Гербовые сборы относятся к налогам. Что значит "гербовый сбор"

Гербовый сбор (stamp duty) – особый государственный сбор, взимаемый с граждан и организаций при оформлении документов по гражданско-правовым сделкам. Взимание гербового сбора производится путем продажи гербовых бланков для составления документов или специальных гербовых марок. Гербовый сбор уплачивается либо в твердой сумме с каждого вида документа (простой гербовый сбор), либо в зависимости от суммы сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор).

Гербовый сбор впервые введен в Нидерландах в 1624 г.; в России установлен Императором Петром I в 1699 г.; в бывшем СССР гербовый сбор взимался с 16 февраля 1922 г. По уставу о государственном гербовом сборе им облагались письменные обращения частных лиц, государственных и кооперативных предприятий и организаций в правительственные учреждения и письменные ответы последних. Гербовый сбор уплачивали государственные, кооперативные и частные организации также с отдельных договоров, сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и других документов торгово-промышленного оборота. В 1927 г. все эти документы были освобождены от гербового сбора; взамен был введен особый налог на обращение ценностей, который взимался в определенном проценте к товарообороту предприятий.

Гербовый сбор

Гербовый сбор отменен при проведении налоговой реформы 1 октября 1930 г. При подаче заявлений в судебные органы стала взиматься государственная пошлина.

В Российской федерации гербовый сбор был установлен ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991) в качестве федерального налога. Механизм исчисления гербового сбора установлен не был. Поскольку необходимой правовой основы для взимания указанного сбора не было создано, он не взимался. Гербовый сбор отменен Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах» 7 августа 2000 г.

В Украине гербовый сбор взимался согласно указу президента «О гербовом сборе» от 6 ноября 1998 г., который в последствии утратил свою силу в следствие принятия одноименного закона, утвержденного Верховной Радой от 13 мая 1999 г., который действовал до 1 января 2000 г. Согласно Закона «О гербовом сборе» взимание гербового сбора осуществлялось с ввозных грузовых таможенных деклараций, представляемых таможенным органам в случаях, определенных законодательством. Объектом взимания гербового сбора являлась определенная во ввозной грузовой таможенной декларации таможенная стоимость товаров и других предметов, ввозимых на таможенную территорию Украины для их свободного использования, а для товаров и других предметов, которые ввозились с целью транзита через таможенную территорию Украины или в режиме их временного ввоза на таможенную территорию Украины, - грузовая таможенная декларация. Гербовый сбор взимался на пропорциональной основе в зависимости от таможенной стоимости товаров.

ГЕРБОВЫЙ СБОР

Московское царство, Российская империя, Российский исторический словник, Термины

ГЕРБОВЫЙ СБОР, пошлина, взимаемая государством с разного рода документов и актов посредством обязательного употребления заранее оплаченной государству гербовой бумаги или путем наложения особых гербовых марок. Возникновение этого сбора относится ко временам Римской империи (царствование Юстиниана).

В России гербовый сбор был впервые введен в виде гербовой бумаги в 1699, при Петре I. С 1811 он был отнесен к ведению Министерства финансов и находился в заведовании Главного управления неокладными сборами и казенной продажи питей, в состав которого входило особое гербовое казначейство для учета и хранения гербовой бумаги. В России по закону от 10 июня 1900 сбор разделялся на простой (пять разрядов) и пропорциональный, взыскивавшийся по сумме актов; последний в свою очередь подразделялся на вексельный (по 15 коп. с каждых 100 руб.) и актовый - двух окладов: высшего (по 40 коп. с каждых 100 руб. актов и документов до 10 000 руб. и по 4 руб. с каждой 1000 руб., превышающей 10 000 руб., а также по 4% с суммы процентных бумаг) и низшего (по 40 коп. с каждой 1000 руб).

Гербовая марка Российской империи образца 1907 года

Первые три гербовые марки Российской империи были изданы в 1875 году. Они печатались на белой бумаге с водяным знаком «соты». На них был изображён государственный герб Российской империи, ниже - текст «Гербовая марка» и номинал (5, 15 и 40 копеек). Гербовые марки печатались Экспедицией заготовления государственных бумаг и продавались в казначействах, таможнях, в городских и земских управах, думах, волостных правлениях, у нотариусов, биржевыхмаклеров, частных лиц и т. д.

В 1879 году вышли ещё две марки оригинальных рисунков, которые позднее использовались и для выпусков в 1882 и 1900 годах.

Discovered

В 1907 году были изготовлены марки с фоном из многоцветной гильошированной сетки на белой бумаге без водяного знака, с зубцами и без зубцов. Всего с 1875 по 1917 год в России было эмитировано 38 марок в шести выпусках, из которых пять выпусков пришлось на период Российской империи и один, вспомогательный беззубцовый, был сделан Временным правительством. Марки издания 1907-1917 годов применялись до 1923 года.

Историю знаменитого закона о гербовом сборе нужно изучать финансистам и налоговикам в разделе «Как делать нельзя». Во второй половине 18-го века появился целый букет недальновидных решений британского парламента по поводу своих американских колоний. Одним из них стал Акт о гербовом сборе, который превратился в мощный гвоздь, забитый в крышку гроба на похоронах британской колониальной власти в Америке. Буквально через несколько лет после вступления в силу акта американские «Сыновья свободы» сбросят с бортов кораблей английский чай, устроят Бостонское чаепитие и… начнется война за независимость.

С чего все началось

Родиной гербового сбора была Голландия. Он был введен в 1624 году с чисто фискальными целями: для выравнивания рыночных показателей стабильности. Он был вполне щадящим для налогоплательщиков и имел форму сбора-налога. Деньги взимались за оформление документов в государственном формате по самым разным поводам - сделкам, жалобам, штрафам, искам и т. д. Благодаря своей эффективности гербовые платежи стали вводиться в Европе повсеместно: во Франции, Пруссии, Австрии и др.

В России введение гербового сбора началось при Петре I. Механизм сбора был придуман умно: во всех приказных избах иметь для продажи специальную бумагу под государственным гербом. Гербовые бланки были в нескольких образцах, каждый из которых предназначался для разных операций - от сделочных записей до челобитных мировых. Стоила эта бумага также по-разному. Если челобитная или крепость были написаны на простой бумаге, с них взималась пошлина в два раза выше стоимости гербового письма.

Англо-саксонский вариант

В самой Англии гербовые платежи начали собирать одновременно с остальными европейскими странами - в 1694 году. Жизнь этого налога могла бы быть по-английски спокойной и вполне размеренной. Если бы не огромная заноза в теле империи в виде беспокойных североамериканских колоний.

Все началось с запрета хождения бумажных денег. Это случилось в 1764 году - ровно за год до даты, когда был установлен гербовый сбор. Запрет бумажных денег стал очередным серьезным дестабилизирующим фактором. Он очень не понравился фермерам и мелким ремесленникам, которые и так часто оказывались должниками. А когда британский парламент без единой попытки согласования с американскими колонистами ввел в действие акт о гербовом сборе (его часто называли Штемпельным актом), волнения приобрели системный и чрезвычайно серьезный характер.

Буквально каждый шаг жителей колоний обложили новым налогом: от выпуска свежего номера газеты до школьного аттестата или сделки любого вида. Даже игральные карты не могли теперь быть выпущены без гербовой нагрузки.

