Государственная регистрация акций. Государство покупает акции акционерного общества Предыстория облигаций

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций - доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как - государственные долгосрочные обязательства , государственные краткосрочные обязательства (ГКО) , облигации государственного сберегательного займа , облигации федерального займа , краткосрочные обязательства , золотые сертификаты , облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Они могут выпускаться центральным органом , органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой . Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги , нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв) . Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги . Это могут быть финансовые векселя , сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.
3.) Целевые облигации , выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта - транспортные облигации . Япония практикует выпуск строительных облигаций , которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994-1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств . Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:


К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:


ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации , казначейские векселя , сберегательные сертификаты .

Во-первых , они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых , при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк - Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:


США выпускает следующие ГЦБ:

Как пример ГЦБ СССР:


Оценивая надежность банка, многие придают большое значение государственному участию в его активах и деятельности. И это правильно - негосударственные банки России (без гос.участия) не смогут рассчитывать на поддержку Центробанка при риске банкротства (за исключением ). Гос. банки России – наоборот, имеют право на санацию.

Если вы хотите сохранить свои активы с уверенностью в завтрашнем дне – для вас будет актуально сотрудничество с теми финансовыми учреждениями, где часть акций прямо или косвенно контролируется государством. При этом, не ждите супервыгодных предложений – максимально дорогих вкладов и дешевых кредитов: это не про некоммерческие банки.

Участие государства в деятельности банков бывает разным:

  • Полное
  • Частичное
  • Косвенное
  • Контроль

Список государственных банков России в 2016 году не изменен – единственным полностью государственным банком был и остается только Банк России (Центробанк, как его принято называть).

Частичное участие государства – это содержание контрольного или блокирующего пакета акций. Оставшаяся часть может принадлежать и частным инвесторам, и зарубежным акционерам. Яркий пример: Сбербанк - частный или государственный банк? 52,32% акций принадлежит государству, следовательно – оно имеет решающий голос в принятии любых решений. С другой стороны, нельзя однозначно сказать, Сбербанк - это государственный банк или коммерческий, ведь остальные 47,68% находятся в публичном обращении.

Косвенное участие – это когда государство владеет акциями не напрямую, а через какую либо организацию, предприятие или холдинг. Например, ВТБ 24 и ВТБ - государственный банк или нет? Государству принадлежит 60,9% акций ВТБ, а ВТБ в свою очередь владеет 99,92% акций ВТБ24. Получается, что государство косвенно владеет и банком ВТБ24.

Также, как форму участия можно рассматривать контроль – когда банки попадают под влияние внешнего управляющего в результате применяемых процедур ( АСВ).

Банки с государственной поддержкой: список 2016

Банк Доля государства
Сбербанк 52,32%
ВТБ 60,9%
ВТБ24 99,92% принадлежит ВТБ
Внешэкономбанк 100% государственный банк
Газпромбанк 35,54% - у Газпрома, 10,19% - у Внешэкономбанка, Министерству финансов РФ – 100% привилегированных акций типа А,
Государственной корпорации АСВ – 100% привилегированных акций типа Б.
ГБП Ипотека 100% - Газпромбанк
Россельхозбанк 100% голосующих акций принадлежит государству.
ТранскредитБанк 99,6% у БТВ
Банк Москвы 94,84% принадлежит ВТБ
Связь банк 99,4% - государственных акций
Ханты мансийский банк Открытие 51% у государства
Глобэкс 99,99% - у Внешэкономбанка
Татфондбанк 51% у государства
Российский капитал 51% у государства
Почтобанк 50% + 1 акция у государства
Всероссийский банк развития регионов (ВБРР) 84,67% акций у Роснефти
Башпромбанк 51% у государства
Дальневосточный банк Входит в состав ВБРР
Крайинвестбанк 98,04% - правительство Краснодарского края
Новикомбанк 58% - у Ростеха
Летобанк 100% у ВТБ24

Акции – инвестиционный инструмент компаний. Открывая акционерное общество, учредители выпускают ценные бумаги, которые могут купить все желающие. Деньги переходят компании, позволяя ей развиваться, а владельцы акций получают гарантии. Впоследствии они могут рассчитывать на дивиденды (долю от прибыли) или часть имущества, если компания закроется.

Вопрос в том, кто гарантирует, что держатель акции получит дивиденды или деньги после ликвидации компании?

Ответ прост: государство. А вернее, его центробанк. Дело в том, что прежде, чем продавать ценные бумаги (и вообще начинать деятельность), компания проводит государственную регистрацию акций. Именно регистрация делает акции ценными бумагами.


