Что такое финансовая грамотность и как ее повысить. Что такое финансовая грамотность и зачем ее изучать со школьной скамьи Денежная грамотность

Экология потребления. Бизнес: Как правило, к финансовой грамотности приходят через огромное количество ошибок и проб, постепенно набирая опыт...

Грамотно распоряжаясь своими финансами - можно не только существенно снизить расходы, но и значительно увеличить толщину своего кошелька. Как правило, к финансовой грамотности приходят через огромное количество ошибок и проб, постепенно набирая опыт и игнорируя мудрые советы финансистов.

Представляем несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание, на пути к финансовой грамотности.


1. «Подушка безопасности»

Подавляющее большинство людей считает, что какие-то накопления совершенно ни к чему: все равно все потеряешь, так зачем копить, если можно все потратить уже сейчас и купить некую нужную вещь?

Возможно, на конкретное мгновение жизни это решение может показаться и верным, но уже через некоторое время вам может потребоваться некоторая сумма на непредвиденные расходы: мелкий ремонт в офисе, повышение цен у поставщиков, и т.д.

Как оплатить эти расходы, если накоплений нет совсем? Кредит могут не выдать, и на его получение часто требуется несколько дней и даже недель, а у вас может и не быть этого времени.

Именно поэтому важно помнить про первое правило: нужно всегда иметь накопления в размере 3-6 ежемесячных расходов на непредвиденный случай.

2. Накопления «под матрасом» вместо банка

В России менее 50% населения пользуется банковскими депозитами и до 5% - являются инвесторами на фондовом рынке. И все по той причине, что мало кто доверяет каким-то финансовым инструментам, предпочитая хранить накопления дома под подушкой/матрасом/в тумбочке и др.

На самом деле, подобный вид «инвестиций» дает гарантированный доход минус 10-13% годовых! Причина проста – инфляция. Так, ваши сегодняшние 500 тыс. руб., положенные в тумбочку, через 5 лет превратятся уже в 310 тыс. руб. при инфляции 10% в год.

Поэтому правило второе: не стоит хранить накопления в тумбочке – лучше их разместить хотя бы на банковском депозите, чтобы спасти от инфляции . Вы боитесь банкротства банка? Учите, что при размещении в одном банке до 700 тыс. руб. при отзыве у него лицензии вы гарантированно вернете свой вклад в целости и сохранности благодаря системе страхования вкладов.

3. Неправильные параметры кредита

Решив взять кредит в банке , важно помнить о том, что он должен быть в той валюте, в которой вы получаете вашу прибыль . Чаще всего это рубли. Если поддаться искушению взять кредит в валюте по более низкой ставке, можно потом получить рост ваших ежемесячных платежей по кредиту на 30-50% из-за падения курса рубля.

Быть не слишком большим: берите кредит не «с запасом» на всякий случай, а именно на ту сумму, которая вам нужна. Учтите, что, взяв лишние 50 тыс. руб. в кредит, вы должны будете вернуть банку уже 75 тыс. и больше.

Поэтому кредит лучше брать в рублях, на самую необходимую сумму и на минимальный срок, чтобы платеж по кредиту составлял до 20-30% вашего дохода.

4. Инвестиции без срока

Невозможно грамотно инвестировать, если не знать, ради какой конкретной цели это делается. При этом «заработать» - не является целью. Цель должна иметь срок, стоимость и приоритет. Только четко определив ее можно грамотно подобрать подходящие именно вам инструменты для инвестиций.

Так, если вы инвестируете с целью накопить на некую важную цель через 1-3 года, то лучше предпочесть банковские депозиты и высоконадежные облигации или фонды облигаций.

Если же речь о цели через 3-10 лет, то, помимо депозитов и облигаций, вы можете добавить в свой портфель до 50% акций или фондов акций. Ну а если вы инвестируете на 10 и более лет, то можно увеличить долю акций до 70-80%.

5. Рискуйте с умом

Если ваш коллега или сосед инвестирует в акции и радуется доходности 20% годовых и более, это не значит что и вам нужно срочно покупать их. Дело в том, что у каждого человека – свой уровень склонности к риску. И если ваш сосед временами готов терпеть падение стоимости своих акций до 50%, то вы можете оказаться к этому не готовы, продадите акции как раз в самый неподходящий момент, получите убытки и будете разочарованы в инвестициях.

Поэтому очень важно правильно определить свою склонность к риску : если вы не готовы к значительным падениям стоимости ваших инвестиций, размещайте большую часть средств в депозиты и надежные облигации. Если вы готовы к резким колебаниям размера ваших сбережений – можно значительную их часть разместить в акции.

6. Финансовый план

Если человек думает только о покупке автомобиля через год, покупку квартиры через 3 года и оплату образования сына через 10 лет не планирует, то он накупит нужную сумму на автомобиль, но останется без первоначального взноса. Из-за больших кредитных выплат он не сможет накопить сумму, необходимую на обучение сына, и тот будет поступать не в самый лучший ВУЗ, чтобы попасть на бесплатное отделение. О выходе на пенсию и говорить не приходится. Весь это неблагоприятный сценарий был реализован потому, что человек имел перед собой одну цель, а не полноценный финансовый план .

7. Пренебрежение страхованием

В России страхование квартир, машин и тем более жизни непопулярно, т.к. большинство считает, что с ними точно ничего не может произойти. Расходы на ремонт квартиры, на компенсацию затопленным соседям снизу, на восстановление собственного здоровья в большинстве случаев неожиданные и требуют существенных трат, к которым далеко не все готовы. Поэтому страхование имущества, ответственности и жизни является залогом уверенности в завтрашнем дне каждого человека.


8. Начало накоплений на пенсию за пару лет до выхода на нее.

О пенсии нужно думать как минимум за 10 лет до нее.

