Государственная промышленная политика и ее концепции презентация. Презентация на тему "цели экономической политики и их приоритетность "

Промышленная политика как средство повышения уровня международной конкурентоспособности России в условиях цикличности развития экономики Профессор, д.э.н. Градов Александр Павлович Кафедра «Национальная экономика» СПбГПУ


Хронология экономических циклов в США Дата начала кризиса (За 144 года в США произошло 32 кризиса) Продолжительность цикла (от начала предыдущего до начала текущего кризиса), мес. Дата начала кризисаПродолжительность цикла (от начала предыдущего до начала текущего кризиса), мес. Июнь 1857-Январь Октябрь Май Апрель Октябрь Июнь Август Октябрь Май Март Февраль Март Ноябрь Июль Июль Январь Август Декабрь Апрель Июнь Декабрь Сентябрь Ноябрь Март Январь Январь Июль Январь191336Июль Август Март


Сравнительная динамика реального прироста (снижения) объема валового внутреннего продукта, в процентах к предыдущему периоду (Страна2005г.2006г2007г2008г.III квартал 2009г. в % к III кварталу 2008г. Россия6,47,78,15,6-8,9 Бразилия3,13,95,65,1-1,2 Германия0,83,02,51,3-4,8 Индия 9,29,89,47,36,1 Италия 0,62,01,6-1,0-4,6 Канада3,02,92,50,4-4,0 Китай 10,411,713,09,07,7 Англия2,22,92,60,7-5,2


Спад производства по важным видам продукции за период 2009/2008 гг. (Выпуск стратегически важной для повышения уровня конкурентоспособности НЭ РФ продукции за период 2009 / 2008 гг. составил: турбин паровых – 66,8%, металлорежущих станков -36,6%, тракторов на колёсном ходу -55,5%, грузовых автомобилей – 35,7%, легковых автомобилей – 40,6%, автобусов – 53,4%... Но, производство водки и ликерно-водочных изделий составило лишь - 92,7%, пиво - 95,2%. Таким образом, меньше всего пострадали от рецессии именно эти товары «первой необходимости».




Динамика индекса ММВБ в гг.




Экономический механизм цикличности.«Позитивная спираль» (фаза роста) Сокращение безработицы, рост доходов Ажиотажный совокупный спрос Интенсификация кредитной политики банков Улучшение финансового состояния экономических агентов Рост производства в базовых отраслях Рост фондовых рынков, образование «финансовых пузырей» Рост потребностей в материальных и нематериальных активах






Конкурентоспособность национальной экономики РФ (1) Согласно методике IDM (Швейцария) экономику каждой страны оценивают по четырем главным показателям: инфраструктура, эффективность правительства, эффективность бизнеса и макроэкономические показатели. Инфраструктура: базовая инфраструктура, технологическая инфраструктура, научная инфраструктура, здоровье и окружающие среда, образование. Эффективность правительства: государственная политика, налоговая система, институциональная база, нормативная база предпринимательской деятельности, социальная база. Макроэкономические показатели: международная торговля, иностранные инвестиции, открытость рынка, цены. Эффективность бизнеса: производительность, рынок труда, финансы, менеджмент, масштабность. Рейтинг РФ, определенный по этой методике, составлял в 2009 г. 52,770 что соответствует сорок девятому месту из 49 стран.


Конкурентоспособность национальной экономики РФ (2) По данным РБК daily от 10 сентября 2010 г. Россия сохранила в глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) 63-е место - между Турцией и Мексикой. «В рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России, - говорится в докладе ВЭФ, - не произошло никаких значимых изменений: как и в прошлом году, основным барьером бизнес назвал коррупцию, на втором месте - проблема с доступом к финансированию». Ухудшение ситуации наблюдается в тех секторах, которые власти называют приоритетными. Так, по расходам компаний на НИОКР - показателю, характеризующему степень инновационности продукции, - страна переместилась с 46-го на 50-е место, а по активности закупок государством высокотехнологичных товаров - с 69-го на 82 место. По уровню конкуренции в 2010 г. Россия на 115-м месте (в 2009-м г. - на 106-м), по количеству процедур, необходимых для открытия нового дела, - на 88-м (в 2009-м г. - на 60-м), по времени, необходимому для открытия предприятия, на 93-м (в 2009 г е), по высоте торговых барьеров - на 133- м (в 2009-м е).


