Плановые тзр. Транспортно-заготовительные расходы - понятие и состав

Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.

При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.

Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара

В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:

  • Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
  • Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
  • Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
  • Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.

Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.

В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.

Пример расчета транспортных расходов

Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.

  • партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
  • партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.

При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.

В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.

В итоге должно получиться: расходы по доставке – 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.

Расходы по доставке – 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.

В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара

В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на под наименованием “Расходы на продажу”, поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).

На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.

Пример списания суммы транспортных затрат

Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.

  • первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
  • вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае – 120000.

Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.

По расчетам сумма ТЗР составила:

  • оплата бензина – 1000 руб.;
  • страховой взнос с зарплаты для водителя – 240 руб.;
  • зарплата водителя – 800 руб.;
  • амортизация машины – 500 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки

Сумма Дебет Кредит Наименование операции
80000 41.1 60 стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика
8000 44.ТР 60 расходы на доставку одной партии
120000 41.1 60 стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика
12000 44.ТР 60 расходы на доставку второй партии
40000 44.1 60 стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика
1000 44.ТР 10 затраты на топливо
800 44.ТР 70 заработная плата водителя
240 44.ТР 69 страховые взносы с зарплаты водителя
500 44.ТР 02 амортизация автомобиля

В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.

На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.

В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?

Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 – 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.

Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.

Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу

Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР

Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:

ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.

Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:

  • включать транспортные расходы в стоимость доставки;
  • включать ТЗР в расходы на продажу.

При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.

Транспортные затраты при продаже товара

В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:

  • когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
  • когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
  • когда доставку товара оплачивает продавец.

В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.

В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.

  1. Затраченные средства на доставку могут включать в расходы на продажу либо в стоимость товара.
  2. В первом случае ТЗР должны отражаться по счету дебета 41, во втором – по дебету 44, на отдельном листе.
  3. Когда учет ТЗР ведется отдельно, то они должны списываться пропорционально проданным товарам.

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) - это затраты организации, которые непосредственно связаны с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). О бухгалтерском учете ТЗР расскажем в нашем материале.

Что включается в ТЗР

К ТЗР относятся следующие расходы:

  • расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
  • расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
  • расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);
  • наценки и надбавки, комиссионные вознаграждения, которые уплачиваются снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;
  • таможенные платежи;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
  • расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
  • стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
  • другие расходы.

ТЗР наряду со стоимостью материалов по ценам поставщиков и расходами по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию, образуют фактическую себестоимость материалов (п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Как учитываются ТЗР

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают 3 варианта учета ТЗР (п.п. 83, 85 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н):

1) ТЗР относятся на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

2) ТЗР списываются на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) ТЗР включаются в фактическую себестоимость материалов, учитываемых на счете 10.

У тех, кто может вести упрощенный бухучет, есть еще один вариант: списывать ТЗР на расходы сразу в момент их возникновения (п. 13.1 ПБУ 5/01).

При этом важно учитывать, что конкретный порядок учете ТЗР каждая организация определяет самостоятельно с учетом своей специфики и закрепляет это в своей .

К примеру, при учете ТЗР на субсчете к счету 10 бухгалтерские записи будут следующие:

Дебет счета 10, субсчет «ТЗР» — Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Проводки по списанию ТЗР

Если ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов на счете 10, списание ТЗР происходит в составе стоимости списываемых материалов автоматически:

Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 91 «Прочие доходы и расходы» и др. - Кредит счета 10

В остальных случаях списывать ТЗР нужно отдельной бухгалтерской записью.

ТЗР ежемесячно списываются на те же счета бухгалтерского учета, на которые была отнесена стоимость списываемых материалов (п. 86 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н).

Для списания ТЗР по отдельным видам или группам материалов рассчитывается средний процент ТЗР (ТЗР %):

ТЗР % = (ТЗР Н + ТЗР М) / (М Н + М М) * 100%,

где ТЗР Н - сумма остатка ТЗР на начало месяца;

ТЗР М - ТЗР за месяц;

М Н — сумма остатка материалов на начало месяца;

М М - сумма поступивших материалов за месяц.

Соответственно, умножив ТЗР % на стоимость списываемых материалов по учетной стоимости, получаем часть ТЗР, подлежащих списанию в этом месяце.

При учете ТЗР на счете 16 такими записями могут быть:

Дебет счетов 20, 23, 26, 91 и др. - Кредит счета 16.

