Предновогодние тренды рынка нефтепродуктов. Ежедневный мониторинг мелкооптовых цен нефтепродуктов

Россия обладает огромными ресурсами полезных ископаемых, в частности, 34% мировых запасов газа и 13% нефти. Доля топливно-энергетического комплекса в ВВП составляет 25%, около половины экспорта и валютных поступлений приходится на доходы от продажи углеводородов.

Наша страна, в силу своей географической протяженности, владеет, пожалуй, чуть ли не самым большим в мире запасом топливных ресурсов.

На территории России находится около 13% от всех мировых (разведанных на данный момент) запасов нефти и примерно 34% запасов природного газа. Ежегодная добыча сырья энергоресурсов в России составляет 13% от общемирового.

Сегодня на долю ТЭК (топливно-энергетический комплекс) приходится около 25% производства ВВП (валовый внутренний продукт), 30% от объема промышленного производства, около 50% доходов федерального бюджета, а также экспорта и валютных поступлений в стране.

Именно это и дает основания для того, что эксперты нередко говорят о том, что экономика России зависит в большей степени от добычи полезных ископаемых, чем от производства. И наблюдается тенденция превращения страны в сырьевой придаток для мировой экономики.

Но есть и другая точка зрения. Ведь очевидно, что наличие топливно-энегретических ресурсов является преимуществом для страны. Таким образом, для развития и подъема российской экономики необходимо эффективное и рациональное использование потенциала ТЭК.

Начиная с 2000 г. наблюдается рост спроса на нефть. На рост потребления нефти оказывает наибольшее влияние стремительно развивающиеся страны, такие как Китай, который потребляет около 94 000 000 тонн нефти в год. В Европе же на рост потребления нефти оказывают влияние такие страны как Австрия, Польша, Голландия и Испания. Если до 2003 года ОПЕК сдерживала темпы добычи нефти для того, чтобы обеспечить стабильность цен на рынке, то теперь это ограничение снято, так как темпы добычи нефти никак не могли удовлетворить постоянно растущий спрос на нее.

В период с 2000 по 2004 г. именно в России наблюдался самый высокий прирост добычи нефти, и в настоящее время наша страна является одним из ведущих факторов, служащих стабилизации мирового рынка нефти.

Именно России принадлежит рекорд по добычи нефти. В 1987 году в России, то есть именно в РСФСР, а не во всем Советском Союзе, было выкачано из недр 571 000 000 тонн «черного золота». За всю историю добычи нефти, это была самая высокая цифра. В последующие годы произошло резкое снижение темпов добычи нефти, но уже с 2000 года выкачка нефти стала увеличиваться.

Также производится разведка и поиск новых месторождений «черного золота». На сегодняшний день в нашей стране разведано и открыто около 3000 месторождений сырья, но эксплуатируется только половина скважин. Максимальная доля добычи нефти приходится на Урал и Западную Сибирь. Именно здесь добывается почти 90% всей нефти в стране.

Перспективными для добычи нефти являются также шельфы Баренцева, Каспийского и Балтийского морей и острова Сахалин. По прогнозам экспертов (как отечественных, так и западных) в дальнейшем будут только расти, так как это связано с истощением запасов и удорожанием себестоимости добычи нефти.

Существуют проекты, по бурению скважин в океаническом глубоководном шельфе, а также в арктических и антарктических зонах. Но стоимость каждого барреля нефти, добытого в таких условиях может заставить мир искать более дешевые, альтернативные источники энергии.

На развитие экспорта нефти из России во многом повлияло и географическое положение страны. Для поставки нефти в страны Европы существует Балтийская трубопроводная система. Для обеспечения нефтью Азиатско-Тихоокеанского региона имеется нефтепровод Тайшет-Тихий океан, а также танкерный терминал.

Для экспорта нефти в Америку планируется построить нефтепровод Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Нефтяные компании России также реализуют и собственные проекты увеличения экспорта «черного золота».

Например, компания "ЛУКОЙЛ" через Астраханский терминал по Каспийскому морю осуществляет поставки нефти в Иран. А "Роснефть" поставляет сырье в Мурманск по Северному морскому пути танкерными перевозками. Главным покупателем российской нефти на сегодняшний день являются страны Европы. Именно в Европу уходит почти 90% всей добываемой нефти в стране. Но постепенно растет и спрос на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. В частности – в Китай.

Уже с 2006 г. Россия стала мировым лидером по объему нефтедобычи. В этом показателе она обошла даже Саудовскую Аравию, державшую титул мирового поставщика нефти более двадцати лет. Этот рекорд обеспечило то, что в Саудовской Аравии добыча нефти искусственно сдерживается ОПЕК. А Россия качает нефть свободно. А вот вопрос с запасами нефти в нашей стране остается открытым. Дело в том, что прогнозы и подсчеты, принятые в нашей стране отличаются от общемировых.