Интегральный количественный показатель оценки уровня международной конкурентоспособности страны Маржинальная (предельная) склонность к импорту S= M / R, где М – дополнительное увеличение (прирост) импорта при увеличении национального дохода на одну агрегированную денежную единицу; R – прирост национального дохода на одну агрегированную денежную единицу. За период гг. величина S для РФ увеличилась в 3,7 раза, что свидетельствует о низком уровне конкурентоспособности национальной экономики РФ, обусловленном низким уровнем её диверсификации. Это усиливает зависимость РФ от импорта и отрицательно влияет на уровень её экономической безопасности.


Глобальная цель промышленной политики Глобальной целью промышленной политики является повышение уровня международной конкурентоспособности России. В качестве квантифицированных показателей стратегических целей промышленной политики следует принять снижение маржинальной склонности к импорту и повышение международного рейтинга конкурентоспособности РФ. Государственная промышленная политика должна дифференцироваться по регионам. Особое значение проблема формирования промышленной политики имеет для промышленно развитых регионов и субъектов Федерации России, доля которых в ВВП РФ является определяющей. Анализ вклада отдельных регионов в ВВП РФ показал, что вклад всего четырнадцати таких регионов (без регионов с преобладанием нефтяной и газовой промышленности) составил в 2008 г. 54,2 %ВВП РФ. Вопрос: Какие отрасли промышленности. по Вашему мнению, должны стать первоочередными объектами современной промышленной политики как на федеральном, так и на региональном уровне, чтобы реализовать её глобальную цель? Глобальной целью промышленной политики является повышение уровня международной конкурентоспособности России. В качестве квантифицированных показателей стратегических целей промышленной политики следует принять снижение маржинальной склонности к импорту и повышение международного рейтинга конкурентоспособности РФ. Государственная промышленная политика должна дифференцироваться по регионам. Особое значение проблема формирования промышленной политики имеет для промышленно развитых регионов и субъектов Федерации России, доля которых в ВВП РФ является определяющей. Анализ вклада отдельных регионов в ВВП РФ показал, что вклад всего четырнадцати таких регионов (без регионов с преобладанием нефтяной и газовой промышленности) составил в 2008 г. 54,2 %ВВП РФ.


Матрица федеральной промышленной политики в разных фазах экономического цикла (1) Отрасли НЭ РФ Цели промышленной политики РФ Направления промышленной политики (ПП) РФ по фазам экономического цикла РецессияПодъем Потенциально конкурентоспо собные ключевые отрасли промышленнос ти НЭ РФ Достижение высокого уровня международной конкурентоспос обности НЭ РФ Импортозамещающая ПП в отраслях, связанных с отраслями высоких технологий (в т.ч. нанотехнологий), аэрокосмической судостроением, электротехнической промышленностью, промышленностью обеспечения национальной безопасности, Источники финансирования: государственные субсидии; внутренние и внешние государственные заимствования; кредитные линии коммерческих банков; привлечение прямых иностранных и отечественных инвесторов; Виды налоговой политики: дискреционная налоговая политика, основанная на фискальной экспансии, для потенциально конкурентоспособных отраслей НЭ РФ Экспортоориентированная ПП в отраслях высоких технологий, аэрокосмическом комплексе, обеспечения национальной безопасности, электротехническом комплексе, программных продуктов Источники финансирования: привлечение прямых иностранных инвестиций; эмиссия государственных ценных бумаг и бумаг стратегических корпораций; субсидии государства; долговременные кредиты коммерческих банков Виды налоговой политики; дискреционная налоговая политика, основанная на фискальной рестрикции для отраслей, не участвующих в реализации ПП, и постепенно усиливающейся фискальной экспансии для потенциально конкурентоспособных на международных рынках отраслей НЭ РФ


Матрица федеральной промышленной политики в разных фазах экономического цикла (2) Родственн ые и поддержи вающие отрасли, обеспечив ающие возможнос ти роста уровня междунар одной конкурент оспособно сти ключевых промышл енных отраслей НЭ РФ Создание условий для достижени я высокого уровня междунаро дной конкуренто способност и ключевых промышле нных отраслей НЭ РФ Импортоориентированная ПП в отраслях, связанных с машиностроением, дорожным строительством, средствами связи, жилищным строительством, сельским хозяйством, добычей и переработкой природных ресурсов. Источники финансирования: часть природной ренты, консолидированной в государственном бюджете; кредитные линии коммерческих банков; привлечение прямых отечественных и иностранных инвесторов; Виды налоговой политики: дискреционная налоговая политика, основанная на фискальной экспансии для отраслей, интенсивно создающих благоприятные условия для повышения уровня международной конкурентоспособности НЭ РФ Внутренне- и экспортоориентированная ПП в машиностроении, системах национальной безопасности, дорожном строительстве, промышленности средств связи, и отраслях социальной сферы Источники финансирования: эмиссия государственных ценных бумаг и бумаг стратегических корпораций; часть природной ренты, консолидированной в государственном бюджете; Виды налоговой политики: дискреционная налоговая политика, основанная на фискальной рестрикции для отраслей, не участвующих в реализации ПП, и постепенное усиление фискальной экспансии в отраслях, интенсивно создающих благоприятные условия для развития потенциально конкурентоспособных на международных рынках отраслей НЭ РФ


