Экономическая безопасность российского государства. Система обеспечения экономической безопасности в рф

Понятие экономической безопасности и ее уровни. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России. Методы обеспечения экономической безопасности.

Цели и задачи внешнеэкономической политики России. Необходимость защита внутреннего рынка. Методы и инструменты защиты внутреннего рынка. Текущая таможенная политика и требования ВТО.

Сотрудничество таможенных органов России с таможенными службами других стран. Россия и Всемирная таможенная организация. Основные направления, принципы и формы участия России в международном сотрудничестве в области таможенного дела.

Понятие экономической безопасности и ее уровни .

Экономическая безопасность в структуре национальной безопасности является главным звеном.

Экономическая безопасность - экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление и защита экономических интересов на национальном и международном уровнях. , из которых она состоит(ресурсы, природные богатства, людские ресурсы, производственные фонды, непроизводственные, финансовые итд)

Правовой основой функционирования системы обеспечения национальной безопасности являются:

Конституция РФ

ФЗ « о безопасности», « о государственной границе», «о государственной тайне»

Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности до 2020, военная доктрина, доктрина информационной безопасности итд

Структура национальной безопасности:

    Президент РФ. Возглавляет и формирует Совет Безопасности, даёт санкции, назначает и освобождает высший командный состав, является верховным главнокомандующим

    Совет Безопасности- конституционный орган, который осуществляет подготовку решений.

Субъекты экономической безопасности:

    государство,

    налоговая и таможенная служба,

    все структуры рыночной экономики

    производители

    общество

Виды экономической безопасности:

    производственно- технологическая

    промышленная

    продовольственная

    экологическая

    экономическая

    энергетическая

    информационная итд

Уровни экономической безопасности:

    Международный(глобальная и региональная)- совокупность международных уровней, договорённостей, при которому каждому государству обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимовыгодной сотрудничество со стороны остальных стран.

Принципы экономической безопасности:

Равноправие всех государств

Свобода выбора и пути развития

Обеспечение суверенитета государства над природными ресурсами

Взаимовыгодное сотрудничество в разных отраслях

Принцип мирного урегулирования экономических споров

Специальные льготы в отношении слаборазвитых стран

2. национальная экономическая безопасность -состояние экономики и институтов власти при который обеспечивается защита национальных интересов, социально-ориентированное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал, даже при наиболее благоприятном развитии внутренних и внешних процессов.

3. локальный - безопасность определённых отраслей

4. Частный - защита предприятий и личности, состояние организационных отношений, когда обеспечивается стабильность организации

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

Внешние:

    утечка умов за границу

    бегство капитала за рубеж

    внеше-государственный долг

    излишняя открытость экономики. Степень открытости определяется: 1. экспортной квотой-отношение стоимости экспорта к стоимости валового продукта 2 объём экспорта на душу населения.

Внутренние:

Нарастание структурной деформации

Снижение инвестиционной и инновационной безопасности

Разрушение научно- технического потенциала страны

Действие устойчивой тенденции превращение страны в топливно-сырьевую переферию развитых стран

Усиление имущественного расслоения общества

Криминализация экономики и общества

Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности.

Национальная безопасность- - есть состояние защищености жизненно важных интересов личности, общества и государства, достигаемое совместными действиями государственных и общественных институтов путем гибкого использования экономических, политических и иных средств как во внутренней политике, так и в международных отношениях.

Исходя из этого, под экономической безопасностью мы будем понимать часть национальной безопасности, при которой обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал.

Высокий уровень экономической безопасности, который определяется уровнем экономического развития страны, позволяет:

    проводить независимую экономическую политику, в частности, самостоятельно осуществлять крупные экономические мероприятия, не связывая это с получением финансовой или иной помощи из-за рубежа;

    поддерживать стабильность действующих в стране экономических нормативов (прежде всего в части, касающейся уровня жизни населения, их соответствия стандартам, общепринятым в мировой практике или директивно утвержденным на конкретный период времени);

    с минимальными потерями реагировать на мировые и региональные финансовые и иные кризисы, резкие геополитические изменения в мире и быстро восстанавливать утраченное равновесие;

    оказывать помощь другим странам, в частности сопредельным, в случае, когда сложившаяся там несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах государства.

Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: финансового, энергетического, продовольственного, оборонно-промышленного. Основными индикаторами, характеризующими данные виды, являются: объем ВВП, валовой сбор зерна, доля ВВП расходов на оборону, уровень инфляции, доля затрат на науку, доля населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня, уровень безработицы, внешний и внутренний долг. Существует более 160 индикаторов экономической безопасности, после анализа которых можно сделать вывод об индексе "комплексной национальной силы" государства, составляющими которого являются такие компоненты, как способность вносить вклад в международное сообщество, способность к выживанию, возможность силового давления.

Концепция и государственная стратегия экономической безопасности России.

1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608)

Основные положения:

I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

II. Угрозы экономической безопасности Российской Федерации

III. Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации

IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности

1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности Российской Федерации

2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности Российской Федерации

3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации


Введение

Теоретические аспекты обеспечения экономической безопасности

Заключение


Введение


Вопросы обеспечения национальной экономической безопасности имеют актуальное значение, являясь предметом оживленных дискуссий на самом высоком уровне.

Цель данного реферата - выяснить сущность проблемы обеспечения экономической безопасности России, а также выявить актуальные причины их образования.

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики, которое обеспечивает устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Мировой опыт свидетельствует о том, что от уровня обеспечения экономической безопасности зависит, в первую очередь, национальная безопасность страны, её экономическая независимость, стабильность общества и уровень его благосостояния.

К понятию экономической безопасности относится не только социально-политическая и военная стабильность в стране, но, также, в современных условиях, развитие конкурентоспособной экономики, всецело интегрированной в глобальный мир.

В данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также перспективные направлении развития российской экономики с целью предупреждения угроз экономической безопасности.

Экономическая стабильность страны является также залогом ее национальной безопасности. Именно поэтому изучение всех индикаторов стабильности экономики является весьма важным и актуальным вопросом.


Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности


Экономическая безопасность является необходимой основой национальной безопасности любой страны.

Под национальной безопасностью следует понимать способность государства реализовывать меры, которые направлены как на ликвидацию опасностей и угроз, так и на защиту интересов каждого человека, а также государства в целом.

Другими словами, это, по сути, способность адекватно реагировать на дестабилизирующее воздействие экономических, политических, военных, демографических, информационных и других факторов.

В государственной политике обеспечения по обеспечению национальной безопасности также должна быть отражена роль и место каждого из регионов в контексте достижения общегосударственных интересов. И наоборот, сугубо региональные факторы составляют в итоге совокупность дестабилизирующих факторов для всей страны.