9. Пренебрежение налоговыми льготами

Не так много людей знают и пользуются всеми видами налоговых вычетов. А между тем любой может ежегодно получить на счет до 15 600 руб., если он оплачивал обучение, лечение, инвестировал в свое пенсионное обеспечение или занимался благотворительностью. Если же вы покупали квартиру или дом, вы можете получить на счет до 260 тыс. руб. плюс дополнительная компенсация за проценты по кредиту на покупку недвижимости. опубликовано

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств, а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  • «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  • «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  • «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  • «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  • «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  • «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  • На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  • На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  • На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  • На развитие внимания; (приложение 4)
  • На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическая грамотность - первая ступень к развитию компетентности.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство и особую значимость приобретает проблема экономического образования, актуальность его обусловлена следующими положениями.

  1. Интеграция России в мировое сообщество и, в связи с этим, выход на мировой уровень образования, где экономика - обязательно изучаемые дисциплины.
  2. Экономическое образование становятся фактором, обеспечивающим развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни.

Поэтому современная школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда. В качестве «конечных» результатов образования рассматривается развитие определённых личностных качеств , а так же и профессиональных навыков.

Специфика экономического образования и в школе, в том числе, состоит в том, что наряду с передачей теоретических знаний большое внимание должно быть уделено развитию у обучающихся практических навыков. Основными задачами построения системы экономического образования является формирование экономической компетентности связанной с развитием культуры экономического мышления. А именно выработкой адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций. Большую роль играет формирование базового уровня экономических знаний, необходимых для ориентации в условиях происходящих изменений в российском обществе, а так же для профессиональной ориентации выпускников. Выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений; формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитание у обучающихся инициативы и активности, самостоятельности в принятии решений вот что должны уметь выпускники школы.

Одним из способов достижения поставленной цели считаю использование на своих уроках прикладных заданий, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, самостоятельную работу учащихся с научной и другой литературой и т.д.

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, изменяет роль знаний. Знания подчиняются умениям. В связи с этим меняются и образовательные стандарты.

Первым этапом формирования компетентности является экономическая грамотность.

Экономическая грамотность - уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества.

Основу экономической грамотности составляет способность использовать экономические знания для выделения в реальных ситуациях проблем и решения их с помощью научных методов.

Можно выделить три уровня экономической грамотности.

1. Нижний уровень экономической грамотности сформирован у учащихся, которые могут воспроизводить простые знания (термины, факты, простые правила), приводить примеры явлений и использовать основные понятия для формулирования выводов или подтверждения правильности уже сформулированных выводов.

2. Средний уровень сформированности экономической грамотности имеют ученики, которые могут использовать полученные знания для объяснения отдельных явлений; выявлять вопросы, на которые могла ответить наука; определить элементы научного исследования; представить информацию, подтверждающую сформулированные в задании выводы.

3. Высокий уровень экономической грамотности имеют учащиеся, которые, как правило, могут выполнить задания, в которых требуется объяснить явления на основе их моделей, проанализировать результаты ранее проведенных исследований, сравнить данные, привести аргументацию для подтверждения своей позиции или оценке различных точек зрения.

Я считаю, что развитие экономической грамотности целесообразно начинать с 5 класса, так как это обусловлено и психолого-педагогическими характеристиками данного возраста.

Переход детей в среднюю школу сопровождается изменением отношения детей к учению. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Дети ждут, что им станет в школе интересно.

Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это желание. У пятиклассников могут существовать пробелы в знаниях, у них может быть не сформированы учебные умения и навыки. Для обнаружения пробелов необходимо выполнить несколько аналогичных заданий, подробно объясняя, что и как он делает. Трудности при выполнении заданий могут быть связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Вместе с тем пятый класс – благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники очень интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и в других.

Предлагаемая система упражнений направлена на формирование и развитие знаний умений, навыков, внимания и мировоззрения.

Для развития экономической грамотности на уроках экономики, считаю необходимым включать в содержание любой темы школьного курса экономики задания на развитие общеучебных умений и навыков, так как они помогут мне достигнуть поставленной цели – научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций. Ученик должен научиться решать проблемы.

Проблемы бывают нескольких типов.

В проблемах типа «принятие решения» от учащихся требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.

В проблемах типа «анализ и планирование» учащийся должен проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.

В проблемах типа «внезапно возникшие проблемы» от учащихся требуется понять суть проблемы, определить особенности возникшего затруднения, предложить решение возникшей проблемы.

Ниже дается описание выделенных общеучебных умений:

  1. «понимать проблему» - использовать имеющиеся знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, формулы или таблицы, и извлекать из них необходимую информацию: интегрировать информацию из разных источников.
  2. «характеризовать проблему» - определять переменные, присутствующие в проблеме, и связи между ними; решать, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; строить гипотезы; выделять, организовывать и критически оценивать информацию, представленную в условии.
  3. «представлять проблему» - разрабатывать форму представления информации в виде таблицы, графика, с помощью символов или в словесной форме, или применять форму, предложенную в условии, для решения проблемы; переходить от одной формы представления информации к другой.
  4. «решать проблему» - принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; проводить анализ предложенной системы и ее планирование для достижения целей, сформулированных в проблеме; определять причину сбоя в устройстве и предлагать способ его устранения.
  5. «размышлять над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
  6. «сообщать решение проблемы» - выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей.