Матрица федеральной промышленной политики в разных фазах экономического цикла (3) Базовые отрасли НЭ РФ - доноры первичн ых ресур сов Обеспечен ие природны ми, в том числе, энергетиче скими, ресурсами процесса повышени я уровня междунаро дной конкурент оспособнос ти НЭ РФ Внутренне- и экспортоориентированная ПП, обеспечивающая интенсификацию добычи и переработки природных, в том числе, топливо-энергетических ресурсов для реализации целей промышленной политики НЭ РФ Источники финансирования: доходы от экспорта топливо- энергетических ресурсов; природная рента; государственные субсидии; Виды налоговой политики: дискреционная налоговая политика, основанная на фискальной экспансии. Внутренне- и экспортоориентированная ПП, обеспечивающая бесперебойное функционирование НЭ РФ и выполнение постепенно уменьшающихся обязательств РФ по межгосударственным контрактам на поставку топливо- энергетических ресурсов Источники финансирования: доходы от продажи топливо- энергетических ресурсов на внешнем и внутреннем рынках; Виды налоговой политики: дискреционная налоговая политика, основанная на постепенном усилении фискальной рестрикции.


Уровни управления Объекты налогового воздействия Фазы экономического цикла РецессияПодъем Федеральный уровень Экономические агенты Фискальная экспансия для экономических агентов, ведущих инновационные НИОКР и способствующие возрождению обрабатывающей промышленности РФ Фискальная рестрикция для большого, среднего и малого бизнеса, не участвующих в реализации инновационных НИОКР и возрождении обрабатывающей промышленности РФ Ориентация бизнеса Фискальная экспансия в импортозамещающий бизнес за счет льготных кредитов, субсидий, государственных поручительств и гибкой антимонопольной политики Фискальная рестрикция для импортоориентированного бизнеса. Фискальная экспансия для импортозамещающего бизнеса Категории инвесторов Фискальная экспансия для стратегических отечественных и иностранных инвесторов, способствующих инновационному развитию реального сектора национальной экономики Фискальная рестрикция для отечественных и иностранных инвесторов, не участвующих в реализации государственной инновационной стратегии, Региональный уровень Агенты и подразделения региональной экономики Налоговые каникулы для малого бизнеса в сфере НИОКР, обеспечивающего повышение конкурентоспособности региональной экономики Фискальная экспансия для потенциально конкурентоспособных отраслей промышленности и сельского хозяйства региональной экономики Сектора региональной экономики и социальной сферы Фискальная экспансия в повышение уровня конкурентоспособности образовательного и медицинского комплексов региона Фискальная рестрикция в монополизированные отрасли реального сектора региональной экономики Конкурентная региональная среда Фискальная экспансия для инвесторов, участвующих в реализации конкурентной промышленной политики Фискальная рестрикция в монополизированные рынки товаров и услуг производственного и индивидуального пользования. Матрица налоговой политики федерального и регионального уровней


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цикличность развития экономики – объективная закономерность, преодолеть которую не может никакая «политическая воля». «Невидимая рука рынка» не в силах предотвращать отрицательные последствия цикличности развития экономики. В условиях цикличности существенно усиливается государственное регулирование финансовой и экономической деятельности, за счет адаптации институциональной системы страны к параметрам той или иной фазы экономического цикла. Главным направлением государственного регулирования экономической деятельности как в фазе рецессии, так и в фазе подъема, является поддержание высокого уровня международной конкурентоспособности страны. Для поддержания конкурентоспособности государство должно проводить адаптированную к условиям, возникающим в разных фазах экономического цикла промышленную политику, главной целью которой становится создание условий для повышения рейтинга международной конкурентоспособности страны и снижения ее зависимости от мировой экономической системы.



Государственная промышленная политика является одной из наиболее дискутируемых концепций в отечественной экономической литературе. Дискуссии ведутся как по поводу содержанию понятия промышленная политика, так и по направлениям реализации промышленной политики в России.

