Доходы и их распределение в рыночной экономике. Распределение доходов в рыночной экономике

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.
Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходов представляют собой прибыль и процент. Владелец земли получает доход в форме арендной платы за предоставляемую арендатору землю для соответствующего использования. В основе распределения доходов в рыночной экономике лежит распределение, диктуемое собственностью на средства производства и рабочую силу.
Формирование и распределение доходов в рыночной экономике происходит при непосредственном участии государства, которое практически во всех экономически развитых странах осуществляет государственное регулирование этими процессами. Государство берет на себя ответственность обеспечения права человека на определенный стандарт благополучия в данном обществе и социальную защиту каждого члена общества. В этом случае в обществе проводится социальная политика.

Социальная политика - это политика регулирования социально-экономических условий жизни общества, направленная на поддержание отношения справедливости в обществе, регулирование отношений между отдельными социальными группами, обеспечение условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Все это достигается посредством совершенствования распределительных отношений производимых в обществе материальных и духовных благ.
Функциональное распределение характеризует распределение между факторами производства, прежде всего между трудом и капиталом. Под доходом каждого фактора понимается доля его участия в произведенном продукте и произведенной прибыли. Предположим, что земля является элементом капитала, и в производстве участвуют только два фактора - труд и капитал. Доходы, созданные в результате использования капитала и труда, получают конкретные люди, так как именно они являются основными поставщиками факторов производства - труда и капитала. Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используют показатели номинального и реального дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в определенный период отдельным лицом. Если из этого дохода вычесть налоги и обязательные платежи, то мы получим располагаемый доход, который будет использован на потребление и накопление. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которое можно купить по действующим ценам на располагаемый доход в определенный период времени.
Номинальный доход формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей , то есть различных выплат из общественных фондов потребления. К ним относятся пенсионный фонд, фонды социального страхования и социальной защиты, выплаты по безработице, выплаты пособий и пр.



Трансфертные платежи - различные безвозмездные выплаты населению из общественных фондов, в частности пенсии, стипендии, различные социальные пособия.

Увеличение доли трудовых доходов - это основной стимул к активной, предприимчивой жизнедеятельности индивида. Налоговая политика тоже может стимулировать активную трудовую деятельность, если ставки налогообложения будут оптимально невысокими.
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни отдельного индивида. Для сравнения уровня жизни отдельных групп населения используют такие показатели, как средний доход и прожиточный минимум. Неравенство в распределении доходов ведет к неравенству в уровне жизни. И это неравенство увеличивается особенно быстро при переходе нашей страны к рыночной экономике. В России треть населения имеет доход ниже прожиточного минимума, в том числе 10% этой категории населения получают доход в 2 раза меньше, чем прожиточный минимум. Произошло расслоение общества: разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных увеличивался и достиг 10-кратного разрыва.
Проблема бедности существует не только в нашей стране, но и в других странах, поскольку неравномерность в распределении доходов порождается дифференциацией населения по квалификации и доступу к высококвалифицированной работе и рядом других причин.
Решение комплекса вопросов по социальной защите населения рассматривается в рамках реализации следующих принципов.
Во-первых , государственная социальная защита должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех принимаемых юридических законах социально-экономической направленности. Это создает определенную стабильность положения каждого человека, если такая политика не носит разовый характер.
Во-вторых , социальная защита предполагает дифференцированный подход к различным категориям граждан. Меры по социальной защите инвалидов и здоровых трудоспособных людей не могут быть одними и теми же, они должны быть различны. Если первым необходима социальная защита и полное обеспечение, то вторым государство должно гарантировать возможность использовать свои способности в трудовой деятельности.
В-третьих , в целях своевременной реакции на изменения экономической конъюнктуры в стране необходимы меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции. Источниками средств социальной защиты предусматривается использование государственного бюджета, средств работодателя и других средств из благотворительных фондов.

К НАЧАЛУ СТРАНИЦЫ

а) блага и ресурсы распределяются в пользу тех, кто более производительно работает;

б) блага и ресурсы распределяются в пользу тех, кто внедряет достижения науки и техники;

в) готовность платить деньги;

г) социальная справедливость.

9. Прибыль - это доход:

а) наемного работника;

б) землевладельца;

в) предпринимателя, организующего производство;

г) инвестора, вкладывающего свой капитал в дело.

10. В ниже приведенном перечне найдите то, что относится к богатству:

а) выручка от продажи дачи;

б) процент, выплачиваемый банком по сберегательному вкладу;

в) автомобиль, передаваемый вам фирмой в качестве вознаграждения за удачно совершенную сделку;

г) прибыль.

Ответы: 1 в; 2 а; 3 а; 4 г; 5 в; 6 а; 7 б; 8 в; 9 в; 10 а.

Тема 3. Механизм функционирования рынка

ПЛАН:

1. Спрос и предложение:

а) спрос, закон спроса; факторы, определяющие спрос;

б) предложение, закон предложения; факторы‚ определяющие предложение.

2. Частичное рыночное равновесие:

а) простая модель рынка;

б) равновесная цена и равновесный объем производства;

в) механизм установления рыночного равновесия;

г) значение равновесного состояния рынков для функционирования рыночной системы.