Особая роль принадлежит экономической безопасности и довольно-таки важному её региональному аспекту.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить то, что экономическая безопасность - это, по сути возможность национальной экономики РФ, а также ее регионов стабильно развиваться экономически.

Таким образом, национальная экономическая безопасность выражается в защищенности экономики страны от внешних и внутренних негативных факторов, нарушающих нормальное функционирование экономики, и подрывающих достигнутый уровень жизни населения.

Закон РФ «О безопасности» дает определение экономической безопасности России как защите жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, экономическая безопасность выступает в качестве основного компонента системы национальной безопасности. Гарантии экономической безопасности выступают неотъемлемым и необходимым условием для стабильного развития национальной экономики.

К угрозам экономической безопасности следует отнести процессы и явления, отрицательно влияющие на экономическое состояние страны, ограничивая экономические интересы личности, общества, государства и создавая опасность национальным ценностям, а также национальному образу жизни.

Перечислим внутренние наиболее значительные угрозы экономической безопасности РФ.

Усиление неравенства в обществе (имущественное расслоение). Согласно данным Министерства экономического развития Российской Федерации, уровень доходов наиболее обеспеченных граждан России более чем в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных жителей.

Криминализация общества и экономики. Оценки масштабов теневой экономики, согласно официальной статистике, варьируются в пределах 20-40 % от ВВП.

Разрушение научно-технического потенциала. По уровню расходов на науку РФ на сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз - Японии и в 17,5 раз - США.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

Утечка интеллектуального капитала за рубеж. К сожалению, Россия выступает в роли значительного поставщика высококвалифицированных специалистов за границу. То есть, речь идет об утрате слоя населения, который смог бы дать шанс обеспечить РФ достойное место в среди наиболее развитых стран в XXI веке.

Утечка капитала за рубеж, то есть означает нелегальный вывоз его за границу. По оценке Центрального банка России, чистый вывоз капитала банками и предприятиями из РФ в первом квартале 2014 года, составил 50,6 млрд $ (около 1,8 триллионов рублей). В качестве сравнения - федеральный бюджет России на 2014 год по расходам составляет 13,960 триллионов рублей.

Следующая угроза - возрастание импортной зависимости по продовольствию и товарам первой необходимости. В наши дни около 80% отечественного рынка лекарств, а также более 40 % российского продовольственного рынка заполнено импортной продукцией.

Таким образом, для преодоления вышеперечисленных проблем, в интересах социально-экономического подъёма нашей страны, назревает все более острая необходимость в проведении глубоких структурных реформ в самых различных сферах (а в первую очередь, это касается промышленной, фискальной, монетарной, а также внешней политики).


Концепция национальной экономической безопасности России


Потребность в безопасности или устранении нежелательного воздействия, которое ведет к кардинальным деформациям, собой представляет одну из основных потребностей как индивидуума, так и общества в целом. В современных условиях нарастает необходимость в безопасности. При нарушении ее может возникать ряд негативных явлений не только для индивидуума, но также и для всего государства и общества.

Под национальной безопасностью следует иметь в виду такое состояние внешней среды, которое дает возможность поддержания нормального функционирования всего государства, сохранения его суверенитета и территориальной целостности.

В течение продолжительного периода времени в качестве основного приоритета национальной безопасности выступало предотвращение внешнего вмешательства и защита государственного суверенитета. На современном же этапе развития понимание национальной безопасности вышло на принципиально иной уровень, а научно-технический прогресс коренным образом изменил суть и способы самой военной агрессии.

В современных условиях уровень национальной безопасности все более зависит не от развития военно-промышленного комплекса как такового, а от несколько иных факторов, таких как, в первую очередь:

уровень развития экономической системы;

уровень жизни населения (от которого во многом зависит социальная стабильность);

уровень развития социальной инфраструктуры;

объем ВВП.

Также, следует учитывать, что современные угрозы национальной безопасности сменили акцент в сторону терроризма, экологических проблем, межкультурных конфликтов, экономических спадов.

Национальная экономическая безопасность является основным составным элементом национальной безопасности. Под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики значение экономической безопасности в современных условиях лишь усиливается.

Национальная экономическая безопасность - это, по сути, режим функционирования национальной экономики, который дает возможность поддержания приемлемых условий жизнедеятельности населения. Речь идет, в первую очередь, о качестве жизни, обеспечении экономическими ресурсами в объеме, необходимом для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основывается на следующих основных принципах:

независимость национальной экономики. По причине все растущей интеграции национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен лишь относительно. Именно поэтому, со стороны государства основная задача состоит в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который даст возможность занять стране конкурентные и равноправные позиции в мировой экономике;

стабильность национальной экономики. Государству следует создать условия для устойчивого роста национальной экономики, минимизировав, при этом, социальные потрясения, а также предотвратить усиление роли криминальных структур;

устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях лишь стабильный, устойчивый рост может обеспечить достойный уровень экономической безопасности (который включает как технологическое усовершенствование производства, так и рост интеллектуального капитала).

Таким образом, обязательным условием экономическая безопасности любой страны является то, что она должна быть построена на принципах экономической независимости, стабильности и роста национальной экономики.

Концепция национальной безопасности РФ - это нормативно-правовой акт, закрепляющий основные аспекты национальной безопасности, в том числе и экономической. Данная концепция утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).

Концепция национальной безопасности РФ собой представляет систему основных положений, которые направлены на обеспечение во всех сферах жизнедеятельности безопасности личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз. В данном документе четко определено, что под национальной безопасностью РФ следует понимать безопасность ее многонационального народа, который является носителем суверенитета, а также единственным источником власти.

Основные задачи национальной экономической безопасности следующие:

выявление внутренних и внешних угроз и прогнозирование их появления;

разработка и реализация мероприятий по минимизации влияния внешних и внутренних угроз;

защита территориальной целостности и суверенитета РФ;

разработка и реализация экономической политики, основной акцент которой направлен на активизацию экономического роста;

создание условий для научно-технологической независимости;

повышение эффективности государственного управления;

обеспечение безопасности человека и гражданина, а также его прав и свобод;

поддержание баланса межнациональных отношений;

создание условий соблюдения законодательства;

формирование партнерских отношений с другими странами на взаимовыгодной основе;

поддержка военного потенциала страны;

решение экологических проблем;

интеграция национальной экономики в мировое экономическое сообщество;

защита интересов отечественных производителей на мировых рынках;

укрепление финансово-кредитной независимости РФ;

повышение эффективности государственного регулирования иностранных компаний, которые ведут свою деятельность на территории России;

создание эффективного правового поля для деятельности субъектов хозяйствования;

вывод национальной экономики из кризиса.

