Алексей бубырь. Дом архитектора бубыря Ф бубырь

Архитектура так называемого дома Бубыря дает право считать это строение лучшим образцом стиля северного модерна. Здание имеет П-образную форму, его главный фасад обильно украшен диковинными рисунками. Несмотря на то, что главная сторона направлена на север и на нее редко попадают солнечные лучи, рассмотреть уникальную отделку все-таки можно. Авторами этого замечательного творения стали русские зодчие Бубырь и Васильев.

Историческая справка

Новый доходный дом в начале XX века был заказан неким Угрюмовым и его сестрами – владельцами вытянутого земельного участка на Стремянской улице, на котором располагалось небольшое жилое строение, доставшееся им от родителей. Внешнее оформление «новостроя» взял на себя архитектор Васильев. Он разработал орнамент и искусно украсил фасад кирпичом, горшечным камнем, гранитом, штукатуркой. Планированием корпусов, внутренними помещениями, расположением лестниц и переходом занимался коллега Васильева Бубырь.

Строительство дома велось на протяжении двух лет, и уже вскоре после его окончания хозяева стали принимать новых жильцов. Бубырь выкупил строение, поселился в нем с семьей на 6 этаже, оборудовав там собственную мастерскую. Хозяином дома он являлся до начала гражданской войны в России. После его смерти дом национализировали.

Описание дома

Шестиэтажный дом состоит из трех корпусов, располагающихся по периметру участка. Рядом находится небольшой сквер, который огражден от двора двухэтажным строением, построенным архитектором-домовладельцем для собственного автомобиля.

Бубырь очень эффектно оформил один внутренний угол здания, оборудовав в нем лестницу, а также занятно продумал переход из комнаты в столовую на последнем этаже.

И все-таки основной «изюминкой» дома является главный фасад. Ощутимую динамику ему придают:

Мансарда;

Смещенный полукруглый эркер;

Разная форма окон;

Кованая ограда французских балконов;

Облицовка стены естественными и искусственными материалами.

Еще большую уникальность дому дарует скульптурный декор – вырубленные в камне изображения рыб, птиц, зверей, змей, диковинных животных. На поверхности оконного наличника последнего этажа – солнечные светила. Гармоничная композиция барельефов напоминает мотивы северной природы.

Романтичность облика, умелое сочетание контрастных материалов, гармония единства всех жилых корпусов позволяют восхищаться сим зданием и в наше время.

Жители доходного дома

Обитатели дома подобрались достойные, из творческой среды. Незадолго до революции в доме поселился Васильев – один из творцов этого сооружения. С наступлением перемен в России он эмигрировал за границу.

Рядом с апартаментами Бубыря снимал квартиру архитектор Ильин, ставший после революции главным зодчим Ленинграда.

После смерти Бубыря квартиру на последнем этаже занял актер и режиссер Морозов. В одной из комнат он открыл театральную студию. В этой же квартире, занимая небольшую комнатку, прожил несколько лет с женой – дочерью Морозова – Эдуард Хиль.

Дома Бубыря стал первым сооружением в Петербурге, дополненным собственным гаражом.

В актерской студии Морозова выступал со своими стихами Сергей Есенин.

В 1960-х годах на первом этаже дома появилось кафе «Эльф», действующее и поныне. Его часто посещали художники и поэты. Среди современных музыкантов здесь были замечены Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Олег Гаркуша и др.

Сегодня квартира Бубыря служит мини-отелем, хозяином которого является англичанин Джон Николсон. В комнатах гостиницы хорошо сохранились лепные потолочные элементы, дубовые двери, коридорные печи.

Алексей Фёдорович Бубырь

Дом Капустина
Основные сведения
Гражданство
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Работал в городах
Архитектурный стиль
Важнейшие постройки

Собственный доходный дом на Стремянной ул. , 11; дом Латышской церкви (Загородный просп. , 64); дом Капустина (наб. р. Фонтанки , 159)

Градостроительные проекты

жилой комплекс Бассейного товарищества (ул. Некрасова , 58-60, Греческий просп., 10-12)

Реставрация памятников

ремонт ограды Воронихинского сквера (1913)

Алексе́й Фёдорович Бубы́рь (16 марта 1876 года , деревня Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии - 1919 год , Украина) - русский архитектор, гражданский инженер, представитель русского (северного) модерна . Автор гражданских и промышленных зданий в Санкт-Петербурге , Ревеле и Сочи , а также ряда конкурсных проектов. Работал с Н. В. Васильевым и Л. А. Ильиным.

В 1903 году поступил на службу в Ведомство учреждений императрицы Марии , где участвовал в строительстве дома Петербургского коммерческого училища (ул. Ломоносова, 11), в 1913 году руководил ремонтом ограды Воронихинского сквера.

