Выполнение проектно изыскательных работ по объекту. Изыскательские работы – это что? Типы, характер, задачи изыскательских работ

Отраслевой дорожный методический документ

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель руководителя

Федерального дорожного агентства

С.Е. Полещук

Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное дорожное агентство

Москва 2006

О сроках выполнения проектно-изыскательских работ

Анализ представляемой в Росавтодор проектной документации по объектам строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования свидетельствует о недостаточной проработке ее в части соблюдения требований действующих нормативных документов. Не уделяется должное внимание детальной проработке проектных решений и технико-экономическому сравнению вариантов с учетом капитальных затрат и последующих затрат на эксплуатацию, внедрению новых технологий, материалов и конструкций. Не соблюдаются сроки проведения экспертиз проектов (в том числе государственной экспертизы).

Для повышения качества проектно-сметной документации и в соответствии с протоколом совещания в Росавтодоре от 05.08.2005 № СП-63 «Об основных направлениях по улучшению проектно-сметного дела в дорожном хозяйстве» Федеральное дорожное агентство рекомендует при выдаче технических заданий на разработку предпроектной и проектной документации на строительство (реконструкцию) федеральных автомобильных дорог для определения продолжительности проектных работ руководствоваться «Методическими рекомендациями по определению продолжительности выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования», разработанными ассоциацией «Дормост» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Петербург-Дорсервис».

РАЗРАБОТАНЫ ассоциацией «Дормост» (Санкт-Петербург)

и ЗАО «Петербург-Дорсервис» при участии:

ФГУП «Союздорпроект», ЗАО «Институт «Стройпроект»,

ОАО «Иркутскгипродорнии», ассоциаций «РОДОС» и «РАДОР».

Руководитель темы - И.А. Пичугов

Отв. исполнитель - к.т.н. А.К. Попович

ВНЕСЕНЫ управлением строительства и проектирования автомобильных дорог

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Заместителя руководителя Федерального дорожного агентства С.Е. Полещука, письмо № 01-28/2718 от 26.04.2006

1. Общие положения.

1.1. Методические рекомендации предназначены для использования в организациях, обеспечивающих процессы, планирования и выполнения комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильных дорог общего пользования, а также их развязок, средних и больших мостов, выполняемых по самостоятельному титулу. На другие искусственные сооружения, а также на процессы ремонта дорог и их сооружений действие «Рекомендаций» не распространяется.

1.2. Целью разработки и внедрения данных «Рекомендаций» является содействие повышению качества планирования и исполнения дорожной проектно-сметной документации.

1.3. «Рекомендации» могут быть использованы в качестве временной нормативной базы для регламентации взаимодействия организаций, привлекаемых к проведению тендерных мероприятий, а также к разработке, согласованиям и экспертизе ПСД. Это позволит Заказчикам более эффективно использовать выделяемые финансовые средства, а проектным организациям - избирать оптимальные направления в обеспечении уровня своей рентабельности.

1.4. В «Рекомендациях» представлен перечень основных видов ПИР, приведены минимально необходимые сроки для качественной реализации каждого из них. Выделены те виды ПИР, которые нецелесообразно совмещать по времени исполнения. Предложены выражения, указывающие порядок определения минимально необходимого для проектных организаций срока разработки ПСД. Указаны формы учета таких факторов, как категории проектируемых автомобильных дорог, длины трасс, разнообразие природных, грунтовых, рельефных и ситуационных условий строительства. Приведено установившееся на практике соотношение между затратами времени на разработку ПСД для стадий обоснования инвестиций, проекта и рабочей документации.

1.5. Учитывая, что каждый проект автомобильной дороги и ее искусственных сооружений является сугубо индивидуальным и весьма трудоемким, устанавливаемую по «Рекомендациям» продолжительность выполнения комплекса ПИР следует принимать в качестве ориентировочного значения, определяющего лишь его нижний временной предел.

2. Установление продолжительности выполнения видов и комплекса проектно-изыскательских работ для строительства автомобильной дороги общего пользования

2.1. Продолжительность разработки проектов строительства автомобильных дорог общего пользования устанавливается на стадии подготовки тендерной документации, отражается в календарных планах, составляемых в проектных организациях, и утверждается организацией Заказчика.