Применение этих умений требует от учащегося владения навыками рассуждений. При анализе литературы по данному вопросу , я познакомилась с характеристикой уровней сформированности умений решать проблемы:

  1. Уровень 3 определяет учащихся, умеющих размышлять, принимать решение и сообщать его в соответствующей форме. Эти учащиеся могут систематически подходить к решению проблемы; одновременно учитывать большое число различных условий и ограничений и выявлять зависимости между ними; организовывать и контролировать свои размышления на каждом шаге решения.
  2. Уровень 2 определяет учащихся, умеющих рассуждать и принимать решение. Учащиеся могут разрешать проблемы, требующие проведения анализа предложенной ситуации и принятия решения при выборе из четко определенных альтернатив. При этом они могут использовать различные типы рассуждений; объединять информацию из разнообразных источников; могут делать выводы, основываясь на двух или более источников информации.
  3. Уровень 1 определяет учащихся, умеющих решать «базовые» проблемы. Эти учащиеся могут решать проблемы, в которых нужно использовать один источник, содержащий четко определенную информацию.
  4. Уровень ниже 1 определяет учащихся, которые слабы в «решении проблем». Эти учащиеся не понимают проблемы, отнесенные к уровню 1, или не способны применить умения для их разрешения.

Организуя учебный процесс для развития общеучебных умений и навыков предлагаю использовать следующие системы заданий, направленные:

  1. На формирование знания учебного материала; (приложение 1)
  2. На формирование понимания изучаемого материала; (приложение 2)
  3. На формирование умений и навыков; (приложение 3)
  4. На развитие внимания; (приложение 4)
  5. На развитие мировоззрения. (приложение 5)

Без продуманной системы практических работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы знаний и умений могут остаться незакрепленные знания, которые превращаются в мертвый груз и быстро забываются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

(с ответами)

Формирование знаний осуществляется различными методами и приемами. В том числе, я использую соответствующие задания на формирование знания учебного материала типа:

  1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)
  2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)
  3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них
  4. Найдите в тексте возможные ошибки
  5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии и т. д.

1. Задания, направленные на формирование знания учебного материала.

№1. Определите, верное или ложное данное соответствие:

а) Природные ресурсы – машина Неверно

б) Капитальные ресурсы – деньги Неверно

в) Трудовые ресурсы – парикмахер Верно

г) Нефть – ресурс Верно

д) Блага – товар или услуга Верно

№2. Определите, верно, ли составлена данная схема:

Ответ: Схема составлена неверно. Ресурсы в экономике ограничены, а потребности– безграничны.

№3. Верны ли следующие утверждения:

Ответ : 1. Заработная плата – это доход от фактора производства «труд». Верно

2. Капитал - это деньги предприятия. Неверно

3. Ресурсы в экономике – ограничены. Верно

4. Проблема выбора - это всеобщая проблема. Верно

5. Проблема выбора существует только в бедных странах. Неверно

6. Труд, земля, капитал – это факторы производства. Верно

7. Рента – это доход на фактор производства «капитал». Неверно

8. Ресурсы - это факторы производства. Неверно

9. Потребности человека безграничны. Верно

№4. Верно, ли составлена таблица?

Характерные признаки конкуренции и монополии.

Ответ: Таблица составлена верно, в ней перечислены основные признаки конкуренции и монополии.

№5. Найдите в тексте ключевые слова по теме «Торговля»:

Разделение труда неизбежно требует обмена, т.к. уже в древности скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы нуждались в мясе. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное хозяйство, т.е. хозяйство, где производили такие изделия, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок. Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться.

Ответ: ключевые слова - разделение труда, обмен, товарное хозяйство, рынок, товары, услуги, цена.

№6. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них.

Купцы и промышленники в нашей стране славились не только богатством, но и способностью помочь людям и обществу. Многие из них занимались меценатством и благотворительностью. Например, Третьяков Павел Михайлович , российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Бугров Николай Александрович (1837-1911), нижегородский купец, промышленник, миллионер. Из старообрядцев. Владел паровыми мельницами. Подарил Н. Новгороду здание Городской думы, строил приюты, школы и др. Поддерживал старообрядцев, живших в лесах Керженца и на реке Иргиз.

Из тульских кузнецов, с 1720 - дворяне, в кон. 18 в. вошли в круг знати, основали св. 50 заводов (40% чугуна в стране).

Никита Демидович Антуфьев (1656-1725), родоначальник, организатор строительства металлургических заводов на Урале. Его дело продолжил его сын Анкифий. Он расширил и приумножил дело отца. Его сыновья заводским делом интересовались мало. Старший сын прославился своей благотворительной деятельностью, жертвовал большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам Московского университета. В 1772 он основал в Москве Демидовское коммерческое училище, создал ботанический сад. Разведением разнообразных растений прославился и средний сын, также не желавший заниматься заводами. В свою очередь, младший сын Григория Павел стал известен как естествоиспытатель, подаривший в 1803 Московскому университету свою коллекцию минералов, а также обширную библиотеку. В том же году он основал в Ярославле знаменитый Демидовский лицей, а уже в 1880-е гг. на завещанные им деньги был открыт Томский университет.

Ответ: 1. Купец, промышленник Третьяков - создатель национальной художественной галереи.

2. Нижегородский купец Бугров Н. А. - строил приюты, школы и др.

3. Демидовы, российские заводчики и землевладельцы - жертвовали большие суммы на Московский воспитательный дом, стипендии студентам, основали лицей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПОНИМАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

№1. Прочитайте словами (расскажите) данную символическую информацию (схему, таблицу, рисунок и т.д.).

1. ресурсы –> затраты –> себестоимость -> цена -> доход –> прибыль

Ответ: Предприниматель закупает ресурсы, то есть несет затраты, которые учитывает при расчете себестоимости товара и установление цены. От продажи предприниматель получает доход. Для расчета прибыли необходимо из дохода вычесть затраты.

2 . разделение труда –> излишки –> обмен –> товарное хозяйство

Ответ: Когда возникло разделение труда, стали появляться излишки товара, которые люди обменивали, то есть стали формироваться товарные отношения.

№2. Перекодируйте известную информацию в виде схемы (таблицы, рисунка).

Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Основа эквивалентности – одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров. Никто не хочет проиграть, хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. Товарный обмен – это способ обмена результатами труда между изготовителями и потребителями, основанный на взаимной выгоде.