3. Проблема государственного вмешательства в функционирование рынков:

а) политика введения «пола» и «потолока» цены;

б) налоги и дотации, бремя налогообложения;

в) влияние государственного вмешательства на эффективность функционирования рынков.

4. Эластичность спроса и предложения:

а) ценовая эластичность спроса;

б) ценовая эластичность предложения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Даны шкалы спроса и предложения на рынке томатов:

а) Начертите кривые спроса и предложения для томатов и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место – дефицит или избыток томатов на рынке, если правительство установит предельно допустимую цену - 12 руб. и 20 руб.? Объясните, почему желательно, чтобы введение «потолков» цен сопровождалось государственной политикой нормирования потребления? Почему в случае государственных минимальных цен «пол» цены желательной оказывается либо политика закупки излишков, либо политика ограничения производства, либо стимулирование спроса?

2. Покажите на графике и дайте словесное описание тому, как изменятся равновесная цена и равновесное количество продаж в следующих случаях:

а) правительство для поддержания сельского хозяйства вводит субсидию на каждый килограмм выращенных томатов;

б) в стране увеличилось число любителей томатов;

в) поднялась цена на рассаду для томатов;

г) снизилась цена на апельсиновый сок;

д) введена новая технология внесения удобрений;

е) сократилось количество фермерских хозяйств;

ж) повысилась заработная плата рабочих подсобных фермерских хозяйств;

з) снизилась цена на баклажаны‚ производство которых требует в большей степени такой же технологии и таких же ресурсов, каких требует производство томатов;

и) в этом году будет богатый урожай томатов, и правительство повысит размер минимальной заработной платы к октябрю;

к) растет популярность томатного сока и арендная плата за землю;

л) снижается цена на огурцы в период засолки овощей и собран высокий урожай томатов в это же время.

3. Как повлияет сокращение спроса на автомобили на совокупный доход фирмы, если известно, что при цене 55 тыс. руб. может быть продано 110 тыс. машин, а увеличение до 60 тыс. руб. вызывает падение спроса до 92 тыс. штук. Вычислите величину дохода в первом и во втором случае. Определите тип спроса. Постройте график‚ иллюстрирующий задачу.

4. По данным, приведенным в таблице, постройте кривые спроса и предложения и определите цену равновесия.

Что произойдет на данном рынке, если государство установит цену равную 2 тыс. руб.?

ВОПРОСЫ

1. Являются ли тождественными утверждения «рынок удовлетворяет потребности потребителей» и «рынок удовлетворяет спрос покупателей»?

2. Известно, что цена килограмма говядины составляет в Кемерово - 125 руб., в Белово - 120 руб., в Новокузнецке - 123 руб., в Междуреченске - 122 руб., в Юрге - 119 руб. Можно ли по этим данным построить кривую спроса на говядину?

3. Как изменится спрос на красную икру при росте доходов населения? Что случится со спросом на пшенную крупу при увеличении доходов населения? Что произойдет со спросом на соль при росте доходов населения?

4. Являются ли идентичными понятия «величина спроса» и «спрос»? В каких случаях они употребляются? Правильно ли употребляется понятие «спрос» в приводимых ниже утверждениях, или его надо заменить понятием «величина спроса»: а) когда ОПЕК подняла цены на нефть в 1970-х гг., спрос на нефть упал; б) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, подтолкнувшая спрос на нефть.

5. Какое влияние на спрос может оказать информация о засухе и неурожае зерновых? Как изменится при этом уровень потребления? Что такое «самосбывающийся прогноз»?

6. Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на мясо птицы?

7. Что случится с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения?

8. Предположим, что благодаря активной деятельности общества защиты животных многие люди перестали покупать кожаные куртки. Но продавцы кожаных курток сумели сохранить цены на прежнем уровне. Каким образом продавцам это удалось?

9. Во второй половине 1970-х гг. потребление кофе в Западной Европе на душу населения упало, а цена выросла. Объясните это явление.

10. Прокомментируйте следующее высказывание: «цены разгружают рынок».

11. Если вдруг в декабре предложение елочных игрушек окажется неожиданно маленьким, как вы думаете, возникнет ли дефицит и очереди? Какие экономические функции выполняет очередь?

12. Покажите на графике: а) почему установление государством «пола» цены сопровождается излишком продукции; б) установление государством «потолока цены» сопровождается дефицитом продукции.

13. Какое значение имеет уравновешивание рынка? Какие проблемы возникают в экономике при неравновесных или неустойчиво равновесных рынках?

14. В начале 1992 г. группа омских экономистов предложила строить кривые спроса и предложения, на их основе определять равновесную цену, а за превышение этой цены штрафовать производителей. Можно ли было на практике реализовать данное предложение?

15. Назовите экономически обоснованные аргументы «за» и «против» государственного регулирования цен.

16. Объясните, каким образом гуманитарная помощь предоставляемая развивающимся странам способна решать собственные проблемы развитых стран.

17. 1997 г. оказался для России урожайным годом. При этом в регионах осуществлялось государственное регулирование цен. Например, с точки зрения рынка равновесной является цена на фуражное зерно от 400 до 430 тыс. рублей за тонну, а назначается - 600-700 тыс. рублей за тонну. К каким последствиям может привести высокая урожайность и назначение высоких цен. Проиллюстрируйте данную ситуацию с помощью модели частичного рыночного равновесия.