Основа национальной безопасности - это национальные интересы, которые выражаются в совокупности взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов индивидуума, общества и государства.

национальная экономическая безопасность

Особенности обеспечения экономической безопасности России


Для выявления проблем обеспечения безопасности в первую очередь, следует выделить те уровни, на которых рассматриваются данные проблемы.

К первому уровню относится глобальная экономическая безопасность. Для неё характерна уязвимость экономической системы РФ перед вызовами и угрозами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Данный уровень иногда ещё называют внешней или международной безопасностью. Однако термин «глобальная экономическая безопасность», на наш взгляд, наиболее точно отражает суть.

Ко второму уровню следует отнести региональную безопасность, включающую, в свою очередь, по мнению ряда специалистов, три-четыре условных пояса. Таким образом, следует выделить Южный, Западный, СевероКавказский, а также Дальневосточный пояса.

К третьему уровню следует отнести внутреннюю безопасность всех субъектов федерации, всех их элементов, хозяйственных организаций. То есть, другими словами, сюда относится в целом вся система вертикальных (центр, субъекты федерации, а также хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей.

Говоря о наиболее характерных особенностях национальной экономической безопасности России, следует отдельно отметить и тот факт, что при гораздо более высоких показателях, в сравнении, к примеру, с США, Европейским союзом, Китаем или Японией по размеру территории, природным богатствам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в РФ несоизмеримо меньший объем ВВП страны, а тем более показатель ВВП на душу населения.

Также стоит отметить, что у России по-прежнему остаются весьма скромными занимаемые позиции в экспорте конкурентоспособной продукции с высоким уровнем прибавочной стоимости, в первую очередь, обрабатывающих отраслей. Уровень качества жизни также заметно отстает от ряда развитых стран мира.

Можно с уверенностью утверждать, что огромная территория, чрезвычайно богатая природными ресурсами могла бы способствовать гораздо большую экономической отдаче, тем не менее, к сожалению, такого не происходит, не взирая на значительные финансовые резервы, которые были накоплены в последние годы.

Следующий вывод можно сделать следующий: в системе обеспечения внутренней безопасности искажены законы гармоничного развития, а также нарушены принципы справедливого распределения доходов, что порождает проблему имущественного расслоения.

Одной из наиболее злободневных проблем остается вопрос внедрения конкурентоспособных передовых технологий.

По оценке специалистов, в РФ наибольший потенциал принадлежит ресурсодобывающим отраслям. По отношению к последним обрабатывающие и перерабатывающие сектора терпят значительное отставание. Хотя заметный производственный прирост дают транспорт и связь, в то время как ключевой потребитель новаций - машиностроение - остается на прежнем, относительно низком уровне.

Профессор РАН Н. Комков настаивает на том, что конкурентоспособность экономики определяется новизной технологий и их превосходством на рынке по отношению к конкурентам. Несмотря на то, что в России темпы роста по отдельным видам продукции достигают 15-20 % в годовом исчислении, тем не менее, уровень их продаж на мировом рынке, к сожалению, очень низок и составляет около одного процента.

Как отмечено руководителем Российской инженерной академии Борисом Гусевым, технологический уровень экономики тесно завязан на двух основных факторах - инвестициях и инновациях. Ситуация такова, что если в РФ положение вещей в инвестиционной сфере постепенно улучшается, то доля инноваций в них достигает всего лишь 10 %. Таким образом, конкурентоспособные технологии, оборудование, станки и устройства, включая импортные, имеют таким же удельный весом в технологической базе страны.

Помимо прочих неурядиц, для РФ характерна также проблема продовольственной безопасности. Несмотря на то, что в России сосредоточено приблизительно 10% от всех мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует эти несметные богатства крайне неэффективно.

К примеру, доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве не превышает и 1,34 %. Около 30% пахотных земель не используются, и, по сути, бесхозны. Таким образом, РФ, располагая 240 млн га сельскохозяйственных земель, производит лишь не более 62 % от всей потребности в продовольствии.

В то же время Европа, обладающая лишь, 100 млн га сельскохозяйственных угодий, полностью обеспечивает себя продовольствием. Япония, всего лишь с 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 127 млн своего населения. Стоит подчеркнуть, что продовольственная зависимость России от импорта с каждым годом усугубляется, приближаясь к отметке 40%.

Следующей немаловажной проблемой экономической безопасности можно назвать сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Согласно результатам исследования Академии государственной службы и целой плеяды других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране может сократиться на 17 млн человек, в то время как число граждан пенсионного возраста, наоборот, увеличится на 7 млн человек.

Прогнозы ООН также прогнозируют значительный демографический спад. Согласно их расчетам, к 2050 г. в РФ число трудоспособных граждан снизится на 42-43%, то есть, на 40 млн человек. Это, по сути, означает, что инновационный прорыв, заявленный в «Стратегии национальной безопасности до 2020 года» осуществлять будет некому.

Инновационный процесс должен стать прерогативой профессиональных инженеров. Для этого следует выбрать правильную стратегию инновационного развития страны, которая призвана будет дать импульс развитию всей экономической системы. На сегодняшний день, к сожалению, интеллектуальный компонент ни в одной отрасли экономики России не превышает 1 %, в то время как в развитых странах доля интеллектуального капитала в экономической системе достигает 25 %.

Такая ситуация не вызывает особого удивления, поскольку, уже на протяжении несколько лет в РФ регистрируются не более 20 тыс. патентов (из которых лишь около 5 % применяется в промышленности). К примеру, в СССР данный показатель ежегодно составлял около 200 тыс. авторских свидетельств.

Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, повышения уровня жизни населения, укрепления национальной обороны, обеспечения политической стабильности в обществе, правопорядка и государственной безопасности, повышения международного престижа и конкурентоспособности страны.


Заключение


Национальная экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности наряду с такими ее компонентами, как обеспечение обороноспособности страны, защита от экологических катастроф, поддержание стабильного мира в обществе, внутренних и внешних угроз.

Экономическая безопасность - это, в первую очередь, защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от различных, как внутренних, так и внешних угроз.

Можно выделить следующие основные угрозы экономической безопасности России:

ослабление научно-технического и технологического потенциала;

промышленный спад и дезинтеграция экономики;

невысокая деловая активность и инвестиционная привлекательность;

социальное неравенство и имущественное расслоение общества;

высокий уровень безработицы;

тенизация экономики;

традиционно высокий уровень коррупции;

значительные, постоянно растущие диспропорции социально-экономического развития различных регионов.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности РФ требует выявления и непрерывного мониторинга факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы государства.