Ответ: затраты труда – товар - эквивалентность - товарный обмен - выгода

№3. Учащимся предлагается следующая информация:

Составьте 5 - 6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Главным фактором производства в любой экономике является «труд» - физические и умственные способности человека, направленные на производство товаров или услуг. Подлинное богатство любой страны – это люди, участвующие в создании благ.

Труд - это есть целесообразная деятельность человека, направленная на изменение предметов и сил природы в целях удовлетворения его потребностей. Человек - это существо биосоциальное, т.е. он является частью всего живого на земле и в то же время он преобразует эту природу. Функции человека в процессе труда и производства не ограничиваются только непосредственным трудом на рабочем месте, он выступает и как организатор производства. В процессе производства все факторы действуют, не изолировано, а взаимодействуют друг с другом, они могут влиять друг на друга. В результате процесса производства человек создает экономическое благо. При продаже он получает доход, часть которого идет на выплату заработной платы. Заработная плата - это плата за труд, стимул к труду. Размер заработной платы зависит от качества и количества труда. Чем лучше и быстрее человек выполняет работу, тем больше его заработная плата.

Вопросы :

  1. Почему люди – это богатство любой страны?
  2. Зачем человек трудиться?
  3. В каком качестве может выступать человек в процессе производства?
  4. Что такое труд?
  5. Что такое заработная плата?
  6. Что создается в процессе труда?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

УМЕНИ И НАВЫКОВ.

№1. От чего зависит размер заработной платы?

Мой папа окончил институт, и теперь работает инженером на заводе уже 17 лет, он следит за технологическим процессом, ему подчиняются рабочие. Его зарплата составляет 15000 рублей.

Моя мама, окончила педагогическое училище, и работает в детском саду «Солнышко». Она очень любит свою работу, любит играть и заниматься с детьми. Ее заработная плата составляет 3500 рублей.

А моя старшая сестра оканчивает престижный экономический институт, и проходит практику в частной фирме бухгалтером, ее зарплата составляет 5000 рублей. Директор фирмы повысит ей зарплату, когда у нее появится опыт работы по специальности.

Ответ: Заработная плата зависит от: профессии, образования, опыта, престижа профессии.

№2. Найдите экономические ошибки в следующих предложениях и выявите их сущность.

Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и неэкономические блага. Даровые блага – это блага, которые доставляются природой с приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в ограниченных количествах, не превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек может существовать.

Блага, количество которых не ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для собственного потребления.

Ответ: Благами называются средства, необходимые для удовлетворения потребностей. Выделяют даровые и экономические блага . Даровые блага – это блага, которые доставляются природой без приложения труда человека (хлеб, земля). Эти блага, как правило, имеются в не ограниченных количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, солнечный свет, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек не может существовать.

Блага, количество которых ограничению по сравнению с потре6ностими в них, называются экономическими. Экономическим благом является товар. Товар - это благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена или для продажи на рынке.

Задание №3.

Задача: В семье 5 человек, из них 2 человека работают. Отец – инженер на заводе, его зарплата 10000 рублей, мама – бухгалтер, ее зарплата 8000 рублей. Старшая сестра учится на менеджера и получает стипендию 1200 рублей. Детское пособие составляет 200 рублей на ребенка. В месяц семья платит за коммунальные услуги 2500 рублей, на питание расходует -7000 рублей, транспортные расходы – 650 рублей. Старшей сестре купили зимнее пальто, стоимостью 5000 рублей, а дети сходили в театр, где стоимость одного билета – 100 рублей. Затраты на учебу составляют 1000 рублей. Определить:

а) доходы семьи;

б) постоянные расходы семьи;

в) переменные расходы семьи;

г) бюджет семьи.

Решение:

Доход семьи=10000+8000+1200+200*2=19600 (рублей)

Постоянные расходы = 2500+7000+650+1000=11150(рублей)

Переменные расходы=5000+200=5200(рублей)

Общие расходы = 11150+5200=16350 (рублей)

Бюджет семьи=19600-16350=3250 (рублей)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ

ВНИМАНИЯ

Задание №1

  1. Дан перечень некоторых понятий. Расположите их в определенном порядке:

бартер - специализация - торговля – разделение труда - появление излишков

Ответ: разделение труда - специализация - появление излишков – бартер - торговля

  1. Соотнесите различные понятия между собой:

а) личные потребности подъемный кран

Общественные потребности портфель

Производственные потребности уличный фонарь

б) доход = расходам дефицит бюджета

Доход > расхода сбалансированный бюджет

Доход

Ответ:

а) личные потребности портфель

Общественные потребности уличный фонарь

Производственные потребности подъемный кран

б) доход = расход дефицит бюджета

Доход > расход сбалансированный бюджет

Доход

Задание №2.

Продолжите данный ряд. Что в нем перечисляется?

разделение труда => специализация => появление излишков =>….

Ответ: разделение труда => специализация => появление излишков =>обмен

Причины появления обмена.

Задание№3.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является (орудия труда, человек). Орудия труда - это (ткань, ножницы, нитки, швейная машинка) то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это (сковорода, ложка, соль, мука) то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает (предмет труда, благо)

Ответ: Труд – это деятельность, связанная с созданием необходимых благ. Главным в процессе труда является человек. Орудия труда - это ножницы, швейная машинка то есть то, что помогает человеку трудиться. Предметы труда – это соль, мука, то, на что направлен труд. В процессе труда человек создает благо.

Задание№4.

Найдите ошибку в определении:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, с участием денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, без участия денег.
  5. Спрос – желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.

Ответ:

  1. Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится делать самому.
  2. Товарное хозяйство- это хозяйство, в котором все необходимое для жизни приходится покупать.
  3. Бартер – это обмен товара на товар, без участия денег.
  4. Торговля - это обмен товара на товар, с участием денег.
  5. Спрос – желание и возможность покупателя, приобрести товары и услуги по различным ценам.
  6. Предложение - желание и возможность продавца, произвести товары и услуги по различным ценам.