Так, по оценкам международного сообщества нефти в наших недрах содержится около десяти миллиардов тонн, а российские методики и подсчеты дают цифру от 12 до 25 миллиардов тонн. Также основной проблемой нефтедобычи в России является и то, что выкачка нефти из недр происходит у нас до сих пор крайне неаккуратно, по оценкам экспертов, полезный выход нефти составляет всего 30%, а 70% нефти остается в земле.

Но, несмотря на то, что внешние поставки нефти в стране растут, внутренний рынок полностью удовлетворен, цена на нефть в России постоянно повышается, практически не отставая от мировых цен. В этом виноват вовсе не сговор монополистов.

Если нефтяники не будут следовать за мировой конъюнктурой, и не станут считаться с понижением уровня рентабельности своей отрасли на внутреннем рынке, то ни к чему хорошему это не приведет. Такие меры, как биржевые инструменты, внутренние интервенции, и ужесточение антимонопольного законодательства в нынешней ситуации могут иметь только весьма ограниченный эффект.

Основной баланс цен определяется только двумя инструментами государственного налогового регулирования. Сегодняшние внутренние рентные платежи российским законодательством жестко привязаны к ценам мирового рынка. И именно они определяют ту динамику внутренних цен, которая сейчас наблюдается. Но следует учесть и то, что действующая ныне система была создана при других условиях мирового рынка.

Содержание Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.1. Рынок нефтепродуктов Московского региона. 1.1. Географические границы рынка. 1.2. Продуктовые границы товарного рынка.2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.4. Обобщенные данные. Заключение. Дальнейший прогноз. Список использованной литературы. Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов. В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяныхзапасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти. Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали своюдеятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, NesteOy, NirskHidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RDShell, Statoil и TotalFinaElf. В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т. Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т. Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть. На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,Витино и Мурманск. Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.



4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы: 1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003. 2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9. 4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9. 5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в воспроизводственном процессе. – М., 2000.

Мировые цены на нефть подскочили в понедельник более чем на 15% после объявления Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти в стране, что вызвано субботней атакой на ее нефтяные объекты. На рынок пришло осознание современной реальности, когда подобные события невозможно прогнозировать в принципе, однако к ним нужно всегда быть готовыми.

На российском рынке нефтепродуктов, в период с 9 по 16 сентября, наблюдается повышательная динамика мелкооптовых цен. Стоимость Регуляр-92 в среднем по стране выросла на 0,3% и составляет 50 459 руб./т, средняя цена Премиум-95 не изменилась - 52 485 руб./т, а цена ДТЛ выросла на 0,3%, до 51 391 руб./т.

Российской экономике предстоит пережить обвал цен на нефть и новый «сырьевой шок», заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он считает, что стоимость барреля может упасть «заметно ниже» 40 долларов из-за «снижения потребления нефти в мире и фактически бесконтрольного увеличения» ее добычи.

На прошедшей неделе на битумном рынке цены не изменились на всех ключевых производствах у основных игроков. Стоимость ПБВ также не менялась ключевыми игроками, хотя спрос на продукцию продолжает расти.

Сокращение добычи нефти ОПЕК+ в ближайшее время усилится за счет стран, пока не выполняющих свои обязательства, а вопрос более глубокого снижения добычи всеми странами сделки может быть поднят только в декабре - таковы итоги прошедшего в четверг в Абу-Даби заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Мировые цены на нефть отреагировали на итог заседания снижением.

Цены на нефть обвалились на торгах в среду на сообщениях о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность смягчения санкций против Ирана, что может привести к увеличению предложения нефти на рынке. Как раз в это же время Управление энергетической информации США понизило прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 30 тыс. барр./сут., и фактически это означает признание наличия серьезных проблем в сланцевой индустрии США.

В среду на мелкооптовом топливном рынке Московского региона продолжение ценового затишья, единственное изменение: дизтопливо подешевело у того же трейдера, что и во вторник. В соседних регионах цены не менялись. Судя по всему, игроки мелкооптового рынка посматривают на биржу, где в последние дни царит неопределенность, которая может обернуться самым неожиданным развитием событий.

Нефть дорожала в ходе торгов 10 сентября, однако закрытие показало снижение. Рынок нефти лихорадит. Стоит обратить внимание на характер торгов. Последние сессии проходят очень нервно, а накануне и вовсе творилось что-то необъяснимое, при этом объемы торгов были очень высокими. Котировки то уходят вниз, то резко растут. К чему готовятся трейдеры, и откуда такая нервозность? Начало масштабного падения уже близко?

За последние годы нефтяная промышленность РФ масштабно трансформировалась, за счет чего Россия очутилась в компании крупнейших нефтепроизводителей.

На сегодняшний день тяжело вообразить международные отношения без определенной роли нефти. Она влияет на политические аспекты и экономические правоотношения, выступает горячей темой в СМИ. Но данная отрасль промышленности возникла в РФ не так давно. В 1846 году вблизи Баку (на тот момент - составляющая Российской империи) пробурили одну из первых в мире скважин.

Российская Федерация два года назад побила абсолютный рекорд по объему экспорта нефти и нефтепродуктов. Так, на сумму 283 млрд. дол. Было экспортировано 388 000 000 т нефти и нефтепродуктов. 90 % экспортного объёма ушло в дальнее зарубежье, остальное - в государства СНГ.

Краткий экскурс в историю

В 90-х годах обеспечение нефтепродуктами определялось деятельностью больших вертикально-интегрированных нефтяных компаний, обладавших соответствующими региональными заводами и автозаправочной сеткой. Регионы привлекали не только месторасположением нефтепроводов и перерабатывающих предприятий, но и состоятельными промышленными потребителями.

Дополнительный механизм воздействия на сбыта – это соглашения вышеуказанных компаний с администрациями регионов (около ½ субъектов РФ подписали такие соглашения). Таким образом, определенные компании в буквальном смысле определяли рыночную обстановку в регионах благодаря привязке других субъектов хозяйствования к собственной инфраструктуре в рамках сбыта нефтепродуктов, а также их хранения. Само собой это не могло не сказываться на рынке, влияя и на опт, и на розницу.

До 1999 г. монополизация рынка реализовывалась при помощи оптового звена, в некоторых ситуациях – с помощью транспортной составляющей. Что касается розничной сети, там сложилась жесткая .

Независимые торговцы нефтепродуктами во времена кризиса цен 1999 г. оказались в условиях товарного дефицита – компании требовали приобретать при полной предоплате исключительно крупные партии товара. В связи с этим, продавцы были вынуждены приобретать продукт по завышенной стоимости, что нашло отображение в ценовой политике розницы.

Начиная с 2000 г. стали меняться условия работы нефтерынка. Формируется определенное направление рынка, с принадлежностью основной доли 2-3 нефтяным компаниям. Товары конкурентов, как правило, однородны, и главный аспект успешности - это своевременные поставки и стоимость.

Основные нефтяные продукты и НПЗ России

К основным товарным группам нефтепродуктов РФ относятся следующие:

  • Автомобильный бензин.
  • Дизельное топливо.
  • Топочный мазут и битумы.
  • Авиационное и ракетное топливо.
  • Моторные масла.

Среди главных нефтеперерабатывающих предприятий России можно отметить:

  • КиришиНОС;
  • Омский НПЗ;
  • Лукойл-НОРСИ;
  • Пермский НПЗ;
  • ЯрославНОС;
  • Волгоградский НПЗ;
  • Туапсинский НПЗ;
  • Ангарская НХК;
  • Уфанефтехим;
  • Новокуйбышевский НПЗ;
  • Салаватнефтеоргсинтез;
  • ТАИФ-НК;
  • ТАНЕКО и пр.

Проблемы развития нефтепереработки

Главными факторами регресса являются:

  • непомерные транспортные тарифы;
  • несоответствие стоимости нефтепродуктов внешнего рынка внутреннему;
  • услуги нефтепереработки больших заводов ограничивают доступ мелких и средних предприятий.

Заводы по нефтепереработке не хотят обслуживать небольшой нефтяной объем компаний менее крупных, а чтобы обеспечить рентабельную нефтепереработку, необходимы длительные поставки более чем на 50 000 т в месяц.

Кроме вышеперечисленного, основным направлением в развитии нефтеперерабатывающей промышленности является коренная реконструкция и модернизация НПЗ, а также повышение качества нефтепродуктов.

Предстоит разрешать проблему понижения загрязняющих выбросов от сжигания котельного топлива.

Стоит отметить, что несущественные по мировым меркам оборотные объемы ведут к тому, что крайне маленький процент нефтяных компаний на мировом рынке способен конкурировать достойно.

Основные отраслевые характеристики

Повышенная концентрация бизнеса – это отличительная черта отрасли.
Нефтяные предприятия обладают солидными производственными ресурсами. Общее число таких предприятий – более 8 000, крупных и средних из которых примерно 800.

Следующая заметная особенность состоит в том, что капиталовложение в эту отрасль обладает экстенсивным характером. Благополучная обстановка в сфере нефтяной промышленности влияет на увеличение объема добычи, однако, совершенствование технологий нефтяной добычи и переработки нефти доступно далеко не всем. С увеличением объема добычи российской нефти последовало моментальное «состаривание» оборудования. Таким образом, сегодня отсутствует 100%-ое соответствие уровню современных стандартов.

Пропагандируются модернизационные идеи для российских НПЗ путем внедрения новейших технологий, а также энергосбережения. В результате, внимание акцентируется на компаниях, которые выпускают оборудование в сфере нефтепереработки.

Масляный сегмент нефтяной отрасли

Нефтяные масла являют собой сложные смеси, содержащие в своем составе высокомолекулярные парафиновые и нафтеновые углеводороды с малой долей смолисто-асфальтеновых веществ.

Согласно сфере применения их можно классифицировать подразделяются на 2 группы:

  • смазочные;
  • специального назначения.

Использование нефтяных масел нашло применение почти во всех сферах промышленности, к тому же, авиация, армия и флот также не могут существовать без них. Структура и объем и использования масел выступает одним из показателей развития государства, а региональная структуре их использования позволяет определить уровень развития конкретного региона.

В 2006 г. объем масляного производства увеличился на 3,1%, однако не все сегменты ждало повышение. Например, понизилась выработка моторного масла для карбюраторных двигателей, уменьшился выпуск компрессорных и некоторых индустриальных масел и, наконец, слегка снизился выпуск трансформаторных масел.

Вместе с тем, значительно вырос объем выработки товарных базовых масел. Их основная часть экспортируется за рубеж, а остаток проходит модификацию и расфасовывается большим количеством маленьких нефтемаслозаводах, которые используют блендинговые установки. В пределах РФ действующими являются около 80 подобных предприятий, чья роль в производственной структуре товарных масел за последнее время капитально возросла.

Каждый год Россия производит порядка 2,6 млн. т масел (в основном, минеральные). Порядка 45% от выпуска смазочных материалов – это моторные масла. Около 20% товара идет на экспорт.

По мнению экспертов, значительное возрастание физических производственных объемов смазочных масел в РФ маловероятно, поскольку расход масел в современных механизмах более экономичен, и этот фактор сдерживает его производственный рост.

Конкурентная среда

Лукойл-Пермнефтеоргсинтез являет собой крупнейший нефтеперерабатывающий завод Российской Федерации. Многие показатели топливно-масляного направления позволяют вышеуказанной компании с уверенностью занимать место лидера в данной отрасли. Каждый год проводит переработку 12 млн. т нефти и более (глубина переработки - 93%). Половина выпуска нефтепродуктов уходит на экспорт.

Строительство всех «масляных» площадей НПЗ проводилось давно, в период СССР, поэтому подавляющее их большинство устарело как физически, так и морально. Потенциал производства российских НПЗ практически целиком состоит из процессов экстракционного выделения масел, таким образом, важные качества потребительских свойств (например, содержание в маслах серы или индекс их вязкости) зависят непосредственно от состава нефти, которая поступает на завод.

Львиная доля российской выработки нефтепродуктов показывает несоответствие стандартам Европы, за счет чего они обладают низкой конкурентоспособностью на европейском рынке.

Подделки - головная боль производителей брендов

В некоторых регионах России доля фальсификата приравнивается 40%. В результате предприятия вынуждены совершенствовать помимо качества своих масел, также упаковку и общий уровень защиты собственного товара. Почти все «масляные» НПЗ имеют или строят автоматизированные линии по производству пластиковых бочек и канистр с весьма трудновоспроизводимыми в кустарных условиях формами. Причем каждая из них располагает этикеткой с несколькими уровнями защиты.

Рынок масел РФ также имеет довольно «проблематичную зону» в качестве сегмента базовых синтетических масел – продукта химпроизводства с отдаленным отношением к нефтепереработке.

Потребности рынка РФ в полусинтетических и синтетических маслах каждый год оценивается в 75 000 т (примерно 40 000 т – это потребности Министерства обороны). На сегодняшний день Волгоградский НПЗ является единственным отечественным производителем синтетической «базы», которую целиком выкупают военные.

Последние тенденции нефтяного рынка РФ

90 % экспортных поставок нефтепродуктов России ориентирован на дальнее зарубежье (Атлантический рынок). В 2009 г. отмечался рост объема экспорта нефти и нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья на 7 %, в то время как экспорт в государства СНГ значительно сокращен (на 38,4 %, что составило 5,18 млн. т, вместо 7,79 млн. т).

В 2010 г. экспорт российских нефтепродуктов вырос до 131,3 млн. т.. Если доля дизтоплива в структуре поставок на экспорт почти не изменилась при физическом увеличении на 3 000 000 т, то доля мазута увеличилась с 53 до 55 % или до 72 млн. т. Экспорт бензина сокращен на 34 %, т.е. до 3 млн. т.

В середине 2011 г. экспортная структура российских нефтепродуктов была отмечена преобладанием средних и тяжелых дистиллятов - дизтоплива и мазута, которые предназначены к дальнейшей переработке. В итоге средняя цена корзины нефтепродуктов, идущих на экспорт не выше стоимости сырой нефти. Однако инвестиции, направленные на модернизацию нефтеперерабатывающей промышленности России в последнее время ведут к повышению качественных характеристик топлива.

Филькин Михаил Евгеньевич
Старший научный сотрудник
Россия, Центральный экономико-математический институт РАН
[email protected]

Аннотация

Статья посвящена исследованию последствий реформирования нефтяной отрасли России на уровне розничного рынка нефтепродуктов. Анализируется конкурентная ситуация на региональных рынках бензина. С помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается рыночная концентрация и оценивается власть продавцов автомобильного топлива. Приводятся обоснования тезиса о том, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач.

Ключевые слова

региональные рынки нефтепродуктов, конкуренция, концентрация рынка, розничный рынок нефтепродуктов, рыночная власть

Рекомендуемая ссылка

Филькин Михаил Евгеньевич

Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5006. Дата публикации: 2017-04-12 . Режим доступа: https://сайт/article/5006/

Fil"kin Mihail Evgen"evich
Senior researcher
Russia, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
[email protected]

Abstract

The article is devoted to consideration of consequences of reforming the Russian oil industry on regional gasoline markets. Competition in the regional gas stations is analyzed. Market power and concentration is calculated by means of Herfindahl-Hirschman Index. We conclude that reforms in Russian oil industry have substantially succeeded in its goals proposed 25 years ago.

Keywords

Regional markets of petroleum products, competition, market concentration, retail market of petroleum products, market power

Suggested Citation

Fil"kin Mihail Evgen"evich

Regional retail markets of oil products in Russia: prerequisites and features of the formation. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5006. Date issued: 2017-04-12. Available at: https://сайт/article/5006/


Введение

Реформирование российского энергетического сектора, начатое в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, осуществлялось разными методами для разных отраслей энергетики. В газодобывающей отрасли путем преобразования Министерства газовой промышленности СССР был создан газодобывающий концерн «Газпром», главным акционером которого стало государство. «С самого начала реформирования российской экономики газовая отрасль России оказалась в особом положении по сравнению с другими отраслями не только промышленности, но и энергетического сектора – идеи либерализации в течение долгого времени к газовой отрасли не применялись» . Как было показано в , создание монополии в газовой отрасли было обусловлено стремлением к максимизации рентных доходов, поступающих в Россию от экспорта российского газа в Европу. Для достижения этой цели государственный концерн «Газпром», преобразованный в акционерную компанию со смешанным капиталом, получил эксклюзивное право экспортировать российский природный газ, с тем чтобы исключить на внешних рынках конкуренцию между собой российских газовых компаний. Газпром получил также право на разработку крупнейших российских газовых месторождений, всю трубопроводную систему транспорта газа, подземные газохранилища, а также право на диспетчирование газотранспортной сети. Благодаря этому у Газпрома остается значительная рыночная власть и на внутреннем рынке.

В электроэнергетике была сформирована федеральная компания РАО «ЕЭС России», в состав которой включили наиболее мощные и эффективные российские электростанции. Диспетчирование загрузки электростанций также осуществлялось РАО «ЕЭС России». Контрольный пакет акций компании остался в государственной собственности. Были сформированы 75 региональных компаний АО-энерго, подавляющая часть которых вскоре после приватизации стали дочерними компаниями федеральной компании. Таким образом, в электроэнергетике возник доминирующий холдинг, и конкуренция между производителями электроэнергии была сильно ограничена. Сохранение государственного регулирования цен электроэнергии и тепловой энергии, отпускаемой централизованными источниками, также послужило дополнительным фактором ограничения конкуренции. Только в 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» был разделен на части, однако услуги по передаче электроэнергии остались в собственности и под управлением государственных органов.

В нефтяной промышленности государство изначально решило пойти иным путем. Постановления Совета Министров СССР (например, №18 от 25 ноября 1991 г.) и последующие указы Президента РФ (например, №1403 от 17 ноября 1992 г.) определили особый порядок приватизации нефтяной промышленности бывшего Советского Союза. Государственные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия были акционированы, и преобразованы в одиннадцать нефтяных компаний: Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Сиданко, Тюменская нефтяная компания (ТНК), Роснефть, Славнефть, Башнефть, Татнефть, Сибнефть, Восточная нефтяная компания (ВНК). Формирование этих компаний осуществлялось с сохранением вертикальной интеграции, то есть нефтедобывающие предприятия и заводы, которые перерабатывали добытую этими предприятиями нефть в нефтепродукты, вошли в состав соответствующих акционерных нефтяных компаний. Нефтяным компаниям разрешалось также продавать свою продукцию на розничных рынках нефтепродуктов, в том числе и на автозаправочных станциях. Активы, созданные для транспортировки нефти по трубопроводам, вошли в состав государственной компании Транснефть, а активы, которые были задействованы в трубопроводном транспорте нефтепродуктов, – в состав государственной компании Транснефтепродукт.