2.2. При установлении и утверждении сроков разработки проектно-сметной документации следует, помимо категорий дорог и уровня сложности условий их строительства, учитывать также минимально необходимые для проектных организаций сроки реализации каждого из видов ПИР.

Такие сроки для стадии «проект» приведены в табл. 1. Они же могут быть использованы и для других стадий и иных условий проектирования, путем применения ряда соответствующих переходных коэффициентов.

Таблица 1. Минимальные сроки выполнения видов ПИР для автомобильной дороги II категории с длиной трассы 10 км, возводимой в простых климатических, грунтовых, рельефных и ситуационных условиях

№№

п.п.

Ед. изм.

Минимальный срок выполнения вида ПИР, в месяцах, на стадии «проект»

Сбор исходных данных для проектирования автомобильной дороги

10 км.

2,0*

10 км.

10 км.

2,5*

Проведение транспортно-экономических изысканий

10 км.

Проведение инженерно-гидрометеорологических исканий и изысканий для разработки ПОС и ПНР

10 км

10 км.

Утверждение материалов комплексных изысканий Заказчиком

10 км.

0,5*

Проектирование плана трассы, плана дороги, продольного профиля, земляного полотна, дорожных одежд, водопропускных труб, малого моста

10 км

4,0*

Проектирование средних или больших мостов в составе титула дороги (в среднем 1 мост на 10 км трассы)

10 км

Проектирование путепроводов и съездов транспортных развязок (в составе титула дороги, в среднем 1 развязка на 10 км трассы)

1 шт

Проектирование зданий и сооружений (ДЭУ, ДРП и т.п.), 1 комплекс на 10 км

1 компл.

Проектирование мероприятий по организации и безопасности движения

10 км

Проектирование природоохранных мероприятий

10 км

Составление СФР и смет

10 км

2,0*

Проведение общественных слушаний

1пр-т

Проведение согласований проектных решений

1пр-т

2,0*

Проведение санитарно-экологических согласований

1пр-т

Проведение государственной экологической экспертизы

1пр-т

Проведение государственной экспертизы проекта

1пр-т

3,0*

Итого = 42,5 мес.

Итого(*) = 16,0 мес.

Примечания к табл . 1 Показатели, приведенные в строках 1-15 таблицы 1, являются нижним пределом по возможностям проектных организаций для качественной реализации вида ПИР. Показатели, приведенные в строках 16-19 таблицы 1, являются верхним пределом для согласовывающих и экспертных организаций. Показатели, отмеченные индексом (* ), относятся к видам работ, которые не подлежат совмещению по времени исполнения и в сумме определяют общий, минимально необходимый для проектных организаций, срок исполнения всего комплекса ПИР.

2.3. комплекса проектно-изыскательских работ следует устанавливать путем суммирования данных по продолжительности проведения тех видов ПИР, которые не представляется возможным совмещать по времени исполнения. Их сумма определяет ожидаемую общую продолжительность разработки проекта при предельно интенсивном темпе проведения ПИР.

2.4. Для стадии « проект » ожидаемую продолжительность выполнения комплекса ПИР (Тп, в месяцах) рекомендуется определять по выражению (1) с использованием как данных таблицы 1, так и коэффициентов, учитывающих категории и длины проектируемых дорог, климатические, грунтовые, рельефные и ситуационные условия трасс:

Тп = К 1 К 2 К 3 (t 1 + t max 2-6 + t 7 + t max 8-13 + t 14(15) + t 16(17) )+ t 18(19) (1)

где: t 1,2 … 19 - продолжительность выполнения 1-го, 2-го,... 19-го вида ПИР в соответствии с таблицей 1, мес.

t max 2-6 , t max 8-13 - продолжительность выполнения (мес.) наиболее трудоемкого вида ПИР из одновременно исполняемых видов с номерами 2,3... 13 и т.д.

K 1 - коэффициент, учитывающий категорию проектируемой дороги и равный 1,2; 1,0; 0,85 и 0,70 соответственно для дорог I , II , III , IV категорий;

К 2 - коэффициент, учитывающий длину трассы и принимаемый в соответствии с данными табл.2.

Таблица 2.

Длина трассы, км

Значения коэффициента К 2

10,0

20,0

1,50

30,0

1,65

1,80

Примечания к табл.2 :

1. При длине трассы свыше 40 км с целью ограничения сроков разработки проекта к осуществлению ПИР следует привлекать 2 и более организации.

2.Промежуточные значения получают методом интерполяции.

К 3 - коэффициент, учитывающий сложность климатических, грунтовых, рельефных и ситуационных условий местности (табл.3).

Таблица 3.

№№

п.п.

Значения коэффициента К 3

Слабые.вечномерзлые, просадочные, набухающие грунты

1,15

1,15

1,15

1,15; 1,20; 1,30

Местность: холмистая предгорная, горная |

1,0 1,5; 2,0

Местность не застроенная, застроенная до 25% и до 50% длины трассы

1,0 1,5; 2,0

Примечания к табл.3

1. П p и наличии двух и более усложняющих факторов коэффициент К 3 получают перемножением частных коэффициентов каждого фактора. Значения К 3 соответствуютнормативному документу Госстроя РФ«Общие указанияпо применению справочников базовых цен на проектные работы для строительства», М.,2002.

2.5. Продолжительность выполнения комплекса ПИР для стадий «обоснование инвестиций» и «рабочая документация» для автомобильных дорог общего пользования, как правило, не может превышать соответствующего показателя Тп для стадии «проект» и определяется как его нормируемая часть:

٭٭٭٭٭٭٭

Пример 1 . Необходимо определить сроки разработки ПСД для автомобильной дороги II -й категории длиною 10 км, проектируемой в равнинной застроенной местности (до 25% длины трассы), в районе с сейсмичностью до 5 баллов и простыми условиями.

A) продолжительность разработки ПСД для стадии «проект», по выражению (1):

Тпр=1,0×1,0×1,0 (2+2,5+0,5+4+2+2)+3 = 16 мес.

Б) продолжительность разработки ПСД на стадии обоснования инвестиций: по выражению (2): Той = 0,25×16+2 = 6 мес.

B) продолжительность разработки рабочей документации:

по выражению (3): Трд = 0,7×16 =11,2 мес.

Пример 2 . Необходимо определить сроки разработки ПСД для автомобильной дороги III -й категории длиною 15 км, проектируемой в горной незастроенной местности в районе с сейсмичностью 7 баллов и наличием оползневых явлений.

A) продолжительность разработки ПСД для стадии «проект», по выражению (1):

Тпр = (0,85×1,25×1,15×1,15×1,0×13)+3 = 22,3 мес.

Б) продолжительность разработки ПСД на стадии обоснования инвестиций: по выражению (2):

Тои = 0,25×22,3+2 = 7,6 мес.

B) продолжительность разработки рабочей документации: по выражению (3):

Трд = 0,7×22,3 = 15,6 мес.

3. Установление продолжительности выполнения видов и комплекса проектно-изыскательских работ для строительства титульных сооружений (развязок, средних и больших мостов)

3.1. При установлении и утверждении продолжительности разработки ПСД следует учитывать минимально необходимые для проектных организаций сроки реализации каждого из видов ПИР по указанным сооружениям.

Такие сроки для стадии «проект» приведены в табл. 4. Они же могут быть использованы и для других стадий и иных условий проектирования, путем применения ряда соответствующих переходных коэффициентов.

Таблица 4. Минимальные сроки выполнения видов ПИР для титульных транспортных сооружений (развязок, средних и больших мостов), возводимых в простых климатических, грунтовых, рельефных и ситуационных условиях.

№№

п.п.

Виды проектно-изыскательских работ

Ед. изм.

Минимальный срок выполнения видов ПИР, в месяцах, по стадии «проект»

Получение технических условий и сбор исходных данных

1 сооруж.

Проведение инженерно-геодезических изысканий

1 сооруж.

Проведение инженерно-геологических изысканий

1 сооруж.

Проведение транспортно-экономических и гидрологических изысканий

1 сооруж.

Проведение экологических изысканий

1 сооруж.

Проектирование плана и продольного профиля дороги, земляного полотна и дорожных одежд на подходах к сооружению

1 сооруж.

Проектирование опор

1 сооруж.

Проектирование пролетных строений

1 сооруж.

Разработка ПОСи конструкций СВСУ

1 сооруж.

Проектирование инженерных коммуникаций

1 сооруж.

Проектирование ОВОС

1 сооруж.

Составление СФР и смет

1 сооруж.

Проведение согласований проектных решений и природоохранных мероприятий

1 сооруж.

Проведение экспертизы природоохранных мероприятий

1 сооруж.

Проведение экспертизы проекта

1 сооруж.

Итого =

35 мес.

Итого (*) =

15 мес.

Примечания к табл.4 . Показатели, приведенные в строках 1-12 таблицы 4, являются нижним пределом по возможностям проектных организаций для качественной реализации вида ПИР. Показатели, приведенные в строках 13-15 таблицы 1, являются верхним пределом для согласовывающих и экспертных организаций. Показатели, отмеченные индексом (* ), относятся к видам работ, которые не подлежат совмещению по времени исполнения.

3.2. Продолжительность выполнения комплекса проектно-изыскательских работ по титульным транспортным сооружениям следует устанавливать путем суммирования данных по продолжительности проведения тех видов ПИР, которые не представляется возможным совмещать по времени исполнения. Их сумма и определяет ожидаемую продолжительность выполнения комплекса ПИР.

3.3. Для стадии «проект» ожидаемую продолжительность выполнения комплекса ПИР (Тп , в месяцах) для титульных сооружений рекомендуется определять по выражению (4) с использованием как данных таблицы 4, так и коэффициентов, учитывающих категории проектируемых дорог на подходах к транспортным титульным сооружениям, климатические, грунтовые, рельефные и ситуационные условия строительства:

Тп = K 4 K 5 (t 1 + t max 2-5 + t max 6-11 + t l 2 + t max 13-14 )+ t 15 мес.,(4)

где: K 4 - коэффициент, учитывающий категорию проектируемой дороги на подходах к искусственному сооружению и равный 1,2; 1,0; 0,85 и соответственно для дорог I , II , III категории;

K 5 - коэффициент, учитывающий сложность грунтовых, рельефных и ситуационных условий местности и принимаемый по таблице 5.

T 1,2,…15 - продолжительность выполнения 1,2,... 15 го вида ПИР в соответствии с таблицей 4, мес;

t max 2-5, 6-11, 13-14 - продолжительность выполнения наиболее трудоемкого из указанных и одновременно осуществляемых видов ПИР (табл.4), мес.

Таблица 5

№№

п.п.

Факторы, определяющие сложность проведения ПИР

Значения коэффициента К 5

Слабые, вечномерзлые, просадочные, набухающие грунты

1,15

Карстовые или оползневые явления

1,15

Наличие горных выработок или подтапливаемых зон

1,15

Сейсмичность 7; 8; 9 баллов, соответственно:

1,15; 1,20; 1,30

Местность: холмистая, предгорная, горная

1,0 1,5; 2,0

Местность не застроенная (застроенная до 25% и до 50% длины трассы)

1,0 (1,5; 2,0)

3.4. Продолжительность выполнения комплекса ПИР для стадий «обоснование инвестиций» и «рабочая документация» для титульных транспортных сооружений определяется по выражениям (5) и (6):

Тои =0,25 Тп

(5)

Трд=1,20 Тп

(6)

3.5. Учитывая, что каждый проект транспортных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования в силу многообразия подлежащих учету факторов является сугубо индивидуальным и весьма трудоемким, устанавливаемую по данным «Рекомендациям» продолжительность выполнения комплекса ПИР следует принимать в качестве ориентировочного значения, определяющего лишь его нижний временной предел.

Инженерные изыскания имеют целью получение сведений о природных условиях строительства, которые должны служить важной частью исходных данных для составления проекта. Инженерные изыскания выполняются обычно специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии. В ряде случаев исполнителями могут быть отдельные структурные подразделения проектных организаций (изыскательские отделы), которые также должны иметь лицензии. Это особенно характерно для проектных организаций гидромелиоративного или гидротехнического профиля, которые чаще всего пользуются услугами собственных изыскательских отделов.

В зависимости от размеров и сложности проектируемых объектов, сложности инженерно-геологических условий изыскания выполняются одной или несколькими изыскательскими организациями. В последнем случае одна из организаций выполняет функцию генерального исполнителя, а остальные работают на правах субподряда (т.е. на основе договоров с генеральным исполнителем). В подавляющем большинстве случаев весь объем работ для конкретного строительства производится одной организацией. В период экономических реформ большинство существующих изыскательских организаций РФ стали акционерными обществами (ЗАО, ОАО), реже унитарными предприятиями (ГУП, МУП), некоторые разделились на более мелкие предприятия (преимущественно ООО). Многие из них не изменили своих названий, сохраняя аббревиатуру ТИСИЗ (трест инженерно-строительных изысканий).

Задачи изысканий, требования к результатам, исходные данные устанавливаются в техническом задании, которые выдает проектная организация (реже сам заказчик) изыскателям. Согласно СНиП 11.02-96 "Инженерные изыска ния для строительства" выделяют пять основных видов изысканий.

Кроме пяти видов изысканий, к инженерным изысканиям СНиП относит около десятка видов работ вспомогательного характера (геотехнический контроль, обследование грунтов оснований фундаментов существующих зданий и сооружений, оценка опасности и риска от природных и техногенных процессов, обоснование мероприятий по инженерной защите территорий, авторский контроль за использованием изыскательской продукции и другие подобные им виды работ). Тем не менее, такие работы нормами СНиП 11.02-96 подробно не регламентируются и выполняются в соответствии со специальными нормативами по этим вопросам и рекомендациями научных учреждений.

Кроме инженерных изысканий, при решении задач природообустройства могут проводиться целый ряд других изысканий "нестроительного" направления, связанных с изучением природных условий - агротехнических, почвенных, геоботанических, лесотехнических. Часто используются результаты изысканий, относящихся к изучению неприродных факторов - экономических, хозяйственных и даже археологических. Результаты таких изысканий используются в основном для решения задач, непосредственно не связанных со строительством, поэтому регламентируются не СНиПом, а нормами соответствующих отраслей хозяйства (земледелия, лесоводства и т.д.). Тем не менее, подобные результаты могут иногда существенно влиять на решение многих задач строительного проектирования. Например, рассматриваемая территория может оказаться ареалом ценных растений или других природных объектов, на ней могут быть обнаружены древние захоронения, представляющие историческую ценность и т.д.

Строительство на таких территориях водохранилищ, дамб, оросительных или осушительных систем, карьеров, жилых поселков и т.д. может оказаться недопустимым. Инженер по природообустройству должен быть достаточно компетентным в таких вопросах, чтобы эффективно сотрудничать со специалистами упомянутых сфер деятельности в выполнении главного условия природообустройства - недопущения разрушения окружающей среды и обеспечения нормальных условий материальной и духовной жизни будущим поколениям.

Результаты экономических и хозяйственных изысканий могут существенно повлиять на общую стратегию освоения территорий и ведение на ней строительных работ. На основании таких изысканий выявляется фактическое состояние и перспективы развития сельского хозяйства и промышленности района, возможность привлечения и использования местных трудовых ресурсов и существующей производственной базы выполнения строительных работ и эксплуатации создаваемых объектов и систем. По каждому из названых на рисунке 20 видов изысканий действует более конкретный нормативный документ рекомендательного характера в виде свода правил (СП).

Инженерным изысканиям предшествует процедура получения различных согласований и разрешений на их проведение, в том числе разрешения местных органов исполнительной власти о предварительном выборе места размещения объекта или предоставлении земельного участка, договора об использовании земельного участка для изыскательских работ, заключенного с застройщиком (собственником, землевладельцем, землепользователем или арендатором), регистрации (разрешения) производства инженерных изысканий. Регистрация производства изысканий оформляется заказчиком или по его поручению исполнителем инженерных изысканий с оплатой соответствующих услуг.

Независимо от вида изысканий первым этапом работы изыскателя должно быть тщательное изучение и обобщение имеющихся архивных и литературных данных об условиях изучаемого района, в том числе материалов ранее проводившихся изысканий, опыта строительства в данной местности.

Инженерно-геодезические изыскания должны давать исчерпывающую информацию о рельефе изучаемой местности, в том числе о его уклонах, геоморфологических особенностях, очертаниях водных объектов (гидрографические работы), обновлять топографические планы, карты, давать точные сведения о расположении существующих инженерных коммуникаций, обеспечивать инженерно-геодезическими данными другие виды изысканий (например, при инженерно-геологических изысканиях давать отметки устья буровых скважин, производить геодезическую привязку инженерных выработок и т.д.). Их задачей также является геодезическое трассирование линейно-протяженных сооружений (каналов, дамб, дорог, линий электропередач и проч.).

Инженерно-геологические изыскания имеют целью выявление характера напластования различных грунтов (литологического строения изучаемой площадок), определение из происхождения, физико-механических свойств, наличия специфических грунтов (многолетнемерзлых, просадочных, набухающих, органо-минеральных, пучинистых и т.д.), положения уровня подземных вод (нынешнее и прогнозируемое), их агрессивности к бетону, металлам, выявления опасных физико-геологических явлении (карста, оползней, оврагообразования, подтопления и т.д.) Изыскатели обычно не ограничиваются определением расчетных параметров инженерно-геологических условий, но и дают некоторые рекомендации по проектированию фундаментов и подземных сооружений (например, отмечают желательность применения свай, необходимость предварительного рыхления грунта при земляных работах и т.д.).

Инженерно-гидрометеорологические изыскания включают изучение гидрологического режима рек, озер, болот и других водоемов, режима подземных вод, оценку климатических условии, опасных гидрометеорологических процессов, изучение техногенных изменений климата и гидрологических условий.

Инженерно-экологические изыскания подразумевают комплексное изучение природных и техногенных условий, его хозяйственного использования и социальной сферы, оценку современного экологического состояния, разработку прогноза изменений природных систем при строительстве, эксплуатации и ликвидации объектов, оценку экологической опасности и риска, разработку рекомендаций по предотвращению вредных экологических последствий инженерно-хозяйственной деятельности и обоснование необходимых природоохранных мероприятий и экологического мониторинга, рекомендаций по сохранению ценных природных, исторических, культурных объектов и удовлетворению традиционных интересов местного населения. Обычно они в той или иной мере включают и упомянутые выше исследования почв, растительного и животного мира.

Изыскания грунтовых строительных материалов и подземных источников вод имеют целью выявление возможности и целесообразности организации карьеров по добыче грунтовых материалов для возведения земляных сооружений, местных строительных материалов, а также водозаборов подземных вод. Изыскания местных строительных материалов (бутового камня, щебня, гравия, песка для бетонов и растворов, глин для кирпича и т.д.) должны быть обоснованы и согласованы с органами экологических служб. При изысканиях источников водоснабжения заказчик обязан оформить соответствующие разрешения в органах управления использованием и охраной водного фонда.

Техническое задание на проведение изысканий составляется заказчиком изысканий (проектировщиком, реже заказчиком строительства) с участием исполнителя (изыскательской организации). Содержание его регламентируется нормами по инженерным изысканиям (СНиП 11.02-95). Оно должно включать цели и виды изысканий, данные о местоположении и границах площадки (или трассы строительства), основные сведения о проектируемом объекте, требования к составу, содержанию, форме ожидаемых результатов, требования к срокам представления этих результатов и ряд других указаний, конкретизирующих потребности заказчика. Если заказчик в техническом задании указывает на необходимости использования тех или иных нормативных документов, то для исполнителя данной работы эти документы становятся обязательными, даже если они имеют статус рекомендуемых (например, СП, рекомендуемые пункты ГОСТов и т.д.).

На основании технического задания и общего ознакомления с архивными данными изыскатель составляет программу изысканий. Программа изысканий является внутренним документом изыскателя, в котором конкретизируются требования технического задания, т.е. характеризуется степень изученности данной территории, дается обоснование объемов работ (иногда расширения границ изучаемой территории), указываются места инженерных выработок и испытаний, излагаются требования к организации и производству изыскательских работ, обеспечению безопасных условий труда, указываются мероприятия по охране окружающей среды и приводятся другие сведения, необходимые для получения полных и достоверных данных для намеченного проектирования.

Значимость каждого вида изысканий зависит от вида строительства, и в полном объеме все пять основных видов изысканий выполняются редко. Это необходимо, например, для крупных гидротехнических сооружений, больших промышленных объектов и для строительства новых населенных пунктов, связанных с освоением больших территорий.

Для большинства объектов промышленного и гражданского строительства нужны в полном объеме лишь инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания. Однако при природоохранном обустройстве территорий, связанном с возведением гидротехнических и гидромелиоративных объектов, очень большое значение также имеют гидромелиоративные и экологические изыскания. Для небольших объектов экологические исследования могут выполняться не в полном объеме и не выделяться в самостоятельную часть работы (т.е. не оформляться в виде отдельного отчета), а входить в состав инженерно-геологических или инженерно- гидрометереологических изысканий. В полном объеме экологические изыскания обязательно при проектировании экологически опасных предприятий.

По каждому виду изысканий делается отдельный отчет, содержание и форма которого регламентируется СНиП 11-02-96.

В состав любых изысканий входят множество работ, которые можно разделить на три вида.

Полевые работы могут включать геодезические измерения, бурение скважин, отбор образцов для лабораторных анализов, полевые испытания грунтов (зондирование, испытания свай и т.д.), гидрологические, экологические наблюдения и замеры и т.д. В их выполнении могут участвовать, значительное количество рабочих, использоваться механизмы, специальное оборудование. Работами руководят инженеры-геологи, инженеры-геодезисты и т.д. (в зависимости от вида работ). Они ведут полевую документацию и несут полную ответственность за достоверность получаемых сведений.

Лабораторные работы включают обработку монолитов (т.е. образцов ненарушенной структуры) грунта, в том числе проведение лабораторных испытаний, химический анализ грунтовой воды и т.д. На основании таких работ специалисты лаборатории выдают таблицы свойств грунта, графики их испытаний, химический состав грунтовой воды, оценку ее агрессивности к бетону и металлу и т.д.

Камеральные работы делаются на основе результатов полевых и лабораторных работ и включают расчеты, графические работы, составление отчета по изысканиям.

Изыскания - это всегда изучение конкретных территорий, которые обычно разбросаны по всему региону и могут находиться в десятках и даже сотнях километров от самой изыскательской организации. По этой причине проведение изыскательских работ обычно связано с выездами специалистов и рабочих, перевозкой оборудования, а иногда и с длительным проживанием персонала непосредственно на месте изысканий. Для проведения таких работ организуются временные или постоянные коллективы, состав и оснащение которых приспособлены для решения конкретных изыскательских задач. В зависимости от размеров территории, объема и сложности исследований это может быть партия, станция или экспедиция, иногда отряд. Основной производственной единицей является изыскательская партия (инженерно-геологическая партия). Для проведения многолетних работ по изучению геологических процессов -оползней, карста, подтопления и т.д. организуются постоянные или временные станции (соответственно, карстовые, оползневые и др.) Такие партии и станции могут объединяться в экспедиции. В состав экспедиции могут входить специальные партии - геологическая, гидрогеологическая, гидрологическая, геоморфологическая, геофизическая, геоботаническая и др. При экспедиции обычно организуются лаборатории для изучения физико-механических свойств грунтов, химического состава подземных вод, а также ремонтно-механические и материально-транспортные базы. Иногда в составе партий и станций, проводящих несколько видов работ, могут организовываться отряды , т.е. более мелкие подразделения, ведущие работы определенной специализации. В ряде организаций экспедиции определенного направления объединяются в отделы.

Инженерные изыскания, как любой вид деятельности, должны быть экономичными, т.е. не допускать необоснованных затрат. Однако, особенность изысканий в том, что в них не всегда просто разграничить "необоснованные" затраты от "обоснованных". Полнота и подробность изучения инженерно-геологических условий - залог экономичности проектирования и соответственно строительно-монтажных работ (СМР).

Доля же СМР в общих затратах на строительство во много раз превышает долю проектно-изыскательских работ. По этой причине удорожание изысканий за счет их большей полноты обеспечивает возможность разработки более экономичного проекта, при котором стоимость строительно-монтажных работ может снизиться на сумму, значительно превосходящую все удорожание изысканий. Однако, если проектировщик не сумеет использовать упомянутую возможность, то кроме удорожания изысканий заказчик ничего не получит.

Удешевление же изысканий за счет механического уменьшения числа инженерных выработок и испытаний может стать причиной не только удорожания строительно-монтажных работ, но и снижения надежности возводимых сооружений. Например, из-за "экономии" на количестве буровых скважин и полевых испытаний может произойти неточное зонирование территории по карстовой опасности, недооценка просадочности или набухаемости грунтов, неточное установление кровли несущего пласта для свай-стоек и т.д. Такие недочеты могут приводить к ошибочным проектным решениям и становиться причинами опасных аварийных ситуаций, ликвидация которых потребует затрат, во много раз превосходящих не только упомянутое "удешевление" изысканий, но и все затраты на проектно-изыскательские работы.

По этим причинам выбор оптимальной программы изыскательских работ требует высокого профессионализма от исполнителей. Органы лицензирования должны с большой ответственностью относиться к выдаче лицензий на право выполнения изыскательских работ, ибо лицензия должна быть надежной гарантией, что затраты на изыскания действительно дадут максимальную отдачу.

Выполнение проектно-изыскательских работ (ПИР) – это осуществляемая проектной организацией деятельность, результатом которой является проектная и рабочая документация. На ее основе строительная компания и будет осуществлять строительно-монтажные работы.

Что включают в себя проектно-изыскательские работы:

Как мы видим из самого названия, ПИР состоят из двух основных видов деятельности:

  • изыскания (представляющие собой большой комплекс работ по изучению природных условий участка, на котором расположен или будет расположен объект строительства),
  • и непосредственно проектные работы, (а именно - разработка чертежей, описаний, расчетов и смет на основе полученных результатов изысканий).

В процессе изыскательских работ происходит всестороннее изучение природных условий, а также различных техногенных факторов, способных повлиять на ход строительно-монтажных работ. Кроме этого, рассматриваются возможности будущего подключения инженерных коммуникаций и многое другое. Уже на этом этапе могут быть выявлены существенные препятствия для реализации проекта. Полученные данные учитываются в процессе проектирования, чтобы итоговый результат ПИР одновременно вписывался в существующие природные условия и соответствовал всем нормативным документам.

Именно по этой причине проектно-изыскательские работы должны проводиться опытными профессионалами, способными предвидеть сложности до их реального возникновения - до того как были понесены существенные затраты на воплощение нереализуемого проекта.

ООО «Фирма Вариант» проводит проектно-изыскательские работы для строительства силами опытных инженеров-проектировщиков. Наши технические специалисты проведут подробную консультацию, чтобы ответить на все возникшие у Вас вопросы, а при необходимости могут оперативно выехать на место для предварительного осмотра объекта или территории под строительство.

Проектно-изыскательные работы в отношении инженерных сетей - одна из основных услуг, предоставляемых организацией «СетьЭнергоПроект». Без их проведения невозможно осуществить успешное строительство, реконструкцию, переоснащение объектов. Известно, что задача инженерных сетей заключается в грамотной и бесперебойной транспортировке воды, газа, топлива и других отработанных продуктов. Именно поэтому, очень важно провести инженерные изыскания, с помощью которых возможно осуществить экономическое и техническое исследование территории, отведенной под запланированные работы.

Зачем это необходимо
  • оценить экономическую целесообразность строительства, ремонта, реконструкции объекта;
  • разработать техническое обоснование проведения работ по обустройству инженерных систем на конкретной территории;
  • выбрать нужный тип инженерных систем и определиться с вариантами их монтажа;
  • подготовить проект;
  • осуществить более точный расчет расходов.
Насколько это целесообразно

На первый взгляд, кажется, что подобная услуга является роскошью, и без нее вполне можно обойтись. Однако именно проектно-изыскательные работы в сфере проектирования инженерных систем позволят клиенту в дальнейшем избежать расходов на устранение дефектов, возникших при монтаже инженерных систем без надлежащего исследования территории строительства. Помимо этого, одним из ключевых преимуществ проектно-изыскательских работ является тот факт, что услуга позволяет исключить или значительно снизить вероятность возникновения аварий при эксплуатации инженерных систем, предотвратить утрату объектом своих эксплуатационных свойств.

О непредвиденном ремонте инженерных систем тоже можно будет забыть выполнение проектно-изыскательских работ осуществляется с соблюдением требований нормативных документов, правил, СНиПов, противопожарных и экономических требований, которые действуют на территории Российской Федерации. Это обеспечивает надежность эксплуатации объекта и предельную точность выбора, проектирования, монтажа инженерных систем.

Проектно-изыскательские работы проходят в несколько этапов :

1. Изучение проектной документации и оценка идеи проекта относительно возможности или невозможности достижения поставленных целей.
2. Осмотр участка, зданий и сооружений с последующим составлением акта.
3. Корректировка исходного проекта, изучение его технической базы.
4. Внесение изменений и окончательное утверждение проекта.

Уже после этого начинается проведение работ по обустройству инженерных сетей.

Инженерные изыскания обязательно должны выполняться специалистами с богатым опытом работы, которые имеют соответствующую лицензию . В нашем штате работают настоящие профессионалы, которые предоставляют услуги на самом высоком уровне, обязательно учитывая пожелания клиента, связанные с обустройством инженерных систем.

Будем рады сотрудничеству с вами !