Задание №5. Найдите ошибку в схеме.

Ответ:

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЗАДАНИЯ, НАПРЕВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Задание №1.

На примере вашей семьи докажите, что семья это часть экономической системы.

Составьте экономическую сказку на тему «Моя семья – часть экономики. Она участвует в экономической жизни страны – платит налоги, и пользуется общественными благами».

Задание №2.

Объясните с научной точки зрения, почему товарное хозяйство получило преимущества в ходе эволюции человека.

Задание №3.

Производства это постоянный, замкнутый процесс, в котором обращаются ресурсы. Докажите это с помощью схемы.

производственные

общественные

личные

потребности

желание

нужда

ресурсы

потребности

ограничены

безграничны

проблема

выбор

вторичные

первичные

Расходы семьи

Постоянные расходы

Переменные расходы

Питание

Расходы на учебу

оплата за

Квартиру

поездка в отпуск

Покупка лекарств

посещение кино


Понятие "финансовая грамотность" - это наличие нужного уровня осведомленности, который дает базу для реального восприятия рыночной ситуации, и как следствие, позволяет делать необходимые выводы.

Важность осведомленности в финансовой сфере

Человек может управлять своими средствами только в том случае, если он знаком с основными финансовыми понятиями и умеет их применять в реальных ситуациях. Таким образом, экономически грамотный человек ведет учет своих расходов и прибыли, не дает образоваться большим долгам, разрабатывает планы своего бюджета и накапливает сбережения для беспечного будущего. Также он обязан разбираться в продукции, которую предлагают финансовые предприятия, и использовать ее с выгодой для себя, основываясь на внимательном выборе и продуманном подходе. Кроме этого, экономически образованная личность пользуется накопительными услугами и страхованием.

Необходимо знать, что финансовая грамотность населения определяет путь развития экономики страны. Недостаточно большое количество таких граждан ведет к негативным рискам не только для банков, кредитных организаций и их клиентов, а и для страны и социума в общем.

Другие страны

По этой причине программы по услилению финансовой осведомленности населения активно разрабатываются и внедряются. Работа с ними занимает передовые позиции в политике прогрессивных стран, к примеру, США, Австралии и Великобритании. Высокий уровень финансовой грамотности дает всестороннюю стабильность во всех сферах государственной жизни. Усиление экономической осведомленности жителей страны ведет к уменьшению случаев возникновения просроченных задолженностей по кредитам, уменьшению количества случаев успешного мошенничества и так далее.

Статистика в России

К сожалению, в России основы финансовой грамотности низки. Только невысокий процент граждан располагает навыками свободной ориентации в сфере экономики.

Согласно сведениям, предоставленным Всемирным банком в 2008 году и дальнейшим наблюдениям Национального агентства финансовых исследований, около половины россиян хранят накопленные средства в виде наличных дома, а 62% граждан не знакомы с большинством финансовых услуг и не используют их. Система страхования вкладов известна менее чем половине совершеннолетнего населения Российской Федерации, причем 50% не могут объяснить это понятие, хотя и слышали о нем ранее. Только четверть россиян имеет банковские карты и пользуется ими. При этом владельцы кредиток не осведомлены достаточно о возникновении возможных рисков. Всего лишь 11% граждан предусмотрели накопительный план для своего пенсионного периода. Для примера, этот показатель составляет 63% в Великобритании.

В России бытует мнение, что решения, касающиеся управления средствами, следует принимать согласно рекомендациям проверенных знакомых или сотрудников финансовых институтов, а не добывая и анализируя информацию самостоятельно. Стоит принять к сведению, что население России мало проинформировано о том, что может предпринять потребитель финансовой сферы в случае правонарушения и какими правами он обладает. Можно привести в пример, что более чем 60% семей не известно о праве на необходимую информацию об эффективной процентной ставке по кредиту. Всего 11% осведомлены о том, что государство не предоставляет защиту в случае утерянных личных средств при работе с инвестиционными фондами. Около 28% граждан не берет на себя ответственность за принятые решения касательно финансовых операций, считая, что все потери должны возмещаться государством.

Улучшение нынешнего положения

Настолько печальная статистика доказывает, что повышение финансовой грамотности граждан - задача первоочередная и должна выполняться государством. Впервые эта проблема была поднята еще в 2008 году на встрече министров финансов Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге. После мероприятия меры по усилению финансовой осведомленности были отражены в некоторых документах российского правительства.

К примеру, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года осведомленность граждан в финансовых вопросах упомянута в приоритетных направлениях разработки источников экономических вливаний. Государство считает этот момент немаловажным. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года рассматривает подобную осведомленность как способ поддержать развитие экономики.

Программа от Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации вместе с некоторыми федеральными органами, а также совместно со Всемирным банком предлагает программу улучшения экономической осведомленности населения. Программа должна длиться около пяти лет, а вначале предусмотрена реализация ее в нескольких российских регионах. Она включает разработку специальных учебных продуктов, а также улучшение законодательной базы в финансовой и правовой областях. Примерный объем необходимых затрат - 110 миллионов долларов. Около 80%, то есть основная часть должна финансироваться посредством федерального бюджета, а остальные 20% покрывает Всемирный банк.

Финансовая грамотность самостоятельно

Сегодня все еще большая часть граждан Российской Федерации получает теоретическую информацию в этой области на специальных онлайн-ресурсах, из литературы, новостей и прессы, телепередач, на тренингах и курсах. А самый болезненный способ приобретения опыта - собственные промахи.

Список сайтов для обучения

Где же можно пополнить свои знания о том, как работает экономика? Каким порталам можно доверять? Внизу приведен перечень ресурсов, созданных при поддержке и одобрении правительства РФ специально для того, чтобы финансовая грамотность населения возрастала. Информация, в них предоставленная, абсолютно корректна и соответствует текущему законодательству.