Тем самым, на рынках нефти и нефтепродуктов были законодательно установлены предпосылки для конкуренции между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями как на внешнем рынке нефти, так и на внутренних рынках нефтепродуктов. Создание условий для соперничества на рынке нефти и нефтепродуктов не в последнюю очередь объясняется стремлением поддержать ускоренную автомобилизацию населения, которая началась в начале 1990-х годов, и которой могли помешать высокие цены на бензин. Разница в подходах к реформированию с газовой индустрией была обусловлена, в том числе, тем, что на мировом рынке нефти (в отличие от европейского рынка природного газа) Россия не была ценоформирующей страной, и появление нескольких нефтяных российских компаний на внешнем рынке нефти не могло повлиять на масштаб извлечения ренты при экспорте российской нефти. В то же время на внутреннем конкурентном рынке нефтепродуктов можно было ожидать более низких цен на бензин, чем на рынке, где могла появиться рыночная власть поставщиков нефтепродуктов.

Исторически цены на бензин имеют тенденцию к постоянному росту, что закономерно вызывает вопрос о том, насколько эффективно достигаются цели реформ и действительно ли розничный рынок бензина является концентрированным? Актуальной задачей, таким образом, является мониторинг ситуации на региональных рынках. Сохраняется ли тенденция для достижения поставленных реформами целей? В каких регионах России концентрация игроков максимальна, а где состояние розничного рынка бензина близко к конкурентному? В дальнейшем мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Анализ структуры региональных рынков нефтепродуктов

Изучение концентрации на розничном рынке бензина прямыми методами является непростой задачей. Основные статистические данные, по которым можно делать выводы о доминирующем или монопольном положении, а именно, объемы продаж и розничные цены, являются коммерческой тайной предприятий. Поэтому задачей исследователя является оценка степени концентрации и конкурентности на основании косвенных данных, которые содержатся в открытых источниках. В нашем случае таковыми являются данные о количестве автозаправочных станций (АЗС), принадлежащих той или иной нефтяной компании и объединенных под единым брендом. Стоит поэтому сразу сделать оговорку относительно выводов и дальнейших результатов. На основании данных о количестве автозаправочных станций, принадлежащих тому или иному бренду в определенном регионе, можно сделать вывод лишь о наличии признаков возможного доминирования или высокой концентрации рынка в данном регионе. Утверждение и доказательство наличия доминирующего положения компании – прерогатива государственных регулирующих и антимонопольных органов.

Строение рынков нефтепродуктов является предметом исследования многих российских и зарубежных экономистов. В отечественной науке можно отметить исследования , связанные с топливной промышленностью и методологией оценки конкуренции. В работе был проведен анализ динамики российской нефтеперерабатывающей отрасли и рынка автомобильных топлив за 2000–2010 гг., измерены ряд отраслевых показателей, и с помощью них исследована структура рынка автомобильных топлив России. С помощью компьютерных расчетов был построен прогноз для данного рынка, а также выявлены сценарии его развития на период до 2020 г.

Наше исследование охватывает 85 субъектов Российской Федерации, включая полуостров Крым и город Севастополь. Для каждого субъекта федерации было установлено количество автозаправочных станций (на февраль 2017 года), а также принадлежность станции тому или иному бренду. В случае если АЗС не принадлежит к какому-либо бренду, она формально считается независимым оператором. Хотя фактически такая компания может покупать нефтепродукты на оптовой базе, принадлежащей крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании, тем не менее, мы считаем, что в формировании ценовой политики она имеет большую долю самостоятельности, что позволяет считать ее «независимым» игроком. В этом случае вопрос может стоять о конкуренции и концентрации на оптовом рынке поставки бензина.

Всего в стране на февраль 2017 года действовало более 25200 автозаправочных станций и небольшое количество автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Оказалось, что из 85 регионов России в 74 субъектах ни одному бренду не принадлежит наибольшее количество АЗС, иными словами, наибольшее число АЗС может рассматриваться как «независимые операторы». В 11 регионах РФ та или иная вертикально-интегрированная нефтяная компания владеет наибольшим (по отношению к другим участникам) количеством автозаправочных станций. Условно назовем такую компанию «главным» игроком, с учетом оговорки, что факт доминирования вовсе не обязательно следует из наличия наибольшей доли рынка и большого числа АЗС в регионе.

В таблице 1 приведены 11 регионов, имеющих в качестве «главного» игрока одну из российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Приведено количество АЗС в регионе и доля рынка крупнейшего участника.

Таблица 1 — Регионы с «главным» игроком (по числу АЗС)

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
Ненецкий автономный округ 5 Лукойл 3 60.0%
Республика Коми 110 Лукойл 59 53.6%
Республика Башкортостан 619 Башнефть 316 51.1%
98 Роснефтегаз 40 40.8%
Псковская область 173 Сургутнефтегаз 66 38.2%
Республика Бурятия 147 Роснефть 56 38.1%
Кировская область 201 Движение 76 37.8%
Чувашская Республика 157 Татнефть 56 35.7%
Новгородская область 172 Сургутнефтегаз 61 35.5%
Удмуртская Республика 225 Лукойл 66 29.3%
Липецкая область 194 Роснефть 52 26.8%

Можно видеть, что компания Лукойл является крупнейшим игроком в 3 регионах, причем в Ненецком автономном округе ей принадлежит 60% розничного рынка бензина (по количеству АЗС). Компании Роснефть и Сургутнефтегаз имеют максимальное относительное присутствие в двух регионах (фактически, Роснефть даже в трех, поскольку с 2016 года она является основным акционером Башнефти, которой принадлежит 51.1% автозаправочных станций в республике Башкортостан). Татнефть, Движение и корпорация Роснефтегаз (государственная компания, управляющая нефтегазовыми активами России) имеют относительное максимальное присутствие соответственно в Чувашской республике, Кировской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Москве к настоящему моменту функционирует 758 автозаправочных станций, в области их 1470. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область, соответственно, приходится 546 и 351 станция. В обоих городах федерального значения наибольшее количество АЗС приходится на Лукойл, однако его доля для Москвы составляет всего 16.4%, а в Санкт-Петербурге 21.4% (табл.2).

Таблица 2 — АЗС в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
г. Москва 758 Лукойл 124 16.4%
Московская область и новая Москва 1470 Независимые операторы 424 28.8%
г. Санкт-Петербург 546 Лукойл 117 21.4%
Ленинградская область 351 Независимые операторы 96 27.4%

Источник данных: база данных www.benzin-price.ru , расчеты автора

В областях страны доля ни одного из брендовых АЗС не превышает 12%, а главная часть приходится на независимых операторов (28.8% и 27.4% соответственно Московская и Ленинградская области).

Индексы Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации рынков

Для оценки уровня концентрации в отрасли будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). В зависимости от его значения, различают следующие уровни концентрации на рынке.

  • Значения индекса H ниже 100 указывают на наличие высокой степени конкуренции на рынке.
  • Значения индекса H ниже 1500 указывают на низкую степень концентрации в отрасли.
  • Индекс в пределах от 1500 до 2500 характеризует рынок с умеренной концентрацией компаний-продавцов.
  • Если индекс выше 2500, то на рынке есть признаки высокой концентрации и низкого уровня конкуренции.

В табл.3 приведены данные по 10 регионам России с самыми низкими уровнями рыночной концентрации. Лидером по этому показателю является Республика Дагестан. Из 326 автозаправочных станций в регионе 7 приходится на топливную компанию «Экотек», 1 на Роснефть, 1 на Гарант и 317 на небрендовых операторов. Вся первая десятка регионов имеет индекс Херфиндаля-Хиршмана ниже 350, что указывает на низкую степень концентрации и высокий уровень конкуренции на розничном рынке бензина в этих регионах. Необходимо сделать оговорку, что это не означает автоматически высокую конкуренцию на нефтяном рынке в регионе в целом, поскольку на уровне оптовых поставщиков и, к примеру, рынке транспортировки нефтепродуктов, ситуация может быть совсем другой. Тем не менее, непосредственно в ритейловых продажах бензина можно отметить позитивный итог реформирования нефтегазового сектора и формирование рынка с низким уровнем концентрации и высокой самостоятельностью на уровне отдельных розничных игроков.

Таблица 3 — Регионы с самой низкой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Республика Дагестан 326 35
Республика Калмыкия 113 137
Чеченская республика 136 138
Республика Тыва 50 208
Республика Северная Осетия-Алания 115 268
Калужская область 225 304
Ханты-Мансийский автономный округ 329 308
Самарская область 635 316
Республика Адыгея 153 331
Тульская область 300 334

Приведем также 10 регионов с наивысшим показателем индекса Херфиндаля-Хиршмана. Данные табл.4, как можно было ожидать, во многом перекликаются с данными табл.1.

Таблица 4 — Регионы с самой высокой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Ненецкий автономный округ 5 4 400
Республика Коми 110 2 929
Республика Башкортостан 619 2 764
Ямало-Ненецкий автономный округ 98 2 193
Кировская область 201 2 125
Республика Бурятия 147 1 843
Чукотский автономный округ 6 1 667
Псковская область 173 1 615
Липецкая область 194 1 568
Костромская область 105 1 556

Регионом с самым высоким уровнем концентрации является Ненецкий автономный округ (индекс HHI равен 4400). Из пяти АЗС региона 3 принадлежат Лукойлу, 2 приходятся на независимых операторов. Наряду с данным регионом, Республика Коми и Республика Башкортостан имеют показатели индекса HHI выше 2500, что указывает на высокую концентрацию и низкий уровень конкуренции на данных региональных рынках. Остальные 7 регионов из табл.4 имеют индекс HHI в пределах от 1500 до 2500 пунктов, что означает умеренную концентрацию участников розничного рынка бензина.

В этой части также необходимо сделать оговорку. Наличие высокой концентрации в отрасли означает рыночную власть олигополистов, однако не определяет факт использования или злоупотребления этой властью. Для того, чтобы установить признаки недобросовестной конкуренции, необходимы исследования взаимодействия между игроками и определение методики и характеристик ценообразования на том или ином рынке (подробнее см. и ). Тем не менее, индекс Херфиндаля-Хиршмана выявляет потенциал рыночной власти продавцов и степень концентрированности рынка, что делает его подходящим инструментом для маркирования строения рынков.

Индекс HHI для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей приведен в табл.5.

Таблица 5 — Концентрация рынков бензина в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Как в самих городах, так и в соответствующих областях индекс показывает низкую степень концентрации. Следует отметить, что в среднем по России одна АЗС приходится на 5.8 тыс. человек населения. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен соответственно 16.3 тыс. и 9.7 тыс. человек на одну АЗС (данные Госкомстата РФ). Таким образом, два города федерального значения наряду с Чеченской республикой (10.4 тыс. на одну АЗС) имеют самую низкую насыщенность автозаправочными станциями в стране. В то же время в Московской области этот показатель равен 5.0 тыс. на АЗС, а в Ленинградской 5.1 тыс., что ниже среднего по стране. Можно сделать вывод, что низкая (по сравнению с другими регионами) насыщенность розничного рынка в пересчете на душу населения не обязательно определяет высокую концентрацию и рыночную власть продавцов.

Выводы

На текущий момент есть основания считать, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач. Сформированный рынок имеет преимущественно низкую концентрацию продавцов и предпосылки для конкурентного взаимодействия. Тем не менее, ситуация неоднородна между различными регионами страны. В большинстве субъектов федерации значительное число АЗС управляется независимыми розничными операторами, что определяет высокую степень независимости в принятии решений о политике ценообразования и создает условия для высокой степени конкуренции. В то же время часть регионов России обладает высокой концентрацией продавцов с потенциалом рыночной власти и мотивацией для ее использования. Насколько эта власть реализуется и есть ли признаки неконкурентного ценообразования в регионах России, в том числе с низкой концентрацией продавцов, – актуальная задача для новых обширных исследований.

Список литературы :

  1. Брагинский О.Б., Куницына Н.Н., Лактионов В.В. Исследование, моделирование и прогнозирование российского рынка автомобильных топлив // Препринт # WP/2011/284. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  2. Брагинский О.Б., Лактионов В.В. О методах анализа и прогноза структуры рынка автомобильных топлив // Нефть, газ и бизнес. №9. С.38-41, 2008.
  3. Интернет-каталог российских АЗС // http://www.benzin-price.ru/
  4. Краснова М. И. Совершенствование методики оценки конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. Выпуск № 2, 2012.
  5. Панфилов М.В. Есть ли сговор на российском рынке розничной продажи нефтепродуктов? // Магистерская диссертация РЭШ, 2008
  6. Филькин М.Е. Эмпирический анализ конкуренции на розничном рынке бензина // Экономическая наука современной России. №3 (50) С.78-92. 2010.
  7. Чернавский С.Я. Реформы регулируемых отраслей российской энергетики // Нестор-История, М.; СПб., 2013.

References

  1. Braginskij O.B., Kunicyna N.N., Laktionov V.V. Research, modeling and forecasting of Russian automotive fuels market // Preprint # WP/2011/284. – M.: CEMI RAS, 2011.
  2. Braginskij O.B., Laktionov V.V. Methods for analyzing and forecasting of automotive fuels market structure // Oil, gas and business. №9. С.38-41, 2008.
  3. Internet database of Russian gas stations // http://www.benzin-price.ru/
  4. Krasnova M. I. Improvement of the methodology of competition estimation in the regional gasoline market // Perm University Herald, Issue №2, 2012.
  5. Panfilov M.V. Is there collusion in the Russian retail gasoline market? // Master theses, NES, 2008.
  6. Fil’kin M.E. Empirical analysis of competition in the Russian retail gasoline market // Economics of Contemporary Russia. №3 (50), pp. 78-92. 2010.
  7. Chernavskij S.Ja. Industrial regulatory reforms in the Russian energy sector // Nestor-History, M., SPb., 2013.