Первой работой на частного заказчика стал совместный проект с архитектором Ильиным, реализованный в 1903-1904 годах - жилой дом при лютеранской церкви св. Анны (Фурштатская ул. , 9). В дальнейшем с Ильиным Бубырь сотрудничал неоднократно. Ими в 1905-1906 годах было построено здание школы лютеранского прихода св. Анны (Кирочная ул. , 8). Вместе с Н. В. Васильевым Бубырь в 1906-1907 годах построил доходный дом на Стремянной улице (дом 11). Этот проект оказался настолько удачным, что архитектор выкупил здание и устроил в нём собственную мастерскую.

Бубырь является автором таких зданий, как торговый дом Обольянинова (Таврическая ул. , 37, 1907-1908), доходный дом Латышской церкви (Загородный пр. , 64, 1910-1912), доходный дом Капустина (наб. р. Фонтанки , 159, 1910-1912), доходный дом Визлер (Ковенский пер. , 23, 1911-1912), доходный дом Багровой (Заячий пер., 6, 1912), доходный дом (ул. Марата , 30, 1912-1915), жилой комплекс Бассейного товарищества собственных квартир (ул. Некрасова , 58-60, 1912-1914), дом Р. А. Дидерихса (Большой пр. ПС , 104, 1912-1914), здания Главной палаты мер и весов (Московский пр. , 19, 1913-1914).

Архитектурную деятельность Бубырь совмещал с преподаванием в , где до 1918 года вёл курс архитектурного проектирования. Кроме того, Бубырь участвовал в работе Общества гражданских инженеров и Петербургского общества архитекторов в качестве эксперта и секретаря конкурсных жюри.

Последней работой Бубыря стал комплекс производственных зданий завода «Русский Рено» (Б. Сампсониевский пр. , 69), построенный в 1914-1916 годах.

После 1917 года перестал получать частные заказы. Из Санкт-Петербурга он уехал на Украину , где в 1919 году погиб от рук бандитов. Место захоронения неизвестно.

Семья:

  • Жена - Юлия Андреевна Дидерихс (1883-1950), дочь последнего владельца фортепьянной фабрики «Diederichs Freres» Андрея Андреевича Дидедрихс (1866-1923).
  • Дети:
  1. Наталья Алексеевна (1904-?)
  2. Алексей Алексеевич (1907-?)
  3. Татьяна Алексеевна (1909-?)
  4. Пётр Алексеевич (1911-?)
  5. Мария Алексеевна (1913-?)

Библиография

  • Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века: Справочник / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. - СПб.: Пилигрим, 1996.
  • Бубырь А. К проекту доходного дома на Стремянной улице в Санкт-Петербурге. // Зодчий. 1906. № 52. С.522-523.
  • Бусырева Е. П., Чеканова О. А. Лев Ильин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб.: Лениздат, 1998. С.948-964.
  • Васильев Б. Л. Балконы, лоджии, эркеры в застройке Петербурга // 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. - СПб.: Альт-Софт, Белое и Чёрное, 2000.
  • Васильев Б. Л., Кириков Б. М. Творческие связи финских и петербургских зодчих в начале XX века (архитектура «северного модерна»). // Скандинавский сборник XXVI. Тарту: Ээсти Раамат, 1981.
  • Волчок Ю. П., Кириченко Е. И. , Козловская И. А. Конструкция и архитектурная форма в русском зодчестве XIX - начала XX вв. - М.: Стройиздат, 1977.
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, Санкт-Петербургское отд-ние, 1992.
  • Ильин Л. А. Мой творческий путь // Архитектура Ленинграда. 1938, № 2. С. 58-65.
  • Исаченко В. Г. Поборник нового стиля. Страницы творческой биографии А. Ф. Бубыря // Строительство и архитектура Ленинграда. 1978, № 3. С. 36-38.
  • Исаченко В. Г. Николай Васильев. // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб.: Лениздат, 1998. С. 842-861.
  • Исаченко В. Г. Алексей Бубырь. // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб.: Лениздат, 1998. С. 862-886.
  • Исаченко В. Г. Алексей Зазерский. // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. В. Г. Исаченко. - СПб.: Лениздат, 1998. С. 898-911.
  • Исаченко В. Г., Лисовский В. Г. Николай Васильев, Алексей Бубырь. СПб., 1999
  • Исаченко В. Г., Оль Г. А. Федор Лидваль. - Л.: Лениздат, 1987. С. 12-14. (Зодчие нашего города).
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб.: Журнал «Нева», 2003.
  • Кириков Б. М. Архитектурная графика петербургского модерна в собрании Музея истории г. Ленинграда // Музей 10. Художественные собрания СССР: Сборник статей / Сост. А. С. Логинова. - М.: Советский художник, 1989. С. 134-146.
  • Кириков Б. М., Штиглиц М. Санкт-Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. - СПб.: Чистый лист, 2002.
  • Кириллов В. В. Архитектура «северного модерна». - М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  • Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1978.
  • Куферштейн Е. Такие обычные дома. - СПб., 1994.
  • Лисовский В. Г. К проблеме «регионального» и «национального» в архитектуре петербургского модерна. // 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. - СПб.: Альт-Софт, Белое и Чёрное, 2000.
  • Лисовский В. Г. Мастер школы национального романтизма // Строительство и архитектура Ленинграда. 1975, № 4. С. 42-44.
  • Лисовский В. Г. «Национальный стиль» в архитектуре России - М.: Совпадение, 2000.
  • Лисовский В. Г. Петербургские архитекторы Н. В. Васильев и А. Ф. Бубырь // Архитектура и графика. Краткие содержания докладов к XXVII научной конференции ЛИСИ. Л., 1969. С. 41-45.
  • Лисовский В. Г., Исаченко В. Г. Николай Васильев. Алексей Бубырь. - СПб.: Белое и чёрное, 1999.