Список сайтов для обучения:

  1. "Город финансов". Это портал, который был создан в пределах общероссийской программы под названием "Финансовая культура и безопасность граждан России".
  2. "Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России".
  3. "Финграм ТВ" - проект, основанный Ассоциацией российских банков. Это интернет-канал, целью которого является повышение финансовой осведомленности населения. Сайт предоставляет лекции и консультации в онлайн-режиме.
  4. "Банки.ру" - обширный сайт про основы финансовой грамотности. Среди разделов сайта размещен "Банковский словарь", который содержит основные понятия и термины экономической и финансовой сфер. На веб-странице размещены практические советы потребителям.
  5. "Финансовая грамота" - проект, основанный совместными усилиями Российской экономической школы, или РЭШ, а также Фонда Citi. Направлен на повышение финансовой грамотности населения.
  6. "Финграмота.com" - официальный веб-ресурс Союза заемщиков и вкладчиков России.
  7. "Азбука финансов" - проект, направленный на обучение в финансовой сфере. Авторство принадлежит платежной системе Visa International совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про финансовую грамотность.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое финансовая грамотность.
  2. Зачем быть финансово грамотным.
  3. Как стать более финансово грамотным.

Что такое финансовая грамотность

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.

Говоря проще, финансовая грамотность — умение распоряжаться личными деньгами и принятие ответственности за свои решения.

Финансовая грамотность влияет на общее благосостояние человека. То есть, чем лучше человек разбирается в базовых и продвинутых экономических понятиях, тем больше он понимает, как можно улучшить свою жизнь.

Финансовая грамотность населения влияет на общую экономику страны.

Основы финансовой грамотности

  • Знания Налогового кодекса.
  • Теоретического и практического знания бухгалтерии.
  • Составления базового плана доходов и расходов.
  • Знания понятия «Деньги» и их использования.

Эти основы являются фундаментом финансовой грамотности. После них уже можно переходить к расширению своих знаний в области инвестиций, бизнеса, маркетинга и пр.

Уровни финансовой грамотности

Некоторые издания подразделяют финансовую грамотность на уровни: 0, 1, 2 и 3. Четкой классификации этих уровней нет. Можно лишь выделить несколько черт, характерных для каждого:

  • 0 уровень — отсутствие или минимальные понятия о финансовой грамотности.
  • 1 уровень — базовое понятие финансовой грамотности.
  • 2 уровень — использование базовых инструментов инвестирования.
  • 3 уровень — полноценное использование всех финансовых инструментов.

Разница между 1 и 2 уровнем финансовой грамотности намного выше, чем между 1 и 0. Ведь наработать базу по общей информации о бухгалтерском учете, налогообложении и экономических знаниях в целом достаточно просто. Но получить конкретную информацию в области инвестиций гораздо сложнее.

Не стоит думать, что обычному гражданину будет достаточно 1-го уровня финансовой грамотности. Но несмотря на то, что 2 и 3 уровень изучают исключительно инвестиции, без них вы не сможете увеличивать количество своих денег, и как следствие, общее благосостояние.

Грамотность человека на третьем уровне можно выразить следующим образом: большинство его сбережений находятся в акциях и облигациях не только топовых компаний, но и средних предприятий, которые показывают активный рост.

Личная финансовая грамотность

Личная финансовая грамотность — совокупность знаний отдельного человека обо всех экономических явлениях. Общая финансовая грамотность — средний показатель по стране. Повышая личную финансовую грамотность, вы способствуете улучшению экономической ситуации в стране, хоть и косвенно.

На что влияет финансовая грамотность

Как мы уже говорили выше, финансовая грамотность — довольно важный показатель для отдельного человека. Давайте разберемся, на что он влияет.

Чем выше показатель финансовой грамотности, тем больше информации о деньгах и экономике вы знаете. Вы можете знать, как работают банки, финансовые структуры, почему государство не может жить без налогов. Финансовая грамотность позволяет не только узнать много интересного, но и избавиться от стереотипов. Давайте разберемся на конкретном примере.

В нашей стране Центральный Банк на законодательном уровне — обособленная структура. То есть государство РФ не отвечает за долги Банка России, а ЦБ не отвечает за долги Российской Федерации. Банкноты, которые мы держим в руках — обязательства Банка России. Государство к нему юридически не имеет никакого отношения.

То есть, все то, что, как вы думаете, ценно, на самом деле лишь «обязательство», и никакого обеспечения у денег нет. Да, это простая истина, но многие об этом даже не задумываются.

И это только верхушка айсберга. Для государства финансовая грамотность населения — важнейшая часть экономики, участвующая в процессе перераспределения денег. У вас есть свободные финансы, а бизнесмену нужны деньги. Вы покупаете у него долю, а он вам платит дивиденды. Так работает эта система в развитых странах.

5 плюсов быть финансово грамотным

Некоторые люди до сих пор думают, что если они не бухгалтеры и экономисты, то им, вообще, необязательно знать даже азов экономики. Цели у каждого человека разные, но финансовая грамотность — путь к достижению многих из них.

Мы приведем вам пять плюсов финансовой грамотности.

1. Формирование основ финансового мышления.

Финансовое мышление — самая важная черта для предпринимателя. Но большинство думает, что обычному человеку это не нужно. Давайте на примере разберем, что это не так.

В 2014-м году один грамотный автовладелец продавал машину, которая на тот момент стоила 500 тысяч, за 450 тысяч. Это было начало лета, финансовый кризис еще не грянул, но тучи сгущались. Его отговаривали, просили подождать несколько месяцев: найдется человек, который возьмет и за 500 и за 520 тысяч. Но он продал, потом через несколько месяцев курс рубля стремительно падает, и цены на недвижимость и авто летят вниз.

Вот пример финансового мышления. Человек, потеряв в один момент потенциальные 50 тысяч, сэкономил намного больше. И повышая финансовую грамотность, вы сможете увидеть больше или сохранения средств.

2. Повышение благосостояния.

Чем выше ваш уровень финансовой грамотности, тем больше вы зарабатываете. Да, зарплата и грамотность человека часто мало связаны. Но доходы формируются не только из зарплаты. Есть еще инвестиции, которые на западе определяют благосостояние человека. В Америке 2 из 3 семей хранят свои сбережения в ценных бумагах. Получают с них проценты, и к пенсии им, вообще, не нужны дополнительные источники дохода.

Чем лучше вы знаете финансовую систему, тем больше вы зарабатываете.

3. Разгрузка.

Знакомы с таким распространенным стереотипом: «богатые люди много работают»? Он пришел к нам с Запада, где присутствует культ «трудоголизма». Если ты не пропадаешь на работе 60 часов в неделю, значит, ты не работаешь, и у тебя нет денег. Но реальность говорит нам совершенно о другом.

Богатых можно разделить на две большие категории: тех, кто действительно много работает, и тех, кто работает эффективно. Иногда это одни и те же люди, но в большинстве — разные. Те, кто много работает, действительно получают больше. Только и тратят они также много. А еще у них совершенно не остается свободного времени.

Те, кто работают эффективно, наоборот, знают, как работает вся система, и понимают, как можно зарабатывать больше, прилагая к этому меньше усилий. Конечно, результат один — больше денег. Только если вы повышаете грамотность, как мы уже выяснили, вместе с ней растет и финансовое мышление, которое увеличивает ваш заработок.

4. Уменьшение расходов.

Финансово грамотный человек в состоянии контролировать свои расходы. Здесь затронем немного психологии. Вы знаете, как продается большинство товаров в торговых центрах, не основных, за которыми вы идете, а именно дополнительных, которые вы и не планировали покупать? Красочные прилавки, автоматы с кофе, мини-кафе, бары стоят в тех местах, среди которых вы проходите. Вы можете пройти мимо и не тратить деньги, но чаще всего вы выберете что-то и потратите больше.

Также и в жизни. Вы можете избежать дополнительных трат, которые вам навязаны, если будете финансово грамотным. Вы хотите взять кредит? Но лучше подождать 2 месяца и купить вещь самостоятельно. Хотите слетать в отпуск, но в последний момент случилось нечто непредвиденное? У вас есть подушка безопасности.

Чем выше ваш уровень грамотности в вопросах финансов, тем большего количества ненужных расходов вы можете избежать.

5. Снижение рисков.

Нашей финансовой неграмотностью норовит воспользоваться практически каждый. Мы можем легко это увидеть, просто придя в банк. Менеджер будет рассказывать о том, что это дешевый кредит и что вы сможете быстро его погасить. Вы сами знаете, что за такими речами скрывается: дополнительные проценты, страховка, услуги, которые вам не нужны.

Повышая свою финансовую грамотность, вы будете меньше попадать в такие ситуации. Банальный пример: на сайте в банке стоимость потребительского кредита будет указана в районе 20 — 25% годовых. Вроде много, но относительно терпимо. При этом реальная стоимость потребительского кредита будет 40 — 45% из-за дополнительных страховок, навязанного обслуживания и дополнительных функций вроде SMS-информирования и платы за приложение.

На то, чтобы понять основы финансовой грамотности, времени нужно немного. Несколько недель по 1 — 2 часа в день, чтобы почитать профильную литературу и понять, как именно работает финансовая система в целом — этого будет достаточно.

Как повысить финансовую грамотность

Банк России давно пытается ввести программу повышения финансовой грамотности. В некоторых школах сотрудники ЦБ и специально обученные люди проводят курсы лекций, конкурсы и тематические мероприятия, посвященные финансовой грамотности.

Но если вы не школьник, то заниматься придется самостоятельно. Овладеть простой базой довольно легко. Немного профильной литературы, несколько популярных книг, и вот вы уже представляете себе, как все устроено, и как с этим работать.

Чтобы углубить свои знания, придется постараться. Самое важное направление, без которого вы не сможете спокойно наслаждаться жизнью — . Да, вложение денег на Западе сейчас очень развито. И это неспроста.

Еще Теодор Драйзер (в своей «Трилогии желания») писал: «Деньги должны делать деньги» .

А теперь давайте перейдем к более конкретным книгам и учебникам, с помощью которых вы сможете повысить свою финансовую грамотность.

Книги и учебники по финансовой грамотности

Разберемся, с чего начать изучение финансовой грамотности. Сначала поговорим об интернет-ресурсах. Сайты, посвященные инвестированию, обзорам банков и работе кредитной системы страны в целом, помогут вам разобраться, как работает финансовая система страны, и узнать, почему задача перераспределения ресурсов — одна из самых важных для экономики.

Наш сайт как никто другой подходит для повышения уровня финансовой грамотности.

А также, сайты по инвестициям вроде РБК отлично расширяют понимание фондового рынка. На сайте Центрального Банка есть неплохие тесты. В них вы узнаете о признаках фальшивых денег, что тоже будет полезно.

Теперь об учебниках и специализированных книгах:

  1. «Азбука финансовой грамотности» Аведин. В. — базовый учебник, который стоит почитать каждому. Рассказывает о финансовой грамотности, зачем она нужна и почему каждый уважающий себя человек должен изучать её.
  2. Финансовый анализ. Ефимова О. Прикладной учебник по финансовому анализу.

Этих двух книг будет достаточно для того, чтобы вникнуть в суть вопроса. И в конце о бестселлерах литературы. Здесь можно выделить несколько реально значимых книг:

  1. «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки. Книга о том, как правильно пользоваться деньгами. Автобиография.
  2. «Трилогия Желания». История американского предпринимателя, у которого в жизни было все. Взлеты на бирже, собственный бизнес, падения и тюрьма.
  3. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Это настоящая библия капитализма. Будет полезна для тех, кто хочет понять предпринимательство, и узнать, почему оно так важно для всей страны.

