Экономическая мысль средневековья эссе. Экономическая мысль европейского средневековья

Эпоха Средневековья характеризуется господством феодального уклада хозяйственной деятельности, предполагавшей личную зависимость крестьян от землевладельцев и преимущественно натуральное ведение хозяйства. Экономические взгляды данного периода охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усиленным вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Немаловажным фактором, оказавшим влияние на развитие экономической мысли, особенно раннего Средневековья, явился католицизм, который придал практически всем сферам интеллектуально- художественной деятельности религиозно-этическую форму. В лице католических богословов и церковных юристов (так называемых канонистов) класс феодалов обрел своих идеологов.

Экономические проблемы раннего Средневековья (VI-X вв.) наиболее полно отражены в источниках, относящихся к франкскому королевству. Таковой считается «Салическая Правда» (VI в.), для которой характерна сельскохозяйственная тематика. Выражая социальные чаяния крестьянства, «Салическая Правда» склонялась к идее социального равенства. В ней проводилась мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, болота, вводились серьезные ограничения на проникновение в общину чужеродных ей элементов. В то же время в «Салической Правде» нашел отражение процесс разложения общественного строя салических франков и постепенного формирования классов, характерных для феодального общества.

Одним из документов, характеризующих экономические воззрения феодалов раннего Средневековья, является «Капитулярий о виллах» (закон о поместьях), изданный в конце VIII в. и распространявшийся на королевские поместья. К этому периоду франкская деревня превратилась в феодальную и крестьянство потеряло свободу. На первый план выдвинулось феодальное имение и его проблемы, которые теперь пытался решить законодатель. В этом законе нет упоминаний об общине. Монопольным собственником земли (вотчины) является ее владелец, а население вотчины должно нести но отношению к нему установленные повинности. Ориентируясь на натуральное хозяйство, «Капитулярий» предписывал взимать оброки в натуральной форме, создавать запасы натурой, иметь в вотчине ремесленников разных специальностей. Хозяйство королевской вотчины было слабо связанно с рынком, и продавать предписывалось лишь излишки сельскохозяйственной продукции.

Монополия феодалов на землю получает все более четкое отображение в экономической литературе классического феодализма (XI- XV вв.). Возникли записи феодальных обычаев, в которых претензии баронов сконцентрировались в полной мере. Толкователь их, французский юрист XIII в. Ф. Бомануар, сформулировал знаменитый принцип: «Нет земли - нет сеньора». Формула Бомануара объявляла свободное земледелие крестьян вне закона и была далека от принципов, заложенных в свое время в «Салической Правде».

Наиболее полно и ярко экономическую доктрину средневекового католицизма выразил итальянский богослов Фома Аквинский (1225- 1274), который в 1879 г. был объявлен католической церковью святым. Его сочинения, в частности «Сумма теологии», стали энциклопедией католицизма.

Фома Аквинский обосновал правомерность существования рабства и крепостничества, ссылаясь при этом на Аристотеля и на тексты Священного Писания. Верховным собственников всех вещей он считал Бога, но в то же время защищал частную собственность, которая дает возможность жить человеку так, как подобает его сословию. Натуральное хозяйство Фома Аквинский признавал похвальным явлением и основой благополучия людей.

Он выступал за самообеспечение государства, делил богатство на естественное (предметы питания, жилье, животные, земля) и искусственное (золото, серебро), которое не может служить целью деятельности человека.

В трактате «Сумма теологии» нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Центральным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена считалось равенство пользы обмениваемых вещей. Выражая классовые интересы феодалов, Фома Аквинский признавал за ними право продавать товары дороже их естественной цены. Такой обмен он считал справедливым на том основании, что феодалы и представители других привилегированных сословий больше значат «для общественной жизни», чем крестьяне и ремесленники. Таким образом, цена товара у канонистов получила особое толкование.

Вместе с Аристотелем канонисты считали деньги результатом соглашения в интересах обмена. Поскольку чеканка монет стала привилегией королей и крупных феодалов, канонисты приходили к выводу, что деньги являются продуктом творчества власть имущих. Фома Аквинский допускал возможность незначительного отклонения от «номинальной ценности» денег, устанавливаемой государством, от их «внутренней ценности». Вслед за Аристотелем он утверждал, что «деньги не могут порождать деньги», поэтому, как и «отцы церкви», он осуждал ростовщичество. Вместе с тем в «Сумме теологии» сделана попытка обосновать благопристойность ростовщических операций, проводящихся в самых широких масштабах католической церковью.

Отношение Фомы Аквинского к торговой прибыли было таким же противоречивым. С одной стороны, он осуждал торговлю с целью получения выгоды. С другой - торговая прибыль признавалась правомерной, выступала как плата за труд торговца, предназначалась для использования в благоприятных целях и возмещала затраты купца на транспортировку товаров. Фома Аквинский обосновал справедливость взимания земельной ренты. Он доказывал, что в виде ренты земельные собственники получают часть продукта, производимого землей, а также вознаграждение за труд по управлению своим хозяйством.

Крупнейшим представителем экономической мысли арабского Средневековья, уделявшим много внимания экономическим проблемам был Ибн Хальдун (1332-1406), чья жизнь и деятельность связана с арабскими странами Магриба (Северная Африка). Ему принадлежит прогрессивная для того времени теория общественного прогресса («социальная физика»), в основе которой лежат экономические факторы.

Выделившись из животного мира, человеческое общество, по мнению Ибн Хальдуна, проходит две стадии развития: стадию «примитивности», когда люди занимаются земледелием и скотоводством, и стадию «цивилизации», когда к предыдущим занятиям добавляется ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации обусловлен тем, что люди начинают производить избыточный продукт.

Для экономической теории Ибн Хальдуна очень характерна тенденция к строгому разграничению трудовых и нетрудовых доходов. Согласно его определению, если приобретения человека не выходят за пределы того, что необходимо для поддержания жизни, их можно назвать «средствами существования» для их владельца. Если же они выходят за рамки удовлетворения первейших потребностей, они становятся «богатством». Эти доходы Ибн Хальдун сознательно противопоставляет трудовому заработку. Хотя он не определяет конкретно природу этого дохода, не приходится сомневаться в том, что в данном положении у него скрывается самая ранняя форма прибыли и процента.