Термин «промышленная политика» вошел в российскую экономическую литературу в начале 1990-х годов и был заимствован из западной экономической литературы, оригинальным названием является «industrial policy» 2 . Заимствование концепции промышленной политики разрозненными специалистами привело к тому, что в отечественной литературе появились различные трактовки содержания промышленной политики 3 .

В отечественной литературе наряду с термином «промышленная политика» используется также термин «структурная политика», оставшийся с времен государственно-плановой концепции, зачастую этим двум терминам придается синонимичное значение. В западной же литературе под структурной политикой понимаются институциональные преобразования, такие как приватизация, реформа монополий, содействие развитию малого и среднего предпринимательства и др.

Эволюция взглядов и необходимость единой терминологии привели к следующей трактовке промышленной политики.

Промышленная политика определяется как комплекс действий государства, направленных на целенаправленное изменение структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных (приоритетных) секторов и производств.

Другое определение промышленной политики дано Л.И. Абалкиным.

Промышленная политика – это система мер, направленных на прогрессивные изменения в структуре промышленного производства в соответствии с выбранными национальными целями и приоритетами. Центральным вопросом и предметом промышленной политики являются межотраслевые пропорции и структурные сдвиги в промышленности, а не вопросы развития промышленности вообще и, скажем, внутриотраслевой конкуренции.

Наконец, определение промышленной политики, данное специалистами МЭРТ РФ, промышленная политика – это комплекс мер, осуществляемых государством в целях повышения эффективности и конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования ее современной структуры, способствующей достижению этих целей. Промышленная политика является необходимым дополнением к структурной политике, направленной на рост общественного благосостояния. При выработке промышленной политики важным является определение целей и приоритетов, устанавливаемых исходя из стратегических ориентиров производственной и коммерческой деятельности экономических субъектов и социальной деятельности государства.

Как следует из данных определений, проведение промышленной политики предполагает наличие четких государственных приоритетов в отношении отраслей национальной экономики. Целью промышленной политики является изменение сложившейся отраслевой структуры национальной экономики, увеличение доли приоритетных отраслей в созданном национальном продукте.

Промышленная политика преследует иные цели, чем отраслевая. Если отраслевая политика преследует цель повышения народнохозяйственной эффективности отрасли и реализуется преимущественно через краткосрочные меры, то промышленная политика преследует цель повышения эффективности национальной экономики в целом, устраняя межотраслевые проблемы и обеспечивая прогрессивные изменения в структуре производства общественного продукта, что требует долгосрочного горизонта принятия решений.

В числе основных инструментов промышленной политики государства можно выделить следующие:

1) инструменты бюджетной политики: предоставление различного рода дотаций и кредитов из средств государственного бюджета, осуществление государственной инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики с целью развития производственной базы, инфраструктурных объектов, формирования полюсов роста и т.д.

2) инструменты налоговой политики: введение различного режима налогообложения в зависимости от отрасли, предоставление льгот по налогообложению в приоритетных отраслях, ускоренный порядок амортизации. Применение различного режима налогообложения в разных отраслях и регионах может оказывать значительную стимулирующую функцию, изменяя издержки и отраслевую рентабельность производства, что, в свою очередь, оказывает влияние на отраслевую структуру инвестиций в основной капитал, перенаправляя инвестиции в приоритетные отрасли национальной экономики и увеличивая их конкурентоспособность.

3) инструменты денежно-кредитной политики, направленные на регулирование уровня монетизации экономики, объемов сбережений и кредитования в национальной экономике, а также на валютный курс национальной валюты: учетная ставка, операции на открытом рынке, норма обязательного резервирования.

4) инструменты институциональной политики: совершенствование отношений собственности; стимулирование перехода предприятий на более эффективные формы организации бизнеса; смена отношений собственности приватизация и национализация; лицензирование; законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов, рыночной инфраструктуры.

5) инструменты внешнеэкономической политики: стимулирование экспорта (экспортные кредиты и гарантии, таможенные и налоговые льготы, субсидии), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях и заключение таможенных союзов.

6) инструменты инвестиционной политики: создание благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению инвестиций в те отрасли, развитие которых является приоритетным для государства;

7) подготовка и переподготовка специалистов для приоритетных отраслей.

Таким образом, осуществление промышленной политики предполагает значительное вмешательство государства в функционирование экономической системы. Отсюда возникает вопрос об оправданности ее проведения, особенно в рамках господствующей в настоящее время либерально-рыночной экономической концепции (неоклассической теории) и оценке ее эффективности.