18. Государство хотело бы увеличить свои доходы. На какие товары оно будет устанавливать акцизы? Будет ли учитываться при этом эластичность спроса на них?

19. Как с точки зрения эластичности спроса по цене можно объяснить ассортимент товаров в торговых павильонах на автобусных остановках?

20. С какими характеристиками спроса на сельскохозяйственную продукцию связаны следующие высказывания: «для фермеров сбор большого урожая может быть нежелательным» и «повышение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства»?

21. С точки зрения эластичности по цене, каким является спрос: а) на мыло; б) на определенный сорт мыла; в) соль; г) автомобили; д) билеты на футбольные матчи; е) учебник по экономике.

22. Каким образом невежество влияет на эластичность спроса?

23. Как будет выглядеть: а) кривая совершенно неэластичного спроса; б) кривая совершенно эластичного спроса?

24. Кто платит большую часть налога при неэластичном спросе: производитель или покупатель? Кто платит большую часть налога при эластичном спросе: производитель или покупатель?

ТЕСТЫ

1. Спрос на товар - это:

а) количество товара, удовлетворяющее всю существующую общественную потребность в нем;

б) количество товара, необходимое людям;

в) количество товара, рассчитанное в соответствие с нормами потребления;

г) представленная на рынке потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью и выбором потребителя количество товара.

2. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;

б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;

в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;

г) как будет повышаться потребление блага при росте дохода покупателей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

« Распределение доходов в рыночной экономике »

Введение

неравномерность доход рыночный экономика

Актуальность данной темы определяется необходимостью теоретического исследования проблемы государственного регулирования доходов населения и выявления путей совершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений

Цель любых экономических преобразований должна быть ориентирована на улучшение материального благосостояния граждан.

Распределение национального дохода - центральный вопрос при формировании модели социальной политики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмы определяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе.

Главную роль в распределении доходов в обществе призвано играть государству.

Эта тема важна в настоящее время для нашей страны, т.к. происходящие в России крупные, формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов и требуют решения сложных проблем.

Распределительные отношения имеют огромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому, что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития. Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижения социально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения в стране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегда были в центре внимания, как экономической науки, так и правительства стран.

Предметом исследования работы является государственное регулирование распределительных отношений по поводу доходов различных слоев населения.

Совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференцирования являются показателями экономического и социального благополучия общества. Распределение их имеет ярко выраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную и социальную дифференциацию. Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов. Через дифференциацию доходов в общественной жизни проявляются те взаимосвязи, которые скрыты за распределением ресурсов.

Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:

теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;

исследовать основные направления государственной политики доходов;

неравномерное распределение доходов;

распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономика» А.С. Булатова, «Курс экономической теории» М.Н. Чепурина, а также в периодической печати («Экономист», «Российский экономический журнал»).

Для более глубокого исследования в работе используются графики, таблицы, диаграммы, а также картографический материал.

Доходы субъектов в рыночной экономике: сущность, источники, структура

Трактовка самого понятия «доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. И.П. Николаева указывает, что доход - это «часть произведённого продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нём». По А.С. Булатову, доход - «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени».

Чепурин М.Н. относит к доходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведённом продукте и присвоенную им».

Показатель денежного дохода населения - служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения.

В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации .

В зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:

номинальный - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;

реальный - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода;

располагаемый доход - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

По форме единицы дохода выделяют:

денежный - некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве;

натуральный - оплата труда, деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты, поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

Зависимости от государственного вмешательства:

первичный , образованный под воздействием рыночного механизма;

вторичный , формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.

Доходы физических лиц подразделяются:

1. Доходы, полностью включаемые в совокупный годовой налог:

заработная плата и иные доходы по основному месту работы;

доходы от выполнения работ по совместительству;

доходы от приобретения товаров, работ, услуг по ценам ниже рыночных;

материальная выгода по заемным средствам;

дивиденды и иные доходы от капитала;

доходы в виде курсовой разницы от операций с валютой;

иные доходы, полностью включаемые в совокупный годовой доход.

2. Доходы, частично не включаемые в совокупный годовой доход:

доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера (кроме авторских вознаграждений);

материальная помощь;

стоимость подарков;

стоимость призов;

доходы от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков земельных паев (долей);

доходы от продажи другого имущества (кроме ценных бумаг);

доходы от продажи ценных бумаг;

доходы, полученные в погашение вексельных обязательств;

доходы в натуральной форме;

доходы учащихся дневной формы обучения;

доходы, частично или полностью не включаемые в совокупный годовой расход в соответствии с законодательством субъектов РФ.

3. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами:

доходы от предпринимательской деятельности;

доходы частных нотариусов;

доходы от сдачи в аренду имущества;

доходы от сдачи в аренду земли;

иные доходы, налогообложение которых производится налоговой инспекцией.

4. Авторские вознаграждения:

создание литературных произведений;

создание художественно-графических произведений;

создание скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;

создание аудиовизуальных произведений;

создание музыкально-сценических произведений;

создание других музыкальных произведений;

создание произведений науки;

открытия, изобретения, промышленные образцы;

исполнение произведений литературы, искусства;

иные авторские вознаграждения.