Для анализа отношений господства и подчинения Ибн Хальдун вводит понятие «мульк» (власть, владение) - благородная доля, охватывающая все земные блага, удовлетворение телесных страстей и духовные наслаждения. Мульк принадлежит тому, кому удается подчинить подданных.

У Ибн Хальдуна можно найти и зачатки истории денег. Он считает, что изобилие драгоценных металлов в недрах страны не является источником богатства. Этот мыслитель указывает, что земли Судана очень богаты золотом, однако из-за этого страна богатой не стала. Причина благосостояния народа заключена в трудолюбивом населении.

Ибн Хальдун выдвигает определенную концепцию для объяснения того, что именно золото и серебро стали мерой стоимости всякого богатства. Он отмечает, что люди в огромном своем большинстве избирают именно драгоценные металлы в качестве «сокровищ и предметов хранения». В области экономической политики Ибн Хальдун защищал торговые интересы. Он высказывался за создание условий, обеспечивающих каждому сохранность имущества, за снижение и даже ликвидацию налогов с торговли, установление ограничений во внешней торговле, упразднение государственных монополий, соблюдение политики мира в отношениях с соседними государствами.

Идеологи класса феодалов отобразили особенности натурального хозяйства, старались оправдать феодально-крепостническую эксплуатацию. Они обосновывали свои положения, опираясь главным образом на религиозные авторитеты, и соответственно создали таким образом догматические учения. Экономическая мысль крестьянства характеризовалась идеализацией патриархальных отношений в противовес феодальному строю.

Важную роль на формирование экономической мысли в период Средневековья играли традиции, обычаи, религиозное мировоззрение. Основными источниками экономической мысли являются юридические кодексы и церковные достопримечательности.

Общая характеристика экономической мысли раннего и среднего Средневековья:

Мышление мало теологический (религиозный) характер, большое влияние на развитие экономической мысли в то время произвел ислам и христианство;

Экономическая мысль не выделилась в самостоятельную отрасль знаний;

Экономическая мысль была пропитана практицизмом (средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, разнообразные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений);

Экономические представления народных масс отразились в разных "ересях" и экономических требованиях крестьянских восстаний.

Основным источником экономической мысли раннего Средневековья были варварские правды - записи, в основном, обычного права германских племен конца V - начала VI в. Они были официальными или частными сборниками обычаев данного племени. Часто такие обычаи дополнялись королевскими актами.

Древнейшим сборником прав франков, которые основали в Галлии Франкское государство - салических франков - была Салическая правда. она была заключена во времена правления Хлодвига. Затем сборник неоднократно дополнялся и частично менялся при следующих королях.

Салическая правда регулировала внутренне общинные отношения. В Салической правде отражено процесс трансформации родовой, общинной собственности в индивидуально-семейную, феодальную частную собственность. Отражала процесс возникновения индивидуально-семейной собственности, преобразования владений на собственность, когда наследственный надел превратился в аллод, и фиксировала начало дифференциации общества на основе развития частного землевладения.

Еще одним источником экономической мысли были правовые акты королей - законы, назывались капитулярием. Так, "Капитулярий о виллы" (Закон о имения) Карла Великого начале IX в. дает представление об организации и управления феодальным поместьем: феодальное хозяйство утверждалось в пределах имения-сеньории, а земля принадлежала феодалу; земля делилась на домен, где хозяйничал сам хозяин, и крестьянские наделы; в имении ремесленники имели производить ремесленную продукцию, для удовлетворения потребностей хозяина; продавать продукцию, которая была в избытке и покупать то, что не производилось в вотчине; фиксировались все доходы и расходы; задачей феодального поместья было производство и поставку всего необходимого для королевского двора. Эти законы свидетельствуют о натуральный характер хозяйства, об утверждении феодальных отношений.

Развитие экономической мысли классического Средневековья в Западной Европе развивался под влиянием церкви. Самым известным представителем католической церкви был итальянский епископ Фома Аквинский (1225 - 1274), его уже 1323 был канонизирован, а в 1879 его учение было провозглашено единственной истинной философией католицизма.

Фома Аквинский изложил свою концепцию в произведениях "Сумма против язычников", "Сумма теологии", в которых обобщались канонические взгляды католической церкви. Ведущее место в этих канонах занимают экономические взгляды, опирающихся прежде всего на труды Аристотеля.

В своих исследованиях Фома Аквинский использует схоластический метод. Сначала автор выдвигает любое положение, приводит все известные аргументы против данного положения, а дальше приводит положительные аргументы, после чего дает свои выводы.

Фома Аквинский рассматривает вопрос собственности, труда, торговли, цены, прибыли, процента. Человек по мнению Аквинского, должна работать для удовлетворения своих потребностей. Но отдельный человек не может удовлетворить свои интересы, поэтому Бог совершил разделение труда и специальностей . Работа является неотъемлемой обязанностью верующего, но физическую, тяжелую работу должен выполнять раб, хотя по своей природе он тоже человек. Частную собственность он не осуждал, и указывал, что собственность - это стимул к труду и общество владельцев всегда хочет мира и порядка.

При исследовании торговли Фома Аквинский указывает о существовании двух типов обмена товаров: для собственных нужд с целью получения прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и обогащения. Обмен предполагает равенство полезности вещей. Впервые использует понятие прибыли как вознаграждение за риск. Аквинский указывает, что бывает много разных случаев, когда не грех продать дороже, как купил: возможно улучшение товара, затраты на хранение, расходы на дорогу. Это плата за труд торговца.

Выдвигает идею о существовании справедливой цены. Так, как каждый человек относится к соответствующей социальной группы, она должна получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы она могла жить в соответствии с места, которое занимает в сословной иерархии. Итак, справедливая цена - это та, что предоставляет привычный для определенного положения в обществе доход после вычета всех издержек производства.

Выдающимся представителем средневековой экономической мысли был французский ученый-монах Никола Орем (Оресм) (1323 - 1382 pp.). Взгляды его были изложены в труде "Трактат о происхождении, природе, юридическое обоснование и изменение денег", в которой он исследовал экономическую категорию - деньги. Согласно его утверждению, деньги - это инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Николе пашем принадлежит одна из первых попыток обоснования металлистической теории денег. Он указал, что золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам.