В рамках неоклассической теории промышленная политика рассматривается как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно этой точки зрения, государство не в состоянии определить истинные точки роста, поэтому любые приоритеты государства в отношении секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности.

В соответствии с либерально-рыночной концепцией можно привести следующие основные аргументы против проведения промышленной политики.

    Промышленная политика искажает рыночные сигналы и, соответственно, приводит к неэффективным решениям хозяйствующих субъектов на микроуровне, что ведет к появлению более существенных дисбалансов.

    Возможность установления государственных приоритетов в отношении развития отдельных отраслей может привести к лоббированию и коррупции, в результате чего приоритеты получат неэффективные отрасли.

    Государство не может безошибочно определить приоритеты промышленной политики на долгосрочной перспективе. Опыт большинства стран показывает неэффективность инструментов промышленной политики в долгосрочном плане.

    Структура современной экономики, характеризующаяся преобладанием крупных диверсифицированных компаний, снижает возможности регулирования отдельных отраслей и секторов.

Возникает вопрос, что оправдывает государственное вмешательство в естественное развитие национальной экономики.

Аргументами в пользу промышленной политики являются.

    Рынок эффективен только при относительно небольших отклонениях от оптимума. Ликвидация крупных структурных дисбалансов требует вмешательства государства.

    Рыночные субъекты при принятии решений руководствуются, как правило, краткосрочными целями, что может приводить к отклонению от долгосрочного оптимума.

    Действие рыночного механизма может приводить к высоким социальным и политическим издержкам общества.

    Зарождающиеся отрасли в период становления могут оказаться неконкурентоспособными из-за неблагоприятных начальных условий.

Таким образом, возникает вопрос оценки эффективности промышленной политики. В каких условиях она будет способствовать повышению общественного благосостояния, а в каких нет.

Можно привести следующие основные цели проведения промышленной политики:

1) обеспечение национальной безопасности и снижение зависимости от внешних факторов;

2) решение социальных проблем и обеспечение занятости;

3) обеспечение конкурентных преимуществ отдельных отраслей;

4) стимулирование инвестиционной активности в целевых отраслях за счет обеспечения благоприятных условий функционирования, особенно в отраслях дающих большой косвенный эффект на развитие национальной экономики; и т.д.

Промышленная политика, как правило, предполагает создание более благоприятных условий развития приоритетных отраслей и сдерживания роста в некоторых других отраслях народного хозяйства.

Следовательно, в качестве критерия оценки эффективности промышленной политики можно использовать чистый выигрыш национальной экономики от ускорения темпов развития одних отраслей и замедления темпов развития других. Однако возникают серьезные методические трудности, связанные с измерением данного показателя.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведение промышленной политики оправдано в условиях серьезного структурного дисбаланса экономики, который не может быть ликвидирован только под воздействием рыночного механизма, что обусловливает необходимость государственного вмешательства.

Можно выделить следующие уровни промышленной политики:

1. Уровень государственной промышленной политики. На этом уровне происходит формирование и обеспечивается реализация мероприятий по макроструктурным преобразованиям, по созданию благоприятных условий для таких преобразований и по адаптации или нейтрализации их неблагоприятных последствий.

2. Отраслевой (секторный) уровень промышленной политики определяет конкретные цели и мероприятия государства в отношении определенной отрасли в широком или узком плане.

3. Региональный уровень промышленной политики определяет цели и мероприятия государства в отношении промышленного развития отдельных регионов.

В связи с тем, что промышленная политика затрагивает вопросы функционирования всего народного хозяйства, для принятия решений относительно выбора целей и приоритетов промышленной политики необходим тщательный анализ состояния национальной экономики и определение долгосрочной стратегии социально-экономического развития государства. В этой связи в экономической литературе принято выделять следующие три типа промышленной политики:

1) внутренне-ориентированная (импортозамещение);

2) экспортно-ориентированная;

3) инновационно-ориентированная (как частный случай, ресурсосберегающая).

Внутренне-ориентированная промышленная политика

Модель импортозамещения основана на стратегии обеспечения внутреннего спроса за счет развития национального производства. Важной составляющей политики импортозамещения выступает протекционистская политика со стороны государства, поддержание низкого курса национальной валюты и стимулирование производства продукции, замещающей импортные аналоги.

Основными положительными результатами применения внутренне-ориентированной промышленной политики являются:

Улучшение структуры платежного баланса;

Обеспечение занятости и, как следствие, рост внутреннего платежеспособного спроса;

Уменьшение зависимости экономики от внешнего мира;

Развитие фондосоздающих отраслей в связи с ростом спроса на здания, сооружения, машины и оборудование.