Порядок регистрации акций


Процедура и правила регистрации ценных бумаг – акций, облигаций – закреплены в местном законодательстве. В России это Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

Эмитент (т.е. компания, выпускающая ценные бумаги) обязан провести регистрацию выпуска акций в течение месяца после учреждения юридического лица. В противном случае акционерное общество может быть закрыто.

Для этого:

  1. В акционерном обществе проводят собрание, на котором принимают решение о выпуске ценных бумаг. Это решение закрепляется в документе.
  2. Эмитент подает документы на регистрацию выпуска акций в ЦБ РФ.
  3. Сразу после регистрации ценные бумаги размещаются, то есть переходят акционерам.
  4. Эмитент подает документы на регистрацию отчета об итогах выпуска. Это необходимо сделать в течение 30 дней после окончания эмиссии.

Если ЦБ РФ отказывает в регистрации отчета, акции отзывают. Успешная регистрация отчета означает, что эмиссия прошла по закону, и акции имеют ценность. Результаты эмиссии публикуются в открытых источниках (печати). Каждому выпуску акций присваивают уникальный номер.


Формат и способы размещения акций


В зависимости от организационно-правовой формы и целей эмиссии акционерное общество вправе размещать акции по открытой или закрытой подписке. При закрытой подписке ценные бумаги передают ограниченному кругу лиц, при открытой – неограниченному. От этого зависит и способ размещения.

Слинько Татьяна Петровна

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (далее, БК РФ ) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц являются одной из форм расходов бюджетов.

Вложение бюджетных средств в уставные капиталы юридических лиц, по сути, является инвестированием средств бюджета в различные отрасли экономики. Инвестирование осуществляется на основе договоров Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и юридическими лицами, в уставный капитал которых осуществляется такое инвестирование. Порядок и условия размещения бюджетных средств в качестве инвестиций в уставных капиталах (фондах) юридических лиц установлены статьями 79 и 80 БК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц.

Это право при осуществлении бюджетных инвестиций, в частности в открытое акционерное общество, подтверждается Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Общество передает инвестору свои акции на сумму, эквивалентную произведенным инвестициям. Эти ценные бумаги должны удостоверять права имущественного характера участника (акционера) по отношению к обществу. Это - неотъемлемое условие осуществления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Такое положение закреплено в Порядке выделения средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организаций, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 548 (далее, Порядок ).

При осуществлении бюджетных инвестиций в открытое акционерное общество акции не становятся собственностью инвестора. В этом случае возникает право государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала и имущества открытого акционерного общества, подтвержденное акциями такого общества, в обязательном порядке переданными инвестору в сумме, эквивалентной произведенным инвестициям.

Согласно Порядку выделение средств из федерального бюджета негосударственным коммерческим организациям, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу в качестве организаций - получателей бюджетных средств, осуществляется целевым назначением на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию. Подобные расходы возможны лишь в том случае, если будут включены в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на указанные цели, утвержденную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

При предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам специально уполномоченными органами исполнительной власти или местного самоуправления заключается договор об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Предметом такого договора является передача акционерным обществом собственных акций в федеральную собственность по рыночной стоимости на сумму средств, предусмотренных в рамках финансирования расходов на государственные капитальные вложения и направляемых обществу на финансирование реконструкции и технического перевооружения отдельных производств, включенных в адресную инвестиционную программу по перечню строек и объектов для федеральных государственных нужд.

По условиям договора акционерное общество обязано предоставить Минфину РФ отчет о ходе выполнения работ и расходовании денежных средств, полученных в рамках финансирования инвестиционной программы, а также оформить документы, подтверждающие переход права собственности к Российской Федерации, субъекту РФ или муниципального образования в лице специально уполномоченного органа исполнительной власти или местного самоуправления, права на акции общества, выпущенные, как правило, дополнительно в результате увеличения уставного капитала общества.

Такой договор следует рассматривать как договор купли-продажи акций общества, а денежные средства, полученные обществом из федерального (регионального) бюджета на финансирование реконструкции и технического перевооружения производства, не могут рассматриваться в контексте статьи 6 БК РФ как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе.

В подтверждение нашей точки зрения можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.09.2006 года № Ф04-5759/2006 (26172-А67-14) по делу А67-14708/05. Предметом разбирательства был отказ налогового органа в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного за счет денежных средств, полученных акционерным обществом по договору между Министерством Финансов РФ, Министерством государственного имущества РФ (договор заключен в 2004 году ) и открытым акционерным обществом.

Суд указал, что отказ налогового органа в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость является неправомерным, поскольку общество при оплате основного средства выполнило все условия, предусмотренные статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ, а денежные средства, полученные налогоплательщиком по договору купли-продажи акций, не могут рассматриваться как целевые бюджетные средства, полученные на безвозмездной и безвозвратной основе и не образующие налоговый вычет.