Вопросам безопасности уделяется все большее внимание в российском обществе, причем как на высшем уровне, так и на уровне отдельных организаций и институтов. Представляется, что, в конечном счете, это приведет к заметному улучшению состояния национальной экономической безопасности.

Список использованных источников


1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г., №537. - Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 10.11.09.

Сенгачев В.К. Экономическая безопасность России. 2012 г.

Алмаев М.Х. Сущность и угрозы экономической безопасности // Власть. 2012 г.

Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 2012 г.

Богомолов В.А. Экономическая безопасность 2010 г.

Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2011 г.

Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2011 г.

Экономическая безопасность России // Социально-гуманитарные знания. 2012 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

УДК 338 (075.8)

В.Ф. Латыпов *

Экономическая безопасность Российской Федерации как фактическая основа национальной безопасности

В статье рассматривается взаимосвязь национальной безопасности и экономической безопасности государств, определяются основные объекты, субъекты безопасности конкретизируются функции государства по обеспечению национальной безопасности государства от внутренних и внешних угроз.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, внутренние и внешние угрозы, национальные интересы, стратегия обеспечения экономической безопасности.

V F Latypov*. Economic safety of the Russian Federation as an actual basis of national safety. This article describes the interrelation of national safety and economic safety; it also defines the main objects and subjects of safety. Author concretizes functions of the state on maintenance of national safety of internal and external threats.

Keywords: economic safety, national safety, internal and external threats, national interests, strategy of maintenance of economic safety.

Понятие «национальная безопасность» - одно из наиболее дискуссионных на сегодняшний день.

Согласно закону Российской Федерации № 2446-1 от 5 марта 1992 г. (в ред. от 26 июня 2008 г.) «О безопасности», национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. Заменивший его Федеральный Закон № 390 от 28 декабря 2010 г. отсылает нас к другим нормативным актам.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г. говорится, что «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». В п. 6 Стратегии указано, что «национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

По другому определению «национальная безопасность» понимается как совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Кроме того, национальная безопасность - способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизводства и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния. По определению российского политолога Н.А. Косолапова, «национальная безопасность - это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации».

Ученый-историк И.С. Даниленко, что «безопасность - это реакция на опасность... национальная безопасность - это безопасность социума» .

Заслуживает внимания позиция В.А. Озерова, председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности: «Национальная безопасность - это конкретная и определенная категория, отражающая и интегрирующая направления, содержание деятельности и совокупность средств по обеспечению интересов личности, общества и государства».

Согласно п. 23 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность». Одним из условий обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, согласно Стратегии, помимо достижения намеченных основных

* Латыпов, Валерий Фаатович, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор экономических наук, профессор. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

* Latypov, Valerie Faatovich, the professor of chair of the economy and management of social and economic processes, St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dr. econ. sci., the professor. Russia, St.-Petersburg, Pilot Piljutov st., 1.

© Латыпов В.Ф., 2G12

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

приоритетов, является использование ресурсов для достижения приоритетов устойчивого развития: повышение качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; наука, технологии, образование, культура и здравоохранение, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; обеспечение экологической безопасности живых систем и рационального природопользования за счет сбалансированного потребления, внедрения прогрессивных технологий; стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, обеспечиваемые активным участием России в многополярной модели мироустройства.

Как указывается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются следующем: развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Состояние национальной безопасности страны во многом определяется социальноэкономической структурой населения в результате трансформации общества и реакцией со стороны государства на эти процессы, которые, в свою очередь, способны продуцировать острые конфликты. В основном речь идет об «обвально» обедневшей части нации с резко контрастирующими по уровню и качеству жизни стратами, выделением слоя «олигархов» в значительной мере за счет мошеннических, спекулятивных и иных противоправных операций .

Оценка тенденций распространения экономической преступности, разработка мер превентивного характера во многом определяется социальной стратификацией общества. По результатам исследования социологов сделаны следующие выводы:

В обществе сложились минимум 10 социальных слоев (страт), обладающих собственными устойчивыми и при этом обособленными интересами, уровень и качество жизни которых принципиально различны;

Две нижние страты объединяли 16 % россиян, которые по своему реальному уровню жизни находились за чертой бедности;

Третья и четвертая страты - малообеспеченные (суммарно 43 %). Третья страта объединяет россиян, балансирующих на грани бедности (16 %); четвертая страта охватывает часть россиян, которые живут на классическом для России уровне малообеспеченности (27 %);

В итоге в России 59% населения характеризуется тремя параметрами уровня жизни: «ниже черты бедности», «на грани бедности», и в состоянии «малообеспеченности»;

41 % представляли относительно благополучные слои населения 5-10 страт, среди которых по меркам общественного мнения могут называться богатыми представители 9 и 10 страт, но объективно они принадлежат к верхним слоям среднего класса (6-8 %);

Бедность, хотя и в разных масштабах, затронула многих россиян, независимо от возраста и места проживания;

- «малообеспеченность в России концентрируется сегодня не столько в слоях, различающихся уровнем своей квалификации, сколько в так называемой “малой России” с ее узким и депрессивным рынком труда»;

Многие рискуют в скором времени оказаться в бедности, причем представители молодого и среднего поколений (до 40 лет) составляют более трети группы риска и, чем крупнее населенный пункт, тем эта доля выше (например, в мегаполисах доля лиц до 40 лет, пребывающих в «зоне риска» бедности, составляет 54 % респондентов);

Малообеспеченные россияне достаточно редко используют платные социальные услуги, не осуществляют инвестиции в себя и своих детей, и за последние годы использование подобных услуг ими снизилось еще больше .

Проблемы национальной безопасности условно можно разделить на «глобальные» и «обыденные». Угрозы экономической стабильности страны относят к первой категории проблем. Необходимо понимать, что «национальная безопасность - это то, что обеспечивает потенциал развития страны на длительный исторический период, а также стабильность и благополучие общества» .

Считается, что впервые термин «национальная безопасность» разработали и употребили в США. Кроме того, в США сложилась стройная концепция национальной безопасности. Ее анализ позволил

Н.С. Леонову выделить основные «колонны национальной безопасности, разрушение которых грозит гибелью государству и народу, в нем живущему» : территория, население, материально-техническое богатство государства, цивилизация как образ жизни народа, самобытность народа.

Эти выделенные колонны лежат в основе системного подхода к оценке национальной безопасности.