Бубырь Алексей Фёдорович

1876 – 1919 г.г.

В 1876 году в Екатеринославской губернии появился на свет известный архитектор Бубырь Алексей Фёдорович. В 1897 году юный Алексей поступил в петербуржский Институт гражданских инженеров. Первой его работой стал дом №9 по Фурштатской улице, который находится при лютеранской церкви. Данный дебютный проект стал успешным, поэтому вскоре последовали и другие проекты, получающие высокую оценку критиков и экспертных комиссий с хорошими денежными премиями. Бубырь стал автором множества общественных, частных и промышленных зданий Петербурга, которые отличались незаурядностью облика и индивидуальностью стилевого решения.

Алексея Фёдоровича можно по праву считать выдающимся представителем северного модерна. Особой популярности данного направление в архитектуре приобрело в начале 20-го века, а Бубырь стал одним из первых, ощутивших веяние нового времени. В работах А.Ф. Бубыря в стиле северный модерн отличаются строгостью и лаконичностью, без вычурности, но с своей экстравагантностью.

Стоит внимания дом №11, расположенный на углу Стремянной улицы и Поварского переулка, поражающий своей уникальностью. Дом так и назван «домом Бубыря». Арка из красного гранита с высеченными по обеим сторонам изображениями чудовищных рыб одновременно поражает и восхищает. С парадного входа, прямо в камне, вырублены птицы-стражники. При этом они абсолютно разные: одна - серьезная с сердитым взглядом с сторону прохожих, а другая – поникшая с печальным взглядом, клюв ее прижат к крылу. Фасад полнится изображениями змей, рыб, сказочных птиц, человеческих масок, мотив северной природы. Проект был таким удачным, что сам Бубырь не устоял и выкупил этот дом, где устроил личную мастерскую.

Другим уникальным творением стал доходный дом К.И. Капустина №159, что на набережной Фонтанки. Этот дом занимает обширное пространство и является центром среди разновысотных и непрезентабельных сооружений. Дом монументален и лишен каких-либо мелких деталей. Его архитектура характеризуется несколькими взаимосвязанными осями симметрии. И даже в ненастье и плохую погоду, он всем своим видом олицетворяет надежность крова и символизирует защиту от всех невзгод.

Бубырь совмещал архитектурную деятельность с преподаванием. Так, он вел курс в Институте гражданских инженеров. Но после революции остался без дела - не было частных заказов, был отстранен от преподавательской деятельности. Бубырь переехал на Украину, где, в самом расцвете сил, был убит бандитами в 1919 году. Ему было всего 43 года. Хоть нет сведений о месте его могилы, осталось множество удивительных домов в Петербурге, выступающих в качестве лучших памятников выдающемуся зодчему.

Алексей Федорович Бубырь (1876-1919) родился 16(28) марта 1876 г. в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (Днепропетровская область Украины). В 1902 году он блестяще окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, затем поступил на службу в Канцелярию по учреждениям императрицы Марии, занимавшуюся делами учебных и благотворительных заведений страны. Участвовал в постройке Коммерческого училища на улице Ломоносова.
Деятельность Бубыря началась в довольно благоприятных условиях строительного подъема, он получил возможность быстро реализовывать свои замыслы.
В среде архитекторов и у широкой общественности возник интерес к новой архитектуре, появилось стремление преодолеть архитектурную «отсталость» страны. Авторы отстаивали рационализм и демократизацию архитектуры, что было благосклонно воспринято не только интеллигенцией, но и купечеством. Новые веяния встречали порой враждебное отношение со стороны старых архитекторов. Молодым архитекторам-новаторам приходилось утверждать свои взгляды в журнальных статьях, на собраниях и конференциях, на выставках, но самое главное в практике. Бубырь был одним из тех, кто быстро понял требования нового времени.