Не нужно долго гадать, кого и почему не устраивал гербовый сбор. В ответ начались протесты и волнения. На улицах начали жечь гербовые марки и домашний скарб сборщиков налога. Перед их домами устанавливали виселицы с повешенными чучелами. Самих сборщиков не вешали, но доставалось им выше всякой меры: любимым исходом протестов было обмазать дегтем и вывалять в перьях бедных исполнителей британской фискальной политики.

Конгресс 1765 года и "Сыновья свободы"

Буквально через год был созван специальный экстренный конгресс в Нью-Йорке, который выдвинул вполне законное требование властям Великобритании: вводить новые налоги только по согласованию с колонистами или их представителями. Проблема приобрела политический характер - речь зашла о власти в колониях. Дело дошло до того, что в Бостоне был разгромлен дом вице-губернатора.

Конгресс объявил полный бойкот английским товарам. Никаких, к примеру, шелковых платьев - одежду начали носить из грубой самодельной ткани, а чай заваривали на ягодных листьях.

Конфликт возник не на пустом месте. Главной обидой и претензией колонистов было нарушение британцами своей же конституции, согласно которой субъекты британской империи облагались налогами только с согласия их избранных представителей. Принятие закона о гербовом сборе произошло с нарушениями, так как никаких делегатов от североамериканских колонистов в парламенте не было в помине. Жители колоний не имели возможности влиять на систему налогообложения и другие вопросы экономического и политического характера.

Бойкот и требования в адрес официального Лондона были не единственными пунктами повестки дня конгресса. Самым важным пунктом была третья попытка общего объединения колоний (первые две произошли в 1643 и 1754 гг.). Попытка не удалась, но произошло другое: в стране начали появляться радикальные группы из фермеров и ремесленников под названием «Сыновья свободы». У них объединение получилось начиная с Нью-Йорка и Коннектикута. Эту опаснейшую для метрополии политическую тенденцию в Лондоне снова проигнорировали…

В палату общин поступила петиция с жалобой от еще одной группы людей из тех, кого не устраивал гербовый сбор. Это были британские купцы, чья торговля была на волоске от банкротства из-за бойкота английских товаров. Огромные убытки, перекрывающие мизерные доходы от налоговых поступлений стали главной причиной отмены закона.

Стекло, бумага и чай…

В итоге империя отступила. Парламент аннулировал Штемпельный акт через два года после его введения. Но недальновидность стратегических решений - заболевание хроническое и затяжное, британский парламент болел им в течение долгого времени. Очередное обострение вылилось в выпуск налогового заменителя гербового сбора.

Взамен старому акту американцам подсунули новый закон Тауншенда, который вводил новые налоги на специально оговоренный ряд промышленных товаров - стекло, бумагу, чай и другие составляющие британского импорта. Естественным следствием этого шага стали многочисленные восстания в колониях.

Если после введения Штемпельного акта об общественных волнениях можно было говорить как об эпизодах с чучелами, дегтем и перьями, то после закона Тауншенда колониальные восстания приобрели системный характер, превращаясь постепенно в настоящую революцию.

Примечательно, что на сегодняшний день гербовый сбор в США не взимается. Его функции выполняют другие законодательные акты.

Роль Бенджамина Франклина

Бенджамин Франклин, будучи одним из лучших умов эпохи и образованнейшим общественным деятелем, представлял североамериканские колонии в Лондоне. Он с самого начала выступал за политическую и экономическую независимость колоний от метрополии.

Бенджамин Франклин являлся виднейшим экспертом по внутренним и международным вопросам, касающимися всех аспектов отношений колоний Северной Америки с другими странами. Ситуация с протестами колонистов по поводу Штемпельного акта его по-настоящему встревожила. Что нужно было сделать британскому правительству, так это самым внимательным образом проанализировать высказывание Франклина после введения гербового сбора, которое он сделал во время консультаций в Английской палате общин:

Если войска будут посланы для того, чтобы принудить исполнять закон силой, они не найдут там революции, но могут явиться ее причиной.

К сожалению, британские политики не услышали предупреждений и не вняли голосу разума: это была удивительная недальновидность. В ответ на предупреждения Франклина власти усилили колониальную таможенную службу с помощью дополнительных войск и повышения тарифов на импорт.

Экзамен для британского парламента

Говорить, что решения британских властей были следствием лишь недальновидности и глупости, будет неправильным. Дело в том, что новые налоги появились не просто так, а после разорительной Семилетней войны с участием практически всех европейских колониальных держав. Победа над Францией далась Великобритании очень дорого, казна была катастрофически пустой. Причинами гербового сбора, жестко введенного в североамериканских колониях, был в числе прочих огромный государственный долг. Деньги нужны были и для защиты границ колоний от набегов американских индейцев.

Искусство эффективных политических решений состоит в умении вовремя определить главные приоритеты. Выбор между пополнением послевоенной казны и сохранением власти в крупнейших колониях сейчас кажется очевидным. Не таким, видимо, он представлялся парламентариям и членам Правительства того времени.

Было решено ликвидировать возможность влияния местных плантаторов на королевскую колониальную администрацию. Теперь губернаторы на местах стали получать фиксированную заработную плату из Лондона, а не плавающую ставку оклада, которая ежегодно утверждалась на местах.

В ответ на это местная ассамблея Массачусетса разослала протестное письмо по всем колониям. Лондон через своего местного губернатора потребовал отозвать письмо обратно, угрожая роспуском ассамблеи. Когда колонисты отказались, ассамблею объявили распущенной и недееспособной. Но она продолжала заседать и работать.

Метрополия прислала в Бостон два полка, что привело к мгновенной мобилизации и вооружению колонистов. Таким образом, в Бостоне возникла новая параллельная власть - городское собрание.

Это был уже не звонок, а мощный колокол, который вновь не был услышан в Лондоне. До Бостонского чаепития и начала Войны за независимость оставалось всего пять лет…

Пошлина или налог?

Разница между налогом и пошлиной следующая: налог - это периодический платеж, например, ежегодный налог на недвижимость. Пошлина представляет собой единовременный взнос за что-то, например, государственная пошлина за таможенное оформление товара.

Название «гербовый сбор» ближе к пошлине. Это и понятно, гербовая оплата чаще всего производилась в виде приобретения марок, акцизов или гербовой бумаги (российский вариант сборов).

Такие платежи имеют двойственный характер. С одной стороны, это пошлина в виде платы за государственные услуги. С другой - это больше похоже на налог на обращение или переход ценностей (налог на покупку недвижимости).

Но главная особенность гербового сбора в целом - его «документальность», то есть, обязательного присутствия какого-либо документа. Сбор платится только при наличии вполне осязаемых бумаг, которые могут выдаваться или передаваться.

Закон о гербовом сборе в России

Начав свое существование в 18-ом веке с подачи Петра I, гербовые платежи в государственную казну благополучно поступали вплоть до коммунистического режима. В СССР налоги снимались в виде единой пошлины, поэтому отдельный гербовый сбор перестал быть нужным, его отменили.

С 1991 года этот сбор снова существует и является одним из хорошо собираемых и устойчивых налогов. До недавнего времени им облагался каждый участник сделки с ценными бумагами, лицензирование биржевой деятельности и т. д. Теперь он заменен на единый налог на операции с ценными бумагами.

На самом деле пушистый и белый

Американская колониальная история с гербовым сбором не имеет отношения к сегодняшней жизни этого налога. Она вполне цивилизованная и является важной частью современного налогообложения местного уровня в Великобритании. Во-первых, этот сбор платится при покупке различных ценных бумаг в качестве инвестиционных инструментов. Во-вторых, без него не обходится ни одна сделка по покупке недвижимости или земли на территории королевства.