5. Доходы, облагаемые отдельно от совокупного годового дохода:

· сумма коэффициентов и надбавок за работу в районах Крайнего Севера;

· сумма материальной выгоды по вкладам;

· сумма материальной выгоды по страховым выплатам.

Оплата труда выступает в качестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.

Заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).

Реальная заработная плата - это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Таблица 1. Динамика реальных располагаемых денежных доходов за 2006- 2007 гг.

В % к

соответствующему
периоду предыдущего года

предыдущему
периоду

2006 г .

I квартал

109,8

78,4

II квартал

115,3

119,8

I полугодие

112,7

99,1

III квартал

114,3

102,0

IV квартал

113,5

118,5

Год

113,3

104,7

2007 г . 1)

I квартал

109,6

80,1

II квартал

108,7

118,8

I полугодие

109,1

99,5

III квартал

111,4

104,6

IV квартал

110,8

117,9

Год

110,4

105,4

1) Предварительные данные.

Рис. 1. Реальные располагаемые денежные доходы населения

Значительное влияние на получаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощи со стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты на содержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам и учащимся. Их особенность в отличие от заработной платы, состоит в характере получения, независимом от количества и качества труда.

В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). Позднее эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.

Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.

В распределении можно различать функциональное и персональное ра с пределение.

Функциональное распределение доходов - это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.

В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства-труда и капитала.

Для графического изображения персонального распределения национального дохода строится кривая Лоренца в следующей системе координат: по оси абсцисс отражается доля семей в общей численности семей страны, по оси ординат - доля принадлежащего им национального дохода.

Основным инструментом государственного перераспределения выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации.

Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс д е нежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.

Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

Неравномерность распределения доходов

Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.

Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.

Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» 11 Экономика под ред. Булатова А. С., с.611

Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода - номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей

Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества - создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.

Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Наиболее актуальная задача социальной статистики - изучение бедности. Бедность - «обратная сторона» богатства. Объективный факт - дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждого свои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этой задачи статистики. Требуется информация о численности населения страны и регионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и других особенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных и средних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания в бедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства, размеров социальной помощи и др.

У этой проблемы есть две грани:

Неравенство доходов;

Неравенство богатства.

Люди получают доходы в результате предоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своего труда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благ либо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Причинами такого положения вещей являются:

разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);

разная успешность использования факторов производства (работник в фирме, производящей товар повышенного спроса, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);

разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Существенное влияние на распределение доходов населения оказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходов устанавл ивается принцип вертикального и горизонтального равенства. То есть граждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью. Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое не охватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структура налогообложения - та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходов является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.

Большая степень прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери. Для смягчения неравенства в распределении доходов предусмотрены налоговые льготы.

Справедливо отмечено, что введение плоской ставки налога на доходы физических лиц еще более сократит поступления по нему, и территориальные бюджеты потеряют немало средств. «Единая ставка подоходного налога равнозначна полному отказу от его распределительной функции, что может усилить и без того недопустимую большую социальную дифференциацию населения» 11 Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год. (Анализ концепции).//Экономист. -2000. - № 11. -с.52 .

Используя свои доходы, люди могут тратить их часть на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например: семья, может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи , т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность.

Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработка этих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственной политики.

Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства - различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя - «методом построения кривой Лоренца» (рис. 2).

Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.

«Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» - на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Итак, кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия - как бы тетива, а лежащая ниже кривая (кривая Лоренца) - это слегка согнутый корпус. Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.

Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов - к абсолютному равенству или неравенству.

Таким образом, неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

становится чрезмерно большим;

увеличивается слишком высокими темпами.

Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни - с другой.

Сведения о распределении доходов в России в прошедшем и текущем годах

В Российской Федерации возникла необходимость формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов. Дореформенный период в России характеризовался жестким государственным контролем, а также административными мерами воздействия на уровень доходов граждан. В процессе перехода к рыночной экономической системе произошло резкое падение жизненного уровня и образование глубокого расслоения общества на богатых и бедных. Образовались два уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух России» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых (включая «олигархов»), а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе - «страна бедняков (включая «маргиналов»)», доходы которых не достигают прожиточного минимума. Различия в уровнях жизни «двух России», по экспертным оценкам, достигают 100 раз»

Существующие же правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.

По данным Росстата реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в сентябре 2007 г. по сравнению с соответствующим периодом 2006 г., по оценке, увеличились на 13,5 проц., в январе-сентябре 2007 г. - на 12,4 проц. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики.

Средняя начисленная заработная плата в сентябре 2007 г., по предварительным данным, составила 13801 рубль и по сравнению с сентябрем 2006 г. выросла на 24,7 проц.

Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 октября 2007 г. составила 4055 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2007 г. на 0,9 проц.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 октября 2007 г., составлял 1 проц. месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,2 проц.

Исходная задача национального масштаба в России - повышение в течение ближайших полутора-двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40-60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это - около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра.

Таблица 2

Январь-сентябрь 2007 г .

денежные доходы на д у шу населения, рублей

реальные ден ежные доходы населения

реальная начисленная заработная
плата

Российская Федерация

Южный
федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Республика Калмыкия

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Краснодарский край

Ставропольский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Для более подробного и наглядного анализа средней начисленной заработной платы РФ необходимо ознакомиться с картографическим данными (см. рис. 3).

Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.

В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.