В 1903 году Алексей Фёдорович женился на Юлии Андреевне Дидерихс, дочери владельца фабрики фортепианных изделий «Братья Дидерихс». До постройки дома на Стремянной улице, 11, семья жила в большом новом доме на углу Слоновой (ныне Суворовский пр.) и Таврической улиц, построенном архитектором А. В. Кащенко в 1901 году. В семье родилось пятеро детей. Увеличившаяся семья требовала средств, Бубырь много и успешно работал.

В 1905 году Бубырь приобрел участок на Стремянной, 11. Несмотря на то, что Невский в двух шагах, это не самое лучшее место в Московской части. Главный фасад дома по Стремянной ул. проектировал Н. В. Васильев.

На фасаде дома интересное сочетание облицовочных материалов – пютерлаксский рапакиви, финский горшечный камень и грубая штукатурка.

В журнале «Зодчий», 1906 №52, гражданский инженер А. Бубырь опубликовал описание дома и проект фасада:

«В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отделанные. Все квартиры (кроме квартиры в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням. Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы. Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах - финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде (табл. №54); в верхнем этаже и местами в третьем и четвертом этажах - шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицовать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота - железные, кованые».

Месторождений горшечного камня в мире очень мало. Добыча в промышленных масштабах есть только в Швеции и Финляндии. В России горшечный камень добывают в Карелии и немного на Урале. У нас горшечный камень называют камнем северного модерна, так как он стал популярен в конце XIX - начале XX века. Камень легко режется ножом, его можно пилить пилой для дерева. Камень по цвету имеет все оттенки серого, выглядит благородно. Широко использовался для отделки фасадов зданий. Резные изображения сов, зайцев, кикимор, пауков, гадов, папоротников и грибов из горшечного камня можно увидеть на многих домах построенных в стиле северный модерн. Можно добавить, что камень не впитывает воду и обладает прекрасной теплоемкостью, поэтому сейчас на рынке предлагаются камины, изготовленные из горшечного камня.

Наверно этот дом является самым ярким образцом северного модерна, который в Финляндии называют «национальным романтизмом». Только у Сааринена его гельсингфорсская «Похъела» очень серьезна (Калевала и всё такое), а у Бубыря и Васильева получился веселый «зверский» стиль. Это настоящая добрая лесная сказка. Когда бежишь мимо, то все эти кикиморы, гады, рыбы, елочки-грибочки не очень заметны. Надо просто остановиться, поднять голову, смотреть и слушать поэзию архитектуры. Ни один мотив на фасаде не повторяется. Удивительное сочетание романтического начала и трезвого расчета, который так необходим каждому домовладельцу.

Пютерлаксский рапакиви:

Совы:

Много сов:

Грибные цветы

Солнечные зайчики:

Солнце и звезды на небесном своде

Грибы в лесу:

Лесной балкон на «берегу медного озера»:

Противоположный «берег»:

Ещё одно грибное место:

Бубырь с семьей жил на шестом этаже. Его мастерская выходила в открытый двор, окнами на юг (сейчас сверху надстроена ещё мансарда). Бубырь отличался необыкновенным трудолюбием, он не умел и не любил отдыхать. Проектирование и строительство занимали у него всё время. Обычно он работал одновременно над несколькими проектами, кроме того преподавал в Институте гражданских инженеров, участвовал в работе Обществе архитекторов в качестве эксперта, члена жюри, консультанта. Трудился и был счастлив.

Когда началась мировая война Алексей Фёдорович отправил семью на свою родину на Украину. После революции он перестал получать заказы на проектирование и строительство, был лишен возможности преподавать. Бубырь уехал к семье на Украину. В 1919 году его жизнь трагически оборвалась, он погиб от рук украинских бандитов. Место захоронения неизвестно.

Алексей Бубырь

Рубеж XIX и XX столетий… В архитектурной летописи нашего города это, наверно, не самая яркая страница. Тем не менее она также заслуживает внимания исследователей и, несомненно, таит немало интересного для всех горожан. Более скромные по своим художественным качествам, чем представительные ансамбли центральных проспектов и площадей, сооружения той поры, среди которых преобладают жилые дома, продолжают служить новым поколениям. Они прочно вошли в рядовую застройку знакомых нам улиц и вместе с признанными памятниками зодчества придают Петербургу неповторимое своеобразие.