Местные правительства в графствах и округах содержатся большей частью за счет налогов на недвижимость, в том числе коммерческую. Слово «коммерческая» является ключевым в данном случае, потому что с 2014 года «Гербовый сбор налога на землю» стал рассчитываться по прогрессивной шкале. Эти налоговые изменения чудесным образом сказываются на бюджете местных органов власти (особенно в комбинации с растущими налогами с платежей за парковку).

Как работает английский штемпельный акт сегодня

Теперь ставка гербового налога зависит от вида и стоимости недвижимости или земли. Процент сбора может расти вместе со стоимостью покупки по стандартной или повышенной ставке. Если дом, который вы покупаете, является вашим первым и единственным местом жилья, ставка стандартная. Если же недвижимость является инвестицией любого вида, ставка налога будет выше. Первыми недовольными обновленной версией стали агентства по продаже английской недвижимости.

Например, у вас нет жилья, и вы покупаете старый дом в графстве Йоркшир по цене £ 1,200,000, то вам придется заплатить приличную сумму £50,000 в качестве гербовой пошлины. Считаем:

  • за часть стоимости в £125,000 не платим ничего;
  • за «участок» суммы от £125,000 до £250,000 платим 2%;
  • за все, что выше £250,000, платим 5%.

Подсчеты следующие: £1,200,000 - £250,000 = £950,000 х 0.05 = £47,500 + £2,500 = £50,000.

Если же вы решили приобрести такой же дом для летнего отдыха, а постоянно живете в лондонской квартире, вам придется заплатить дополнительные 3% от общей стоимости, что в итоге составит уже £86,000.

Если уж кто радуется и аплодирует обновленному гербовому сбору по сделкам с недвижимостью, так это местные органы самоуправления Англии, Уэльса и Северной Ирландии. Совсем неплохой финал для многострадального акта весьма преклонного возраста. Благополучный конец интереснейшей истории, которая началась больше двухсот пятидесяти лет назад.

И взимается путём обязательного в определенных случаях употребления изготовленной государством клейменой бумаги, оплачиваемой гораздо выше действительной её стоимости, или же накладывания на простую бумагу специальной марки, покупаемой у государства.

Данная статья посвящена налогу, относящемуся к недвижимости и земле. Полное название этого налога - Гербовый Сбор Налога на Землю (Stamp Duty Land Tax или SDLT). Ставка налога зависит от стоимости недвижимости или земли.

Ставка налога в Великобритании:

См. также

Напишите отзыв о статье "Гербовый сбор"

Примечания

Ссылки

  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (1333 дня))

Отрывок, характеризующий Гербовый сбор

Княжна Марья не отвечала. Она не понимала, куда и кто должен был ехать. «Разве можно было что нибудь предпринимать теперь, думать о чем нибудь? Разве не все равно? Она не отвечала.
– Вы знаете ли, chere Marie, – сказала m lle Bourienne, – знаете ли, что мы в опасности, что мы окружены французами; ехать теперь опасно. Ежели мы поедем, мы почти наверное попадем в плен, и бог знает…
Княжна Марья смотрела на свою подругу, не понимая того, что она говорила.
– Ах, ежели бы кто нибудь знал, как мне все все равно теперь, – сказала она. – Разумеется, я ни за что не желала бы уехать от него… Алпатыч мне говорил что то об отъезде… Поговорите с ним, я ничего, ничего не могу и не хочу…
– Я говорила с ним. Он надеется, что мы успеем уехать завтра; но я думаю, что теперь лучше бы было остаться здесь, – сказала m lle Bourienne. – Потому что, согласитесь, chere Marie, попасть в руки солдат или бунтующих мужиков на дороге – было бы ужасно. – M lle Bourienne достала из ридикюля объявление на нерусской необыкновенной бумаге французского генерала Рамо о том, чтобы жители не покидали своих домов, что им оказано будет должное покровительство французскими властями, и подала ее княжне.
– Я думаю, что лучше обратиться к этому генералу, – сказала m lle Bourienne, – и я уверена, что вам будет оказано должное уважение.
Княжна Марья читала бумагу, и сухие рыдания задергали ее лицо.
– Через кого вы получили это? – сказала она.
– Вероятно, узнали, что я француженка по имени, – краснея, сказала m lle Bourienne.
Княжна Марья с бумагой в руке встала от окна и с бледным лицом вышла из комнаты и пошла в бывший кабинет князя Андрея.