И.Я. Фалинский систематизировал угрозы национальной безопасности регионов. Он пришел к выводу, что экономика проявляет себя как основа системы внешних и внутренних угроз национальной безопасности. В литературе последних лет с понятиями подавления флуктуации и парированием угроз и вызовов национальной экономике связывается термин «экономическая безопасность государства».

Российские специалисты активно стали заниматься этой проблематикой с 1990-х гг. Вот что писал В. Паньков об экономической безопасности: «Это такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, “иммунитетом” к воздействию внутренних и внешних

факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства» .

В. Рубанов определяет экономическую безопасность как способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от воздействия внешних факторов .

По мнению В.Л. Тамбовцева, «под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» .

В.А. Савин считал, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности» . По Л.И. Абалкину, экономическая безопасность

Это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и в котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику .

Большинство авторов экономическую безопасность характеризуют как устойчивость экономической системы к воздействию внешних и внутренних факторов, а устойчивость предполагает ее развитие. Если экономика не развивается, то возможность выживания резко сокращается. Устойчивость и развитие требуют динамического подхода к проблеме экономической безопасности. Это прежде всего связано с тем, что индикаторы экономической безопасности со временем могут и должны меняться .

Имеющиеся трактовки экономической безопасности могут быть сведены в несколько групп. Авторы первой группы (Л. Абалкин и др.) формулируют понятие экономической безопасности как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз. Авторы второй группы (В. Сенчагов, Г. Гутман и др.) связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики страны, которое позволяет защищать ее жизненно важные интересы. Авторы третьей группы (А. Городецкий, А. Архипов и др.) подразумевают под экономической безопасностью способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях. Если проанализировать все эти точки зрения, то можно сделать вывод, что экономическая безопасность

Составная и неотъемлемая часть национальной безопасности страны.

Нам близок подход авторов, определяющих сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов . При этом важно отметить, что экономическая безопасность является важнейшим слагаемым национальной безопасности, которое характеризует защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, государства и человека от внутренних и внешних угроз, способность противостоять им и адаптироваться к новым условиям развития, как в сфере природы, окружающей среды, так и в инновационной сфере деятельности человека . Такое понятие достаточно полно характеризует сущность национальной безопасности, хотя, на наш взгляд, в нем недостаточно отражены национальные интересы.

По своему замыслу понятие «безопасность» рассматривается исходя из статического подхода, но статичность не означает, что рассматривается некий застывший объект. Этой системе свойственно движение, т.е. функционирование, при котором система воспроизводится в своем неизменном виде. Однако в России происходят многообразные социально-экономические трансформации, поэтому национальную и экономическую безопасность надо рассматривать исходя из динамического подхода. В стране изменяется воспроизводственная модель экономики по аналогии со слаборазвитыми странами. Это, на наш взгляд, главный компонент в системе экономической безопасности. При всех успехах в экономике сложившаяся модель не даст России войти в число развитых стран. Россия преодолеет глубокий системный кризис, но останется страной с «догоняющей» моделью экономики.

Экономическая система государства в целом является объектом экономической безопасности; субъект экономической безопасности - основные институты государства: органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Экономику как объект обеспечения национальной безопасности государства необходимо рассматривать как целостную систему. Исследование экономики с системных позиций требует в первую очередь, изучения ее метасистемы, т.е. среды, играющей немаловажную роль в ее функционировании и развитии.

Среда национальной экономики сложна и неоднородна. Можно выделить следующие три пары типов составляющих ее сред: внешнюю и внутреннюю, природную и социальную, экономическую и правовую и соответственно шесть вариантов их сочетаний.

Внешняя экономическая среда представляет собой совокупность национальных экономик других стран. Составляющими внешней социальной среды являются: культура, образование, идеология, религия, обычаи, нравы, ценности, государство и право других стран. Внешнюю природную среду образует состояние природной среды окружающих стран.

Государство данной страны в той мере, в какой оно не является собственником или предпринимателем, прибегает к административному регулированию и (или) законодательному

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

оформлению экономической жизни. Оно воплощает принципы социальной справедливости и т.д., выступает как сила, действующая над экономическими субъектами и составляет внутреннюю экономическую среду, сосуществующую, определяющую и взаимодействующую с внутренней социальной и внутренней природной средами.

В процессе функционирования и развития экономики, который осуществляется посредством хозяйственной деятельности, происходит интернационализация и изменение ее среды, «выходы системы» превращаются в ее среду. Интернационализация происходит путем присвоения системой ресурсов на входах, а экстернационализация - путем присвоения средой конечных продуктов системы на ее выходах. Связи экономики со средой зависят от типа среды и могут носить как непосредственный, так и опосредованный характер. Среда национальной экономики задана весьма жестко, что подчеркивает большую зависимость ее поведения от среды и означает, что последняя выполняет по отношению к экономике важные функции.

В первую очередь все перечисленные типы сред могут производить взаимовлияние энтропийного характера. Например, внешняя экономическая среда может представлять серьезную угрозу отечественным производителям вследствие конкуренции, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде непоступивших налогов, производители - в виде недополученной прибыли, работники - невыплаченной зарплаты. Внешнее враждебное окружение может побудить увеличить долю военных расходов, снижая тем самым эффективность национальной экономики. Серьезную проблему может представлять дефицит природных ресурсов, а слабопредсказуемые природные катастрофы вызвать большие затраты средств и ресурсов на ликвидацию их последствий. Политика государства, если она не соответствует состоянию национальной экономики, может негативно повлиять на последнюю. Отсутствие надлежащих правовых и социальных норм, обычаев и культуры бизнеса может сделать экономическое развитие весьма проблематичным.

В целом все типы сред национальной экономики оказывают сложное и многостороннее воздействие на ее состояние и развитие, проследить которое от начала до конца очень сложно. Природные условия, например, не только определяют количество и качество ресурсов и тем самым в определенной мере издержки производства и место страны в международном разделении труда, но и отчасти господствующие формы собственности и организации бизнеса.

Но главным средством влияния среды на национальную экономику является функция последней. Функция задается любой системе, в т.ч. национальной экономике, ее средой и заключается в той роли, которую система играет в среде. По отношению к некоторым типам сред (например, природной среде или внешней общественной среде) точно определить функцию конкретной национальной экономики в ней довольно трудно или невозможно, но главные функции - относительно важнейших сред - выделить вполне возможно. Например, выполнение своей роли в системе международного разделения труда; или удовлетворение материальных и иных потребностей членов общества; или создание условий для расширенного воспроизводства экономики и для развития человека, способов удовлетворения его потребностей; или адаптация общества к изменениям природной и внешней социальной среды.

Системный подход предполагает постановку вопроса о цели системы. Относительно национальной экономики существует множество различных точек зрения, которые объединяют отождествление цели национальной экономики с ее функцией.

Различные государства создают разные системы безопасности, исходя из своих возможностей. Принято считать, что нижний порог национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и социальной целостности государства - обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Однако безопасность государства заключается не только в сведении к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В более широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения.

Государство представляет собой институционализацию общей функции управления национальной экономикой, декомпонированной в виде следующего набора экономических функций: правовое обеспечение экономической деятельности, организация денежного обращения, фискальная политика и регулирование бюджетного сектора, перераспределение доходов в обществе (в т.ч. для обеспечения его стабильности), производство «общественных» товаров и услуг, минимизация трансакционных издержек, антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, оптимизация экстерналий, поддержка оптимального уровня занятости населения, минимизация безработицы и обеспечение экономической безопасности страны.

При реализации этих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои.

Системной целью государства в национальной экономике является подавление ее флуктуаций, могущих привести к деструктивным изменениям, т.е. противодействие угрозам и вызовам со стороны внешней и внутренней среды, усиление устойчивости национальной экономической системы. Средством реализации экономических функций государства являются соответствующие экономические стратегия и тактика.

Экономическая безопасность государства представляет одну из сторон национальной безопасности. Последнюю можно интерпретировать как способность объединяющей государственнотерриториальной и духовной общности народа удовлетворять, несмотря на объективно существующие угрозы, те требования, которые необходимы для обеспечения самосохранения своих граждан. Объектами

национальной безопасности, как и носителями (и субъектами) цели национальной экономики, являются индивиды, граждане (население). Экономическая стратегия представляет совокупность иерархии экономических целей и средств их достижения в условиях возможного противодействия их реализации со стороны носителей противоположных экономических интересов. Субъектами экономической стратегии могут быть индивиды, организации, государство, политические партии.

Наиболее «продвинутой» экономической стратегией обладает политическая партия, ставящая в соответствии со своими программными установками максимально возможные для соответствующего класса или социальной группы, а иногда и для всего общества экономические цели.

Носителями и субъектами национальных экономических интересов являются индивиды (население), которые, являясь движущей силой национальной экономики, ставят тем или иным образом конкретные цели в лице конкретных общественных институтов - политических партий. Под понятием «национальные экономические стратегические цели» понимаются прогнозируемые конкретные наиболее общие конечные социально-экономические результаты в долгосрочной перспективе, которые наметили и поставили перед обществом правящие политические партии в лице руководства государства, обеспечивающие процветание нации на основе устойчивого экономического развития.

Соответственно разнообразию потребностей и интересов населения страны, ее географическому, политическому, военному положению, уровню и стадии развития экономики и множеству других факторов, цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны (в одних случаях - не допустить дальнейшего спада производства, в других - повысить темпы роста, в третьих - их стабилизировать или перестроить структуру экономики и т.д.). Эффективность экономики представляет собой степень достижения результата, заданного функцией национальной экономики; степень соответствия полученного результата тому, который имел бы место при всей полноте выполнения национальной экономикой своих функций.

В основе государственной стратегии экономической безопасности прежде всего необходимо учитывать национальные интересы. Целью экономической стратегии в России является экономический рост. Ориентиры роста вырабатываются в рамках структурной политики как составной части макроэкономического регулирования.

Государственное регулирование рыночной модели экономики с позиции интересов безопасности не должно нарушать механизмов саморегуляции и при этом создавать условия для эффективной работы этих механизмов.

Государственная стратегия экономической безопасности может быть успешно реализована при соблюдении определенных условий: а) при постановке задач по государственному управлению следует провести четкое разграничение между федеральными и исполнительными органами власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления; б) информационное обеспечение должно четко отражать реальное положение дел в экономике; в) экономическая безопасность должна быть реализована в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета; г) цели экономической безопасности необходимо конкретизировать.

Экономика России в ходе реформирования пережила несколько кризисов: инфляционных, структурно-управленческих, финансовых и т.д. Поэтому экономистами решается на теоретическом уровне и на практике проблема взаимосвязи такого рода кризисов и экономической безопасности. Характер кризиса, его масштабы и глубина определяют выбор механизма обеспечения экономической безопасности для ликвидации последствий кризиса.

Национальная безопасность включает комплекс экономических, политических, правовых, геополитических и геостратегических условий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, возможностей сбалансированного и динамичного роста, социального развития, экологической безопасности. Когда говорят об экономической безопасности страны, то имеют в виду широкое поле деятельности - от криминальных аспектов и до сложнейших вопросов, связанных с современной геополитикой и новым мировым экономическим порядком.

Рассмотрение выдвигаемых в качестве целей указанных выше установок с системных позиций имеет два методологических изъяна. Во-первых, вряд ли можно ограничить целевую функцию национальной экономики просто выживанием, и во-вторых, перечисленные процессы, по существу, являются не целью, а функцией, задаваемой средой.

Точка зрения об отсутствии у национальной экономики системной цели, о том, что она, как и общество в целом, представляет собой нецелевую систему , также несостоятельна. Такому взгляду можно противопоставить точку зрения В. Ойкена, который полагал, что только наличие цели может обеспечить целостность системы , т.е. саму системность как таковую.

Нам видится, что обе эти противоположные позиции представляют собой крайности. Первой противоречит практика, а второй можно противопоставить пример природных систем, целостность (системность) которых неоспорима, но целей, у которых нет.

Прагматично исходить из понимания целей системы как идеальных, т.е. «желаемых» состояний ее выходов. Такая методология позволяет отвергнуть попытки рассматривать вышеуказанные процессы удовлетворения потребностей, воспроизводства или выживания в качестве системных целей. Диалектика здесь такова, что цель не может быть задана национальной экономикой самой себе, но, с другой стороны, не может быть задана и чем-либо вне ее. Поскольку субъектами национальной экономики являются, в конечном счете, ее граждане, то они и ставят перед ней цель. Естественно, в чистом виде такая экономическая демократия выступает довольно редко, но граждане могут влиять снизу на цели

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

общества в непрерывном режиме в основном опосредованно - через соответствующие государственные структуры, а также одномоментно во время выборов, референдумов, иногда - социальных революций.

Поскольку каждая страна имеет своеобразные потребности и интересы своего населения и отличается от других стран в силу своего географического, политического, военного положения, а также по уровню и стадии развития своей экономики и т.п., то и цели, стоящие перед национальной экономикой, могут быть столь же разнообразны. Перед одной национальной экономикой может быть поставлена цель не допустить дальнейшего спада производства, перед другой - повысить темпы роста, перед третьей - стабилизировать их, перед четвертой - осуществить структурную перестройку и т.д. Национальные экономики в силу существенных различий в экономическом положении стран в мировом хозяйстве преследуют различные цели, так или иначе, прямо или косвенно поставленные перед ними их гражданами. Отсюда и различие национальных экономических стратегий, реализуемых посредством национальных государственных структур.