Экономическая мысль Украины в период Средневековья. К письменных источников относят летописи, княжеские грамоты, соглашения, записи норм светского и церковного права. Самыми известными письменными источниками являются "Русская правда", которая складывалась на протяжении XI - XII вв., "Повесть временных лет" Нестора-летописца нач. XII в., "Поучение детям» Владимира Мономаха нач. XII в.

"Русская правда" является первым кодексом законов Руси, содержащий сведения об имущественных отношениях, о защите прав частной собственности феодалов на землю и зависимых крестьян, организацию большого княже-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения, регламентирует торговые отношения, упорядочивает систему долговых обязательств, ограничивает ростовщические операции.

В произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха отражены основные процессы экономической и общественной жизни России. Подано советы относительно государственного управления хозяйством на основе моральных принципов: заботиться о своем государстве, о согласии, сдерживать чрезмерное насилие и эксплуатацию угнетенных слоев населения, способствовать развитию земледелия, ремесла и торговли.

"Повесть временных лет" - монументальный литературный документ Киевской Руси. В летописи рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступление из хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговая пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. В летописи говорится о внешнеторговые связи, развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, развитие ремесла и земледелия. Летописец описывает товарно-денежные отношения.

Итак, под влиянием экономических, социальных и политических изменений, которые происходили в средневековой Европе формировалась, развивалась и менялась экономическая мысль.

Основные термины и понятия

Общество-марка. Аллод. Прекарий. Бенефиций. Вассал. Сеньор. Крепостное право. Инвеститура. Секуляризация. Иммунитет. Домен. Феод. Урбанизация. Десятина. Крестовые походы. Внутренняя колонизация. Баналитетных права.

Коммунальная революция. Цензива. Урбанизация. Рентный феод. Ограждения. "Ножницы цен". Поместья. Консулат. Ремесленный цех. Ганза. Левантийска торговля. Общество-вервь. "Жизнь". Дань. Варварские правды. Салическая правда. "Капитулярий о виллы". "Схоластика". "Русская правда". "Поучение детям". "Повесть временных лет".

Проблемы для творческого обсуждения

1. Проанализируйте пути формирования и формы крупного землевладения в Западной Европе в V - X вв.

2. Назовите основные производственные формы феодального хозяйства.

3. Определите закономерности и особенности развития феодального хозяйства во Франции, Англии и Германии в X - XV вв.

4. В чем состояло историческое значение появления и развития западноевропейских городов в генезисе хозяйства Средневековья?

5. Дайте сравнительную характеристику развития ремесла и торговли в странах Западной Европы X - XV вв.

6. Проанализируйте функции ремесленных цехов Средневековья.

7. Проанализируйте процесс развития феодальных отношений на территории украинских земель в период Средневековья.

8. Охарактеризуйте формы и характер торговли на территории Украины в период Средневековья.

9. Назовите особенности экономической мысли Средневековья.

10. Проанализируйте основные правовые документы Франкского государства.

11. Охарактеризуйте взгляды Ф. Аквинского.

12. Раскройте основные экономические идеи мыслителей Руси.

темы рефератов

1. Ремесленный цех средневековой Европы.

2. Влияние монголо-татарского нашествия на социально-экономическое развитие украинских земель.

1.2. Экономическая мысль Средневековья

Средневековая Европа – это христианская Европа. В Средние века практически все ученые и мыслители были одеты в сутаны, но это не означает, что экономическая мысль в период раннего Средневековья не развивалась. Появились проблемы, неизвестные античному миру, которые требовали осмысления. К источникам средневековой экономической мысли относят главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

стремление к богатству порочно, так как мешает поиску Царства Божия, является доказательством отсутствия истинной веры;

неравенство людей естественно и вечно: «люди равны перед божественной благодатью»;

труд – единственный источник существования (в античном мире труд был уделом рабов).

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. (В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право».) Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество.

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф. Аквинский (1225–1274) – итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

– осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

– защищал феодальную ренту, частную собственность. Полагал, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности, в частности заниматься благотворительностью;

– порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен. Признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Однако процесс ценообразования ставил в зависимость от статуса участников обмена (учение о справедливой цене);

– подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

– впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск; это способствовало появлению позднее идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора.

На Востоке в Средние века подчиненность экономических взглядов религиозным еще более усиливается, что нашло отражение в затухании в Индии так называемой науки о выгоде (доходе) «Артхашастры».

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

принцип неприкосновенности частной собственности [недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения (ворам отсекали руки)];

уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

запрет Аллаха брать высокий процент.

Около 751 г. сложилось мусульманское право «шариат» (от араб. «аш-шар’а» – закон), где получили развитие правовые и экономические концепции.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна назвается «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». В нем он выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа:

1) «дикость», где люди присваивают плоды природы, занимаясь охотой и собирательством:

2) «примитивность», на котором появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства;

3) «цивилизация», когда развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах.

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).

§1. Экономическая мысль древнего мира
§2. Экономическая мысль средневековья
Вопросы и задания для контроля
Список рекомендуемой литературы

Изучив эту тему, вы будете знать:

  • что истоки экономической пауки следует искать в дошедших до нас памятниках экономической мысли цивилизаций Древнего Востока и античного рабства;
  • почему выразители экономических идей и воззрений древнего мира и средневековья осуждали крупные торговые и ростовщические операции;
  • какими были в эпоху господства натурального хозяйства трактовки денег и их функций, разделения труда и богатства, ссудного процента и торговой прибыли, законов обмена и «справедливых цен».

§ 1. Экономическая мысль древнего мира

В древнем мире еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда появились первые древневосточные государственные образования и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке — в колыбели мировой цивилизации.
Уже тогда в недрах натурального хозяйства восточного рабства («азиатского способа производства») с присущим ему активным участием государства в экономических процессах неумолимо расширялись масштабы товарно-денежных отношений и становились псе более злободневными проблемы сосуществования государственной, общинной и частной собственности. В дальнейшем на протяжении первого тысячелетия до нашей эры необходимость осмысления сути экономических категорий и законов проявила себя не менее остро и в государствах классического (античного) рабства.
Общая черта экономической мысли древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости и не соответствующие открытому разумом и охраняемому гражданскими законами «естественному порядку». Причем выразителями подобного рода воззрений и в древневосточных и в античных странах были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.

Экономическая мысль Древнего Востока. Вавилония

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников — памятников экономической мысли цивилизаций Древнего Востока наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1850 до н.э.)1. В тот период в этом государстве Месопотамии, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, возникла реальная угроза сохранению его устоев и, возможно, суверенитета, ибо быстрое развитие здесь товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и соответственно ослаблением государственных структур и особенно армии. Консолидировавший общество и экономическую жизнь старовавилонского государства кодекс Хаммурапи внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью.
Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Попытки увести чужого раба, а последний приравнивался к имущественному богатству, также сурово карались, т.е. вплоть до смертной казни. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. К примеру, царские воины и другие граждане — вавилоняне по «новым» законам, впредь не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая (или продавая) за долги в рабство свою жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось «законом», что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды — 33%.

Экономическая мысль античного рабства. Древняя Греция

Лучшие достижения экономической мысли античного (классического) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самым известным представителем этого периода является древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.)2. Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.
Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные граждане, выполняющие управленческо-контрольные функции, или земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике.
Экономика в суждениях Аристотеля представлена, прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами».
В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми». Отсюда «5 лож — 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли, по мысли философа, не стихийно, а как результат соглашения между людьми и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными».
К «издержкам» аристотелевской концепции об экономике и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать категорией сферы хрематистики.
Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Аналогично трактует Аристотель свое отношение к формам денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег»3.

§ 2. Экономическая мысль средневековья

Экономические воззрения средневековья (феодального общества), судя по дошедшим до нас литературным источникам, носят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйственной политики, переполняют схоластика, софистические рассуждения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расширения масштабов товарности экономики, осуждение либо неявное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332—1406)4, который жил и творил в североафриканских странах Магриба. К этому времени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся в начале VII в. новой религиозной идеологии — ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама, некий пророк Мухаммед — несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки.
В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Коране возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимущество одних людей перед другими». Ее основным достижением является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и скотоводстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ, предупреждает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводительстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.
Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимости», зависит прежде всего от степени населенности города, символизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишенное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря участию в земледелии, в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) — будут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат малочисленности проживающего в нем населения обусловливает недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рынках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.
Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов — золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. — Я.Я.).

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах. Католическая школа канонистов

Наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли средневековья называют, как правило, доминиканского итальянца монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225—1274), отнесенного в 1879 г. католической церковью к лику святых. Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (Святого Августина) (353-430), который в конце IV — начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. И эти принципы в течение V—XI вв. оставались почти незыблемыми.
В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались.
Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневековья (когда усилилась сословная дифференциация общества, возросли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние канонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства. Здесь имеется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказательств (посредством ссылок на тексты священного писания и груды церковных теоретиков) и морально-этическая характеристика экономических категорий (включая положение о «справедливой цене»). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку конкретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.
Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского по многим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...»5
Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого применительно к каждой названной категории.
Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.
Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф.Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб другому».
«Справедливая цена» — это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф.Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».
Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вернейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою приверженность номиналистической концепции денег, автор «Суммы теологии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство, тем не менее вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным измерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой — вверяя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.
Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались канонистами как не богоугодные, т.е. грешные, явления. С определенными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они совершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необходимо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Вопросы и задания для контроля

1. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, посредством которых ими отстаивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расширение масштабов товарно-денежных отношений. Можно ли с ними согласиться в том, что деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения людей между собой?
2. В чем особенности модели идеального государства в трудах Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.
3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физики» Ибн-Хальдуна.
4. Какие методологические принципы использовали в своих экономических воззрениях ранние и поздние канонисты? Приведите примеры исторической аналогии в тоталитарных государствах XX столетия.
5. Сравните трактовки основных экономических категорий в. периоды раннего и позднего канонизма. Как они формируются в современной экономической литературе?

Аристотель. Соч. в4-хт. М.: Мысль, 1975—1983.
Артхашастра, или Наука политики. М.—-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
Древнекитайская философия. Сборник текстов. В 2-х т. М.: Мысль, 1972-1973.
Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.
Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968—1972.
Самуэльсои П. Экономика. В 2-хт. М.: НПО «Алгон», 1992.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2-х ч. М.: Высшая школа, 1980.


Западная Европа

В V в. н. э. под натиском германских племен пала рабовладельческая Западная Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем империя, экономическую и политическую организацию, и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Романо-германский синтез, происходивший на значительной части территории Западной Европы, в конечном счете привел к возникновению крупной феодальной земельной собственности и основных классов средневекового общества - феодалов и зависимых от них крестьян.

Необходимо отметить, что не только раннее, но даже развитое западноевропейское средневековье (XI - XVII вв.) не оставило для нас сколько-нибудь серьезных теоретических сочинений по экономике. Однако это не означает, что экономическая мысль в раннее средневековье не развивалась. В этот период появились экономические проблемы, которых не знал античный мир и которые требовали своего осмысления.

В исторических документах раннего средневековья нашли отражение проблемы, связанные с разложением общины и генезисом феодализма (отношение к общине и закрепощению крестьянства, экономическая организация раннефеодальной вотчины, хозяйственные возможности натурального производства и др.). Наиболее полное истолкование этих вопросов содержится в источниках, относящихся к Франкскому королевству.

Так, вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» - кодексе обычного права салических франков, составленном при Хлодвиге (481-511) и впоследствии пополнявшемся капитуляриями других королей. Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов.