Негативные результаты реализации импортозамещения могут быть связаны со следующими процессами:

Ослабление действия международной конкуренции на внутреннем рынке страны и, как следствие, технологическое отставание национальной экономики от развитых стран;

Созданию излишне благоприятных условий для внутренних производителей, что, в свою очередь, может привести к ослаблению их конкурентоспособности;

Неэффективному управлению на микроуровне;

Насыщение внутреннего рынка менее качественной отечественной продукцией, обусловленное протекционистскими мерами государства, ограничивающими доступ на рынок качественной импортной продукции.

Примерами реализации внутренне-ориентированной промышленной политики (импортозамещения) являются Индия (1960-1980-е гг.), Франция (1950-1970-е гг.), Япония (после второй мировой войны) и Китай (1970-1980-е гг.), СССР, КНДР.

Экспортоориентированная промышленная политика

Главной задачей экспортоориентированной промышленной политики является содействие развитию экспортных отраслей, продукция которых является конкурентоспособной на международном рынке. В числе инструментов, используемых государством при реализации данного типа промышленной политики можно выделить:

Установление налоговых и таможенных льгот для предприятий-экспортеров, предоставление им льготных кредитов;

Проведение политики слабого валютного курса национальной валюты;

Меры по созданию благоприятных условий для развития экспортоориентированных и смежных с ними отраслей;

Развитие экспортной инфраструктуры;

Упрощение таможенного режима.

Основными достоинствами экспортоориентированной модели являются:

Усиление интеграционных связей национальной экономики с мировым хозяйством и, соответственно, доступ к технологиям и ресурсам;

Развитие конкурентоспособных отраслей, что обеспечивает мультипликативный эффект развития народного хозяйства в целом, как по цепочке межотраслевых связей, так и за счет роста платежеспособного спроса со стороны населения, занятого в этих отраслях;

Приток валютных ресурсов в страну за счет роста экспорта;

Привлечение дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

Наиболее успешными примерами реализации экспортоориентированной модели развития являются Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг (1960-1980-е гг.), Чили, Китай (1980-1990-е гг.) и Индия (1990-е гг.), в широком понимании промышленной политики (как структурной политики) сюда можно отнести аграрную политику США.

Вместе с тем есть и неудачные попытки проведения подобной модели промышленной политики. В первую очередь, это Мексика, Венесуэла и ряд других стран Латинской Америки (1980-е гг.).

Несмотря на значительные выгоды, которые может получить общество от реализации экспортоориентированной промышленной политики, при некоторых условиях она может привести к негативным последствиям.

Например, в случае, когда экспортоориентированный рост реализуется за счет сырьевого сектора национальной экономики, что может быть продиктовано, например, политическими или финансовыми причинами, могут происходить следующие негативные процессы:

Углубление сырьевой ориентации экономики;

Рост коррупции в органах государственного управления, ответственных за регулирование внешнеторговых операций;

Отток трудовых и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности в добывающую, что негативно сказывается на долгосрочной конкурентоспособности национальной экономики (например, Венесуэла);

Снижение инновационной активности, в связи с ослаблением обрабатывающей промышленности («голландская болезнь»);

Стагнация в обрабатывающей промышленности приводит к необходимости импорта нового оборудования и другой высокотехнологичной продукции из-за рубежа, ставя страну в зависимость от иностранных производителей (подобные процессы в настоящее время происходят в России).

Необходимо отметить, что экспорт сырья может служить источником экономического роста лишь в краткосрочной перспективе. Долгосрочные перспективы развития национальной экономики при экспортосырьевой ориентации сомнительны.

Однако негативные последствия реализации экспортоориентированной модели возникают не только в случае ориентации на экспорт сырья, примером может выступать Мексика, где ориентация экономики страны на экспорт продукции высокой степени обработки, предполагала использование при ее производстве значительной доли импортных комплектующих, что поставило экономику данной страны в зависимость от внешних поставщиков. Когда же стоимость рабочей силы в Мексике возросла, продукция, собираемая в Мексике, перестала быть конкурентоспособной на мировом рынке.

Практика показывает, что провалы в реализации экспортоориентированной промышленной политики были связаны преимущественно со снижением диверсификации национальной экономики и усиления роли отраслей, зависящих от конъюнктуры мирового рынка, что при ухудшении конъюнктуры на мировом рынке экспортируемой продукции приводило к кризисному состоянию.

При выборе данного типа промышленной политики необходимо учитывать масштабы страны, уровень научно-технологического развития, обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи возникает два вида экспортной ориентации.