Таблица 3. Состав денежных доходов населения

Милл и ардов рублей (1995 г. - трлн. руб.)

Денежные доходы - всего

доходы от предпринимательской
деятельности

оплата труда 1)

социальные выплаты

доходы от собственности

другие доходы

В пр о центах к итогу

Денежные доходы - всего

доходы от предпринимательской
деятельности

оплата труда 1)

социальные выплаты

доходы от собственности

другие доходы

Данные, приведенные в таблице 3 показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и невысокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. Достаточно также отметить, что важную роль в трудовой мотивации играют пропорции, в которых соотносятся доли оплаты труда и социальных трансфертов. Следствие роста доли оплаты труда состоит в расширении инициативности и предприимчивости. Обратная ситуация (высокий удельный вес социальных выплат) предопределяет развитие тенденции к снижению стимулов к трудовой деятельности и свидетельствует о государственном патернализме в сфере распределения и формирования доходов. В Российской Федерации, по данным таблицы 3, доля социальных трансфертов (12,0%) мала даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда (64,9%). Поэтому нет оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей в России.

В Российской Федерации имеет смысл создание условий, способствующих дальнейшему повышению доходов от предпринимательской деятельности, адекватных рыночной экономической системе. По причине несущественного удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы трансфертных платежей. Немаловажно государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов.

Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, государство возлагает на себя ответственность социально-справедливого распределения доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.

В целом, государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов. К автоматически встроенным стабилизаторам политики доходов логично отнести предусмотренные законом различного рода пособия низкодоходным категориям населения. В качестве дискреционных регулирующих стабилизаторов выступает увеличение пособий, назначение дополнительных социальных выплат и льгот.

В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими целями перераспределения доходов выступают:

долговременная стратегия - приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества»

краткосрочные - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

Заключение

Изменения в экономической жизни страны привели к модификации потребительского поведения населения. Возросшие цены вынудили население резко переориентировать свои денежные средства на покупку жизненно необходимых товаров и услуг, прежде всего, на приобретение продовольствия; изменились привычные соотношения между ценами на отдельные товары, а также между ценами и доходами. Это, в свою очередь, потребовало организации специализированных статистических наблюдений.

Влияние «теневой» экономики на формирование доходов населения в России чрезвычайно велико. Поэтому должны быть разработаны и реализованы методы количественных измерений этого феномена и его влияния на макроэкономические показатели

Распределение доходов населения имеет большое значение в первую очередь для анализа уровня жизни, разработки адекватной социальной и налоговой политики. Однако его значение не ограничивается этим, так как оно предоставляет информацию для изучения влияния доходов населения на другие макроэкономические процессы, например, для изучения факторов, определяющих норму сбережения и влияющих на инвестиционную деятельность в экономике. Таким образом, данные о доходах необходимы для органов государственного управления, принимающих решения по широкому кругу вопросов экономической политики, а также для научных работников, занимающихся.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

Список использованн ой литературы

1. Принципы, проблемы и политика. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: Республика, 1995.

2. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. И.П. Николаевой. - М.:ЮНИТИ, 2000.

3. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Николаевой И.П., с. 492

4. Экономика: учебник для вузов / под ред. Булатова А.С., с. 606

5. Курс экономической теории: Учебное пособие для вузов / под ред. Чепурина М.Н., с. 442

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ - www. minfin.ru

7. Роик В. Пенсионная реформа. // Российский экономический журнал - 2000. - №9

8. http://www.finmarket.ru/z/nws/news

9. Российский экономический журнал - 2000. - №7 (с. 17 - 18)

10. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2001 год. (Анализ концепции). // Экономист. -2000. - №11. - с. 52

11. Официальный сайт Госкомстата РФ, www.gks.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие дохода населения, его структура и основные показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Проблемы неравенства доходов, методы его измерения, причины и влияющие факторы. Анализ степени распределенности доходов в экономике Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2010

    Распределение доходов в рыночной экономике. Доход населения: понятие, структура и показатели. Принципы распределения доходов в обществе. Проблемы неравенства доходов в обществе. Распределение доходов и проблема справедливости в экономике России.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2008

    Сущность доходов, как важного показателя в рыночной экономике, источники их формирования и формы. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Проблема справедливого распределения доходов в России и пути её решения.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2009

    Исследование понятия, видов и классификации доходов и расходов населения. Анализ структуры доходов и расходов населения в Республике Казахстан. Прожиточный минимум и покупательная способность доходов. Неравномерность распределения доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2012

    Теоретические основы формирования доходов населения, его основные формы и источники. Значение политики перераспределения доходов для социальной политики государства. Социальные ориентиры и направления развития политики доходов в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2013

    Понятие дохода населения и его структуры. Принципы распределения доходов в обществе. Проблемы измерения неравенства доходов. Основные направления и методы государственного воздействия на бедность и неравенство в современных цивилизованных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2013

    Понятие и принципы функционирования рыночной системы, закономерности ее формирования, внутренняя структура и взаимодействие участников. Основные виды доходов и их распределение, причины неравенства и бедности. Распределение доходов в рыночной экономике.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2015

    Сущность доходов, источники их формирования и формы. Основные направления государственной политики доходов. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Проблема справедливого распределения доходов в России.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Общая характеристика рыночных доходов и их основные виды. Современная экономическая теория. Принцип формирования и функционального распределения дохода. Роль государства в перераспределении доходов. Номинальная и реальная заработная плата и их формы.