Вместе с тем составители «Салической правды» были вынуждены считаться с фактом разложения общины и развития частного хозяйства на ее землях. Поэтому в этом юридическом памятнике содержатся законы, охраняющие индивидуальное хозяйство франков (титулы «О краже изгороди», «О различных покражах», «О поджогах», «О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту» и др.). Признавая наличие пережитков родовых отношений (о чем свидетельствует, в частности, титул «О рейпусе»), «Салическая правда» в то же время отразила процесс их постепенного изживания. Так, составители включили в этот сборник законов титул «О горсти земли», в соответствии с которым зажиточные родственники могли отказаться от уплаты штрафов за своих бедных сородичей. Титул «О желающем отказаться от родства» допускал возможность выхода из большой семьи.

Важнейшим источником по истории экономической мысли раннего средневековья является «Капитулярий о поместьях», изданный в начале IX в. Карлом Великим или его сыном Людовиком Благочестивым. По этому памятнику можно судить об экономических взглядах и экономической политике феодалов-вотчинников. Составитель «Капитулярия» исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Весьма характерно, что в «Капитулярии» не упоминается община, так как к этому времени она перестала быть формой землевладения.

Идеалом хозяйства для составителя «Капитулярия» является натуральное хозяйство. Формулируя принципы образцового ведения хозяйства, он предписывал взимать оброки натурой, создавать запасы. Судя по «Капитулярию», феодалы считали, что продавать следует излишки, а покупать продукты, которые не производятся в вотчине.

На экономической политике франкских королей сказывалось сильное влияние церкви и экономических взглядов папской курии и епископата. Так, обосновывая необходимость помогать неимущим и одновременно преследуя свои материальные интересы, церковь требовала от прихожан уплаты десятины. Это требование нашло отражение в законодательстве Карла Великого (768-814). В «Саксонском капитулярии» (последняя четверть VIII в.), например, он предписывал «всем, согласно повелению Божию, давать церквам и духовенству десятую часть своего имущества и заработка». Обязанность каждого платить церковную десятину обосновывалась тем, что «все христиане без изъятия должны возвращать Господу часть того, что Он каждому дал».

На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против взимания процентов за ссуды. Уже в период раннего средневековья ей удалось распространить в обществе отрицательное отношение к проценту и добиться издания законов, запрещающих ростовщичество. Негативное отношение королевской власти к взиманию процента проявилось, в частности, в законах Карла Великого. Так в одном из них говорилось о запрете «давать что бы то ни было с целью роста. Не только духовные, но и светские христиане не должны требовать ссуду процента». По мысли законодателя, ростовщичество недопустимо потому, что взимание процентов «есть требование того, что не было дано...», поэтому «самым законным было бы брать с должника только размеры ссуды...». Карл Великий заявлял, что тот, «кто во время жатвы или сбора винограда покупает зерно или вино не ради нужды, но из жадности, покупает, напр., за два денье меру и выжидает времени, когда он может продать ее за четыре денье или больше», получает «преступную прибыль».

Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли Франкского королевства, в большей или меньшей степени затрагиваются в документах, характеризующих социально-экономические отношения в других романских странах Западной Европы (в Остготском и Вестготском королевствах, в государстве лангобардов).

Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Италии и Испании. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой. Судить об экономических воззрениях в англосаксонский период можно, прежде всего, по правовым источникам. Важнейшими из них являются Судебник кентского короля Этельберта(начало VII в.), «Правда» короля Инэ (ок. 690), «Правда» уэссекского короля Альфреда (вторая половина IX в.), а также сочинения монаха и летописца Беды Достопочтенного (672 или 673 - ок. 735).

Англосаксонские источники отразили процесс социальной дифференциации крестьянства и усиления королевской власти. Стараясь замаскировать тот факт, что королевская власть защищала интересы феодалов, Беда Достопочтенный выдвинул идею о том, что короли заботятся о благополучии всего народа. Однако он вынужден был признать разделение общества на бедных и богатых.

Источники англосаксонского периода дают представление и об отношении королевской власти к торговле. С одной стороны, короли, считая торговлю одним из основных источников доходов казны, покровительствовали торговым операциям, а с другой - пытались их регламентировать.

Большое влияние на экономическую мысль средневековья оказывала каноническая доктрина, которая разрабатывалась церковными юристами, интерпретаторами церковного права. Канонисты трактовали и экономические вопросы, часто с позиций античной традиции, воззрений Аристотеля. Основателем школы канонизма является Августин Блаженный (354 - 430 гг.). Его основные произведения: «О жизни блаженной» (386) и «Монологи» (387). Он считал торгово-ростовщический капитал, как и чрезмерное богатство, грехом. Деньги, по Августину, - лишь средство облегчения и ускорения меновых операций.

Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи получили в трактате «Сумма теологии» написанным итальянским монахом Фомой Аквинским (Аквинат) (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени. Опираясь на «догмы Аристотеля», Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема «справедливой цены». Основанием обмена Фома Аквинский считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает «справедливая цена», которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара «количеств труда и издержек». Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы «справедливой цены» у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой – обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение прибыли, но в целом – оправдывал ее. Случаи, когда вещь можно продать дороже цены, за которую купил:

Если в вещи произошли некоторые улучшения;

Владелец понёс убытки на перевозку, хранение;

Риск потери потребительских качеств.

Фома Аквинский первый ввёл термин «Предпринимательский риск».

Таблица I. Сравнение взглядов ранних (Августин Блаженный) и поздних (Фома Аквинский) канонистов

Августин Блаженный

Фома Аквинский

Разделение труда

Умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе.

Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей.

Богатство

Труд людей создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом

Золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного богатства».

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей.

Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».

Справедливая цена

Ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».

Затратный принцип установления «справедливой цены» считается не точным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб.

Деньги являются искусственным изобретением людей и необходимым для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты.

Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.

Торговая прибыль и ростовщический процент

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как не богоугодные и грешные явления.

Крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеранского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509-1564). Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там богословский трактат “Наставление в христианской вере” (1536 г.). Сердцевина кальвинского сочинения - догмат о божественном предопределении. Согласно Ж. Кальвину, бог заранее определил одних людей к спасению и блаженству, других - к погибели. Люди бессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складывается у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность (её предуказывает Бог) идёт успешно, они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным богом), значит, бог благоволит к ним. Из догмата об абсолютном божественном предопределении для истинного кальвиниста проистекал прежде всего долг целиком посвящать себя своей профессии, быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность.