Таким образом, хозяйственные операции, вытекающие из такого договора, следует отражать, с одной стороны, как операцию по продаже акций общества и получение оплаты за них, а, с другой стороны, как использование полученных денег на нужды общества, пусть даже и специально оговоренные как предмет финансирования из бюджета.

Получены денежные средства из бюджета на р/счет (спецсчет)
Денежные средства признаны оплатой за акции по рыночным ценам, утвержден отчет эмитента
Зарегистрировано увеличение уставного капитала в результате дополнительной эмиссии (выпуска акций) по номинальной стоимости
Разница между рыночной и номинальной стоимостью акций
Использование денежных средств согласно целевому назначению
Поступило имущество от поставщика по стоимости без НДС
Выделен НДС, предъявленный к оплате поставщиком
Введено в эксплуатацию основное средство
НДС, предъявленный поставщиком, признан налоговым вычетом
Начислены амортизационные отчисления по основному средству
* НДС не облагаются операции по реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (пп.12 п.2 ст.149 НК РФ);

** записи по счету 80 «Уставный капитал» в случае увеличения уставного капитала производятся лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы, что подразумевает под собой регистрацию изменений в установленном порядке;

*** если первоначальная стоимость и срок полезного использования для целей бухгалтерского и налогового учета совпадает, то сумма амортизационных отчислений, начисленная в бухгалтерском учете, признается в качестве налоговых расходов при определении налогооблагаемой прибыли.

Риски и налогообложение

Как начать?

Облигация является долговой ценной бумагой, согласно которой эмитент обязуется возвратить инвестору занятую у него сумму, а также выплачивать процент в течение определенного времени. Покупка облигации означает, что вы даете деньги в долг эмитенту. Облигация выпускается на ограниченный срок, в течение которого эмитент выплачивает держателю облигации процент от номинальной стоимости.

Виды облигаций

Облигации бывают процентные и дисконтные .

По процентным облигациям в течение срока обращения облигации эмитент выплачивает периодический процент, называемый купоном. Подавляющее большинство облигаций, обращающиеся на российских биржах, являются процентными.

По дисконтным облигациям купоны не выплачиваются. Эти облигации выпускаются с дисконтом, т.е. ниже номинальной стоимости облигации, а погашаются они по номинальной стоимости. Таким образом, доход держателя облигации составляет дисконт - разница между ценой выпуска и номинальной стоимостью.

По типу эмитента облигации бывают государственные, муниципальные, корпоративные .

Корпоративные облигации выпускают корпорации (промышленные группы и институты).

Государственные облигации выпускает Министерство финансов РФ (ОФЗ) и министерства финансов субъектов РФ (субфедеральные облигации).

Характеристики облигаций

  • Номинальная стоимость облигации (номинал). Каждая облигация имеет номинальную стоимость. Размер купона определяется в процентах от номинала. Большинство облигаций, обращающихся на российских биржах, имеют номинал 1000 рублей.
  • Рыночная цена . Кроме номинальной стоимости, у каждой облигации есть ее рыночная цена. В отличие от номинала, рыночная цена постоянно меняется в зависимости от текущей конъюнктуры на рынке процентных ставок, спроса и предложения облигаций на бирже. Рыночная цена определяется на бирже в процессе торгов. Рыночная цена котируется не в рублях, а в процентах от номинала облигации. И может быть, как выше (например, 101,2%), так и ниже номинала (98,7%). Эту цену называют еще чистой ценой облигации.
  • Купон облигации - это процентный платеж по облигации. Размер и даты выплаты купонов, как правило, известны инвестору заранее. Размер купона определяется в процентах от номинала.
  • Амортизация — это выплата долга по облигациям посредством регулярных платежей.
    К амортизации заёмщик прибегает для того, чтобы не изыскивать в день погашения значительную сумму денежных средств, например, номинальную стоимость облигаций.

Облигации считаются менее рискованным инструментом чем акции, но при этом, существуют как внешние риски, влияющие на деятельность компании-эмитента, так и внутренние события, влияющие на цену, а следовательно, на доходность облигаций. Цены облигаций могут изменяться в зависимости от макроэкономических событий и событий, влияющих на деятельность компании - эмитента.

Кредитный риск облигаций - это риск неплатежа или задержки выплат купонов и/или основной суммы облигации. В зависимости от уровня риска того или иного эмитента рейтинговые агентства присваивают эмитентам определенные рейтинги надежности.

Рыночный риск облигаций - это риск изменения стоимости облигации в результате динамики уровня стоимости или волатильности текущей рыночной доходности.

Налогообложение - ставка налога на доходы физических лиц резидентов РФ составляет 13%. Налогообложение операций с ценными бумагами регламентируется статьей 214.1 части 2 Налогового Кодекса РФ.