Гербовый сбор . Спор о том, что такое Гербовый сбор, есть ли это пошлина или налог, до сих пор остается в неопределенном положении. По прежнему Гербовому сбору придается компромиссный, двойственный характер: и пошлины и налога; пошлины как платы за услуги государства при обращениях в государственные учреждения (вернее, плата за время и труд по делопроизводству); налога — как налога на обращение или переход ценностей. Но главное свойство Гербового сбора, отличающее его от других налогов и сборов это — его документность. Гербовый сбор есть сбор документный, взимаемый лишь с действительно подаваемых, выдаваемых, совершаемых и передаваемых документов. Поэтому обращение и сделки словесные оплате Гербовым сбором не подлежат. Помимо этого основного свойства у Гербового сбора есть еще весьма характерные стороны, заметно выделяющие его из ряда всех других налогов и сборов: а) универсальность сферы его действия, охватывающая все явления жизни и все стороны деятельности человека, все моменты как публично-правовых, так и гражданско-правовых отношений, раз все это получило в той или иной форме письменное выражение, возникновение которого одновременно вызывает и вопрос об отношении к нему Устава о гербовом сборе; б) казуистичность: с развитием публично- и гражданско-правовых отношений возникают и новые письменные формы этих отношений. Формы эти опережают существующие уже законодательные нормы гербового обложения, вследствие чего многие документы с трудом могут быть подводимы под общие положения Гербового устава. Подробный же перечень, издаваемый в развитие и детализацию этих общих положений, будучи не в силах не только предугадать появление новых письменных форм, но даже нагнать уже появившиеся формы, естественно не исчерпывает и не может исчерпывать всех возникающих в круговороте жизни документов, выражающих эти новые взаимоотношения; это самая характерная и вместе с тем сложная и трудная сторона Гербового сбора, требующая от неподготовленного среднего плательщика зачастую непосильного для него юридического подхода к определению природы документа; в) автоматичность взимания: Гербовый сбор уплачивается как бы сам собой, самотеком, по мере надобности в совершении или выдаче подлежащего Гербовому сбору документа, или в обращении в правительственное учреждение по несвободному от Гербового сбора делу. Это свойство Гербового сбора создает для фиска очень благоприятные условия: легкость способа уплаты сбора (гербовыми знаками или наличными деньгами под квитанцию), своевременность поступления сбора в казну, а также крайнюю дешевизну содержания аппарата по взысканию сбора (в отличие от аппарата по взиманию прямых налогов — промыслового, подоходного и др.). Но это же свойство, выгодное для фиска, в связи с упомянутой выше казуистичностыо, представляет немало неудобств для плательщика сбора: при возникновении необходимости в совершении какого-либо документа плательщик часто бывает предоставлен самому себе в разрешении вопросов, что представляет собою документ по содержанию с точки зрения Гербового устава, подлежит он Гербовому сбору или свободен от него; если подлежит, то какому: простому или пропорциональному и какого именно разряда и т. д. — иначе он рискует или переплатить, или, что гораздо хуже, не доплатить Гербовый сбор. В случае же нарушения Гербового устава вследствие неправильного понимания его, на него, плательщика, ложится тяжесть ответственности за такое неправильное понимание закона. Но среди всех перечисленных невыгод или неудобств Гербового устава для плательщика есть, однако, и положительная для него сторона: неоплата, неполная или несвоевременная оплата документа Гербового сбора или неправильное погашение гербовых знаков (марок или бумаги) вообще не лишает его юридической силы судебного доказательства (вопреки иностранному законодательству по Гербовому сбору, например, французскому), за исключением, впрочем, векселей, которые, будучи написаны с нарушением Гербового устава, теряют силу векселя и превращаются в простую долговую расписку; процентных бумаг, которые до оплаты их Гербового сбора не могут быть выпущены в обращение, и нотариальных актов, которые до внесения причитающегося с них Гербового сбора не могут быть занесены в книгу. В последних трех случаях, единственных в области пропорционального гербового обложения документов по переходу ценностей, Гербовый сбор носит характер также и пошлины, как платы за услуга государства, берущего на себя охрану прав плательщика. Универсальный характер Гербового сбора и автоматичность (легкость) его взимания ставят Гербовый сбор в смысле доходности на одно из первых мест среди поступлений по другим налогам, сборам и пошлинам. Правда, такой финансовый результат в России достигнут был не сразу. Уже со времени первой кодификации разрозненных до того законодательных актов по Гербовому сбору (1857 г.) и, в особенности, при проектировании первого самостоятельного Устава о Гербовом сборе (1874 г.) возникает вопрос об изыскании мер к усилению доходности по Гербовому сбору, бывшей тогда ничтожной по сравнению с доходностью по другим налогам, сборам и пошлинам. Мерами этими признавались: повышение некоторых ставок Гербового сбора привлечение некоторого рода документов к повышенному обложению, уменьшение числа изъятий, облегчение способа и порядка оплаты, устранение противоречий между отдельными постановлениями по Гербовому сбору и вообще возможное упрощение закона о Гербовом сборе («Труды Комиссии по пересмотру податей и сборов», тт. VI и XXII). (Как видно, об облегчении и упрощении Гербового устава заговорили не со вчерашнего дня.) В результате постепенного и осторожного осуществления намеченных мер на протяжении довольно продолжительного периода Гербовый сбор у нас стал давать доход, на какой вправе было рассчитывать государство, какой он по своей природе почти безболезненно мог дать и какой сравнительно давно он уже давал в иностранных государствах. По справке к представлению Министерства Финансов по проекту Гербового устава 1893/94 г. Гербовый сбор за время с 1850 по 1861 г. (за более ранний период сведений нет) в среднем ежегодно давал 3.877 т. руб.. в 1861 г. — 4.311 т. руб., в 1862 г. — 4.988 т. руб. (вследствие повышения цен всех сортов и разборов гербовой бумаги); в дальнейшем, с понижением цен вексельной бумаги, поступление Гербового сбора понижалось до 1875 г. — до введения в действие нового Гербового устава и выпуска гербовых марок, после чего за первые 3 года (1876 — 1878 гг.) Гербовый сбор дал в среднем в год 9.500 т. руб.; далее, в 1879 г., вследствие возвышения некоторых ставок, Гербовый сбор дал 13.800 т. руб., в 1880 г. — 14.000 т. руб., в 1881 — 14.500 т. руб., в 1882 — 15.000 т. руб. с 1883 г. по 1892 г. Гербовый сбор то несколько увеличиваясь (до 16.000 т. руб.), то уменьшаясь (1885 и 1886 гг. до 15.000 т. руб.) и снова, вследствие возвышения в 1887 г. простого и актового Гербового сбора и некоторых законодательных изменений, возрастая, дошел в 1892 г. до 20.000 т. руб. С 1893 по 1902 г.. Гербовый сбор вырос до 37.000 т. руб. Затем, по данным б. департамента окладных сборов, дал в 1903 г. 41.000 т. руб., 1904 г. — 43.000 т. руб., 1905 г. — 44.500 т. руб., 1906 и 1907 гг. — по 47.500 т. руб., 1908 г. — 54.600 т. руб., 1909 г. — 62.500 т. руб., 1910 г. — 67.000 т. руб., 1911 г. — 76.500 т. руб., 1912 г. — 88.000 т. руб., 1913 г. — 100.000 т. руб., 1914 г. — 95.000 т. руб., 1915 г. — 115.000 т. руб., 1916 г. — 145.000 т. руб., 1917 г. — 130.000 т. руб., 1918 и 1919 гг. — по 100.000 т. руб., 1920 г. (по 15 октября) — 75.000 т. руб., 1922/23 (с 1 марта) бюджетный год — 20.000 т. руб., 1923/24 г. — 37.000 т. руб., 1924/25 г. — 90.000 т. руб., 1925/26 г. — 140.000 т. руб.

Из приведенных данных видно, что кульминационного пункта поступление по Гербовому сбору достигло в 1916 г. (145.000 т.) после последнего повышения ставок; затем с наступлением великой революции, вследствие временного затишья частной промышленности и торговли и налаженности государственной жизни. Гербовый сбор естественно пошел на понижение до отмены его в 1920 г.; восстановленный же в 1922 г. он, начав всего с 20.000 т., с каждым годом (бюджетным) удваивался до заметной цифры 40.000 т.

Возникновение Гербового сбора относится к XVII веку (некоторые историки начало Гербового сбора отодвигают значительно дальше, относя его к эпохе Юстиниана). Установление этого сбора-налога, необременительного для плательщиков, первоначально в Голландии в 1624 г. произошло с целью чисто фискальною, каковой характер остался за ним и на все последующее время вплоть до наших дней. Благодаря этому своему положительному качеству сбор этот быстро распространился по Европе: во Франции — с 1654 г., в Пруссии — с 1682 г., в Австрии — с 1686 г., в Англии — с 1694 г.

В России Гербовый сбор (гербовая пошлина) был введен при Петре I в 1699 г. Для пополнения государственной казны и укрепления во всех делах крепостей, а также для предотвращения споров по крепостным делам и пресечения возможности составлять подложные акты указом от 23 января 1699 г. предписывалось: в Москве во всех приказах, а в городах, пригородах и волостях, где есть приказные избы, иметь бумагу под гербом (отсюда и «гербовая» бумага, «гербовый» сбор) Московского государства следующих сортов: 1) под большим орлом, — на которой писать вотчинные, лавочные, дворовые и на людей крепости, сделочные записи и заемные кабалы на сумму выше 50 р. (гербовая бумага под большим клеймом); 2) под гербом величиною против золотого — для написания крепостей на сумму 50 р. и ниже и челобитных мировых (гербовая бумага под средним клеймом) и 3) за печатью в половину золотого — для челобитных сказок и выписок в приказах по челобитным делам (гербовая бумага под меньшим клеймом). Гербовая бумага продавалась: под большим клеймом — по 3 алтына 2 деньги, под средним — по 2 деньги и под меньшими — по 1 деньге за лист. Заведывание гербовой пошлиной возложено было на Оружейную палату, где и клеймилась гербовая бумага так, что на листе было 2 клейма по 1 на каждом столбце полулиста, со словами: в большом гербе — «10 копеек», в среднем — «1 копейка» и в меньшем — «1 деньга». За написание крепостей и челобитных на простой, вместо гербовой, бумаге взыскивалась пошлина вдвое против подлежащей уплате за гербовую бумагу. Тогда же, при Петре I, положено было и начало пропорциональному Гербовому сбору. Высочайшим указом от 7 декабря 1699 г. было повелено: на бумаге под клеймом большого герба писать всякие крепости до 1.000 руб. включительно, а для суммы выше 1.000 руб. сделать особое клеймо и назначить цену по полуполтине за столбец и писать под ним до 10.000 руб. включительно, а сверх 10.000 руб. сделать еще клеймо и назначить цену за столбец по полтине и писать под ним всякие крепости и на многие тысячи рублей. Таково происхождение русского Гербового сбора (гербовой пошлины).

Уже с самого начала Гербовый сбор у нас принял двойственный характер: как платы за услуги государства (по челобитным) и как налога на переход ценностей — имущества (по крепостям). Приведенные основные узаконения о Гербовом сборе впоследствии подвергались частым изменениям, преимущественно в смысле увеличения размеров обложения и привлечения к нему новых объектов.

Последующие изменения обычно не согласовывались с предыдущими, вследствие чего самая система Гербового сбора у нас сделалась очень сложной и путаной. Некоторое упорядочение в этом отношении было сделано при кодификации первого Свода законов, при III издании которого в 1857 г. постановления эти были внесены в V том, в раздел 1-й Свода уставов о пошлинах под заглавием «О гербовом сборе». По этому Уставу оплата Гербового сбора документов производилась исключительно написанием их на гербовой бумаге; Гербовый сбор разделялся на простой и пропорциональный. В 1862 и 1868 гг. последовали новые изменения окладов обложения с установлением новых разборов гербовой бумаги.

Не устраненные этими изменениями сложность и запутанность, наличие большого количества изъятий, отсутствие карательных постановлений за нарушения и слабое, вследствие всего этого, поступление Гербового сбора привело к мысли о коренном пересмотре правил о Гербовом сборе, в результате чего в 1874 г. появился новый, на этот раз уже самостоятельный «Устав о гербовом сборе», действовавший до 1 марта 1900 г. Устав этот упростил систему обложения, отменив обложение бумаг внутреннего делопроизводства и установив вместо 9 всего лишь 2 ставки простого сбора — в 40 и в 5 коп., и облегчил способ оплаты, допустив уплату сбора бумагой, впервые введенными марками за каждый месяц. В Уставе введена ответственность частных лиц за нарушение устава: за неоплату или неполную оплату.

В 1893 г. приступлено было к новому коренному пересмотру Гербового устава, проект которого подвергся тщательному просмотру особой, образованной для этого комиссией при б. Государственном совете, был утвержден в июне 1900 г. и введен в действие 1 марта 1901 г. Это был последний дореволюционный Гербовый устав, действовавший до 15 октября 1920 г., т. е. до отмены советской властью всех вообще налогов и сборов. По уставу 1900 г.: 1) простой Гербовый сбор установлен 5 окладов: 5 коп., 10 коп., 15 коп., 60 коп. и 1 рубль, а пропорциональный двух видов: вексельный в 15 коп. с каждой сотни и актовый двух окладов: а) высшего — в 40 коп. с сотни до 10.000 руб. и в 4 руб. с тысячи после 10.000 руб. — и б) низшего — по 40 коп. с каждой тысячи, считая неполные сотни и тысячи за полные; 2) бумаги, акты и документы облагаются или не облагаются Гербовым сбором в зависимости от формы и порядка их совершения; 3) впервые привлечены к пропорциональному Гербовому сбору: а) документы по торговым сделкам (кроме кратких маклерских записок) — актовому низшего оклада; б) задаточные расписки; в) цертепартии (договоры о найме судов под груз); 4) установлена последующая после совершения оплата документов Гербового сбора; 5) как мера наблюдения, установлены ревизии учреждений публичного характера через податных инспекторов и других должностных лиц финансового ведомства. Устав 1900 г. в достаточной степени подтверждает налоговой характер Гербового сбора, чем, в сущности, и объясняется быстрое, при действии этого устава, повышение дохода по Гербовому сбору, оправдавшее возлагавшиеся на устав надежды; особенно же поступление усилилось с повышением по закону 1915 г. ставок Гербового сбора: простого — до 2 р., 1 руб. 25 коп., 25 коп. и 15 коп., пропорционального вексельного — до 20 к., актового — до 5 коп. и 50 коп. (с каждой полной и неполной сотни и тысячи рублей) и достигло 145.000 т., надо думать, главным образом благодаря обложению пропорциональным сбором торговых сделок.

Устав 1900 г. без изменений действовал до конца 1918 г., когда стали вводиться коррективы к нему советской законодательной власти. Первым законодательным актом в этом смысле явился декрет от 19 сентября 1918 г. об учреждении ревизионно-инструкционных по Гербовому сбору. Комиссий при местных органах НКФ (впоследствии вскоре — 29 октября 1919 г. — упраздненных). Из других декретов и постановлений за период 1918 — 1920 гг. укажем на следующие: Постановление ВСНХ от 26 декабря 1918 г. — об освобождении госпредприятий от Гербового сбора; Постановление НКФ от 3 марта 1919 г. и 4 апреля 1919 г. о льготах по Гербовому сбору по делам: о налогах и социалистического землеустройства; Декрет от 7 октября 1919 г. о повышении окладов Гербового сбора (простого в 20 раз и пропорционального в 10 раз); Постановление НКФ от 24 декабря 1919 г. об изменении порядка Гербового сбора бумаг, актов и документов в целях возможного облегчения плательщикам Гербового сбора исполнения правил о сем сборе: 1) допущение уплат Гербового сбора наличными деньгами, на одинаковых основаниях с гербовыми марками, без особого на то предварительного разрешения, 2) допущение уплаты Гербового сбора марками на всякую без ограничения сумму; 3) допущение оплаты Гербового сбора корешковых документов не по корешковому способу и 4) допущение погашения гербовых марок посредством одного лишь перекрещивания; Постановление СНК от 2 января 1920 г. о некоторых изъятиях о Гербовом сборе; по этому закону изъяты были от Гербового сбора все бумаги, акты и документы делопроизводственного имущественного характера по делам: 1) о социальном обеспечении и об охране интересов трудящихся, 2) о социалистическом землеустройстве и землепользовании и устройстве быта земледельческого населения, 3) о здравоохранении, 4) о снабжении населения продуктами и предметами личного и домашнего хозяйства, 5) об учреждении и объединении потребительских кооперативов и по сделкам кооперативов, реорганизованных по декрету от 20 марта 1919 г., с правительственными учреждениями и между собою, 6) о национализации торгпромпредприятий, 7) об организации профсоюзов и по их сделкам, 8) об отводе помещений, въезде и выезде, о ввозе и вывозе, покупке и продаже домашней обстановки и другой движимости, о выдаче свидетельств на право приобретения и ношения оружия, 9) о выборах в госучреждения и о выдаче мандатов, 10) об отмене наследования, 11) о реквизиции и конфискации помещений, вещей и товаров, 12) о принятии на службу в государственные учреждения и о прохождении ее, 13) о призыве в Красную армию и о прохождении службы в ней. 14) по производству чрезвычайных комиссий. Приведенный закон об изъятиях вызвал обширный разъяснительный циркуляр НКФ от 5 мая 1920 г.

После полуторагодового перерыва, в течение которого бездействовали, вследствие отмены, все налоги и сборы, одновременно с возникновением нэпа был введен в действие 1 марта 1922 г. новый — первый революционный — Устав о государственном гербовом сборе, естественно отразивший в себе особенности нового государственного строя. Это сказалось главным образом в стремлении переложить тяжесть обложения на более имущие классы населения и в установлении льгот для государственных предприятий и по делам, касающимся трудового класса (по социальному обеспечению и охране труда). Впрочем, ввиду внезапности восстановления налогов новый Гербовый устав в большей своей части взят был (по содержанию) из прежнего дореволюционного устава 1900 г.; изменена лишь, для облегчения и упрощения пользования им, самая система изложения: в самом Уставе, доведенном всего лишь до 24 статей (вместо прежних 200), помещены лишь общие положения, детализация же объектов обложения перенесена в краткий перечень, являющийся приложением к уставу, а детализация объектов изъятия — в подробный перечень; порядок оплаты и вообще порядок применения устава вошел в инструкцию. Кроме перечисленных, надо еще указать на следующие особенности Устава 1922 г.: 1) простой Гербовый сбор взимается не полистно, как прежде, а подокументно, за весь документ, из скольких бы листов он ни состоял; простой сбор установлен 4-х окладов (в прежнем уставе с последним повышением — 6 окладов); 2) обязанность уплаты сбора всегда лежит на частных лицах (по прежнему уставу это, в виде права, предоставлялось также и правительственным учреждениям); 3) пропорциональный сбор устанавливается в строго процентном (а не градационном, как прежде) отношении к сумме документа: 0,5 %, 0,25 % и 0,1 % (высший, средний и низший оклады); 4) бессрочные договоры оплачиваются по годовой сложности (а не по 12-летней) платежей ежегодно, т. е. введена как бы рассрочка платежа Гербового сбора; 5) срок для дополнительной оплаты пропорционального Гербового сбора документов с неопределенною суммою сокращен до двух недель (вместо прежнего 1 месяца); 6) копии документов, подлежащих пропорциональному Гербовому сбору, оплачиваются в размере лишь 0,1 части сбора с подлинника (прежде — наравне с подлинником, но не свыше 2 руб. за лист); 7) по сделкам, совершенным с участием, в качестве стороны, должностных лиц, отвечают перед Гербовым уставом лишь одни должностные лица (прежде и частные лица отдельно); 8) по сделкам между частными лицами ответственность установлена солидарная (прежде отдельно на каждую сторону); 9) ответственность эта состоит: а) для должностных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и привлечении к дисциплинарному взысканию (по прежнему уставу — 5-кратному штрафу без дисциплинарного взыскания), б) для частных лиц — в уплате ординарной суммы сбора и сверх того 10-кратного штрафа (прежде лишь 10-кратного штрафа); 10) имущественные взыскания не налагаются, если нарушение обнаружено по истечении трех лет: по договорам и обязательствам — со дня окончания исполнения, а по всем остальным документам — со времени совершения; этим как бы устанавливается давность и на штрафы и на сбор (по прежнему уставу на сбор давности не было, а на штраф — для должностных лиц 5 лет, а для частных лиц общая земская — 10-летняя); 11) в изъятие из правила о солидарной ответственности частных лиц ответственность падает лишь на одну сторону: а) по документам, поступившим из-за границы — на получателей или исполнителей; б) по договорам личного найма — на нанимателей; в) по договорам о неустойках — на получателей неустойки; г) по доверенностям всякого рода — на доверителей, а при их несостоятельности — на доверенных; д) по документам, посылаемым за границу — на сторону, выдавшую документ; е) по транспортным документам, выдаваемым частными транспортными предприятиями, — на эти предприятия; ж) по документам, выдаваемым из корешковых книг или тетрадей, — на сторону, выдавшую документ, и з) по счетам потребительским — на сторону, выдавшую документ (по прежнему уставу в случаях, указанных в пп.: б, в, г и ж — на общем основании на обе стороны, а в случаях, указанных в пп.: е и з, — тоже на одну сторону, но в 30-кратном размере); 12) если нарушение допущено исключительно по незнанию или неясному пониманию закона (особенно по нарушениям формального характера: неправильная наклейка или погашение марок и пр.), но при условии уплаты Гербового сбора полностью (хотя бы и несвоевременно), то виновные могут быть освобождены от ответственности, если нарушение совершено в первый раз (в прежнем уставе этого правила не было); 13) поручительства в форме отдельного акта, вкладные билеты и сохранные расписки обложены пропорциональным сбором среднего оклада (в прежнем Уставе документы эти оплачивались простым Гербовым сбором 4-х окладов: 2 р., 1 р., 15 к. и 10 к., в зависимости от суммы, и лишь вкладные билеты при сумме вклада свыше 2.000 руб. оплачивались пропорциональным сбором низшего оклада); 14) договоры о перевозке грузов и товаров, в том числе железнодорожные накладные и коносаменты, обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по уставу 1900 г. договоры о перевозке — акт. сбором высшего оклада, а железнодорожные накладные и коносаменты — простым полистным сбором в 15 коп.); 15) договоры страхования, страховые полисы и заменяющие их документы обложены пропорциональным сбором низшего оклада (по прежнему уставу страховые полисы и заменяющие их документы облагались простым Гербовым сбором 5-ти окладов: 2 р., 1 р., 15 к., 10 к. и 5 к., в зависимости от суммы страховой премии, по страхованиям нее от огня, когда сумма страховой премии более 400 руб. — актов, сбором высшего оклада); 16) для погашения марок на документах по сделкам допускается вторая подпись того же лица с перечеркиванием, марок и проставлением даты (по прежнему уставу это допускалось лишь на счетах). На протяжении непродолжительного действия устава 1922 г. последовало 3 существенных закона: 1) от 4 января 1923 г., введенный в действие с 15 января 1923 г., об усилении обложения Гербовым сбором внебиржевых торговых сделок (о купле-продаже, поставке и мене) с 0,1 % до 0,2 %; 2) от 11 апреля 1923 г., введенный в действие с 15 апреля 1923 г., об усиленных (удвоенных) окладах пропорционального Гербового сбора всех трех разрядов для некоторых сделок, сопряженных с повышенною выгодностью для сторон: 1) о продаже строений, о передаче торговых и промышленных предприятий, о дарении, об учреждении торговых и промышленных товариществ, выпускаемые акционерными и смешанными обществами акции, облигации и временные свидетельства — 1 %; 2) долговые денежные обязательства разных наименований, совершаемые между частными лицами (кроме векселей) — 0,5 % и 3) запродажные записи на строения и торговые или промышленные предприятия, договоры о перевозках, заключаемые между частными лицами, договоры о страховании товаров и домашнего имущества, а также о страховании процентных бумаг от тиражей и о страховании курса (репорт), надписи о передаче прав и обязанностей по договорам, упомянутым в этом законе — 0,2 %; 3) от 28 сентября 1922 г. — о восстановлении утраченного судебными местами права выносить определения о взыскании Гербового сбора и штрафа по представляемым им документам. Кроме этих главных законодательных актов, за время действия устава последовал целый ряд сепаратных постановлений НКФ об изъятиях как по объекту (для документов), так и по субъекту (для юридических и физических лиц).

1 января 1924 г. введен в действие действующий и поныне новый устав о государственном Гербовом сборе, утвержденный 17 августа. В общем, в основных своих положениях, новый Устав, или вернее, как он и называется, «Устав в новой редакции», не отличается сколько-нибудь резко от своего предшественника: он имеет дело с теми же объектами обложения, но к некоторым из них применяет другие, повышенные ставки и лишь сравнительно в редких, хотя и имеющих большое практическое значение, случаях устанавливает новые объекты обложения, находя их среди изъятий от Гербового сбора; он исходит от действующего порядка уплаты Гербового сбора, но вводит некоторое улучшение, стремясь к большему облегчению плательщиков сбора; он не уменьшает ответственности за нарушения правил гербового обложения, но вместе с тем более справедливо распределяет ее между должностными и частными лицами; наконец, он хотя не только не уменьшает числа изъятий, а наоборот, увеличивает и расширяет их и качественно и количественно, но делает это применяясь к требованиям нового государственного строя, новым формам жизни и посему вводя изъятия там, где они вызываются соображениями или политическими или экономическими. Действующий Устав является главным образом такою же кодификацией всего законодательного материала, предшествовавшего его изданию (кроме декрета еще около 50 постановлений НКФ об изменении и дополнении подробного перечня и инструкции о порядке применения), но кодификацией, сделанной при более благоприятных условиях, после достаточного обсуждения степени годности этого материала; в нем нашли место лишь несколько законодательных новелл, не имеющих законодательных прецедентов и вызванных к жизни при составлении и обсуждении его проекта мотивами и юридического и фискального характера. В частности заслуживают внимания следующие особенности действующего Устава, отличающие его от прежнего. I. В самом Уставе: 1) установление минимума пропорционального Гербового сбора (6 коп.); 2) сокращение срока для последующей оплаты с одного месяца до двух недель; 3) установление раздельной ответственности по сделкам с участием, в качестве стороны, должностных лиц; 4) сокращение числа случаев наложения взыскания лишь на одну сторону, выдавшую документы (из этого правила исключены: а) документы, вырезаемые из корешковых книг, б) документы транспортные, выдаваемые частными транспортными предприятиями, и в) счета потребительские — по всем этим документам ответственность положена на общем основании, т. е. солидарная); 5) фиксация трехлетней давности на Гербовый сбор; 6) учреждение губернских по Гербовому сбору комиссий для рассмотрения жалоб на постановления губфинотделов о наложении гербового штрафа и предоставление плательщикам права лично или через доверенного присутствовать в комиссии при рассмотрении дела и давать объяснения. Д. В табели обложения: 1) понижение размера оплаты Гербового сбора квитанций, выдаваемых должностными лицами частным лицам по их желанию — с 15 коп. до 6 коп.; 2) установление градации засвидетельствованных доверенностей на облагаемые Гербовым сбором в 1 р. 65 коп. и в 1 рубль и обложение незасвидетельствованных доверенностей на отдельные действия (так называемых доверительных записок) Гербового сбора в 15 коп.; 3) привлечение к обложению Гербового сбора большинства надписей, ранее не облагавшихся: а) поручительных и о переводе именных процентных бумаг на другое лицо или на предъявителя и обратно — 1 руб. 65 коп.; б) передаточных на векселях и других долговых обязательствах, вкладных билетах, сохранных расписках, свидетельствах товарных складов (варрантах), исполнительных листах, талонах к ассигновкам и т. п. документах — 6 коп.; в) платежных на договорах, обязательствах и других документах — 6 коп.; г) об отсрочках на всякого рода долговых документах и обязательствах — как самые документы, так и обязательства; д) о протесте (на векселях) — 1 рубль; 4) привлечение к обложению так называемых потребительских счетов (и юридически равнозначащих с ними документов: расписок, квитанций) по словесным сделкам пропорциональным Гербовым сбором вместо простого, 6-копеечного; 5) введение в закон определения торговой сделки, как «сделки о покупке товаров для перепродажи в торговых предприятиях, материалов для переработки в промышленных предприятиях, а также о покупке используемых без погашения при торговле или в промышленных предприятиях вспомогательных материалов, например упаковочных, смазочных, топливных, осветительных и тому подобных»; 6) повышенное обложение договоров и обязательств о комиссии — 1 % (вместо 0,5 %); 7) обложение абонементных билетов, квитанций и тому подобных документов абонентного характера пропорциональным Гербовым сбором — 0,1 %; 8) обложение счетов по словесным сделкам о перевозке как договоров, то есть пропорциональным Гербовым сбором низшего оклада. III. В перечне изъятий: 1) коммерческие, предприятия, находящиеся в ведении свободных от Гербового сбора учреждений и организаций, поименованных в перечне, от платежа Гербового сбора не свободны и уплачивают его наравне с частными лицами; 2) установление схемы, по которой определяется размер не облагаемого Гербовым сбором минимума суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, а именно, если сумма документа превышает не более как в 50 раз причитающийся с него Гербового сбора (правило, не отличающееся простотой и доступностью для широких масс); 3) копии документов, свободных от Гербового сбора, также освобождены от обложения, куда бы они ни представлялись, за исключением копий акцизных и промысловых патентов и бумаг, облагаемых консульскими сборами, а также выдаваемых телеграфными учреждениями засвидетельствованных копий с отправленных телеграмм; 4) изъяты от Гербового сбора приложения к разного рода письменным обращениям в правительственные учреждения и к должностным лицам, если приложения эти сами по себе Гербовому сбору не подлежат; 5) изъяты от Гербового сбора ответы правительственных учреждений и должностных лиц на свободные от сбора письменные обращения к ним, а также ходатайства, подаваемые им о выдаче документов, свободных от Гербового сбора; 6) освобождены от Гербового сбора документы по делам здравоохранения; 7) введен ряд изъятий для сельского населения: а) для документов по делам трудового землепользования и связанного с ним землеустройства и переселения на свободные земли, б) для письменных обращений в правительственные учреждения и к должностным лицам по делам сельскохозяйственных мелиорации, по развитию специальных культур, по улучшению скотоводства и рыболовства, по развитию пчеловодства и шелководства; в) для документов по дополнительному к окладному государственному кратному страхованию строений от огня в сельских местностях; 8) изъяты от Гербового сбора копии бумаг и документов, подаваемые в судебные учреждения для сообщения противной стороне; 9) изъяты от Гербового сбора квитанции и расписки в получении содержания, зарплаты, пособий, пайков и т. п., также и из частных учреждений, предприятий и организаций; 10) изъяты от Гербового сбора жалобы (возражения) на обложение налогами и сборами, государственными и местными, за исключением жалоб, подаваемых центральным органам советской власти; 11) изъяты от Гербового сбора письменные обращения в правительственные учреждения и к должностным лицам по залогам, вносимым в казну в обеспечение исполнения договоров и обязательств; 12) § 79 Перечня предоставляет Наркомфину право освобождать от Гербового сбора всякие другие (кроме перечисленных в Перечне) документы, которые НКФ найдет необходимым освободить от Гербового сбора; это право широко использовано введением за время действия Устава весьма значительного числа изъятий, при. чем изъятия эти касались не только документов, но также юридических и физических лиц, на что Перечень права не дает. (Вообще же вопрос об изъятиях — самое уязвимое место действующего Устава.) IV. В инструкции по применению Устава: 1) указаны случаи, когда последующая оплата Гербового сбора документов не допускается: а) для документов, совершаемых при участии правительственных учреждений и должностных лиц; б) для векселей; в) для сделок, совершаемых на биржах (впоследствии Уставом допущена оплата не позже следующего за совершением сделки дня); г) для договоров с выдачей (фактической) аванса; д) для документов, выдаваемых из корешковых книг или тетрадей; 2) договоры на сумму «от — до» признаны договорами, подлежащими первоначальной оплате пропорциональным сбором по наименьшей сумме; 3) представление квитанции в оплате Гербового сбора документа наличными деньгами должностному лицу для учинения погасительной надписи не требуется; 4) правительственные учреждения и должностные лица при учинении погасительной надписи на оплачиваемом гербовыми знаками документе не входят в рассмотрение вопроса о правильности и своевременности оплаты его Гербового сбора и не несут по ней ответственности, если только сами они не участвовали в качестве стороны в совершении, выдаче, передаче, исполнении этого документа, а также в засвидетельствовании, регистрации, рассмотрении или утверждении; 5) при дополнительной оплате Гербового сбора договоров и сделок на неопределенную сумму пропорциональный сбор может быть перенесен на счет с погашением марок самими выдавателями счета; 6) погашение марок на документах может быть произведено, между прочими способами, также и специальною (второю и т. д.) подписью выдавателя документа, с перечеркиванием и проставлением даты (способ, широко открывающий путь для злоупотреблений); 7) приводится перечень документов, которые должны быть выдаваемы исключительно путем вырезывания их из корешковых книг и тетрадей с применением корешкового способа погашения марок: а) свидетельства, билеты и расписки по приему денежных вкладов, кроме вкладов на текущий счет; б) свидетельства, билеты и расписки, выдаваемые кредитными учреждениями в приеме вкладов на хранение, и магазинами, складами и т. п. предприятиями — всякого имущества на хранение; в) билеты, квитанции и т. п. документы абонементного характера, кроме абонементных железнодорожных билетов; г) счета или заменяющие их документы, выдаваемые ресторанами, кафе, гостиницами и другими предприятиями, на которые распространяется закон об обязательной выдаче счетов. V. Подробный перечень: А) Общие положения: 1) перечень изъятий дополнен здесь целым рядом существенных льгот по Гербовому сбору как для лиц юридических и физических (изъятия по субъекту), так и для бумаг и документов (изъятия по объекту), при чем в последнем случае проведено различие между изъятием для всех документов вообще и изъятием для бумаг делопроизводственных; в более развитом и детализованном виде изъятия повторены в самом Подробном перечне; 2) подчеркнуто еще раз (помимо перечня изъятий) новое правило о том, что в отношении Гербового сбора совершенно в одинаковом положении находятся бумаги как подаваемые, так и выдаваемые в ответы на них, т. е. если свободно от Гербового сбора письменное обращение, то также свободен от сбора и собственно ответ, или другая, выдаваемая в ответ бумага (документ), и наоборот, если свободен от Гербового сбора выдаваемый документ (свидетельство, справка, копия и т. д.), то не подлежит сбору и письменное обращение (ходатайство) о выдаче его; 3) впервые вводится в Подробный перечень определение понятия «копия» — «документ, заверенный или правительственным учреждением, иди стороной, выдавшей документ, либо участвовавшей в его совершении, но не той стороной, у которой находится копия»; 4) вводится правило, по которому пропорциональный Гербовый сбор не может быть ниже простого сбора IV разряда, т. е. 6 коп.; 5) вводится существенный корректив к закону (§ II Пер. изъят.) о необлагаемом минимуме суммы документа, подлежащего оплате простым Гербовым сбором, путем распространения этого правила также и на документы, подлежащие оплате пропорциональным Гербовым сбором (корректив этот вводится не в законодательном порядке). Б) В самом Подробном перечне: 1) изъяты от Гербового сбора договоры о найме рабочих не только в промышленные предприятия (заводы, фабрики и т. п.), но также и в торговые (склады, магазины и т. п.); 2) договоры с суммою «до» или «не свыше» признаны договорами на неопределенную сумму с оплатою их первоначально в 1 руб. 65 коп.; 3) договоры об отказе от договора или о его расторжении и об отсрочке исполнения договора или обязательства без увеличения суммы впервые разделены на договоры: а) с возмещением за расторжение или с вознаграждением за отсрочку — с оплатой их Гербового сбора в 0,5 % с суммы возмещения или вознаграждения и б) без возмещения за расторжение, или без вознаграждения за отсрочку, с оплатой их Гербового сбора в 1 р. 65 коп. как договоров, не подлежащих денежной оценке; 4) по принятым к исполнению заявлениям о поставке электрической энергии для освещения на неопределенную сумму пропорциональный Гербовый сбор уплачивается на счетах; от уплаты первоначального простого Гербового сбора (1 руб. 65 коп.) эти заявления освобождены; 5) обращение нескольких лиц по одному общему делу (коллективные), а также одного лица по нескольким предметам в одной бумаге оплачивается Гербовый сбор как один документ, ответы же по таким обращениям — по числу ответов; б) обращения контрагентов казны по подрядам и поставкам о выдаче им денег или о производстве расчетов, если эти обращения вытекают из принятых контрагентами обязательств и договоров и не требуют особых ответов, кроме уплаты денег и производства расчетов, от Гербового сбора изъяты; 7) изъятие от Гербового сбора обращений рабочих и служащих правительственных учреждений по делам, связанным с прохождением ими службы, распространено также и на бывших сотрудников правительственных учреждений; 8) счета на акциз, наложенный на товар, оплачиваются Гербовым сбором на общих для счетов основаниях, по характеру счетов. Наконец, из изданных впоследствии узаконений по Гербовому сбору надо указать на следующие: 1) об обложении всех без исключения выписок о рождении и смерти 15-коп. сбором, 2) валютных и фондовых сделок — простым Гербовым сбором в 6 коп., 15 коп., 1 руб. и 1 руб. 65 коп., 3) текущих счетов — простым 15-копеечным вместо пропорционального, 4) об изменении § 2 Перечня изъятий в смысле освобождения от Гербового сбора госпредприятий, состоящих на бюджете, 5) об освобождении от Гербового сбора учреждений сельскохозяйственного кредита, 6) плановых поставок минерального топлива, 7) судебных исков до 25 руб., ходатайств и жалоб по налогам до 25 руб., 8) об оплате Гербовым сбором договоров, подлежащих обязательному нотариальному засвидетельствованию в момент их подписания на общем основании, 9) о расширении корешкового способа оплаты документов Гербовым сбором путем распространения его на документы, выдаваемые из копировальных книг, 10) об изъятии от Гербового сбора: а) письменных обращений частных лиц и организаций в волостные, районные и соответствующие им исполкомы и сельсоветы по всем делам, кроме дел, касающихся торговых и промышленных предприятий, и б) письменных ответов на эти обращения; 11) об изъятии от Гербового сбора крестьянских обществ взаимопомощи, 12) об изъятии от Гербового сбора коллективных и трудовых договоров и документов по их исполнению и 13) о Гербовом сборе с документов по торговым сделкам биржевым и внебиржевым, подлежащим обязательной регистрации на бирже (пост. ЦИК и СНК от 17 сентября 1926 г.). Кроме того, имеется длинный ряд всевозможных изъятий от Гербового сбора, перечислять которые здесь нет необходимости. В настоящее время заканчивается пересмотр действующего Гербового устава с целью его упрощения и облегчения пользования им; между прочим предполагается отказаться от усиленных ставок пропорционального Гербового сбора, сократить число ставок как простого, так и пропорционального сбора, установить минимум и максимум ответственности (от — до) за нарушения Гербового устава, значительно сократить изъятия и пр.