    реферат , добавлен 25.04.2009

    Понятие дохода населения, его структура и показатели. Проблема неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Государственная политика распределения доходов, её особенности и проблемы совершенствования в Республике Беларусь.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ОБЩЕСТВЕ

1.1 Понятие доход, функциональное и вертикальное распределение доходов

Самый важный показатель в рыночной экономике, позволяющий оценить возможности человека или семьи, ­–­­­ это доход. Сведения о доходах населения страны являются объектом пристального внимания правительства, политических движений и научной общественности. Доход определяет степень удовлетворения многочисленных потребностей человека. Уровень и качество жизни также в значительной степени зависят от доходов населения.

Важно понимать, что представляют собой доходы и какая у них структура, какие источники служат основой их формирования. Понятие «доходы» является сложной экономической категорией. Эта сложность объясняется тем, что она чрезвычайно сложно структурирована. Трактовка самого понятия «доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. Поэтому следует остановиться на одном понятии:

Доход – сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации.

1. В зависимости от уровня формирования:

Доходы микроэкономического уровня: заработная плата, рента, прибыль, процент, амортизация, валовой и чистый доход предприятия и т. п.;

Доходы макроэкономического уровня: валовой национальный доход; чистый национальный доход; совокупный личный доход; доход конечного использования; и т. п.

2. В зависимости от субъектов присвоения:

Доходы индивида;

Доходы домохозяйства (семьи);

Доходы предприятия (фирмы);

Доходы отрасли;

Доходы территориального сообщества;

Доходы государства;

Доходы общества (чистый национальный доход).



Произведенный в экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторов производства:

3) капитала

4) предпринимательской способности.

Такое распределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы. Каждому фактору производства соответствует определенный вид дохода: (подробнее можно рассмотреть в таблице 1)

Таблица 1 – Факторы производства и соответствующие доходы

За каждым производственным фактором стоит определенный субъект (или их группа):

Ø Труд – принадлежит работникам.

Ø Земля – землевладельцам.

Ø Предпринимательские способности – организаторам производства.

Ø Капитал – собственникам.

В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

Однако общество состоит не только из собственников факторов производства. Существуют категории населения, которые по объективным причинам не имеют возможности участвовать в общественном производстве в качестве собственника определенного фактора, например:

Ø пенсионеры;

Ø молодежь в дотрудоспособном возрасте;

Ø инвалиды;

Ø безработные;

Для того чтобы названные категории населения обеспечивались определенными доходами, собственники факторов производства передают государству часть своих доходов. Таким образом, государство осуществляет перераспределение доходов, которое получило название "вертикального распределения доходов".

Вертикальное (или индивидуальное) распределение доходов – показывает, как распределяются конечные (располагаемые) доходы между различными индивидами и семьями (домохозяйствами) безотносительно к источнику и способу получения этих доходов.

Поэтому фактическое распределение доходов по-иному характеризует совокупный доход. Он уже не зависит от источников поступления доходов, объединяя прибыль предпринимателя и пособие по безработице.

Между "функциональной" и "вертикальной" характеристикой совокупного дохода имеется существенное отличие. Функциональное распределение сводит совокупный доход к доходам только собственников факторов производства. Вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже те группы, которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворилось только функциональным распределением.

Если анализировать источники доходов вертикального распределения, то могут существовать следующие поступления:

· из выплат по программам государственной помощи (трансфертные платежи;

· пенсионное обеспечение;

· выплаты стипендий;

· выплаты различных пособий - по уходу за детьми, за медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей: пособия по безработице);

· финансовой системы (выплаты по государственному страхованию;

· банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение;

· выплаты процентов в сберегательных банках;

· доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

· выигрыши по лотереям; выплаты компенсаций);

· неформальной (теневой) экономики.

Принципы распределения доходов в рыночной экономике и обществе

1) В зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:

Номинальный доход – это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения; Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся:

v доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;

v поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов;

v пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;

v страховые возмещения, кредиты и ссуды;

v доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;

v доходы населения от продажи иностранной валюты;

v сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.

В отличие от номинальных расходов располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части).

Реальный – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода; Реальный доход – денежный доход граждан, исчисленный с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Обычно определяется количеством благ, которое может быть приобретено на полученные доходы.

(Нагляднее на рисунке 1).

Рисунок 1– Виды доходов в зависимости от уровня цен

Для измерения объема, уровня и структуры доходов населения используются и такие показатели, как личные располагаемые доходы (ЛДР), среднедушевые денежные доходы населения, покупательная способность денежных доходов.

Личные располагаемые доходы – это общая сумма денежных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.

Среднедушевые денежные доходы – исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.

При исследовании уровня жизни важна оценка и потенциальных возможностей населения пользоваться ресурсами для приобретения и потребления, соответствующих благ и ресурсов. Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп).

2) в зависимости от государственного вмешательства:

Ø первичный, образованный под воздействием рыночного механизма;

Ø вторичный, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, это стимулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными.

Доходами населения являются:

1) Доходы домашних хозяйств – все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и прочее. Располагаемые доходы домашних хозяйств – сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обязательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов.