Все расходы, связанные с приобретением товаров и запасов, учитываются отдельной статьей расходов в балансе. Впоследствии они должны быть списаны на себестоимость или общую сумму затрат организации за текущий период.

Суть

В бухучете транспортно-заготовительные расходы включают затраты, связанные с доставкой материалов (п. 70 приказ Минфина № 119н), в том числе:

  • погрузочные работы;
  • транспортировка;
  • командировочные;
  • хранение материалов на ж/д станциях, пристанях;
  • складской комплекс, в том числе затраты на содержание заготовительных пунктов;
  • плату за кредиты;
  • недостача и порча;
  • наценки, надбавки.

Учет транспортно-заготовительных расходов осуществляется одним из таких способов:

  • непосредственно в себестоимости материалов;
  • на счете 15 «Заготовление сырья» обособленно;
  • на отдельном субсчете, подключенном к счету 10 «Материалы».

Выбранный способ прописывается в учетной политике.

Проводки

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.
  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам. По ним же будут распределяться затраты. Материалы будут приходоваться по учетным ценам:

  • утвержденным организацией;
  • прописанным в договоре;
  • фактической себестоимость за прошедший период.

Если цена отклоняется от себестоимости более чем на 10 %, ее нужно проверять.

Если ТЗР учитываются отдельно, их нужно списывать в конце месяца проводкой Д-т 20 (25) К-т 16 (10).

Дробление расходов

Рассмотрим детальнее, как можно распределять транспортно-заготовительные расходы:

  • Процент затрат не превышает 1/10 от стоимости всех материалов: все расходы, принятые к учету в текущем периоде, полностью распределяется на материалы, списанные на счета 20, 23 и 91-2.
  • ТЗР не превышает 5 % от стоимости материалов: сумма расходов полностью списывается в текущем периоде на стоимость привезенного сырья.
  • По среднему проценту расходов.
  • По проценту на начало отчетного периода. Завышение или занижение суммы затрат в текущем месяце следует откорректировать в следующем месяце.
  • По нормативам. Суммы расходов, превышающие утвержденные значения, учитываются в следующем периоде.

Расчеты

Как указано, транспортно-заготовительные расходы в некоторых случаях приходуются по среднему проценту. Рассмотрим детальнее, как его рассчитать:

  • (Остаток транспортных затрат на начало периода + Сумма расходов по доставке материалов в текущем месяце) : (Стоимость запасов на начало месяца + Стоимость поступивших материалов) х 100%,
  • Средний % списанных МЗП: Учетная стоимость запасов.

Пример 1

ОАО занимается изготовлением изделий из металла. Учет материалов предприятие ведет на счетах 15 и 16. На 01.02 в балансе числилось:

  • сч. 10: 10 тонн металла на сумму 28 000 руб.;
  • сч. 16: остаток ТЗР в сумме 3000 руб.

В течение месяца ОАО купило 50 тонн металла на сумму 168 150 руб. Стоимость доставки этой партии составляет 17,7 тыс. руб. В этом же периоде 35 тонн металла было передано в производство. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 – 142,5 тыс. руб. – поступление металла.
  • Д-т 19 К-т 60 – 25,65 тыс. руб. – учтен НДС.
  • Д-т 68 К-т 19 – 25,65 руб. – принят к вычету налог по купленному сырью.
  • Д-т 10 К-т 15 – 140 тыс. руб. – оприходован металл.
  • Д-т 15 К-т 60 – 15 тыс. руб. – отражена стоимость доставки.
  • Д-т 19 К-т 60 – 2,7 тыс. руб. – учет налог из ТЗР.
  • Д-т 68 К-т 19 – 2,7 тыс. руб. – вычет налога по ТЗР.
  • Д-т 16 К-т 15 – 17,5 тыс. руб. (142,5 + 15 – 140) – списана разница между ценой и себестоимостью.
  • Д-т 20 К-т 10 – 98 тыс. руб.– металл передан в производство.

Стоимость сырья, подлежащего списанию в феврале, рассчитывается так:

  1. 2,8 - 10 + 2,8 х 50 = 168 тыс. руб. - стоимость металла с учетом начального остатка.
  2. 3 + 17,5 = 20,5 тыс. руб. - сумма ТЗР, в том числе с начальным остатком.
  3. 20,5 / 168 х 100 = 12,2 % - средний процент.

ТЗР, подлежащие списанию в феврале (98 х 12,2 % = 11,956 тыс. руб.), учитываются проводкой Д-т 20 К-т 16.

Особенности

Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему. Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.

Пример 2

В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков. Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа - 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.

Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг.

Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6: 9 = 4,667 тыс. руб.

Затраты по доставке уголка составляют: 7 х 3: 9 = 2,333 тыс. руб.

Налоговый учет

Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.

Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы

Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.

Пример

Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.

Стоимость доставки распределяется на сырье:

  1. 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
  2. 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.

Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе

Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).

В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.

Вариант 3. Применяется только к проданным товарам

Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:

  • оплата услуг страхования - на дату уплаты премии;
  • пошлины - на дату уплаты;
  • вознаграждение посреднику - в день перечисления средств со счета.

Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:

  • ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).

При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.

Пример 3

Торговая организация в июне 2015 года закупила материальные запасы на сумму 708 тыс. руб. Расходы по их доставке составили 23,6 тыс. руб. Учетной политикой предусмотрено, что эти затраты включаются в себестоимость. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 15 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.
  • Д-т 19 К-т 60 - 3,6 тыс. руб. - НДС по ТЗР.
  • Д-т 41 К-т 15 - 620 тыс. руб. - фактическая себестоимость.

Пример 4

Дополним условия предыдущего примера. Допустим, учетной политикой условного ООО предусмотрено, что ТЗР включаются в расходы на реализацию. Фактическая себестоимость формируется на счете 41:

  • Д-т 41 К-т 60 - 600 тыс. руб. - покупная стоимость сырья.
  • Д-т 19 К-т 60 - 108 тыс. руб. - отражен НДС.
  • Д-т 41 К-т 60 - 20 тыс. руб. - стоимость ТЗР.

Пример 5

Существует еще один способ учета. ТЗР можно отображать на одноименном субсчете, открытом к счету 44. Затем эти суммы подлежат списанию.

Допустим, организация осуществляет доставку товаров на склад своим транспортом. За половину 2015 года зарплата водителя составила 150 тыс. руб., отчисления на соцстрахование – 5 тыс. руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. Проводки:

  • Д-т 44 К-т 70 - 150 тыс. руб. - зарплата водителя.
  • Д-т 44 К-т 69 - 53,4 тыс. руб. - начислены сборы на зарплату.
  • Д-т 44 К-т 02 - 5 тыс. руб. - начислена амортизация.
  • Д-т 44 К-т 60 - 20 тыс. руб. - расходы на ГСМ.

Если организация одним и тем же ТС осуществляет доставку товара на свой склад и клиентам, то разделять расходы очень тяжело. В таких случаях рекомендуется в учетной политике прописать, что все суммы будут списываться на счет 44 без дальнейшего распределения.

Складской комплекс в неторговых организациях

Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности. Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости. Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное - этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.

Ермошина е.Л., главный редактор журнала «Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения»

В 12-м номере нашего журнала, в статье «Договор поставки и транспортные расходы. Учет у продавца», мы рассказали о том, как правильно отразить в договоре условия поставки товаров, обратив внимание на тот факт, что момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки. Это важно как для продавца, так и для покупателя. В данной статье речь пойдет об отражении расходов по доставке товара в учете покупателя (как в бухгалтерском, так и в налоговом). Причем обо всех расходах, связанных с доставкой товара, другими словами – транспортно-заготовительных расходах (ТЗР).

Отражение в учете транспортных расходов

в зависимости от условий договора

Рассмотрим теперь, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

1. Стоимость доставки включена в цену товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.

В данном случае для любого покупателя (не важно, является он торговой организацией, закупающей товар, или промышленным предприятием, приобретающим сырье и материалы) транспортные расходы войдут в цену товара, даже если их сумма выделена в расчетных документах.

Пример 1.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.

Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.).

В бухгалтерском учете ООО «Гамма» будут сделаны следующие проводки:

Что касается налогового учета, то транспортные расходы войдут в цену товара и не будут отдельно формировать прямых расходов по доставке товара, указанных в ст. 320 НК РФ .

2. Стоимость доставки установлена сверх цены товара

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

В данной ситуации учет в торговых (приобретение товаров) и промышленных (приобретение материалов) предприятиях может различаться.

2.1. ТЗР по приобретению материалов

Бухгалтерский учет

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01 ), в которую включаются также фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов (МПЗ) и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01 ). Таким образом, ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов.

Транспортно-заготовительные расходы – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ , далее – Методические указания ).

В состав ТЗР входят:

1. Расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору.

2. Расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов.

3. Плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, пристанях, в портах.

4. Наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям.

5. Стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча) в пределах норм естественной убыли.

6. Плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету.

7. Расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию.

8. Расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовки материалов.

9. Другие расходы.

Согласно п. 83 Методических указаний ТЗР принимаются к учету по одному из трех вариантов, устанавливаемых организацией самостоятельно в учетной политике.

Вариант 1. Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, к денежной оценке вклада в , если он вносится в форме МПЗ, и др.).

Данный вариант учета ТЗР целесообразно применять в организациях с небольшой номенклатурой материалов либо в случае существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Подробно на этом варианте учета мы останавливаться не будем.

Вариант 2. ТЗР отражаются на отдельном субсчете к счету «Материалы».

Пример 2.

По состоянию на 1 июля 2005 г . в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 100 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете 10-1-1 «ТЗР по материалам», равна 1 500 руб.

Дата

Количество

Цена без НДС

Сумма без НДС

НДС

Итого сумма с НДС

Итого

180

26 300

4 734

31 034

За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала.

Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете к балансовому счету 10 «Материалы» ; стоимость материалов, отпускаемых со склада, определяется по способу средней себестоимости.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражены ТЗР по материалам

Отражен НДС по ТЗР

Для того чтобы отразить передачу материалов в производство, необходимо рассчитать среднюю себестоимость единицы материала, которая будет равна частному от деления стоимости всего материала на его количество.

Общая стоимость приобретенного в июле материала с учетом его остатка на начало месяца составляет 36 400 руб. (10 100 + 26 300), а общее количество – 260 шт. (80 + 180).

Стоимость одной единицы материала, определенная по способу средней себестоимости, составляет 140 руб. (36 400 руб. / 260 шт.).

Таким образом, стоимость материалов, переданных в производство, составила 33 600 руб. (240 шт. х 140 руб.).

Остаток материалов на складе на 1 августа составит 20 шт. (80 + 180 - 240). Стоимость остатка – 2 800 руб. (10 100 + 26 300 - 33 600).

Теперь произведем расчет величины ТЗР, подлежащих отнесению на затраты в июле 2005 года.

Расчет ТЗР за июль

№ п/п

Средняя стоимость материалов

Остаток на начало месяца

Поступило за месяц

Итого (п. 1 + п. 2)

Процент ТЗР

12,3626% <*>

<*> (4 500 руб. / 36 400 руб. х 100%) = 12,3626%.

<**> 33 600 руб. х 12,3626% = 4 154 руб.

В соответствии с п. 86 Методических указаний ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Организация имеет право (которое необходимо закрепить в учетной политике) применять упрощенные методы расчета ТЗР (ст. 88 Методических указаний ):

– округление процента ТЗР до целых единиц;

– списание в полной сумме на счета , и др. – при удельном весе ТЗР в учетной стоимости материалов не более 10%;

– списание ТЗР исходя из планового удельного веса с последующей корректировкой;

– применение процента ТЗР, сложившегося на начало текущего месяца, с корректировкой в следующем месяце, если недосписание (или излишнее списание) отклонений ТЗР превысит 5%.

Остановимся на двух из указанных методов расчета ТЗР.

Удельный вес ТЗР может округляться до целых процентов. Применительно к нашему примеру ТЗР составят 12%, а стоимость ТЗР, списанных за отчетный месяц, – 4 032 руб. (33 600 руб. х 12%).

При небольшом количестве ТЗР (не более 5% от договорной (учетной) стоимости материалов) организация вправе списать всю сумму ТЗР, возникших за отчетный период, на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.

Пример 3.

Воспользуемся данными примера 2, из расчета которого видно, что за отчетный месяц списано материалов на сумму 33 600 руб. Предположим, что ТЗР за месяц составили 1 600 руб.

Удельный вес ТЗР в стоимости списанных материалов составил 4,76% (1 600 руб. / 33 600 руб. х 100%).

В этом случае вся сумма ТЗР в размере 1 600 руб. может быть списана на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.

Вариант 3. ТЗР отражаются на отдельном счете «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика.

В соответствии с п. 85 Методических указаний ТЗР также можно относить на балансовый счет . Следовательно, в состав отклонения в стоимости материалов (разницы между фактической себестоимостью приобретаемых материалов и их учетной ценой) будет входить не только разница между стоимостью материала по договорной цене и его учетной ценой, но и сумма ТЗР, а сумма отклонений по окончании отчетного периода в полном объеме списывается на балансовый счет .

В остатке по балансовому счету у организации может числиться только указанная в расчетных документах поставщика (счете, счете-фактуре, платежном требовании-поручении и т.п.) стоимость материалов, на которые к покупателю перешли права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили (материалы в пути).

Рассмотрим на примере порядок отражения и списания отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен.

Пример 4.

По состоянию на 1 июля 2005 г . в учете ООО «Гамма» числилось 80 ед. материала на сумму 10 000 руб. Сумма отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен, отраженная как дебетовый остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» , составила 1 500 руб.

За месяц от поставщиков было получено четыре партии такого же материала.

Дата

Количество

Цена без НДС

Сумма без НДС

НДС

Итого сумма с НДС

Итого

180

26 300

4 734

31 034

При приобретении материала организация произвела ТЗР в сумме 3 540 руб., в том числе НДС – 540 руб.

За месяц со склада в производство было отпущено 240 ед. материала. Учетная стоимость единицы материала равна 125 руб. (10 000 руб. / 80 шт.).

Учетной политикой организации предусмотрено, что ТЗР включаются в состав отклонений.

Поступление материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получены материалы от поставщиков

Отражен НДС по полученным материалам

Отражены ТЗР по материалам

Отражен НДС по ТЗР

Погашена задолженность поставщикам за материалы и ТЗР

Принят к вычету НДС по материалам и ТЗР

Отражено поступление материалов по учетным ценам

(125 руб. х 180 шт.)

Отражена сумма отклонений (включая ТЗР) между фактической стоимостью приобретенных материалов и учетной ценой

(26 300 + 3 000 - 22 500) руб.

Стоимость материалов, переданных в производство по учетным ценам, составила 30 000 руб. (240 шт. х 125 руб.). Остаток материалов на складе на 1 августа составит 20 шт. (80 + 180 - 240). Стоимость остатка – 2 500 руб. (10 000 + 22 500 - 30 000).

Списание отклонений в стоимости материалов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов исходя из процентного отношения суммы остатка величины отклонения на начало отчетного периода (1 500 руб.), текущих отклонений за период (6 800 руб.) к сумме остатка материалов на начало периода (10 000 руб.) и поступивших за этот период материалов по учетной стоимости (22 500 руб.). Полученное процентное отношение должно использоваться при списании отклонения на увеличение учетной стоимости израсходованных материалов.

Теперь произведем расчет величины отклонений, подлежащих списанию в июле 2005 года.

Расчет отклонений за июль

№ п/п

Средняя стоимость материалов

Остаток на начало месяца

Поступило за месяц

Итого (п. 1 + п. 2)

Процент ТЗР

25, 5385% <*>

Списано за отчетный месяц всего

Остаток на конец месяца (п. 3 - п. 5)

<*> (8 300 руб. / 32 500 руб. х 100%) = 25,5385%.

<**> 30 000 руб. х 25,5385% = 7 662 руб.

В соответствии с п. 86 Методических указаний отклоненияподлежат списанию на те же счета бухгалтерского учета, что и материалы (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.). Поэтому списание материалов в учете ООО «Гамма» будет отражено следующими проводками:

Согласно п. 88 Методических указаний , так же как и во втором варианте, допускается применение упрощенных вариантов расчета стоимости отклонений при их списании на расходы.

Налоговый учет

Как уже говорилось выше, в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материалов, а в налоговом некоторые их виды имеют особый порядок учета в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль. Различия между бухгалтерским и налоговым учетом ТЗР представлены в таблице.

Вид ТЗР

Для целей БУ

Для целей НУ

Раз-ницы <*>

Транспортные расходы, погрузка

Командировочные расходы (кроме суточных сверх норм)

Командировочные расходы (сверхнормативные суточные)

Хранение материалов

Наценки и комиссионные вознаграждения

Недостача, порча в пределах норм естественной убыли <****>

Материальн. расх.

Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (в пределах норм, установленных ст. 269 НК РФ)

Внереализ. расх.

Проценты за кредит, связанные с приобретением материалов до принятия их к учету (сверх норм, установленных ст. 269 НК РФ)

Расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата

Косвен. расх.

Расходы по содержанию заготовительных пунктов

Косвен. расх.

<*> ВНР – временные налогооблагаемые разницы; ВВР – временные вычитаемые разницы; ПР – .

<**> ФС – в бухгалтерском учете ТЗР участвуют в формировании фактической себестоимости материальных ценностей (п. 6 ПБУ 5/01 ).

<***> МЦ – в налоговом учете ТЗР учитываются в стоимости приобретения материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ ).

<****> Обратите внимание! В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральным законом № 58-ФЗ установлено, что впредь до утверждения норм естественной убыли в порядке, установленном пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ , применяются нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г .

Таким образом, постоянных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом не возникает.

Однако следует обратить внимание на такой момент. Если в бухгалтерском учете организация учитывает ТЗР по первому варианту, то они включаются в фактическую себестоимость материала напрямую.

Если же организация учитывает ТЗР на отдельном субсчете к счету (вариант 2) или ведет учет заготовления материалов с применением счетов и (вариант 3), то указанные расходы распределяются между объектами учета. Таким образом, полная фактическая себестоимость материала формируется путем усреднения и распределения ТЗР во времени. Однако НК РФ не допускает использование описанного способа. В таком случае бухгалтеру придется идти одним из двух путей:

1. В бухгалтерском учете ТЗР учитывать на субсчете или использовать счета и , а в налоговом – включать их напрямую в фактическую себестоимость. Это приведет к огромному количеству расхождений, с трудом поддающихся расчету.

2. В налоговом учете ТЗР в фактическую себестоимость включаются не напрямую, а распределяются между объектами учета, то есть по аналогии с бухгалтерским учетом (вариантами 2 и 3). Работники бухгалтерии будут избавлены от трудоемких расчетов временных разниц. Единственное, что может грозить предприятию, это ответственность по ст. 120 НК РФ (штраф от 5 до 15 тыс. рублей) за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

2.2. ТЗР по приобретению товаров

Конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций нормативными документами ни по бухгалтерскому учету, ни по налогообложению не определен. Перечень транспортных расходов, например, предложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ , однако он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье.

В целях бухгалтерского учета бухгалтерам торговых организаций можно порекомендовать применять , которые действуют до сих пор (Минфин РФ разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями с учетом требований, принципов и правил, установленных в соответствии с нормативными документами по бухучету). Однако Методические рекомендации Роскомторга не являются обязательными к применению, поэтому состав транспортных расходов и выбранный способ их бухгалтерского учета необходимо закрепить в учетной политике.

– оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

– оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

– стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т.п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);

– плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

– плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным договорам.

Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 . Согласно п. 6 ПБУ 5/01 затраты по заготовке и доставке МПЗ до места использования включаются в их фактическую себестоимость, которая может:

– либо сразу формироваться на счете 41 «Товары» ;

– либо сначала накапливаться на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» , а затем накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары» .

Существует еще один способ учета транспортных расходов. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 торговые организации могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до их передачи в продажу.

Пример 5.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Право собственности на товар переходит в момент отгрузки со склада поставщика. Доставка оплачивается отдельно, ее стоимость – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.).

Предположим, учетной политикой ООО «Гамма» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу.

Как видим, торговым организациям дано право самостоятельно определять в учетной политике для целей бухгалтерского учета порядок учета транспортных расходов по приобретению товаров:

– либо в себестоимости таких товаров;

– либо в составе расходов на продажу.

Однако следует отметить, что для бухгалтерского учета сам порядок расчета суммы транспортных расходов, приходящейся на остаток товаров, в нормативных документах четко не определен. Можно найти лишь упоминания о нем в следующих документах:

п. 13 ПБУ 5/01 :организация, осуществляющая торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, может включать в состав расходов на продажу;

Инструкция по применению Плана счетов : по дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи» . При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В пунктах 87, 88 Методических указаний приводится расчет списания ТЗР, но предложенная методика относится к разделу 2 «Учет материалов» и применять ее к товарам, по мнению автора, некорректно.

Получается, что порядок распределения транспортных расходов в бухгалтерском учете организация должна определить самостоятельно, закрепив его в приказе об учетной политике. С целью минимизации трудозатрат целесообразно использовать методику распределения расходов, изложенную в гл. 25 НК РФ .

Что касается налогового учета , то состав транспортных расходов, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль, НК РФ не установлен. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено НК РФ). В связи с этим при определении состава транспортных расходов в налоговом учете можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ) , согласно которому к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги (см., например, ОКВЭД, класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», включающий погрузку и разгрузку грузов и багажа, а также хранение и складирование всех видов грузов). Таким образом, в целях налогообложения можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете.

Обратите внимание! Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ внесены существенные изменения в гл. 25 НК РФ , в частности в ст. 320 НК РФ , которая посвящена порядку определения расходов по торговым операциям. Новая редакция ст. 320 НК РФ вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования этого закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Итак, что же изменилось в порядке определения расходов по торговым операциям?

Во-первых, согласно новой редакции указанной статьи транспортные расходы по приобретению товаров можно учитывать не только в составе издержек обращения, но и включать в стоимость приобретения товаров, что позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет. (Старая редакция ст. 320 НК РФ предусматривала единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли – расходы на доставку товаров подлежали распределению на остаток товаров на складе независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов).

…В сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика – покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров . …Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (новая редакция ст. 320 НК РФ ).

Во-вторых, стала более корректной формула расчета среднего процента. Поясним это на примере.

Согласно ст. 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся:

– стоимость приобретения (в старой редакции рассматриваемой статьи – покупных ) товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде;

– суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров (в случае если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров).

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ , осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Формула в старом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе , определялась по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

<*> Получалось, что на практике в числителе фигурировали только транспортные расходы, хотя формально, следуя букве закона, речь идет о всех прямых расходах, то есть и транспортных расходах, и стоимости покупных товаров.

Формула в новом варианте ст. 320 НК РФ.

Сумма прямых расходов в части транспортных расходов , относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

[Прямые расходы, приходящиеся на остаток нереализованных товаров на начало месяца] + [Прямые расходы, осуществленные в текущем месяце] <*>

[Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце] + [Стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца]

Средний процент = п. 1 / п. 2

Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров = [Средний процент] х [Стоимость остатка товаров на конец месяца]

Пример 6.

Оптовая фирма ООО «Гамма» имеет за июнь 2005 г . следующие показатели.

Транспортные расходы:

– остаток на начало месяца равен 40 000 руб.

– по доставке товаров от поставщика до склада ООО «Гамма» за июнь составили 140 000 руб.

Товары:

– остаток на начало июня равен 500 000 руб.;

– поступило за июнь в сумме 700 000 руб.:

– реализовано за июнь на сумму 1 000 000 руб.;

– остаток нереализованных товаров на конец месяца составляет 200 000 руб. (500 000 + 700 000 - 1 000 000).

Учетной политикой организации для целей налогообложения определено, что стоимость приобретения товаров формируется без учета расходов, связанных с приобретением этих товаров.

По окончании июня бухгалтер ООО «Гамма» сделает следующий расчет:

1. Сумма остатка транспортных расходов на начало месяца и транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце, составит 180 000 руб. (40 000 + 140 000).

2. Сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца – 1 200 000 руб. (1 000 000 + 200 000).

3. Средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров составит 15% (180 000 / 1 200 000 х 100%).

4. Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, – 30 000 руб. (200 000 руб. х 15%).

5. Сумма транспортных расходов, которая будет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль в июне, – 150 000 руб. (40 000 + 140 000 – 30 000).

В-третьих, новая редакция ст. 320 НК РФ ,заменившая слова «товары на складе» на «нереализованные товары», наконец-то поставила точку в споре, учитывать ли в качестве расходов при расчете налога на прибыль расходы по доставке товаров, приходящиеся на товары, которые на конец отчетного месяца являются отгруженными (при особом переходе права собственности), но не реализованными. Теперь не вызывает сомнения, что сумма расходов на доставку, приходящаяся на отгруженный, но не реализованный товар, также должна учитываться в составе прямых расходов, приходящихся на остаток товара.

См. Письмо МФ РФ от 29.04.02 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст.

18.1. Понятие ТЗР

Обратить внимание!

Фактическая стоимость поступающих на предприятие материалов включает в себя покупную стоимость материалов и транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Транспортно-заготовительные расходы - это расходы, связанные с приобретением материалов, которые включают в себя:

Затраты по подготовке продукции к отгрузке;

Транспортные расходы;

Железнодорожные тарифы;

Таможенные пошлины;

Расходы по страхованию грузов в пути;

Оплату информационных, консультационных и прочих услуг, связанных с приобретением материалов;

Затраты по хранению материалов;

Затраты на погрузочно-разгрузочные работы;

Прочие затраты по доведению материальных запасов до состояния, пригодного к использованию, и т.п.

Транспортно-заготовительные расходы в некоторых отраслях могут составлять до 50 % стоимости приобретенных материалов. Поэтому в договорах на поставку указываются условия оплаты и доставки материалов, в частности формы оплаты транспортных расходов.

18.2. Способы учета ТЗР

Обратить внимание!

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации могут приниматься к учету путем:

Отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;

Отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

Непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала).

Первый способ отражения ТЗР могут применять только те организации, которые приходуют материалы по учетным ценам, установленным организацией самостоятельно.

При учете ТЗР по второму способу необходимо сначала определить процент ТЗР, подлежащих списанию, а затем сумму ТЗР, которая должна быть списана. Процент, который следует использовать при списании таких расходов (ТЗР %) на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов, рассчитывается следующим образом:

ТЗР % = [(ТЗР нач + ТЗР мес) / (М нач + М мес)] * 100 %,

где ТЗР нач – остаток ТЗР на начало месяца (отчетного периода);

ТЗР мес – общая сумма ТЗР за прошедший месяц (отчетный период);

М нач – стоимость материалов на начало месяца (отчетного периода);

М мес – стоимость материалов, поступивших в течение месяца (отчетного периода).

Сумма ТЗР, подлежащая списанию на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов, определяется по формуле

ТЗР спис = М пр * ТЗР % ,

где М пр – стоимость материалов, отпущенных в производство.

Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (третий способ) целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведется. При поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75...) – отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26...) – отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75...) – отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26...) – учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76) – отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76) – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15 – оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывайте в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15 – отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16 – отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно (т.е. отдельно), то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

Либо на счете 10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы»;

Либо на счете 15 »Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 »Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухучете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

Планово-расчетную цену, утвержденную организацией;

Договорную цену;

Фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);

Среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформить это в конце месяца нужно проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 16 (10 субсчет »Транспортно-заготовительные расходы») – списаны ТЗР по израсходованным материалам.

18.3. Методы распределения ТЗР

Обратить внимание!

Чтобы снизить трудоемкость распределения транспортно-заготовительных расходов, бухгалтер может воспользоваться одним из следующих упрощенных методов:

Сумма ТЗР по всем материалам, принятым к учету в отчетном периоде, полностью распределяется между материалами, списанными на счета 20, 23 и 91-2. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 10 процентов от стоимости всех списанных материалов;

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов, округляется до целых единиц;

Сумма ТЗР распределяется с учетом их процента, сложившегося на начало отчетного периода. Средний процент за отчетный период в этом случае не рассчитывается. Если сумма ТЗР, определенная таким способом, будет завышена или занижена, то в следующем отчетном периоде ее следует скорректировать;

Сумма ТЗР распределяется по нормативу, закрепленному в плановых калькуляциях. Если фактические затраты отличаются от нормативных, то разница учитывается в следующем отчетном периоде;

Сумма ТЗР полностью списывается на увеличение стоимости материалов, израсходованных в отчетном периоде. Использование этого метода допускается, если сумма ТЗР не превышает 5 процентов от учетной стоимости материалов.

18.4. Списание ТЗР

Обратить внимание!

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого нужно использовать формулу:

Сумму ТЗР, которая должна быть списана, определяют так:

Стоимость материалов, списанных в производство × Процент ТЗР, подлежащих списанию по итогам месяца.

Задание 32 . По бухгалтерской учетной политике организации транспортно-заготовительные расходы учитываются на специальном субсчете счета 10 "Материалы" (субсчет 10-12).

На начало месяца в учете компании числится 1400 ед. материалов. Их договорная стоимость составляет 1 120 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, приходящаяся на остаток материалов, равна 134 400 руб. (без НДС).

В течение месяца приобретено 8000 ед. материалов. Стоимость всей партии, установленная поставщиком, - 8 024 000 руб. (в том числе НДС - 1 224 000 руб.).

Для приобретения материалов организация воспользовалась информационно-консультационными услугами сторонней организации. Их стоимость составила 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). Материалы покупались через посредника. Расходы на оплату его услуг равны 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.). Материалы доставлялись до склада транспортной организацией. Расходы на оплату услуг по доставке составили 590 000 руб. (в том числе НДС - 90 000 руб.). В течение месяца в производство были отпущены материалы на сумму 5 654 000 руб.

Составить бухгалтерские проводки, найти общую сумму ТЗР по материалам, поступившим в течение месяца, процент ТЗР, приходящийся на списание материалов и сумму ТЗР, подлежащую списанию.

Задание 33 . На начало месяца в учете организации числится 3000 ед. материалов на общую сумму 900 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР, которая на них приходится, составляет 27 000 руб. (без НДС). В течение месяца приобретено 5000 ед. материалов стоимостью 1 550 000 руб. (без НДС). Сумма ТЗР по ним составила 62 000 руб. (без НДС). В течение месяца в производство было отпущено материалов на сумму 950 000 руб.

Найти процент отклонений, приходящийся на списанные материалы и составить бухгалтерские проводки.


Похожая информация.