Первый вид обусловлен незначительностью размеров национальной экономики и относительно простой структурой экономики, что приводит к относительной невыгодности развития импортозамещения в силу ограниченного внутреннего спроса. В качестве примера можно привести Сингапур.

Второй вид вызван наличием у страны значительного конкурентного преимущества перед другими странами. Примером может служить Китайская народная республика, обладающая огромным резервом дешевой рабочей силы, что в условиях насыщенного внутреннего рынка вынуждает искать новые рынки сбыта за рубежом. Вместе с тем преимущественно экстенсивные методы расширения производства значительно снижают возможности развития наукоемкого производства.

Итак, основные плюсы экспортоориентированной промышленной политики – это международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, углубление интеграции в международное разделение труда. Однако стоит опасаться уменьшения диверсификации экспорта, которое усиливает зависимость национальной экономики от внешней конъюнктуры.

Инновационно-ориентированная промышленная политика

Данный тип промышленной политики принципиально отличается от описанных выше. Основной задачей при реализации этой политики является активизация инновационной деятельности и внедрения новых технологий на отечественных предприятиях.

Учитывая, что инновационная деятельность имеет значительный лаг между вложением средств в инновационный проект и его окупаемостью (период окупаемости) и большой риск невозврата вложений, выгодные с точки зрения общества инвестиционные решения на уровне хозяйствующих субъектов могут приниматься не всегда, так как в их поведении преобладают краткосрочные цели.

Многочисленными исследователями отмечается, что чем выше уровень конкуренции (меньше уровень концентрации) в отрасли, тем меньше склонность фирм осуществлять вложения в инновационное развитие, а основным источником финансирования инновационной деятельности является экономическая прибыль, получаемая фирмами, обладающими монопольной властью на рынке. Поэтому государство должно стимулировать данный вид деятельности и направлять его в нужное русло особенно в случае отраслей с низким уровнем концентрации.

Положительными моментами применения инновационной типа развития является:

Ускорение научно-технического прогресса;

Увеличение конкурентоспособности продукции на международном и внутреннем рынке;

Возрастающий спрос на высококвалифицированную рабочую силу, что стимулирует население получать качественное образование;

Стабильность платежного баланса и курса национальной валюты, обеспечиваемые высокой конкурентоспособностью продукции.

Интенсивное развитие фондосоздающих отраслей, главным образом, машиностроения, а также отраслей с высокой степенью обработки продукции, являющихся основой для экономики любой промышленно развитой страны.

Несмотря на большую привлекательность, инновационно-ориентированная промышленная политика не так часто применялась в мировой практике, это обусловлено рядом трудностей, связанных с ее реализацией:

1) необходимость привлечения значительных инвестиций в развитие инфраструктуры НИОКР и обновление основных производственных фондов промышленности, что, как правило, требует привлечения значительных внешних заимствований;

2) финансовая уязвимость национальных предприятий на первоначальном этапе приводит к необходимости применения протекционистских мер и нерыночных методов стимулирования НИОКР, что нередко встречает сопротивление на государственном уровне;

3) национальные учебные и профессиональные заведения, как правило, оказываются не в состоянии удовлетворить растущую потребность в высококвалифицированной рабочей силе, поэтому реализация данного типа развития должна сопровождаться реализацией различных программ по росту образовательного уровня населения, а также увеличению качества образования.

Учитывая высокую капиталоемкость модели инновационного модели, она, как правило, применяется селективно в наиболее конкурентоспособных отраслях. Однако общий эффект от применения данной модели распространяется на все отрасли национальной экономики.

В качестве примеров реализации модели инновационного развития можно привести такие страны, как Япония (1970-1990-е гг.), Южная Корея (1980-1990-е гг.), США, страны Европейского союза.

Отметим, что применение того или иного типа промышленной политики приводит к перераспределению факторов производства в приоритетные отрасли экономики что сокращает возможности для развития других отраслей. По этой причине примеры применения смешанных типов промышленной политики очень редки.

Промышленная политика имеет динамический аспект, и после достижения установленных ею целей, ее приоритеты должны корректироваться в соответствии с изменившимися условиями хозяйствования и сложившейся структурой экономики. По этой причине практически в любой развитой стране реализовывались в том или ином виде все три выделенных типа промышленной политики.

На основе анализа мирового опыта проведения структурных преобразований можно выделить следующую оптимальную для общества стратегию реализации промышленной политики.

Поэтому необходимо учитывать динамический характер промышленной политики – со временем необходимость стимулирования развития выбранных отраслей пропадает, возникает необходимость стимулирования других отраслей.