А.Ф. Бубырь

В начале XX века в городе на Неве трудилось немало крупных мастеров, чья творческая деятельность все еще не осмыслена с достаточной полнотой. В их ряду видное место занимает Алексей Федорович Бубырь (1876–1919). «Превосходный строитель, организатор и принципиальный поборник нового стиля в архитектуре», – так, вспоминая о годах совместной работы, говорил о нем известный советский зодчий Л.А. Ильин. В 1902 г. А.Ф. Бубырь окончил Петербургский институт гражданских инженеров, где получили прекрасную подготовку многие архитекторы того времени. Студенты и педагоги института стремились к поискам новых выразительных архитектурно-планировочных и конструктивных решений, интересовались не только искусством, но и техникой.

А.Ф. Бубырь быстро включился в архитектурную жизнь столицы, уверенно вырабатывая свой творческий почерк. В многочисленных конкурсных проектах, часть которых выполнена совместно с Л.А. Ильиным и Н.В. Васильевым, нетрудно обнаружить качества зрелых произведений мастера. Рациональная планировка зданий, тщательная разработка вопросов освещения и ориентации помещений получали высокую оценку.

Образцом подобного здания можно считать проект дома Безобразовой в Демидовом переулке (ныне – пер. Гривцова), выполненный совместно с Л.А. Ильиным и осуществленный с некоторым изменением фасадов, внесенным Ю.Ю. Бенуа. Контуры участка, примыкавшего к Екатерининскому каналу (ныне – канал Грибоедова), оказались не очень удобными. Но А.Ф. Бубырь сумел найти удачные соотношения площадей помещений и дворов. Единство главных и внутренних фасадов, рациональная планировка здания дали основание современникам назвать его «удачным образчиком современного типа обывательского дома».

Стремянная улица, д. 11

Подобными достоинствами обладают доходный дом на Фурштатской ул., 9, и «элементарная школа» на Кирочной ул., 10, также созданные в соавторстве с Л.А. Ильиным. Оба здания занимают важное место в городской застройке, расположены рядом с фельтеновской церковью Св. Анны, а их дворовые фасады образуют единую пространственную среду. Объемное решение школы вытекает из планировочной ситуации: незначительные размеры участка и необходимость разместить большое количество помещений обусловили возведение пятиэтажного корпуса с двумя входами (для мальчиков и девочек) и пологими лестницами. Строительные и отделочные работы отмечены чрезвычайно высоким качеством. Как и в ряде последующих сооружений, А.Ф. Бубырь применил здесь финляндский камень, гранит, красный и серый облицовочный кирпич. Использование для отделки долговечных местных материалов – характерный прием в архитектуре начала XX века, не потерявший своего значения и по сей день.

Лучшие произведения А.Ф. Бубыря характеризуются выразительностью облика, лаконичностью форм, рациональной структурой. Архитектор умел гармонично сочетать современные ему строительные конструкции и отделочные материалы с новой пластикой, свободной от мелочного декора. Если многие представители петербургского модерна примыкали к его декоративистскому направлению, то А.Ф. Бубырь, подобно Н.В. Васильеву и И.А. Претро, тяготел к системе, в которой угадываются предпосылки функционализма 1920-х годов. В то же время построенные им здания по-своему нарядны, что вытекает, в частности, из творческого осмысления традиций русской северной и скандинавской архитектуры.

Дом № 11 на Стремянной улице, спроектированный совместно с Н.В. Васильевым (1907 г.), обладает почти всеми особенностями, которые в полной мере проявились в произведениях А.Ф. Бубыря. Сам автор подчеркивал, что основное внимание он уделял тщательной разработке планировочной структуры и сочетанию облицовочных материалов.

Контрасты фактуры различных поверхностей – штукатурки, гранита и тесаных деталей, их тонкая полихромия вносят известную живописность. Ритмика проемов, пластика стены придают асимметричной композиции главного фасада уравновешенность. Столь же выразительно трактованы дворовые фасады с тонкими переходами объемов и разнообразием оконных проемов.

Стремянная улица, д. 11. Деталь фасада

А.Ф. Бубырь участвовал в разработке проектов и крупных общественных сооружений, например больницы имени Петра Великого в Петербурге (совместно с Н.В. Васильевым). Замысел отличался ансамблевым подходом к архитектурному решению, внимательно продуманной ориентацией корпусов и системой освещения. Еще более совершенным был конкурсный проект театра-курзала в Ессентуках (1909 г.), получивший 1-ю премию. Показательно, что в первую очередь отмечалась «красота превосходно разработанного плана». Характерны для А.Ф. Бубыря удачные соотношения площадей главных и вспомогательных помещений; просторные фойе, широкие коридоры открывали возможность для выполнения в будущем художественного декора.