О разных курсах повышения финансовой грамотности однозначного ничего сказать нельзя. С одной стороны, они действительно предоставляют информацию. С другой — в открытом доступе её и так хватает. Лучше не платите N-ую сумму за какой-нибудь курс повышения грамотности, а почитайте книги, которые представлены выше.

Сразу стоит сказать, что блоги и группы Вконтакте вроде «Мышление миллионера» и пр. не принесут никакой практической пользы. В них только цитаты и «вода».

Почитав всю литературу и подписавшись на рассылки сайтов, вы сможете не только повысить свой уровень финансовой грамотности в целом, но и понять, интересно ли вам углубляться в эту тему. Если решитесь, то выбирайте после этого литературу под свой конкретный профиль: налоги, бухгалтерию, общую экономику, инвестирование, биржевую игру и т. д.

Заключение

Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в экономике, а также политике России, не оставили россиянам выбора – чтобы нормально жить в новых условиях, им пришлось волей-неволей овладевать азами финансовой грамотности. Сегодня быть финансово грамотным стало необходимостью практически для каждого члена общества, чтобы уметь правильно оценивать ситуацию на рынке, получая от этого выгоду, принимая правильные решения.

Финансовая образованность людей в России находится сегодня, к сожалению, на довольно низком уровне. Всего лишь небольшая часть населения способна сориентироваться в финансовой сфере и её продуктах.

Основы финансовой грамотности не изучаются в школах, не преподаются в ВУЗах, кроме профильных. В некоторых учреждениях наблюдаются робкие попытки вводить такой предмет, однако, подобное явление массового распространения не получило. Разноплановые программы в регионах, связанные с повышением финансовой грамотности населения, значительных результатов не дают. Поэтому имеет смысл задуматься, как решить данную проблему, занимаясь самостоятельно.

Важность экономической грамотности

Обладая необходимыми знаниями в экономике и в сфере финансов, человек имеет возможность грамотно, с пользой для себя использовать собственные сбережения и финансовые средства в целом. Финансовая грамота позволяет полноценно осуществлять учет средств, избегать ненужных трат, а также долгов, учит планировать бюджет, что важно для его сохранения. Привычка тратить денег больше, нежели можно себе позволить, становится одной из причин, приводящих к бедности. Помимо этого, зная основы финансовой грамотности, жители страны могут с легкостью ориентироваться в самых различных денежных премудростях, которые сегодня предлагает экономическая среда, накапливать и страховать собственные деньги.

Также от общего уровня образованности россиян будет во многом влиять экономическое положение страны. Борьба с финансовой необразованностью важна как в отношении каждого человека, так и в целом для государства. Осуществление программных разработок, связанных с достижением образованности людей, становится ключевым моментом в позиции государства, и не только для Российской Федерации, но также и для большинства развитых государств. Образованность будет способствовать снижению риска личных задолженностей населения по потребительским кредитам, а также рисков, связанных с мошенническими действиями участников рынка.

Неконтролируемые займы вкупе с потребительскими кредитами подрывают семейное и личное благосостояние граждан, неся в себе потенциальную социальную опасность. Поэтому в настоящее время особенно актуальна финансовая грамотность в сферах отношений по страхованию, банковских вкладов (депозиты), денежных переводов, в том числе услуги интернет-банкинга, кредитов (займы), виртуальных валют, инвестиций денег в строительство жилья, ценных бумаг, паевых инвестиционных фондов, а также накопительной части пенсий. Что такое финансовая грамотность? Под понятием финансовой грамотности подразумевается способность населения:

  • эффективно управлять собственными финансами;
  • производить учет расходов, а также доходов и осуществлять долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование;
  • уметь оптимизировать соотношение между потреблением и сбережениями;
  • разбираться в тонкостях финансовых продуктов, а также услуг (рынок ценных бумаг, коллективные инвестиции), а также владеть актуальными данными о ситуации, которая складывается на финансовых рынках;
  • обоснованно принимать решения по отношению к финансовым продуктам, а также услугам и нести за них осознанную ответственность;
  • компетентно планировать, а также осуществлять пенсионные накопления.

Читайте также: Что такое прибыль и ее виды

Существуют два ключевых момента, характерных для человека финансово грамотного.


Способы повышения грамотности в отношении финансов

Существует несколько способов, как повысить финансовую грамотность. Можно применять один из приведённых методов, но лучше воспользоваться сразу несколькими.

  1. Делай как я . Совсем необязательно учиться у докторов экономических наук. Значительно больше пользы будет от мастер-классов действующих профессионалов, потративших огромное количество времени на непосредственное изучение практических вопросов. Чтобы стать успешным предпринимателем необходимо учиться у бизнесмена, маркетологом – у маркетологов, писателем – у писателя и так далее.
  2. Самостоятельное обучение. Если возможности контактировать непосредственно со специалистами выбранного направления отсутствуют либо есть желание воспользоваться сразу несколькими источниками знаний, то можно воспользоваться огромным количеством статей вкупе с видеороликами, обучающими программами вкупе с уроками в Сети. К тому же подобный способ — хорошая возможность сэкономить деньги и время. Только стоит помнить, что многое в Сети является откровенным бредом, который не имеет ничего общего с реальностью. Однако есть и хорошие материалы, иногда абсолютно уникальные.
  3. Обучение на собственном опыте. Финансовая грамотность – отрасль достаточно не изученная, появившаяся относительно не так давно. Поэтому на свет постоянно выводятся новые законы и правила, поэтому замечательный способ добиться личного успеха – это стать первооткрывателем. Исключительно на чужих знаниях далеко уехать не получится и развивать умение анализировать информацию придется в любом случае, дополняя перенятый у профессионалов опыт собственными наработками, неустанно совершенствуясь.