Пробуржуазный характер носила и произведённая Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные функции как служебные обязанности.

Отличительное свойство кальвинистской доктрины - заключающаяся в ней жестокая религиозная нетерпимость ко всяким иным воззрениям и установкам, в особенности к крестьянско-плебейским ересям.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе - революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На её основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот “мыслительный материал”, на почве которого в XVII-XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

Восток

Экономические представления арабов неразрывно были связаны с теми изменениями, которые происходили в аравийском обществе. В Аравии феодальные отношения возникли в результате разложения первобытнообщинных отношений на большей части полуострова и кризиса рабовладельческого уклада. В древности в Аравии (на юге) существовали государства, где рабство играло определенную роль. Однако главная масса непосредственных производителей была представлена свободными общинниками, занимавшимися земледелием, основанным на искусственном орошении.

Особенности физико-географических условий Аравийского полуострова, преобладание пустынь и полупустынь определили существование и развитие кочевого и отгонного скотоводства. Внутри племен происходил процесс имущественного расслоения. Во время перекочевок многие семьи оседали в оазисах, устанавливая собственность на землю.

В Аравии переход к феодальным производственным отношениям и создание единого государства совпали с возникновением новой единобожной религии - ислама. Глава первого общеарабского государства Мухаммед носил сан пророка, осуществляя и светскую и духовную власть. Это соединение светского и духовного начал наложило отпечаток на все последующее развитие мусульманских стран, на идеологию, историографию, правоведение, экономическую мысль и т. д.

Экономическую мысль арабов в период возникновения раннефеодального государства отразили Коран и жизнеописания Мухаммеда. Коран (на русский язык переводится как «чтение») содержит проповеди Мухаммеда, его высказывания по тем или иным вопросам в период 610-632 гг. Эти высказывания записывались его сподвижниками и после его смерти были сведены воедино. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся к рубежу VII - VIII вв.

Наиболее часто Мухаммед упоминает богатых и бедных, обращается к проблемам имущественного положения и неравенства, пытается дать объяснение неравенству. Однако главная мысль - божественное происхождение имущественного и социального неравенства. Именно аллах якобы дал «преимущество одним пред другими в жизненном уделе.

В Коране земля объявлена принадлежащей богу и не каждый может рассчитывать на ее получение или же сохранение за собой земельной собственности. Но Коран утверждает принцип неприкосновенности частной собственности, подчеркивая недопустимость присваивать чужое имущество, входить в чужие дома «с задней стороны» или входить без разрешения. Строгое наказание грозило ворам; им следовало отсекать руки «в воздаяние за то, что они приобрели». Хотя Мухаммед порицает скупых, любящих богатство, золото, серебро, тем не менее, проявляет большую заботу о сохранении богатства, выступает против расточительства, излишней траты средств, призывает к бережливости. Правоверным рекомендуется не поедать «достояний меж собой попусту» и не отдавать его судьям, ибо «съесть часть достояния людей преступно», но давать родственнику «должное ему», и бедняку, и путнику.

Все верующие обязаны были тратить часть своего имущества «на пути божьем», уплачивая очистительную милостыню. Милостыня в понимании Корана не обычная, добровольная благотворительность. Это своего рода единое обложение всех принявших ислам, благотворительность, возведенная в степень общерелигиозного и общегосударственного обязательства.

Коран неоднократно обращается к проблеме ростовщичества. Мухаммед всячески устрашал ростовщиков воздаянием от аллаха, запрещение брать высокий процент приписывал аллаху.

В результате завоеваний (632 - ок. 751) арабы создали обширную империю, в состав которой вошли различные земли и народы. Первоначальные установления, принятые при Мухаммеде и зафиксированные в Коране, стали основой дальнейшего развития правовых и экономических концепций. Кроме того, законоведы обращались к хадисам - преданиям о поступках и высказываниях Мухаммеда, чтобы его именем освящать свои действия или толкования. Собирание и толкование хадисов стало важным элементом развития, как права, так и экономических концепций. Мусульманское право «шариат» (от слова «шар»- закон) сложилось на основе трех источников: Корана, хадисов и обычного права.

Одной из коренных проблем, разработанных мусульманским правом, была проблема собственности. Мусульманское право детально разработало правила обложения земель.

В халифате примерно с IX в. возникло землевладение мусульманских благотворительных учреждений, мечетей, религиозных школ и т. д. - вакфы. Каждый мусульманин мог передать часть своих земель или другого имущества мечетям и учредить вакф. В окончательном варианте вакфы стали неотчуждаемыми и свободными от государственного налога.

Мусульманские законоведы признавали разницу между стоимостью товара и объявленной ценой. Было подробно разработано право преимущественной покупки недвижимого имущества, заключения договоров о залогах, оформления торговых товариществ, основанных на доверии, и компаний. Объединения купцов для ведения крупных торговых операций были широко распространены во всем мусульманском мире. При заключении крупных сделок прибегали к чекам и векселям. Безналичная торговля была выгодна всем участникам сделки. По чекам можно было получать наличные деньги по всей территории халифата.

Крупнейшим мыслителем периода халифата, в работах которого трактовались различные экономические проблемы, был выдающийся законовед Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари (731-798). Он являлся приверженцем ханифитской юридической школы. В 782 г. Абу Юсуф был назначен на должность кади (судьи) в Багдаде и первым получил титул верховного кади. Абу Юсуф написал несколько сочинений, однако до нашего времени сохранилась единственная книга «Китаб аль-Харадж» («Книга о подати»), которую он составил по желанию халифа Харуна ар-Рашида. Основная цель, которую преследовал Абу Юсуф, - дать халифу практическое руководство при решении различных вопросов, связанных с экономической политикой. Абу Юсуф оправдывал переход государства к новой системе налогообложения, отличной от времен завоеваний.

Арабский мыслитель Ибн Хальдун (Абу За-ид Абд ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хадрами) (1332-1406) родился в Тунисе, происходил из знатного рода. В 1382 г. он покинул Магриб, уехав в Египет, где в течение 20 лет принимал активное участие в научной и политической жизни, пытался бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно. Выступал против тех феодальных слоев, политика которых вела к общему упадку экономики, к застою общественной жизни.

Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния. Главным источником доходов и богатства он считал человеческий труд, ибо «всякий доход равноценен стоимости затраченного человеческого труда. Особое внимание Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанному с операциями различных видов, подчеркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда.

Колебания цен на любой товар по мысли Ибн Хальдуна, зависели от спроса и предложения. От низких цен терпят убыток те, кто занимается продажей дешевых товаров. Однако «из всех товаров хлеб есть тот товар, на который желательна низкая цена, ибо потребность в нем всеобщая».

Важное значение имеют мысли Ибн Хальдуна о стоимости товара. В основе торговли, акта купли-продажи, должен лежать принцип равноценного обмена, когда приравниваются равновеликие количества затраченного труда.

Большая историческая заслуга Ибн Хальдуна заключается в том, что он выдвинул понятие стоимости, опередив всех мыслителей древности своего времени. Для него все «большая часть того, что человек накопляет и из чего извлекает непосредственную пользу, равноценно стоимости человеческого труда». Все, что человек «приобретает в виде богатства - если это изделия ремесла, - равноценно стоимости вложенного в него труда», а «стоимость, дохода определяется закаченным трудом, местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий, и необходимостью его для людей». В данном случае для Ибн Хальдуна приравнивание товаров выступало как форма приравнивания труда. Однако он не установил разницу между стоимостью и ценой. В стоимость товара включалась также стоимость сырого материала, средств труда, стоимость труда производителей промежуточных товаров. Как писал Ибн Хальдун, некоторые ремесла «включают в себя труд других ремесел; так, плотничество использует изделия из дерева, ткачество - пряжу, и, таким образом, труда в обоих этих ремеслах больше, и его стоимость выше. Если предметы (создаются) не ремесленным трудом, то в их стоимость необходимо включать стоимость труда, благодаря затрате которого они были изготовлены, ибо, если не было бы труда, не было бы и предмета». Однако, Ибн Хальдун не смог раскрыть механизм одновременного создания новой стоимости и включения в нее уже существующей стоимости, созданной трудом других людей.

В работах Ибн Хальдуна проблема денег занимает важное место. Он подчеркивает, что деньги являются основой доходов, накоплений и сокровищ, выступают и как мера стоимости. Ибн Хальдун ратует за обращение в государстве полноценных денег и обличает алхимиков, которые пытались искусственным путем получить золото. Он обличал не только фальшивомонетчиков, но выступал и против правителей, которые неоднократно официально снижали содержание золота и серебра в монетах.

Русь

В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на IV-VI вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд челяди - людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных. В IX-XII вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг - «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов-общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к XI в. ставшая преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.

В IX-XI вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство - Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.

Русь этого периода - одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей.

Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.

Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. XI в., действовавший до XV в.

«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные повинности. Она содержала нормы торговли и защиты интересов русских негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр.

Хотя «Русская правда» приписывается Ярославу Мудрому (1019-1054), многие ее статьи и даже разделы приняты после смерти князя. Ему принадлежат фактически лишь первые 17 статей юридического памятника.

Острая борьба между смердами и феодалами, народные восстания конца 60-70-x гг. XI в. потребовали дополнения «Русской правды» рядом статей, названных «Правдой Ярославичей». Главный смысл этой части кодекса - защита имущества феодала и его вотчины. «Правда Ярославичей» повествует об устройстве самой вотчины с центром в княжеском или боярском дворе с их хоромами, домами приближенных, конюшнями, скотным двором. Управлял вотчиной огнищанин («огнище»-дом), княжеский подъездной ведал сбором налогов.

Главное богатство вотчины - земля, на которой трудились смерды, холопы, челядь. Чрезвычайно высоким штрафом охранялась княжеская межа. Руководство сельскими работами возлагалась на ратайных (пашенных) и сельских старост, контролировавших труд соответственно холопов и смердов. Ремесленники дополняли число вотчинных работников.

«Правда Ярославичей» отменяла кровную месть. Однако заметно возрастал интервал в плате за убийство различных категорий населения. Это, безусловно, отражало роль феодального государства в защите жизни и собственности феодалов.

Юридическое закрепление права наследования земель, которые получены «от отца» (вотчины), на съезде князей в 1097 г. в г. Любече фактически стало началом процесса феодальной раздробленности Киевской Руси и новым этапом развития социально-экономической мысли. На съезде была утверждена «Правда Ярославичей».

В начале XII в. в Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.

На великокняжеский престол был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха» - очередная часть «Русской Правды». Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство.

«Устав о резах» (процентах) этого времени фиксировал несколько заниженный, по сравнению с ранее применяемым, разорительным, размер процента ростовщикам по предоставленным займам. Это определяло правовую основу кредитных операций, улучшало положение купечества. Так, взявший в долг из 50%-ных годовых обязан платить эти проценты только два года, а на третий год делался свободным от всякого долга.

Борьба с феодальным гнетом нашла проявление и в «городских ересях». Так, в XIV-XV вв. в Новгороде и Пскове в среде городских ремесленников «стригольников» (суконщиков) возникло течение, выступающее не только против поборов духовенства, но и против общественного неравенства вообще.

Феодальная междоусобица, чрезвычайно ослабившая Русское государство, во многом способствовала монголо-татарскому господству XII-конца XV вв. Страна подвергалась значительному материальному и моральному испытанию. До татаро-монгольского ига русская экономическая мысль была наиболее прогрессивной. После свержения Золотой Орды Русь в своём развитии отстала на II века от Европы. Стремление к политической централизации страны было необходимо и очевидно всем слоям русского общества. Центром объединения стала Москва периода Ивана Калиты(1325-1340).

Экономическая мысль этого сложного этапа отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.

При Иване III (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чем в 30 раз.

В тесной связи с борьбой за объединение страны находилось формирование поместного землевладения. Во второй половине XV в. Иван III широко осуществлял предоставление земли феодалу при условии службы государю и наследования исключительно вместе со службой. Таким образом, экспансия поместной системы создавала предпосылки к закрепощению крестьян.

И в 1497 г. был издан Судебник - первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной формы государственного управления. Судебник усиливал закрепощение деревни, предоставляя крестьянам срок отказа от землевладельцев - одну неделю до и одну после Юрьева дня (26 ноября), когда можно было переходить от одного владельца к другому. При этом крестьянин обязывался выплатить феодалу определенную сумму «пожилого», т. е. сумму денег за пользование двором (хозяйственными постройками и жильем).

Возникновение централизованного государства, возглавляемого московскими князьями, ликвидация феодальной раздробленности оживили экономическую и политическую жизнь страны. Развернулось широкое торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные торговые связи.

Экономическая мысль первой половины XVI в. - преддверие реформ 50-х годов - особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях фактически изложена программа преобразований, предлагаемая Ивану IV Грозному.

Высказываясь за централизованное государство, И. Пересветов по-своему порывает с замкнутостью натурального хозяйства. Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формированием всероссийского рынка. Впоследствии Иван IV внял советам И. Пересветова. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.

Среди церковной литературы, защищавшей интересы поместного дворянства, известный интерес представляют работы бывшего священника московской дворцовой церкви Ермолая-Еразма (середина XVI в.). Большая часть его произведений посвящена богословию и нравственности, но в них ставились и социальные вопросы. Он был противником боярских центробежных тенденций, направленных на ослабление единства Русского государства. Вместе с тем Еразм выступал за независимость церкви от государства, доказывал превосходство духовной власти над царской. В его взглядах на богатство проскальзывает нравственное осуждение, источник обогащения усматривается в присвоении феодалами чужого труда. Еразм резко осуждал обогащение торговцев, ростовщиков. Религиозная терминология рассуждений Еразма не исключала его сочувствия крестьянам, намерения ослабить крепостнический ярем, лежащий на них.

В своем произведении «Благохотящим царем правительница и землемерие», являющемся первым в России специальным экономико-политическим трактатом, он давал советы царю: чем руководствоваться в управлении государством, как учитывать и измерять землю. Его рекомендации были направлены на уменьшение и законодательное установление размеров повинностей крестьян (с тем, чтобы положить конец произволу феодалов), утверждение определенного порядка поступления средств в царскую казну, упорядочение ямских повинностей, изменение системы измерения земли. Ермолай-Еразм считал, что крестьянин, зависимый от феодала-землевладельца, должен отдавать ему только 1/5 добываемого им натурального продукта и при этом должен быть освобожден от всяких денежных уплат, как землевладельцу, так и в царскую казну. Для получения средств, необходимых государю, он предлагал выделить в разных частях страны определенное количество земли, обрабатывая которую крестьяне, зависимые от государя, должны отдавать также 1/5 урожая в царскую казну. Это было значительно меньше, чем платили крестьяне в середине XVI в. землевладельцам в виде оброка. Оставаясь на позициях защитника натурального хозяйства, Еразм в то же время допускал, что землевладельцы и царь будут иметь необходимые им деньги путем продажи полученных от крестьян продуктов на рынке городским жителям. Предлагая освободить крестьян от ямской повинности, он хотел ее возложить на городских торговых людей, которые богатеют на купле-продаже товаров. Зато торговые люди городов должны быть освобождены, по его мнению, от пошлин и других платежей. Конечно, значение этих мер не следует переоценивать. Они не упраздняли феодальный гнет, но все же могли бы уменьшить тяжесть эксплуатации, устранить ее крайности.

Реформа единицы измерения земли, предлагаемая Еразмом, также преследовала цель снять с крестьян обременительные расходы, связанные с работой царских землемеров. Интересные соображения высказывал Еразм и в отношении наделения дворян землей и крестьянами. Он рекомендовал трактовать это наделение только как материальное обеспечение службы дворян государству, привязывающее поместное дворянство к государю, причем наивысший надел земли не должен восьмикратно превышать низший. Ермолай-Еразм понимал требования времени, поскольку мельчали вотчины и поместья. Его предложения противоречили интересам боярства. Еразм обходил вопрос о монастырском землевладении. Это была его молчаливая поддержка монастырей.

Хотя Ермолай-Еразм осуждал наличие у крупных феодалов огромных земельных владений и богатств, его экономические взгляды не выходили за рамки крепостнических отношений. Он считал, например, нормальным явлением феодальную эксплуатацию крепостных и несение ими повинностей в пользу государства. В трактовке ряда экономических проблем Еразм был реалистом, а иногда - утопистом, особенно в проектах защиты интересов крестьянства. Примирить экономические и политические интересы дворян и крестьян было невозможно, ибо они носили классовый антагонистический характер. Этого Еразм не понимал. Нельзя определенно утверждать, что Иван Грозный в своей политике руководствовался идеями Еразма, но тем не менее некоторые экономические реформы царя (расширение поместной системы) созвучны его проектам. Еразм выступал как идеолог поместного дворянства и создал произведения, которые являются оригинальным памятником русской экономической мысли. Заслуживают внимания принципы экономической политики Ивана Грозного (1547-1584), направленной на завершение феодализации деревни, упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя.

Составители нового свода законов - Судебника 1550 г. - за основу взяли Судебник Ивана III и внесли в него изменения: подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, увеличилась плата за «пожилое», право сбора торговых пошлин передавалось государству. С образованием централизованного государства сложилась система общегосударственных налогов и повинностей, главная тяжесть которых ложилась на плечи крестьян.

В системе экономических мер Ивана IV выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия, и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя. В 1565-1584 гг. вводится опричнина (часть боярских земель), владельцами которой стало сформированное войско, отличавшееся своей жестокостью не только к боярам, но и к широким массам городского и сельского населения.

Созданное Иваном Грозным государство сохраняло заложенные традиции и при его ближайших преемниках - Федоре Ивановиче (1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605).

В конце XVI в. с учетом интересов феодалов вводятся «заповедные лета» (запрещение Юрьего дня в определенные годы), составляются писцовые, дозорные и межевые книги (все население было включено в специальные книги и установлена точная принадлежность крестьянина своему владельцу). В 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Холопы пожизненно закреплялись за своим господином.

Владельцами становились не только феодалы, но и чиновники и купцы.

Путь к последующему развитию экономической мысли и новым преобразования XVII - начала XVIII века был подготовлен.