Ясно выраженная индивидуальность архитектора способствует узнаваемости его творческого почерка, проявляющегося в различных работах. Таков крупнейший курортный комплекс «Кавказская Ривьера» в Сочи (построен в 1909 г.), ставший по ленинскому декрету, первым курортом для трудящихся Советской республики. Примечательные качества архитектурно-художественного стиля зодчего раскрываются в ряде жилых зданий, построенных в Петербурге (1910–1912 гг.). Дом на Николаевской улице (ныне – ул. Марата, 30) отличается лаконичностью, выделяющей его из окружающей эклектичной застройки. Большое эмоциональное воздействие на зрителя оказывает дом № 159 на набережной реки Фонтанки. Примененные здесь материалы – кирпич, черепица, гранит, цементная штукатурка – подчеркивают пластику стен и основные членения фасадов. Фактурные и цветовые сопоставления плоскостей помогают постичь модульную систему, присущую целой группе зданий этого периода творческой деятельности архитектора. Ритмика проемов и простенков соответствует внутренней структуре дома. Это сооружение играет важную роль в формировании застройки набережной. Его мощный объем и выразительный силуэт вступают в самые разнообразные взаимосвязи с окружающими домами, скульптурами сфинксов и фонарями.

Рис. В.Г. Исаченко. Набережная реки Фонтанки, д. 159

Функциональной обоснованностью построения архитектурного организма, логической закономерностью мышления отличается дом № 64 на Загородном проспекте. Здесь также можно заметить новое понимание тектоники стены. Разнообразной группировкой проемов и балконов архитектор добивается впечатления большой насыщенности стен.

Рис. В.Г. Исаченко. Загородный проспект, д. 64

Здесь, как и в доме на Фонтанке, особенного внимания заслуживают дворовые фасады с тщательно выверенными соотношениями высот, согласующиеся с размерами дворовых участков и мягким очертанием домов в плане. Простыми средствами А.Ф. Бубырь создает развитую пространственную среду, крупными членениями добивается ощущения пластического богатства. Напряженность образов, некоторая суровость, но без сухости в какой-то степени напоминают некоторые графические листы М.В. Добужинского.

А.Ф. Бубырь придает важное значение силуэту здания – с этим связана детальная разработка выразительной композиции завершений. Перепады кровли, мансардные этажи, башенки, высокие фронтоны часто являются «украшением» построек. Верхний этаж зодчий любил оформлять полуколонками, оживляющими ритм оконных проемов. Этот мотив повторялся и в других частях зданий, способствуя выявлению их структуры. Объединенные с балконами, эти элементы придают фасадам индивидуальную трактовку.

Еще одна особенность творческого почерка архитектора – использование черепичных покрытий на выступающих элементах главных и дворовых фасадов. Этот прием он применял тактично, достигая значительных декоративных эффектов.

Рис. В.Г. Исаченко. Ковенский переулок, д. 23

Рис. В.Г. Исаченко. Заячий переулок, д. 6

А.Ф. Бубырь активно внедряет в строительную практику железобетонные конструкции; так, одним из первых он вводит для доходных домов новый тип междуэтажных перекрытий, обладающих высокой огнестойкостью (система французского инженера Кулару). Подобные перекрытия были применены в доме № 23 в Ковенском переулке. Это здание характеризует дальнейшее развитие творческих принципов зодчего, его тяготение к большей лаконичности выразительных средств. Естественные отделочные материалы с разнообразной фактурой поверхности сменяются здесь штукатуркой, сочетающейся с гранитом в первом этаже. Архитектурный образ создается выразительным силуэтом кровли и рисунком окон, прорезающих толщу стены. Небольшие выступы на фасадах, эркеры, подоконные плиты вызывают богатые светотеневые эффекты.

Не менее интересен дом № 6/18 на углу Заячьего и Дегтярного переулков, близкий по решению к только что рассмотренному. Двухцветные фасады, характерные для построек А.Ф. Бубыря 1910-х годов, имеют четкие вертикальные членения, что придает им стройность и изысканность. Наиболее интересен угол здания, остроумно смягченный вертикальной раскреповкой первого и второго этажей и необычной композицией балконов.

