переходная или даже административно-командная система.

Теневые формы хозяйственной деятельности существуют в той или иной

степени при любой структуре форм собственности.

Теневая экономика обозначает всякую экономическую деятельность, не

зарегистрированную официально уполномоченными органами. Иначе говоря,

теневая экономика - это такой уклад в экономике, который складывается в

обществе вопреки правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни.

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в

30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.

Цель курсовой работы – рассмотреть теневую экономику и экономическую преступность.

1. Основы теневой экономики

Неизбежным элементом рыночной экономики является теневая экономика. Теневая экономика объединяет такие виды деятельно­сти, которые скрывают свои доходы от налогообложения. Она включает два сектора: нелегальную (подпольную) деятельность, за­прещенную законом (например, торговля наркотиками), и легаль­ную деятельность, но скрывающую часть своих доходов. На разме­ры подпольной деятельности влияет состояние экономики. Напри­мер, чем сильнее инфляция, тем больше тяга к нелегальной дея­тельности.

Наличие теневой экономики означает, что система националь­ных счетов дает неточные данные (например, заниженный размер цен, завышенную статистику безработицы). К тому же за счет не­поступления налогов от этой деятельности сохраняется дефицит бюджета. Все это отрицательно сказывается на экономической по­литике государства, на возможности правильного выбора ее ориен­тированности (например, стимулирование экономики вместо стаби­лизации).

В условиях неизбежного для рыночного хозяйства неравенства доходов, увеличивающегося за счет таких процессов, как инфля­ция, уменьшить негативное влияние теневой экономики можно только экономическими и правоохранительными мерами государ­ства.

Однако проблема теневой экономики остается мало изученной и ждет своего научного исследования. В 80-х годах парламентами и правительствами некоторых развитых стран были созданы спе­циальные рабочие группы по изучению теневой экономики. Такие группы функционируют в Австрии, Франции, Англии, Португалии, Голландии. В США конгресс выделяет существен­ные ассигнования научным организациям на исследование этой проблемы .

В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.

В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Наиболее существенно различается понимание теневой экономики в зависимости от того, избирается ли теоретический либо операциональный подходы.

При теоретическом подходе, характерном в большей степени для отечественных исследователей, теневая экономика рассматривается как экономическая категория, отражающая сложную систему экономических отношений.

Для операционального подхода, более свойственного зарубежным исследователям, характерно определение теневой экономики через действия по ее измерению. Данный подход применяется при решении прикладных, статистических задач, формулировании рекомендаций по совершенствованию законодательства и корректировке социально-экономической политики.

В методологическом отношении существенно различаются экономический, социологический, кибернетический и правовой подходы к исследованию теневой экономики. Развивается также междисциплинарный комплексный подход.

Особенностью экономического подхода является изучение ее влияния на эффективность экономической политики, распределения и использования экономических ресурсов, разработка надежных методов ее оценки и измерения. Экономические концепции исследуют теневую экономику на глобальном, макро и микроуровнях, а также в институциональном аспекте.

На уровне глобальной экономики рассматриваются международные теневые отношения (например, наркобизнес, отмывание денег, полученных преступным путем).

На макроуровне анализируются теневая экономическая деятельность с точки зрения ее влияние на структуру экономики, производство, распределение, перераспределение и потребление валового внутреннего продукта, занятость, инфляцию, экономический рост, и другие макроэкономические процессы.

На микроуровне внимание концентрируется на изучении экономического поведения и принятие решений субъектами теневой экономики, деловыми предприятиями, исследуются отдельные нелегальные рынки.

Институциональный уровень анализа ставит в центр социально-экономические институты теневой экономики, то есть систему формальных и неформальных правил поведения, санкционный механизм, закономерности их развития.

Социологические концепции теневой экономики рассматривают эту сферу с точки зрения взаимодействия социальных групп, различающихся положением в системе теневых институтов, мотивами экономического поведения субъектов в значимых ситуациях.

В рамках кибернетической концепции теневая экономика рассматривается как саморегулируемая и управляемая система, разрабатываются экономико-математические модели прогнозирования и управления теневой экономикой, закономерностей ее развития и взаимодействия с официальным сектором.

В рамках правовых концепций явления теневой экономики рассматриваются как особая сфера отклоняющегося (в том числе преступного) поведения. Основное внимание обращено на исследование общественно опасных форм экономической деятельности, предупреждению правонарушений и борьбе с ними правовыми средствами (криминологический и уголовно-правовой контроль).

Сложность и важность проблем теневой экономики стимулируют развитие междисциплинарного подхода к ее исследованию.

Д.Макаров, В.М.Есипов главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают ее неконтролируемый характер. Это заключается в недоступности экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами.

В рамках подходов, которые могут быть обозначены как криминологические, используется критерий общественной вредности (опасности) экономической деятельности. Рассмотрим некоторые примеры. К.Улыбин для выделения теневых экономических отношений использует критерий деструктивности, нанесения вреда обществу и его членам, присвоение нетрудовых доходов. Если критерий получения нетрудовых доходов можно не учитывать как явно не адекватный современному типу экономики и основанный на ортодоксальной политико-экономической теории, то второй критерий однозначно оценить вряд ли возможно. Идея общественной вредности обладает значительным конструктивным потенциалом, поскольку позволяет рассматривать объект относительно независимо от действующей системы правового регулирования .

1.1. Структура «теневой» экономической деятельности

Нет абсолютного разделения: «теневая экономика» - по одну сторону, легальная - по другую. Есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей. При этом в разряд «теневиков» формально попадают не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других? Как видно, следует различать по характеру производственных отношений ту часть «теневиков», которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.