2) Трансфертные платежи (трансферты) – передвижение средств от одного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установленные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родственников и др.).

3) Заработная плата – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд. Регулируется трудовым договором.

В зависимости от того, кем является работодатель или в зависимости от характера оказываемых услуг может называться по-разному: жалованье (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководящих кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.

Может начисляться либо пропорционально производительности труда (сдельная), либо пропорционально отработанному времени (повременная). К собственно заработной плате приравнены некоторые добавки и заменяющие ее элементы: регулярные премии, поощрительные выплаты, пособия по болезни, выходные пособия в случае увольнения и др. Применяются различные формы (премиальная, аккордная, коллективная, индивидуальная).

В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения доходов в обществе:

ü Уравнительное распределение – оно имеет место тогда, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

ü Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

ü Распределение по накопленному имуществу – он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

ü Привилегированное распределение – особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность». В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются.

1) В зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:

Номинальный доход – это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения; Номинальные денежные доходы рассчитываются в ценах текущего периода. Они не определяют количества материальных благ и услуг, доступных населению при сложившемся уровне доходов. К ним относятся:

v доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;

v поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов;

v пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты;

v страховые возмещения, кредиты и ссуды;

v доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;

v доходы населения от продажи иностранной валюты;

v сальдо (деньги, полученные по переводам) и пр.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей .

В отличие от номинальных расходов располагаемые доходы домашних хозяйств являются суммой текущих доходов, используемых домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг. Это показатель объема экономических ресурсов, поступающих в распоряжение населения для удовлетворения потребностей граждан (максимальная сумма, которая может быть израсходована населением на потребление при условии, что за данный период население не привлекает накопленные финансовые и нефинансовые активы, не увеличивает обязательств по финансовой части).

Реальный – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода; Реальный доход – денежный доход граждан, исчисленный с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов. Обычно определяется количеством благ, которое может быть приобретено на полученные доходы.

(Нагляднее на рисунке 1).

Рисунок 1– Виды доходов в зависимости от уровня цен

Для измерения объема, уровня и структуры доходов населения используются и такие показатели, как личные располагаемые доходы (ЛДР), среднедушевые денежные доходы населения, покупательная способность денежных доходов.

Личные располагаемые доходы – это общая сумма денежных доходов, которую их владельцы направляют на потребление и сбережение.

Среднедушевые денежные доходы – исчисляются как отношение общей суммы денежных доходов населения за год (или текущий период) к среднегодовой численности наличного населения.

При исследовании уровня жизни важна оценка и потенциальных возможностей населения пользоваться ресурсами для приобретения и потребления, соответствующих благ и ресурсов. Для этого используется показатель покупательной способности (рассчитывается как для всего населения, так и для отдельных групп).

2) в зависимости от государственного вмешательства:

Ø первичный, образованный под воздействием рыночного механизма;

Ø вторичный, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, это стимулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными, взвешенными и строго адресными.

Доходами населения являются:

1) Доходы домашних хозяйств – все виды денежных и натуральных доходов, полученных в виде вознаграждения за работу по найму, от личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления из финансово-кредитной системы и прочее. Располагаемые доходы домашних хозяйств – сумма текущих доходов, которая может быть использована домашними хозяйствами для финансирования конечного потребления товаров и услуг или сбережений. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется как первичные доходы, за вычетом налогов и обязательных платежей, плюс сальдо текущих трансфертов .

2) Трансфертные платежи (трансферты) – передвижение средств от одного собственника к другому без получения в обмен товаров и услуг. Применительно к рассматриваемой проблеме трансферты представляют собой обязательные выплаты населению: пенсии, пособия, компенсации, другие социальные платежи, установленные законодательством. Все перечисленное представляет собой трансфертные выплаты из государственного бюджета. Однако имеют место и частные трансфертные платежи (ежемесячные субсидии, получаемые студентами из дома, дары богатых родственников и др.).

3) Заработная плата – денежное вознаграждение, выплачиваемое работодателем за выполненный работником труд. Регулируется трудовым договором .

В зависимости от того, кем является работодатель или в зависимости от характера оказываемых услуг может называться по-разному: жалованье (гражданских чиновников), денежное содержание (военнослужащих), должностной оклад (руководящих кадров), заработок (домашней прислуги) и т.д.

Может начисляться либо пропорционально производительности труда (сдельная), либо пропорционально отработанному времени (повременная). К собственно заработной плате приравнены некоторые добавки и заменяющие ее элементы: регулярные премии, поощрительные выплаты, пособия по болезни, выходные пособия в случае увольнения и др. Применяются различные формы (премиальная, аккордная, коллективная, индивидуальная).

В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения доходов в обществе:

ü Уравнительное распределение – оно имеет место тогда, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как «казарменный коммунизм». В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа – эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда «один сажает виноградник, а другой ест его плоды».

ü Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства, получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы, действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

ü Распределение по накопленному имуществу – он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

ü Привилегированное распределение – особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: «не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность». В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются.

Кривая Лоренца

Люди различаются по своему положению в обществе – значит, доходы их различны. Чтобы отследить характер распределения доходов в обществе, используют различные методы:

§ определение различными статистическими приемами среднего уровня дохода (среднеарифметический, медианный, модальный доход);

§ группировка населения по уровню дохода и сопоставление средних уровней крайних групп между собой;

§ построение кривой Лоренца.