В начале 1910-х годов формируются большие городские кварталы, продолжается застройка ряда улиц. Интересный комплекс возник на новом отрезке Большого проспекта Петроградской стороны – от Каменноостровского проспекта (от площади Льва Толстого) до набережной Карповки. Среди зданий, построенных А.Е. Белогрудом, К.И. Розенштейном, А.И. Нидермейером, С.С. Корвин-Круковским, стоит и монументальный дом № 104, созданный А.Ф. Бубырем. Сооружение характерно крупными формами, пластической насыщенностью. Первый и второй этажи выделены офактуренными рустами, остальные объединены декором. Своеобразно выполнены дворовые фасады с использованием отделочного кирпича и полуколонок. Планировка этажей обусловлена группировкой помещений вокруг двора, близкого к квадрату. Все элементы здания, вплоть до рисунка оконных переплетов и чугунных ворот, тщательно продуманы архитектором и выдержаны в едином архитектурно-художественном стиле. Еще интереснее был первый вариант решения, оставшийся неосуществленным. Не менее интересны дома на Таврической ул., 37, на Лиговском пр., 125, и корпуса завода «Русский Рено» на Б. Сампсониевсокм пр., 69.

Рис. В.Г. Исаченко. Таврическая улица, д. 37

А.Ф. Бубырь активно работал также над созданием театров, чрезвычайно плодотворно сотрудничая с Н.В. Васильевым. Проекты зодчих, отмеченные пониманием специфики театральных зданий, выделялись лаконичностью, функциональной обоснованностью объемно-планировочных решений, сдержанной пластичностью. Они совершенно лишены стремления к ложной монументальности и отражают демократические тенденции своего времени. Эти качества проявились в премированных конкурсных работах для Тамбова, Ессентуков и, наконец, в осуществленном проекте театра в Ревеле (Таллин, Пярнумантеэ, 5). Авторы одержали победу в творческом состязании, в котором участвовали их коллеги из Германии, Австрии и Финляндии. Ревельский театр (1910 г.), созданный в традициях характерной для этого города плитняковой архитектуры, является одним из лучших зданий Таллина начала XX века. Гибкая планировочная структура, взаимосвязь помещений во многом определили живописный объем сооружения, его связь с окружающей городской средой. В отделке фасадов А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев использовали красный кирпич, что придало зданию черты, созвучные облику старого Таллина.

В те же годы А.Ф. Бубырь совместно с Н.В. Васильевым строит в Таллине завод и особняк для его владельца Лютера.

С именем А.Ф. Бубыря связано проектирование и строительство многих других крупнейших сооружений в Петербурге. Он участвовал в поисках планировочного решения дома 1-го Страхового общества (Каменноостровский пр., 26–28); в разработке конструкции купола мечети. Именно А.Ф. Бубырю и Н.В. Васильеву принадлежит окончательный замысел Бассейного кооператива (дома № 58–60 на ул. Некрасова).

Здания, возведенные по проектам зодчего, отмечены высоким качеством строительных и отделочных работ. Отличаясь чрезвычайной требовательностью и энергией, архитектор не допускал недоброкачественного отношения к труду. Много внимания А.Ф. Бубырь уделял инженерной части проектов, эстетическому осмыслению конструктивных элементов, внедрению железобетонных конструкций. Вплоть до 1918 года он преподавал в Институте гражданских инженеров один из важнейших предметов – конструктивные чертежи, а также архитектурное проектирование. А.Ф. Бубырь вел активную работу в Обществе гражданских инженеров в Петербургском обществе архитекторов в качестве эксперта и секретаря судейской комиссии по рассмотрению проектов крупнейших сооружений России.

В своей насыщенной творческой деятельности архитектор соприкасался с живописцами И.Е. Репиным, Б.М. Кустодиевым, актерами Л.В. Собиновым и А.В. Неждановой, скульптором С.Н. Судьбининым. Еще более близкие отношения связывали А.Ф. Бубыря с Д.И. Менделеевым и его семьей. Великий ученый, сам пробовавший силы в искусстве, привлек нескольких архитекторов к проектированию комплекса зданий Палаты мер и весов на Забалканском проспекте (ныне – Московский пр., 19). В их числе были А.И. Гоген, С.С. Козлов и др. Уже после смерти Д.И. Менделеева А.Ф. Бубырь построил здесь крупное трехэтажное здание – корпус № 2 (1913–1914 гг.). Удачные пропорции, прорисовка деталей, использование рустовки характеризуют А.Ф. Бубыря как архитектора высокой культуры, свободно владевшего традиционными приемами петербургского классического зодчества. В эти же годы он надстроил третий этаж корпуса № 1 и возвел на нем обсерваторию.

Человек большой одаренности и работоспособности, А.Ф. Бубырь прожил короткую жизнь – 43 года. Погиб от бандитской пули в 1919 году на Украине. Поражает то, что всего за 13–14 лет творческой деятельности он сумел так много сделать. Жилые здания, театры, учебные заведения, административные, медицинские учреждения и промышленные здания получили в проектах зодчего самые прогрессивные решения. Далеко не все замыслы осуществлены, однако и созданного вполне достаточно, чтобы оценить вклад А.Ф. Бубыря в развитие архитектуры.

Для современных мастеров наследие зодчего поучительно его умением лаконичными средствами добиваться сильного эмоционального воздействия. Различные сочетания одних и тех же элементов, тщательно выверенные соотношения больших масс и деталей придают его постройкам свежесть и остроту. Единство экстерьеров, интерьеров и городской среды, своеобразное преломление принципов национального северного зодчества – эти качества делают творчество А.Ф. Бубыря ярким явлением в отечественной архитектуре начала XX века. Его имя не забыто, а лучшие произведения взяты под государственную охрану. Среди его учеников и сотрудников – великий ленинградский зодчий А.С. Никольский.

Из книги История группы «Звуки Му» автора Гурьев Сергей

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора

Из книги Мастера и шедевры. Том 3 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Алексей Венецианов 1780-1847 Алексей Венецианов был одним из немногих, кто даже не делал попыток поступить в Академию художеств. Переехав в Петербург из Москвы, он обратился за помощью к Боровиковскому и под его началом постигал основы живописи. Копировал произведения

Из книги Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков автора Исаченко Валерий Григорьевич

Алексей Саврасов 1830-1897 В конце 90-х годов XIX века ученики Московского училища ваяния и зодчества часто могли видеть у дверей оборванного старика нищего.– Подайте бывшему профессору… – опустив глаза, бормотал он.Кто-то подавал, большинство пробегало мимо, считая старика

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Алексей Боголюбов 1824 – 1896 Есть художники, жизнь которых протекает тихо, скромно, без эффектных взлетов и стремительных падений. Стержнем жизни и творчества таких людей является только один принцип – «полезность». Боголюбов был именно таким – полезным всем.

Из книги Художники автора Дангулов Савва Артемьевич

Алексей Данилович Кившенко (1851–1895) «Кого приготовляет Академия? Знают ли конкуренты на Большую золотую медаль и особенно г. Кившенко, удостоенный этой медали, что-либо из истории искусства? Где он поместил своих пирующих на браке: в проходе ли нынешнего гостиного двора

Из книги "Тектоника". Лучшее. 94-98 автора Горцев Сергей

Алексей Зазерский Начало XX века отмечено в нашем городе выдающимися достижениями в области архитектурной мысли, сложными, подчас противоречивыми исканиями, интересными градостроительными замыслами, смелыми инженерными разработками. Одним из видных деятелей этого

Из книги автора

Алексей Захаров Всего несколько лет продолжался петербургский период творчества талантливого архитектора, гражданского инженера Алексея Александровича Захарова (1882–1967). Уроженец Усть-Ижоры, представитель старинного купеческого рода, он ярко проявил себя возведением

Из книги автора

Алексей Морозов Так уж сложилось, что нам почти ничего не известно о деятельности выдающихся инженеров, работавших в области гражданского строительства. Между тем, когда в 1988 году в связи со 100-летием возведения всемирно известной Эйфелевой башни Научно-техническое

Из книги автора

Алексей Тарасович Марков 1802–1878 Марков родился в Новгороде. Его отец окончил Петербургскую Императорскую академию художеств, но впоследствии стал часовщиком. Сам Марков тоже поступил в Академию художеств и учился под руководством знаменитых живописцев того времени:

Из книги автора

Алексей Васильевич Тыранов 1808–1859 Тыранов родился в городке Бежецке Тверской губернии в мещанской семье. Он учился в уездном городском училище и отличился успехами в рисовании. Когда директора училища перевели в Тверь, он взял с собою Тыранова, потому что считал, что у

Из книги автора

Алексей Александрович Васильев 1811–? Васильев происходил из дворян, учился в университете, как вольноприходящий посещал классы Петербургской Императорской академии художеств, потом стал учеником А. Г. Венецианова. В 1845 году за портрет художника А. Е. Егорова Васильев

Из книги автора

АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ Была поздняя осень сорок третьего года. Снег еще не выпал, но туманы заволокли землю. Вылет был назначен на предрассветный час, но аэродромная метеостанция не давала погоды. К утру туман едва размыло ветром, и самолет поднялся, взяв курс на Харьков. В

Из книги автора

АЛЕКСЕЙ БОРИСОВ ("НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ") Концерты в Смоленске: 1987 год (СФМЭИ) 1989 год (СФМЭИ) 1991 год (СФМЭИ) 1992 год (ДК профсоюзов) 1995 год (Клуб "Дискавери") Организатор: Сергей Горцев А. Борисов: "За нами прочно закрепилась репутация интересной некоммерческой группы... " Теперь