В зависимости от выбранной стратегии промышленной политики должна определяться отраслевая политика государства в каждой конкретной отрасли промышленности.

Слайд 2

Экономическая политика

Политика (от греч. Politiko) - это искусство управлять. Экономическая политика - это взаимосвязанная система долгосрочных и текущих целей экономического развития, которые определены государством, а также совокупность мероприятий, направленных на достижение экономических целей с использованием государственной власти в сфере экономики.

Слайд 3

История экономической политики такая же давняя, как и история самой экономики, история государства. Независимо от типа экономической системы главным субъектом экономической политики является государство. Поэтому, экономическая политика - это всегда государственная экономическая политика. Ее цели, инструменты и механизмы неразрывно связаны с общими функциями государства, типом экономической системы, конкретным состоянием национальной экономики, конъюнктурой мирового рынка, международным положением.

Слайд 4

Направления

В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например: денежно-кредитная налогово-бюджетная валютная промышленная политика и т.д.

Слайд 5

Цели экономической политики

В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего: экономический рост полная занятость низкая инфляция положительный платежный баланс повышение экономической эффективности рост благосостояния населения поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели.

Слайд 6

В переходной экономике к ним добавляются: создание частного сектора и рыночной инфраструктуры либерализация хозяйственной жизни и др.

Слайд 7

Заключение

Проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того, какие из них превращаются (могут превратиться) в «наболевшие».

Посмотреть все слайды

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-1.jpg" alt=">Презентация на тему: Особенности государственного регулирования развития материального производства { "> Презентация на тему: Особенности государственного регулирования развития материального производства { Выполнили студенты: Саая Б. , Сымбелов С. , Кунгаа А. Проверил (а): Бадмаева Д. Б

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-2.jpg" alt="> План: 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; 2."> План: 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; 2. Особенности современного госзаказа, его содержания; 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; 4. Государственное регулирование агропромышленного комплекса.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-3.jpg" alt="> Государственное регулирование развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу"> Государственное регулирование развития материальной сферы актуально во все времена, оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранение, образования и т. д. Чем выше эффективнее функционирует материальное производство, тем выше уровень развития экономики и тем больше национальный доход. Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Такое разделение, в основном, характерно для марксистской теории.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-4.jpg" alt="> 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; "> 1. Сфера материального производства и задачи государственного регулирования; В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального производства включены 14 крупных отраслей: промышленность; ·сельское хозяйство; ·лесное хозяйство; ·грузовой транспорт; ·связь по обслуживанию производства; ·строительство; ·торговля и общественное питание; ·материально-техническое обеспечение и сбыт; ·заготовка продукции; ·информационно-вычислительное обслуживание; ·операции с недвижимым имуществом; ·коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка; ·геология и разведка недр; ·геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-5.jpg" alt="> Задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного"> Задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве Основными задачами государственного регулирования материального производства современной России являются: стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства; ·прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношения между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышения роли наукоемких производств, восстановления позиций машиностроительного комплекса ·техническое перевооружение отраслей материального производства; ·взаимовыгодная интеграция в мировую экономику; ·ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности; ·повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках; ·рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны; ·обеспечение экологической безопасности производства.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-6.jpg" alt="> 2. Госзаказ. Государственный заказ отличается прежде всего"> 2. Госзаказ. Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-7.jpg" alt="> Государственный заказ обеспечивает: -Потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых"> Государственный заказ обеспечивает: -Потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ (в которых участвует РФ); -Потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ (для реализации региональных целевых программ); -потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами или законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-8.jpg" alt="> 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; Промышленная политика -"> 3. Государственная промышленная политика, ее концепции; Промышленная политика - это совокупность действий государства, оказываемых влияние на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-9.jpg" alt=">Субъектом Объектом промышленной политики является государство производитель товаров "> Субъектом Объектом промышленной политики является государство производитель товаров и услуг на территории данного государства

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-10.jpg" alt=">Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности"> Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещение и повышение конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, на мировом рынке, а также обеспечение на этой основе безопасности Российской Федерации в экономической и технологической сферах.

Src="https://present5.com/presentation/1/175150398_455077893.pdf-img/175150398_455077893.pdf-11.jpg" alt="> Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в"> Инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем: - собственник (или совладелец); - поставщик (продавец) факторов производства; - потребитель произведенной продукции; - получатель налоговых платежей; - регулятор рынков факторов производства и конечной продукции; - регулятор деятельности производителя; - арбитр в хозяйственных спорах; - политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует