Обязательный модуль "экономика" курс "экономическая теория". Социально-экономические последствия инфляции и основные направления антиинфляционной политики Последствия инфляции антиинфляционная политика

Инфляция выступает как постоянный спутник рыночного хозяйства. К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

1. перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения ;

Перераспределение доходов и богатства возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет. При инфляции невыгодно давать в долг по фиксированной цене. Инфляция перераспределяет доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит. Особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.

В условиях инфляции богатеют посредники, занимающиеся перепродажей ценных бумаг, товаров, валюты. В результате повышения своих тарифов «наживаются» естественные монополии. Все это происходит на фоне проигрыша от роста цен государственных служащих с фиксированной заработной платой, пенсионеров, получателей страховых, арендных и коммунальных платежей.

2. отставание цен государственных предприятий от рыночных цен , чему способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

3. скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов.

4. ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег ; Бегством от дешевеющих денег в СССР было дачное строительство, покупка мебели, золота и т. п. В начале 90-х годов с падением денежных доходов снижается спрос на все товары, в том числе и продовольственные, но у определенного слоя населения остается устойчивый спрос на недвижимость, машины, антиквариат.

5. нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей ; Цены - главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

6. отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции , что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают; Реальный процент = номинальный процент - процент уровня инфляции.

7. обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы . Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой занятостью и большим объемом производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы. При снижении инфляции на 1% безработица возрастает на 2%.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита) , понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

19. Экономический рост: сущность, показатели, факторы. Типы экономического роста. Качество экономического роста.

Экономический рост представляет такое развитие национального хозяйства, при котором увеличиваются валовой национальный доход и реальный валовой внутренний продукт как источники удовлетворения потребностей общества. Под экономическим ростом обычно понимают не кратковременные взлеты реального объема общенационального производства, а долговременные тенденции увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов его производства.

Сущность и значение экономического роста заключаются в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы ¾ противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей. Экономический рост позволяет одновременно увеличивать наличные ресурсы, текущее потребление, а также новые дополнительные вложения в дальнейшее развитие производства.

Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста совокупного дохода или реального ВВП в целом или на душу населения. Темп прироста реального ВВП выглядит следующим образом:

X = (Y t - Y t - 1) : Y t - 1 ,

где X ¾ темп прироста реального выпуска;

Y t ¾ реальный выпуск текущего года;

Y t - 1 ¾ реальный выпуск предшествующего года.

Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Использование любого из названных способов предполагает очищение показателей экономического роста от инфляционной составляющей. Для этой цели измерение физического прироста дается в ценах предшествующего периода. При исчислении стоимостного прироста совокупного дохода (или ВВП) его величина делится на индекс роста цен за отмеченный период.

Факторы экономического роста могут подразделяться следующим образом:

1) факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии);

2) факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания);

3) факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).

В любом случае рост экономики в первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных видов производственных ресурсов ¾ трудовых, капитальных, природных (земельных), имеющихся в ограниченном количестве.

Переход на новое качество экономического роста означает, что экономическое развитие:

· осуществляется главным образом в результате использования фактора НТП ¾ применения компьютерных, ресурсосберегающих технологий и т. п.;

· в большей мере, чем в предыдущий период, связано с повышением качества выпускаемых товаров и услуг, на что толкает конкуренция качества;

· имеет ограничители, устанавливаемые правительством в целях охраны экологической среды жизнедеятельности человека (нарушение этих пределов экономического роста считается социально опасным);

· имеет социальную направленность, а именно наблюдается рост социальной инфраструктуры, улучшение безопасности условий труда, приток инвестиций в человеческий капитал, более рациональное использование свободного времени, обеспечение полной занятости трудоспособного населения и т. д.

Типы экономического роста характеризуются следующим.

Экстенсивный тип экономического роста предполагает увеличение выпуска продукции при использовании дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов.

Интенсивный тип экономического роста связан с ростом эффективности производства. Он предполагает увеличение выпуска продукции на единицу используемых ресурсов, улучшение качественных характеристик производства. Подобные процессы проявляются:

· в использовании достижений НТП, обновлении производства;

· в повышении квалификации работников;

· в повышении качества выпускаемой продукции, обновлении ассортимента.

Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут сочетаться, когда увеличение масштабов производства происходит на новой технологической и технической основе.

При экстенсивном росте экономика в основном сохраняет хозяйственные пропорции, свою структурную характеристику и развивается вширь. В условиях интенсивного типа развития экономика становится динамичной, не только увеличиваются темпы роста, но и происходят прогрессивные структурные изменения.


Похожая информация.


Вопрос№37 «Инфляция:сущность,причины,виды,измерение»

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Определение, измерение и виды инфляции

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция - это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Индекс цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Предположим, что за базовый принят 1991 г. В этом случае нам необходимо рассчитать стоимость рыночного набора в текущих ценах, т.е. в ценах данного года (числитель формулы) и стоимость рыночного набора в базовых ценах, т.е. в ценах 1991 г. (знаменатель формулы).

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

· Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

· Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

· Инфляцию спроса

· Инфляцию издержек

· Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

· Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

· Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

· Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

· Неожидаемая

· Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

· монетарные : несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

· внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы :

· неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

· финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики . Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики . Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Вопрос№38 «Социально-экономические последствия инфляции.Антиинфляционная политика государства»

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».

2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий , в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика . Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика . Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.

Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер , находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита . Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов . В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Фиксацию валютного курса, как основную антиинфляционную меру, применяли (с различным успехом) многие страны: 1980 г. – Чили; 1986 г. – Боливия и Бразилия; 1991 г. – Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной – плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Денежная реформа . Её суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Резюмируя, подчеркнём, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: 1) приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием; 2) потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; 3) помощь международных финансовых организаций или наличие договорённости о реструктуризации существующего долга с кредиторами; 4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой; 5) доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры; 6) обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений; 7) использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно; 8) умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики; 9) психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией. Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко- , средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Как и многие явления, характерные для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно.

Отрицательные последствия инфляции:

  • *перераспределение денежных доходов между группами населения, отраслями экономики, регионами, хозяйствующими субъектами, кредиторами и заёмщиками. Инфляция - это выигрыш одного за счёт другого. Наибольший ущерб инфляция приносит лицам с фиксированными доходами - пенсионерам, студентам, бюджетникам;
  • *снижение реальных доходов и обесценение денежных накоплений населения и хозяйствующих субъектов. Особый негативный момент инфляции заключается в том, что обесценение амортизационных фондов предприятий значительно затрудняет воспроизводственный процесс;
  • *ослабление деловой активности, сокращение частных долгосрочных инвестиций, что приводит впоследствии к замедлению экономического роста;
  • *перелив капитала и кадров из реального сектора экономики в торговлю и посреднические операции;
  • *снижение мотивации к внедрению достижений научно - технического прогресса;
  • *увеличение налогообложения за счёт роста косвенных налогов;
  • *усиление социальной дифференциации в обществе, углубление имущест-венного неравенства;
  • *потеря ценовых ориентиров производства и стимулов повышения производительности труда;
  • *развитие теневого рынка, усиление криминализации экономики;
  • *высокий уровень инфляции снижает инвестиционную привлекательность России со стороны иностранного капитала.

В последнее время в экономической науке появилось новое понятие - инфляция расходов на конечное потребление государственных структур, которое показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые по госзаказу. Если величина этой инфляции выше инфляции на потребительском рынке, то это признак низкого качества государственного управления и высокой коррупции.

Выше были рассмотрены негативные последствия инфляции1. Но инфля-ция является и инструментом, который в определённой мере может быть ис-пользован государством для блага общества и его экономического развития.

Положительные моменты инфляции:

  • *способствуя повышению цен и прибыли, небольшая инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, ускоряет определенные прогрессив-ные структурные сдвиги в экономике;
  • *уменьшается внутренний государственный долг;
  • *растут налоговые доходы государства;
  • *при падении курса национальной валюты может удешевляться экспорт, что способствует расширению зарубежных рынков сбыта продукции. Одновременно растет стоимость импорта, уменьшая конкурентоспособность иностранных товаров.

Однако, несмотря на отмеченные положительные моменты, даже умеренная (9-12% в год) инфляция представляет опасность для экономики страны, поскольку инфляционные ожидания производителей и потребителей могут в определенный момент выйти из-под контроля, раскручивая инфляционную спираль.

Антиинфляционная политика

Инфляция имеет значительные негативные социально - экономические последствия, поэтому государство должно проводить целенаправленную антиинфляционную политику. Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен.

Существуют два основных теоретических подхода к регулированию инфляции.

1. Монетаристская концепция.

Денежное обращение - главная сфера, определяющая развитие всей экономики, поэтому оно должно быть устойчиво. Инфляция нарушает нормальное денежное обращение, в силу чего она недопустима. В целях недопущения инфляции государству следует иметь «здоровые» финансы (минимальный дефицит бюджета и государственный долг) и придерживаться «монетарного правила», согласно которому темп роста денежной массы должен соответствовать ежегодному темпу роста ВВП (3 - 5%).

2. Кейнсианская концепция.

Контролируемая инфляция допустима и желательна, она способствует увеличению совокупного спроса, что стимулирует экономический рост1. В условиях, когда имеются незагруженные производственные мощности и неполная занятость, увеличение государственных расходов (рост бюджетного дефицита и государственного долга) не опасно для экономики.

Среди практических мер по борьбе с инфляцией различают антиинфляционную стратегию, предусматривающую меры долговременного характера, направленные на устранение самих причин инфляции, а также антиинфляционную тактику, включающую краткосрочные меры, способствующие уменьшению темпов инфляции.

Антиинфляционная стратегия

1. Гашение инфляционных ожиданий (изменение психологии) потребителей.

Один из наиболее действенных способов - неукоснительное выполнение правительством своих обещаний по регулированию темпа роста цен, согласованность заявлений государственных чиновников, разъяснительная работа в СМИ.

  • 2. Сокращение государственных расходов путем уменьшения финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку.
  • 3. Борьба с монополизмом, жесткий контроль над тарифной политикой естественных монополий.
  • 4. Совершенствование структуры экспорта (отказ от монокультурности) и импорта.
  • 5. Развитие рынка ценных бумаг.
  • 6. Сведение к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов (и, прежде всего, миграции краткосрочных спекулятивных капиталов). Одно из решений проблемы перемещения данных «горячих» денег некоторые экономисты видят во введении «налога Тобина» на валютные операции. Свое название этот налог получил по имени лауреата Нобелевской премии в области экономики Дж. Тобина, который еще в 1978 году выдвинул идею обложения всех валютных операций невысоким (0,1%) налогом. Как показал опыт Чили 80-х годов ХХ века, одним из инструментов по регулированию миграции краткосрочных капиталов может быть и обязательное депонирование в Центральном банке на годовом беспроцентном счете определенной доли от ввозимого в страну капитала.
  • 7. Улучшение управления государственным долгом.

Антиинфляционная тактика

Тактические меры по борьбе с инфляцией не рассчитаны на устранение причин и демонтаж ее механизмов, они носят краткосрочный характер и направлены на ослабление инфляции. Поскольку инфляция возникает из-за дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, то антиинфляционная тактика должна предусматривать деятельность в двух направлениях:

  • а) увеличение предложения товаров и услуг без соответствующего повышения спроса;
  • б) снижение текущего платежеспособного спроса без соответствующего снижения предложения.

Назовем некоторые из этих мер.

Увеличение предложения товаров и услуг без повышения спроса:

  • а) приватизация государственной собственности;
  • б) снижение таможенных пошлин на импортируемые товары;
  • в) введение в оборот новых товаров и государственная поддержка формирования новых рынков (земля, информационные услуги, производные ценные бумаги и т.п.).

Снижение спроса без уменьшения предложения товаров и услуг:

  • а) государственное страхование вкладов населения в коммерческих банках;
  • б) повышение процента по срочным вкладам и льготное налогообложение доходов по ним;
  • в) денежная реформа конфискационного типа;
  • г) «замораживание» заработной платы, запаздывающая индексация доходов населения;
  • д) уменьшение индивидуальных налоговых льгот;
  • е) повышение ставки рефинансирования ЦБ;
  • ж) увеличение ЦБ нормы обязательного резерва для коммерческих банков и т.п.

Практика многих стран показывает, что наиболее часто при проведении антиинфляционной политики используются следующие методы регулирования инфляции:

  • *Политика доходов - «замораживание» заработной платы или определение пределов её роста;
  • *Политика «дорогих денег» - «сжатие» денежной массы через повышение рыночной процентной ставки, увеличение норматива обязательных резервов, повышение ставки рефинансирования ЦБ;
  • *Политика замедления скорости обращения денег;
  • *«Валютное управление» (жесткая привязка эмиссии национальной валюты к объему поступающей в страну иностранной валюты).

Мы выделили множество мер по борьбе с инфляцией. Но практика показывает, что есть два проверенных временем главных рецепта борьбы с инфляцией. Первый -- всемерное развитие конкуренции. Это вход на рынок без лицензий, многочисленных разрешительных процедур, импортных пошлин и квот. Второй рецепт -- ограничение эмиссии новых денег.

Когда иностранцы спросили известного австрийского экономиста Людвига фон Мизеса, как остановить рост цен, он предложил им прийти к одному из зданий в центре Вены в полночь. Иностранцы были удивлены столь эксцентричному совету, но все же появились в назначенное время. Когда они вслушались в ночные звуки, стала слышна ритмичная работа печатного станка Центрального банка Австрии. «Как только ЦБ прекратит печатать деньги, цены стабилизируются», -- сказал ученый.

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3–4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Инфляция, вышедшая из‑под контроля или относительно низкая, оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

– подрывает стимулы к трудовой деятельности, так как уменьшает возможность реализации трудовых заработков;

– усиливает социальную дифференциацию населения, сужает возможности накопления;

– ослабляет позиции властных структур, вызывает рост недовольства, усиление нажима на правительство с требованиями увеличения заработной платы, получения дополнительных льгот и субсидий. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке нередко принимает довольно острые формы;

– возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация – дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

– снижаются реальные доходы населения при росте номинальных, что приводит к снижению совокупного спроса;

– ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

– происходит скрытая конфискация денег у населения государством через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения;

– при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

– обесцениваются сбережения населения;

– снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

– уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешёвых товаров;

– цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;


– ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп населения с твёрдыми доходами;

– неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Имеется и ряд положительных последствий инфляции:

– от инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги;

– в условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства;

– в короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы.

Впервые такая закономерность была обнаружена профессором Лондонской школы экономики Олбаном Филлипсом. Исследовав статистические данные Великобритании с 1861 по 1957 г., он пришёл к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться при росте безработицы, и наоборот. Графическая иллюстрация этой взаимосвязи получила название кривой Филлипса. Позднее на вертикальной оси стали откладывать темп инфляции, а не изменение величины заработной платы.

Кривая Филлипса исходит из предположения, что цели достижения низкого уровня инфляции и низкого уровня безработицы являются несовместимыми, а также существует обратная зависимость между этими величинами.

Сегодня существует множество точек зрения на функции инфляции в рыночной экономике и на последствия данного явления.

Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3−4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна стимулировать производство. Рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпускаемой продукции. Расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства.

Но, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, инфляция оказывает на экономическое развитие негативное влияние:

− сокращаются реальные доходы граждан, что приводит к сокращению совокупного спроса;

− сокращаются сбережения, что вызывает сокращение объёма инвестиций в экономику;

− усиливается социальная дифференциация населения;

− возникают инфляционные ожидания у предприятий и населения. Ожидая повышения цен, покупатели увеличивают спрос, а предприятия заранее повышают цену на свою продукцию. Но возможна и обратная ситуация − дефляционные ожидания, т. е. ожидания снижения цен. Такой эффект проявляется при высоком доверии правительству, которое предполагает снижение цен. В результате спрос на товары начинает падать, что ведёт к снижению цен. Такая ситуация получила название эффекта Пигу;

− ускоряется процесс материализации денежных средств в товары – бегство от дешевеющих денег;

− при высокой инфляции реальные налоговые поступления в бюджет уменьшаются, так как они обесцениваются за период с момента начисления до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи – Оливеры;

− снижается реальная ставка процента при росте номинальной; кредит дорожает;

− цены перестают выполнять информационную функцию; наблюдается нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;



− ухудшаются условия жизни пенсионеров, служащих, студентов, т. е. представителей социальных групп с твёрдыми доходами;

− неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой, а иногда и за пределы национальной экономики.

Наряду с отрицательными последствиями инфляции выделяют и ряд положительных:

− От инфляции выигрывают заёмщики, так как они возвращают в счёт уплаты долга уже обесценившиеся деньги.

− В условиях инфляции выигрывают валютные спекулянты, сфера торговли, а также те, кто вложил свои деньги в недвижимость, ювелирные изделия, драгоценные металлы, произведения искусства.

− В короткие промежутки времени наблюдается обратная зависимость между темпом инфляции и уровнем безработицы. Такая закономерность иллюстрируется с помощью кривой Филлипса.


Рис. 21 . Кривая Филипса

Но в долгие промежутки времени эта закономерность нарушается. В современной рыночной экономике происходит одновременный рост и инфляции, и безработицы.

Однако отрицательные последствия инфляции перевешивают положительные. Неконтролируемая высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты: домохозяйства, бизнес, государственный бюджет. Высокая инфляция не даёт деньгам выполнять их функции, разрушает банковскую систему.

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государство проводить определённую антиинфляционную политику, т. е. комплекс мер по устранению причин этого негативного процесса.

Важнейшей целью антиинфляционной политики является управление инфляционным процессом таким образом, чтобы сделать инфляцию предсказуемой, а её уровень – умеренным.

Методы борьбы с инфляцией зависят от её характера, т. е. от причин её возникновения и темпов роста цен.

К основным инструментам антиинфляционной политики относятся:

− преодоление бюджетного дефицита;

− регулирование государственного долга;

− денежная и кредитная политика;

− политика доходов;

− планы стабилизации;

− внешнеэкономическая политика.

a. Для борьбы с инфляционным ростом цен Центральный банк реализует политику «дорогих» денег, которая приводит к сокращению массы денег в обращении и снижению общего уровня цен в экономике. Снижению инфляции способствует жёсткая фискальная политика, направленная на сокращение государственных расходов. В большинстве стран мира законодательно запрещено использовать эмиссию наличных денег для финансирования дефицита государственного бюджета.

b. Важным направлением антиинфляционной политики является регулирование государственного долга, который растёт почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен.

При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов.

c. С 60-х г. г. ХХ в. в ряде развитых стран для сдерживания инфляции стала использоваться «политика доходов». Сущность «политики доходов» заключается в ежегодном установлении государством верхнего предела повышения номинальной заработной платы и цен, а также в использовании экономических стимулов и санкций (например, налогов) для воздействия на соотношение прибыли и заработной платы. На практике «политика доходов» свелась к ограничению роста заработной платы.

d. В 60-е г. г. ХХ в. в развитых странах впервые стали использоваться планы стабилизации. Их отличительная черта – координация основных методов регулирования экономики и инфляции. Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации считается более эффективным, чем разрозненные меры.

e. Важным аспектом антиинфляционной политики является воздействие на внешние факторы инфляции. Основными направлениями воздействия на внешние факторы инфляции являются стабилизация валютного курса и нейтрализация влияния валютных поступлений на расширение денежной массы в стране. Особое значение эти факторы приобретают в условиях интеграции экономики страны в мировое хозяйство и либерализации внешнеэкономической деятельности.

f. Если инфляция приобретает характер инфляции издержек, важным инструментом антиинфляционной политики государства становится антимонопольная политика, особенно регулирование цен монополий в сырьевых и энергетических отраслях.

Таким образом, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение её источников. Наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а поддержание её темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.