Кривая Лоренца (lorenz curve) – график, демонстрирующий степень неравенства в распределении дохода в обществе, отрасли, а также степени неравенства в распределении богатства. Если обратиться к кривой Лоренца показывающей степень неравенства в распределении дохода в обществе, то график или кривая Лоренца будет отражать долю дохода, приходящуюся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода, который они получают.

Неравенство доходов в конце XIX–начале XX века стало объектом изучения многих экономистов США и Западной Европы. Центральной проблемой изучения является оценка справедливости и эффективности сложившегося в рыночной экономике распределения доходов и богатства. В 1905 году американский статистик Макс Лоренц разработал метод оценки распределения доходов, получивший название кривой Лоренца .

Рисунок 2 – Кривая Лоренца

На оси абсцисс откладывается доля населения, а на оси ординат – доля доходов в обществе в процентном отношении. Как видно из графика, в обществе всегда имеет место быть неравенство в распределении доходов, что отражает кривая OABCDE – кривая Лоренца.

Например, первые 20% населения могут получать 5% доходов, 40% населения – 15% доходов, 60% населения – 35% доходов, 80% населения – 60% доходов, ну и естественно 100% населения – 100% доходов.

Если бы в обществе было бы равное распределение дохода, то кривая Лоренца приняла бы вид прямой (биссектриса на графике), называемая линией абсолютного равенства, и, наконец, если бы в обществе весь доход получали только 1% населения, то на графике это выразилось бы вертикальной прямой линией, называемой линией абсолютного неравенства. Абсолютное неравенство – тот гипотетический случай, когда все население, за исключением одного человека (одной семьи), не имеет доходов, а этот один (одна семья) получает весь доход.

Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству .

Как известно, любой статистический показатель имеет свои изъяны. Так же как и по показателю ВВП нельзя судить об уровне благосостояния экономики, и кривая Лоренца (и другие показатели степени неравенства) не могут дать в полной мере объективную картину степени неравенства доходов в экономике.

Это происходит по нескольким причинам:

Ø Во-первых, уровень дохода индивидов не является постоянным и может резко изменяться с течением времени. Доходы молодых людей, которые только что окончили университет, как правило, являются минимальными, и затем начинают расти по мере того, как человек набирается опыта и наращивает человеческий капитал. Доходы людей, как правило, достигают пика между 40 и 50 годами, и затем резко снижаются, когда человек уходит на пенсию. Это явление называется в экономике жизненным циклом.

Но человек имеет возможность компенсировать различие в доходах на разных этапах жизненного цикла с помощью финансового рынка – беря кредиты или делая сбережения. Так, молодые люди, находящиеся в самом начале жизненного цикла, охотно берут кредиты на образование или ипотечные кредиты. Люди, которые находятся ближе к окончанию экономического жизненного цикла, активно делают сбережения.

Кривая Лоренца не учитывают жизненный цикл, поэтому этот показатель степени неравенства доходов в обществе не является точной оценкой степени неравенства доходов.

Ø Во-вторых, на доходы индивидов влияет экономическая мобильность. Когда индивид из низов может благодаря сочетанию усердия, таланта и удачи, стать очень успешным человеком, и история знает множество подобных примеров. Но также известны случаи потери крупных состояний или даже полных банкротств вполне состоятельных предпринимателей. Как правило, в таких экономиках, например как экономика США, отдельное домохозяйство за свою жизнь успевает побывать в нескольких категориях распределения доходов. И связано это с высокой экономической мобильностью. Так, например, какое-то домохозяйство может в одном году входит в группу с самым низким уровнем дохода, а следующем году уже в группу со средним уровнем доходов. Кривая Лоренца также не учитывает данный эффект.

Ø В-третьих, индивиды могут получать трансферты в натуральной форме, которые не отражаются в кривой Лоренца, хотя при этом влияют на распределение доходов индивидов. Трансферты в натуральной форме могут быть реализованы в виде помощи беднейшим слоям населения продуктами питания, одеждой, но обычно они предоставляются в виде многочисленных льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные путевки в санатории и так далее). С учетом подобных трансфертов экономическое положение беднейших слоев населения улучшается, но кривая Лоренца этого не учитывают. Не так давно в России многие льготы были монетизированы, и объективные доходы беднейших слоев населения стало считать легче. Следовательно, кривая Лоренца стала лучше отражать реальное распределение доходов в обществе.

Данная кривая используется для оценки степени неравенства доходов, и входят в область позитивного экономического анализа. Следует отметить, что позитивный анализ отличается от нормативного анализа тем, что позитивный анализ анализирует экономику объективно, как есть, а нормативный анализ является попыткой улучшить мир, сделать «как должно быть». Если оценка степени неравенства является позитивным экономическим анализом, то попытки снизить неравенство в распределении доходов принадлежат к области нормативного экономического анализа.

Нормативный экономический анализ известен тем, что разные экономисты могут предложить разное, часто диаметральное противоположные рекомендации по решению одной и той же проблемы. Это не означает, что кто-то является более компетентным, а кто менее компетентным. Это только означает, что экономисты отталкиваются от различных философских взглядов на понятие справедливости, а единства в этом вопросе нет.