Таким образом, диалектически противоположные состояния, такие, как устойчивость и неустойчивость, адаптация и дезадаптация, являются в равной мере необходимыми в процессе развития любой системы. Но абсолютно неустойчивая система, с одной стороны, не сможет противостоять флуктуациям, поскольку лишена способности к адаптации и быстро разрушается, в то же время, с другой стороны, сверхустойчивая система, подавляя любые флуктуации, консервирует свою структуру и поведение и не способна изменяться качественно, т.е. лишена возможности развития; в этом случае ее разрушение становится лишь делом времени. В структуре национальной экономики институтом, поддерживающим гомеостатическое равновесие, является государство. Именно оно призвано отражать угрозы, могущие деструктурировать общественную жизнь и привести к распаду страны как системы. Поэтому требованием к механизму институционального обеспечения экономической безопасности является необходимость оптимального сочетания структуры, форм и функций деятельности институтов государства и гражданского общества, повышение эффективности их вмешательства в социально-экономические процессы по реализации национальных интересов как внутри страны, так и за её пределами.

Российская Федерация в течение длительного времени проходит период трансформации с крайне неоднозначными социально-экономическими последствиями. Меняются социальнополитическая система, экономические основы, поведение и психология людей. Результаты реформ до предела обострили проблемы самого существования общества и государства, породив проблему национальной безопасности вообще и экономической, в частности .

В современной России происходит поляризация экономики на экспортно- и внутренне ориентированные сегменты. Сформировалась «параллельная экономика», отношения между сегментами приобрели конфликтный характер, идет борьба за доступ к ресурсам, условиям хозяйствования.

Экономическая безопасность национальной экономики лежит в основе воспроизводственного процесса. Стране прежде всего следует перейти на новую модель воспроизводства национальной экономики, без этого все реформы будут решать локальные, частные вопросы . Необходимо определить, что надо делать в производстве, обмене, распределении и потреблении. Только комплексная стратегическая программа действий может переломить сложившуюся модель экономики. Формирование стратегии обеспечения конкурентоспособного, инновационного типа воспроизводства является, по существу, задачей организации ядра саморазвития экономики.

Выработка концепции экономической безопасности всегда опирается на высшие долговременные национально-государственные интересы. Поэтому она неразрывно связана с представлениями о будущем страны, об итоге происходящих перемен и выступает в роли социального идеала. Только в этом случае концепция экономической безопасности и меры по её достижению обретают свой смысл, становятся действенным началом массового сознания .

Список литературы

1. Бородушко, Н. В. Налоговая безопасность государства и основные стратегии бизнеса в области ухода от налогообложения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4 (48). - С. 119-124.

2. Бородушко, Е. С. Дисбалансы в национальной экономическая безопасность Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 3(47). - С. 134-140.

3. Гордиенко, А. В. Основы экономической безопасности государства: Курс лекций: учебнометодическое пособие. - М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2009. - 224 с.

4. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - 2-е изд. доп. - М.: Альфа-М, 2010. - 456 с.

5. Экономическая безопасность государства и регионов: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / В.В. Криворотов, А.В. Калинина, Н.Д. Эриашвили. - М.: Юнити-Дана. 2011. - 351 с.

6. Стенограмма «круглого стола» Фонда «Стратегия национальной безопасности России в новом столетии». [Электронный документ]. - Режим доступа: http://nic.naukaxxi.ra/material/7/ 18.03.2010.

7. Аоягова, А. Н. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 668 с.

8. Горшков, М. К. Российское общество в социологическом измерении // Мир России. - 2009.

- № 2. - С. 3-21.

9. Красная звезда. - 2003. - 5 февраля. - [Электронный документ]. - Режим доступа: http:// www.redstar.ru/2003/02/05_02/l_06.html 23.11.10.

10. http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/bezopasn.htm 18.03.2010.

11. Фалинский, И. Ю. Теневая экономика как угроза экономической безопасности региона (на примере Южного федерального округа Российской Федерации: дис... канд. экон. наук. - М,. 2009. - 199 с.

12. Паньков, Б. Экономическая безопасность: мирохозяйственный и внутренний аспект // Внешнеэкономические связи. - 1992. - Вып. 8. - С. 5-18.

13. Рубанов, В. Безопасность - лозунги, теория и политическая практика // Российский экономический журнал. - 1991. - № 17. - С. 31-41.

14. Тамбовцев, В. Ё. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы / / Вестник МГУ. - Сер. 6. Экономика. - 1995. - № 3. - С. 3-9.

15. Савин, В. Л. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. - 1995. - № 9. - С. 14-16.

16. Экономическая безопасность России. - 1997. - № 5. - С. 3-23.

17. Богомолов, В. Л. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000). - М.: Юнити-Дана, 2006. - 303 с.

18. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. - 3-е изд. - М.: Дело, 2010. - 815 с.

19. Ионин, Ё., Шкаратан, О. Паркинсон и бюрократы // Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 448 с.

20. Ойкен, В. Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал. - 1993. - № 6. - С. 80-81.

21. Кузнецова, Е. И. Стратегический анализ в системе государственного управления национальной экономикой: монография. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2006. - 176 с.

22. Нуреев, Р. М. Экономика развития, модели становления рыночной экономки: учеб. пособие.

М.: Инфра-М, 2001. - 240 с.

23. Лбалкин, Ё. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.

Макарова О.Н.*, Т.В. Волкова**

Экономическая экспертиза ОВД как инструмент обнаружения и прогнозирования криминальных проявлений в экономике

В статье рассмотрены основные функции экономической экспертизы как инструмента обнаружения и прогнозирования криминальных проявлений в экономике. Автор выделил три основные функции - фактологическую, предупредительную, прогностическую, без рассмотрения которых невозможно представить профилактическую деятельность органов внутренних дел по нейтрализации криминальных явлений в экономике.

Ключевые слова: экономическая экспертиза, функции, органы внутренних дел.

O.N. Makarova*, T.V. Volkova**. Economic examination of law-enforcement bodies as the tool of detection and forecasting of the criminal phenomena in economy. In article the basic functions of economic examination as tool of detection and forecasting of the criminal phenomena in economy are considered. The author has allocated three basic functions - detection, precautionary, prognostic without which consideration it is impossible to present preventive activity of law-enforcement bodies on neutralization of the criminal phenomena in economy.

Keywords: economic examination, functions, law-enforcement bodies.

* Макарова, Ольга Николаевна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. E-mail: [email protected].

** Волкова, Татьяна Васильевна, доцент кафедры финансов и налогообложения, кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. 1. E-mail: [email protected].

* Makarova, Olga Nikolayevna, the teacher of chair of accounting, the analysis and audit of the St.-Petersburg university of the

Ministry of Internal Affairs of Russia. St.-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].

** Volkova, Tatyana Vasilyevna, the senior lecturer of chair of the finance and the taxation, the St.-Petersburg university of the

Ministry of Internal Affairs, the senior lecturer. St.-Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: [email protected].

© Макарова О.Н., Волкова Т.В., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Введение

1. Сущность экономической безопасности

1.1. Понятие экономической безопасности

1.2. Экономические факторы, определяющие уязвимость РФ к внешнему воздействию

2. Органы, обеспечивающие контроль и надзор за экономической безопасностью России

2.1. Характеристика органов

2.2. Мониторинг факторов и обеспечение экономической безопасности

Заключение

Список литературы

Выдержка из текста

Контроль и надзор за обеспечением экономической безопасности в РФ

  • Осуществить анализ организации контроля в рамках обеспечения экономической безопасности в сфере кредитования юридических лиц;
  • Рассмотреть варианты совершенствования системы обеспечения экономической безопасности сфере управления закупками продукции и размещения заказов;
  • рассмотреть подходы к обеспечению экономической безопасности в России;Предмет исследования — механизмы обеспечения экономической безопасности России.

В последнее время рост наукоемкости технологий, достаточно быстрое их обновление, усиление конкуренции выдвигает на первый план знания и профессионализм работников, так что деятельность сферы образования становится важнейшей частью экономического развития и играет большую роль в обеспечении экономической безопасности. Объектом исследования в курсовой работе выступает система обеспечения экономической безопасности в сфере образования в Вологодской области. Основная цель курсовой работы — оценить состояние сферы образования Вологодской области и определить пути совершенствования системы эффективного управления данной сферой в целях обеспечения экономической безопасности региона.

Объект исследования: система обеспечения экономической безопасности ПАО КБ «Восточный».Цель исследования: на основе анализа особенностей обеспечения экономической безопасности в коммерческом банке предложить систему мер по ее совершенствованию. Выполнить анализ системы обеспечения экономической безопасности ПАО КБ «Восточный».

Исключение условия по возникновению пожара достигается посредством недопущения возникновения на объекте защиты условия для образования горючих сред и (или) условия для образования в горючих средах (или внесение в них) источника зажигания.

Взаимодействие налоговых и правоохранительных органов необходимо для улучшения экономической безопасности нашей страны и предотвращению налоговых преступлений. Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню государства, поэтому необходимо развивать организационно-экономические механизмы налогово-проверочной деятельности в системе обеспечения экономической безопасности.

Выявить направления повышения результативности деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации в системе государственного регулирования национальной экономики.

Теоретическая часть работы основана на изучении и анализе законодательных актов и нормативных документов определяющих правовые и методологические основы организации предпринимательской деятельности в Российской Федерации и ее экономической безопасности.

На заседании Совета по противодействию коррупции 26.01.2016 Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что «наверное, это сложная задача, может быть, даже труднодостижимая, но если мы остановимся — будет хуже, двигаться нужно только вперед». Успешное экономическое развитие страны, эффективное государственное управление, формирование правового государства и создание гражданского общества напрямую зависит от решения главной приоритетной задачи — противодействия коррупции. Вместе с тем, наработанные материалы и исследованные аспекты коррупции как комплексной социально-экономической, правовой и политической проблемы не позволяют в полной мере рассматривать противодействие коррупции с позиций трех взаимосвязанных и составляющих элементов государственности: власти, бизнеса и общества, как единого и основного воздействующего фактора борьбы с коррупцией.

Список источников информации

1.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения «О Со-вете безопасности Российской Федерации» от 07.06.2004 г. № 726 // www.gov.ru

2.Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии эко-номической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» от 29.04.1996 г. № 608 // www.consultant.ru

3.Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446−1 в ред. от 25.07.2006 г. № 128-ФЗ // www.consultant.ru .

4.Федеральный закон Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ в ред. от 10.01.2003 г. № 4-ФЗ // www.consultant.ru .

5.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 621 с.

6.Хлобустов О. Госбезопасность от Александра I до Путина. — М.: Эксмо, Яуза, 2005. — 480 с.

7.Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. № 7, 2004.

8.Иванов Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и меж-дународные отношения. № 11, 2004.

9.Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно — финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. № 5, 2002.

10.Татаркин А., Романов О., Куклин А., Яковлев В. Экономическая безопасность регионального исследования // Вопросы экономики. № 6, 1996.

11.http://www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

12.http://www.gov.ru — официальный сайт Правительства Российской Федерации

список литературы

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

Потребность в безопасности – устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества – государства.

Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.

Существуют следующие подходы к определению национальной безопасности:

1) экспансия. Подход основан на том, что обладание экономической, политической и военной властью позволяет отдельным индивидуумам или государству использовать ее для насильственного установления диктата своей воли. Национальная безопасность сообразно этому подходу рассматривается только как военная, экономическая и политическая мощь;

2) паритет. Подход основан на том, что национальная безопасность представляет собой экономическую, политическую и военную мощь, позволяющую сохранить индивидууму или государству свою независимость, в том числе и в принятии решений;

3) гуманизм. Подход основан на том, что национальная безопасность состоит в установлении такого режима, при котором, безусловно, признается право как индивидуума, так и государства на самоопределение, независимость в принятии решений.

Изначально военная мощь являлась необходимым условием выживания человека и государства, способом защиты его самостоятельности от внешнего воздействия. Сегодня же она является непосредственной составной часть государства – государственного режима, без которого невозможно его нормальное функционирование.

Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию – защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.

Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.

Национальная экономическая безопасность – это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения – качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

1) независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно – необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;

2) стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;

3) устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

1) прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;

2) разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;

3) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

4) разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;

5) создание условий научной и технологической независимости;

6) обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;

7) повышение эффективности государственного аппарата;

8) поддержание баланса межнациональных отношений;

9) создание условий соблюдения законодательства;

10) формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;

11) сдержание военного потенциала страны;

12) улучшение экологической обстановки;

13) интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;

14) формирование единого экономического пространства со странами СНГ;

15) защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;

16) формирование режима финансово-кредитной независимости России;

17) усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;

18) формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;

19) вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы – совокупность взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов государства, общества и индивидуума.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.